Скачать 83 Kb.
|
«История одного города» - «странная и поразительная книга» Цели урока: на основе наблюдения, исследования подвести учащихся к пониманию особенностей жанровой природы произведения, идейного содержания, способствовать формированию логического мышления, развитию коммуникативных умений (умения вести диалог с автором и друг с другом). План урока: 1.Подготовка к восприятию. (Учащиеся формулируют проблемы урока, анализируя слово учителя.) -По словам Н. Гоголя, «смеясь, человечество расстаётся со своими недостатками». А по мнению М.Салтыкова-Щедрина, «смешное всего страшнее».Почему людей так пугает смех?(Ученики говорят о том, что каждый боится быть осмеянным, каждому хочется быть в глазах других уважаемым, авторитетным, непогрешимым, а смех вскрывает недостатки, обнажает то некрасивое, что каждый хочет скрыть.) -Вспомните, было ли что-то, что показалось смешным в книге «История одного города»? (Ученики называют события, образы…) -Может ли кто-нибудь из вас утверждать, что глубоко понял произведение, хорошо разобрался в прочитанном? -И. Тургенев назвал «Историю одного города» «странной и поразительной книгой».(Запись темы.) Эти слова сказаны в19 веке, но и сейчас, в 21, она продолжает ставить перед вдумчивым читателем вопросы, загадывать загадки. Определим 3 проблемы нашего урока. Прослушав предлагаемые мной высказывания, назовите направления нашей интеллектуальной работы.
-Итак, что нам предстоит исследовать? (Ученики называют три проблемы:1)секрет публикации книги в годы реакции; 2) вопрос о жанровой природе произведения; 3) раскрытие замысла автора.) 2.Восприятие. Осознание. Осмысление. - Обратимся к первой проблеме. Но для начала решим, почему публикация могла стать проблемой. Вспомним содержание главы «От издателя».
- Закончите вывод, подсказанный издателем, допишите тезис: «История одного города – это…в миниатюре». («История одного города – это история государства Российского миниатюре».) -Рассмотрим главу «Обращение к читателю». 1)Что говорит новый повествователь, летописец, о своих намерениях, цели повествования?) 2)Если история города – это история государства, то градоначальники – это …(Русские самодержцы, правители империи.) 3)Сколько их представлено в произведении? (22. ) - Если учесть, что первым русским самодержцем, первым помазанником Божиим считается Иван Грозный, в 1547 году венчавшийся на царство, то окажется, что к моменту выхода книги в свет Россией формально правили 22 царя. -Разберёмся в содержании главы «О корени происхождения глуповцев». Прослушав художественный пересказ, скажите, как возникло название глуповцы. (Пересказ главы подготовленным учеником . Учащиеся отмечают, что своё название глуповцы получили, так как пригласили со стороны правителя -тирана, уничтожив демократическое устройство общественной жизни.) -Карточка-информатор №1.Прочтите, сопоставьте с только что рассмотренным фрагментом художественного произведения. Укажите черты сходства и отличия. КАРТОЧКА №1 Н. М. Карамзин : «Начало Российской истории представляет нам едва ли не беспримерный в летописях случай: славяне добровольно уничтожают своё древнее народное правление и требуют государей от варягов, которые были их неприятелями. Везде меч сильных или хитрость честолюбивых вводили самовластие…В России оно утвердилось с общего согласия граждан». (Ученики указывают на различие в манере изложения : историк сообщает факты, писатель их художественно переосмысливает, создавая яркий образ. Сходство очевидно : оба автора пишут об одном и том же.) - Итак, почему публикация книги должна была стать проблемой ? (В книге – сатира на русскую историю.) - Что же помогло М. Салтыкову-Щедрину замаскировать истинное содержание? (Эзопов язык – язык, нарочито затемнённый, полный недомолвок, намёков. ) - Продолжаем работу по разрешению первой проблемы. Поможет нам анализ главы «Опись градоначальникам». Начнём с толкования лексического значения слова опись. (Опись – это перечень учитываемых предметов.) - Как использование слова опись раскрывает авторское отношение к градоначальникам? (Демонстрирует их неспособность мыслить, градоначальники представляются неодушевлёнными предметами, восковыми фигурами…) - Познакомимся выборочно с нашими героями, их деяниями. (Чтение фрагментов, заполнение таблицы :
- Сатирические образы, созданные сатириком, не могли не привлечь внимания художников. Познакомимся с удивительным содружесквом – Кукрыниксами.(Сообщение ученика, просмотр слайдов презентации. Комментарий к слайдам № 6 Мелкими штрихами очерчен портрет агрессивного Бородавкина, который мечтал покорить Византию, но вместо этого сперва выступил походом против глуповцевЮломая и сжигая их слободы, а затем начал походы против просвещения. № 7 Точно по Щедрину изобразили неряшливого, пьяного спящего Фердыщенко, которому распутная девка Домахаразрисовывает угольком лицо. №8 Лицемер и сластолюбец Грустилов притворялся благочестивым, он изображён в облике Александра 1. Его военную форму : треуголку, лосины, высокие сапоги - дополняют женские детали: пелерина, пышный голубой бант на груди, девичий румянец фальшивой застенчивости.) - Итак, градоначальников мы представили, читая страницы книги, увидели ,благодаря работам Кукрыниксов. Попробуем теперь, вернувшись к словам М. Салтыкова-Щедрина «смешное всего страшнее», прокомментировать их применительно к градоначальникам. (Страшно жить под началом этих смешных в своём ничтожестве существ, так как крайняя ограниченность, облечённая властью, давит всё живое.) - Какой излюбленный писателем приём сатирического изображения использован в книге? (Гротеск.) - Дайте определение. - Обратимся к карточке №2. Прочтите. Вычлените функции этого приёма. КАРТОЧКА №2 Гротеск – эффективная форма художественного обобщения действительности, способная вскрыть противоречия жизни и сделать их предельно наглядными, зримыми. Функции гротеска: 1.Выступает как средство сатирического преувеличения. 2.Является формой иносказания. - Сделайте вывод : для чего писателю понадобился гротеск? (Чтобы вскрыть язвы общества, указать путь к избавлению от них.) - Подведём итог: опубликовать книгу, обойти цензуру писателю помогло использование…(гротеска, эзопова языка.) - Вторая проблема урока – жанровая природа произведения . Прослушайте сообщение. Запишите в тетради, к каким жанрам относят исследователи книги. (Проверка записанных в тетради выводов осуществляется учеником, делавшим сообщение : ученик открывает заранее сделанную запись на доске, читает, класс при необходимости вносит коррективы в свои записи.) - Хочу предложить ещё одну версию : «История одного города» - антиутопия. 1) Вспомним этимологию слова утопия : u – нет, topos – место; eu – благо, toopos – место. Соединив значения этих слов, скажите, что изображает утопия.( Блаженное место, которого нет.) 2) Анти – против. Что такое антиутопия? ( Произведение, отрицающее возможность построения идеального государства.) - Познакомимся ближе с правителем, жизнь и подвиги которого описаны наиболее детально. Кто это? (Угрюм-Бурчеев.) - Поработав в четвёрках, заполните его личное дело.(План дан в карточке: 1)характерные качества; 2)портрет; 3)взор; 4)сравнение; 5)образ жизни; 6)история возвышения; 7)деятельность-подвиг. Проверка: выступления групп, при необходимости коррекция.) - Рассмотрите иллюстрацию Кукрыниксов, изображающую Угрюм- Бурчеева . Объясните выбор красок. (Серовато-голубые тона, характеризующие казарменный тип общества, тусклую, серую жизнь, лишённую радости, счастья.) - Обратимся к фрагменту романа Н. Г. Чернышевского «Что делать», к четвёртому сну Веры Павловны. Рассмотрите таблицу, послушайте комментарии её автора, Приготовьтесь, работая в четвёрках, заполнить вторую часть.
- Подведём итог: какое произведение и почему отнесёте к жанру утопии, какое – антиутопии? - Почему жизнь, которую строил Угрюм-Бурчеев нельзя назвать нормальной? - В каком государстве и при каком режиме власти существовала такая жизнь? - Мы добрались до замысла. Допишите тезис: «История однооого горда» - сатира на…»(«самодержавно-крепостническое устройство России.») 3.Подведение итогов. - Дайте ответы на три вопроса, поставленные нами в начале урока. - Всё ли стало ясно в «странной и поразительной» книге?Попробуйте дать ответ на ещё один вопрос: что такое некое грозное ОНО, которое надвигается на Угрюм-Бурчеева? Сатирик вновь не даёт ответа. |