Скачать 473.55 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу всеобщей истории период История Древнего мира 5 Б, В классы Рабочая программа составлена на 20010– 2011 учебный год. Учитель: Горбачева Елена Геннадьевна. Количество часов по плану: 70часов в году(2часа в неделю). Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования. Ориентиром для составления данной учебной программы послужила Примерная программа Основного общего образования По истории. Примерная программа непосредственно используется в качестве рабочей программы при тематическом планировании курса. В связи с отсутствием интегрированного учебного курса «Краеведение» с VI по IX класс материал содержательной линии «История родного края» включен в соответствующие уроки, где его рассмотрение мотивировано логически и хронологически. В курсе История Древнего мира учитель счёл возможным выделить два отдельных урока по одной из тем регионального компонента. Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по истории Древнего мира. Учебно-методический комплект для обучающегося: 1. Саплина Е.В., Саплин А.И., Ляпустин Б.С. История Древнего мира. Учебник. 5 класс. Дрофа, 2007г. 2. Саплина Е.В., Саплин А.И. История древнего мира. 5 класс. Рабочая тетрадь. Дрофа, 2007 г. 3. Саплина Е.В., Саплин А.И. История Древнего мира. 5 класс. Методическое пособие. 4. Атлас и контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс, М., Дрофа, ДИК, 2007 г. Методическая литература и дидактические материалы: 1. Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. М., «ВАКО», 2004 г. 2.Сухов В.В., Абдуллаев Э.Н., Жигирева Е.Г., Морозов А.Ю. История Древнего мира и Средних веков 5 – 6 классы. Дидактические материалы. 3. В.К. Романовский Символы Российской государственности. М.: Русское слово, 2002. 4. Презентации по всем темам учебного курса, в том числе 50% авторских. Приложение № 1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСТОРИИОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ |
№ | Раздел: | № урока в разделе | Тема урока. Основные элементы содержания и понятия; региональный компонент. | Умения: |
1. Сентябрь (9 уроков) 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Октябрь (8уроков) 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. Ноябрь (9) 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. Декабрь (7уроков) 28. 29. 30. 31. 32. 33. | Что изучает история (6 часов) Первобытное общество (9часов) Древний Восток. (23ч.) Древний Египет. (10ч.) Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья (13ч.) | 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10. 1 2 3 4 5 6 7 8 | Введение.Что изучает история. Исторические вспомогательные дисциплины. Метрология, нумизматика, бонистика, палеография, сфрагистика, геральдика. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Археология, Этнография. Ход времени и способы его измерения. Хронология. Исторические события. Причинные связи между событиями. Происхождение имен и фамилий. Ономастика. Антропонимика. Этнонимика. Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта. Топонимика. Понятие «Первобытность» и «Древний мир». Хронологические рамки древней истории. Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства. 1.Знания первобытных людей о живой природе. 2.Знания их о неживой природе. 3.Знания о времени и его счёт. 4.Понятие религии. Причины её возникновения. 5.Магия в жизни первобытных людей. 6.Тотемические верования. Тотем. 7.Роль шамана в жизни рода и племени. Урок-экскурсия. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. 1.Природно-климатические условия в нашем крае. 2.Приход первых жителей нашего края. 3.Занятия и умения первых жителей края. 4.Приход нового населения в 3 тысячелетии до н.э. 5.Новые умения и орудия жителей края. 6.Родовой строй древних жителей края. Саамы, сейды, нойды, лабиринты, кувакса, вежа, керёжа, гирвас, важенка, петроглифы. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. 1.Раскопки на острове Большой Олений. 2.Данные археологии о занятиях, орудиях, верованиях древних жителей края. 3.Особенности погребений на острове Большой Олений. 4.Жилища древних жителей края. 5.Верования древних жителей края. Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. 1.Неолит. Неолитическая революция. 2.Как изменилась жизнь людей после их перехода к производящему хозяйству. Ремесло. 3.Переход от родовой общины к соседской. 4.Сравнить родовую общину и соседскую. 5.Появление частной собственности, неравенства и знати. Появление обмена. 6.Изменения в культуре в эпоху неолита. Менгиры. Мегалиты. Дольмены. Повторительно - обобщающий урок по теме:«Первобытность» Урок-резерв Игра по теме: «Первобытный человек». Переход от первобытности к цивилизации. Понятие цивилизации и её признаки. Открытие Египта. 1.Понятие цивилизации. 2.Признаки цивилизации. 3.Древнейшие цивилизации Земли. 4.Общее в жизни древнейших цивилизаций. 5.Открытие Египта. Древний Египет: природные условия, население. 1.Местоположение Египта. 2.Природно – климатические условия. Оазис. 3.Роль Нила в жизни египтян. 4.Труд древних египтян по орошению и осушению почвы - ирригация.Шадуф. 5. Египет – это «дар Нила»? Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. 1.Общество Древнего Египта. 2.Жизнь и труд ремесленника. 3.Жилище и быт ремесленника. 4.Положение ремесленника в обществе Древнего Египта. 5.Крестьяне – общинники. Жизнь, быт. 6.Труд крестьянина . 7.Крестьяне - воины и строители пирамид. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. 1.Рабы в доме вельможи. (вельможа, фараон, раб). 2.Рабы фараона. 3.Источники рабства. 4.Труд рабов и их роль в хозяйстве Древнего Египта. Возникновение государства в Древнем Египте. 1.Что такое страна. 2.Что такое государство. 3.Борьба номов. 4.Борьба царей Северного и Южного Египта. 5.Возникновение единого государства. 6.Признаки государства. 7.Функции государства в древности. Фараон, жрецы, чиновники. 1.Структура египетского общества. 2.Власть и полномочия фараона. 3.Что такое деспотия. 4.Обязанности и жизнь чиновников в Древнем Египте. 5.Роль жрецов в обществе Древнего Египта. 6.Равенство в бесправии перед фараоном. Религия древних египтян. Мифы о богах. 1.Зверобоги первичной цивилизации. 2.Отражение в религии условий труда и жизни. 3.Отражение в религии устройства общества Древнего Египта. Язычество. 4.Священные животные. 5.Сила жрецов в Древнем Египте. 6.Реформа фараона Эхнатона. 7.Мифы. Миф об Осирисе и Исиде. Храмы и пирамиды. Скульптура. 1.Мегалитические сооружения в Египте. Пирамиды. 2.Храмы богов. 3.Скальные погребения фараонов и жрецов. 4.Загадки пирамид. 5.Убранство храма. 6.Особенности архитектуры Древнего Египта. 7.Особенности скульптуры Древнего Египта. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте. 1.Возникновение научных знаний. 2.Календарь египтян. 3.Египетская медицина. 4.Школа для мальчиков. 5.Иероглифическое письмо. Повторительно - обобщающий урок по теме: «Древний Египет». Древнее Междуречье: природные условия, население. 1. Местоположение, климат и природа Междуречья. 2. Первые жители Месопотамии. 3. Ирригация в Двуречье. Наводнения. Потоп. 4. Занятия жителей Междуречья. 5. Города-государства и их правители. 6. Зиккураты. 7. Клинопись. Писцовые школы. Сказания о героях и богах 1. Боги Шумера и Аккада. 2. Миф о потопе. Утнапиштим. 3. Поэма о Гильгамеше. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи 1. Библейское сказание о Вавилонском столпотворении. 2. Законы «царя справедливого». 3. Анализ текста законов. 4. Чудеса Вавилона в эпоху его расцвета. 5. Вавилон при царях Набопаласаре и Навуходоносоре. Ассирийская держава 1.Раскопки на холме Нимруд. 2. Успехи ассирийцев в военном деле: 3. Завоевания ассирийцев. 4. Ниневия – столица Ассирии. 5. Глиняная библиотека в Ниневии. Царь Ашшурбанапал. 6. Ценностные ориентации ассирийцев. Палестина. Природные условия, занятия жителей. Религиозные верования. 1.Племена иври. Кочевое скотоводство. 2. Ветхозаветные пророки. 3. Десять заповедей. 4. Война за Ханаанскую землю. 5.Цари Израильского государства. 6. Мудрость Соломона. 7. Судьба государства евреев. | Сформулировать понятия. Приводить примеры. Соотносить год с веком. Устанавливать причины событий. Исследовать историю своей семьи. Читать условные обозначения по исторической карте. Наносить события на ленту времени, Работать с текстом, самостоятельно формулировать понятия. Составить рассказ по иллюстрации Соотнести орудия труда с периодом Умение сравнивать. Определять роль религии для первобытного человека. Соотносить события мировой истории с событиями на территории края. Вести простейшую исследовательскую работу. По исторической карте выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать события по заданному признаку. Выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий; определять причины и следствия исторических событий По карте показывать территории расселения народов, границы государств, города. Вести счёт лет в истории. Обобщать, делать выводы Описывать памятники культуры на основе текста и иллюстрации. Объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов. Ориентироваться по исторической карте, составлять рассказ по карте. Составлять рассказ по плану. Работа с текстом, решение различных учебных задач. Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; группировать исторические явления и события по признаку. Описывать памятники культуры на основе текста и иллюстрации. Определять значение религии в обществе, значение достижений мировой культуры для современного общества; Ориентироваться по исторической карте, правильно пользоваться ею Понимать отличия причины от следствия, устанавливать причину событий. Вести простейшую исследовательскую работу. Уметь анализировать исторические источники. Ориентироваться по исторической карте, анализировать исторические источники. Извлекать информацию из мифа. использовать текст исторического источника при ответе на вопросы Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы. Высказывания собственных суждений. Оценка событий. Показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, реки, города; давать описание исторических событий и памятников культуры. Умения работы с картой, обобщать материал. описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстраций. Соотносить даты событий всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий; Высказывать свое отношение к наиболее значительным событиям, достижениям мировой культуры; Работа с картой. Характеристика исторической личности, Работа с картой,рассказ по конспекту. |