Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 229.52 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации31.10.2013
Размер229.52 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
Пояснительная записка

рабочей программы по истории Татарстана и татарского народа
Рабочая программа по истории Татарстана и татарского народа предназначен для учащихся 10-11 классов для ознакомления их с основными этапам и событиями в истории Республики Татарстан в целом, и пародов ее заселяющих, в частности, начиная с первобытнообщинного строя на территории Среднего Поволжья и гунно -тюркских традиций.

Коренные изменения, происходящие в нашем государстве и обществе с последних десятилетий XX века, вызвали невиданный до настоящего времени рост национального самосознания народов России. А в связи с этим возник и все возрастающий интерес к проблемам и вопросам, связанным с состоянием и развитием истории, культуры, традиций и обрядов своего народа. Во многих национальных регионах России все больше внимания уделяется поиску своих национальных корней, возвращению, а иногда и восстановлению из руин, своего многовекового прошлого. В данном случае не является исключением и история народов, населяющих территорию Республики Татарстан, в том числе и история татарского народа.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Структура документа

Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения тематических блоков; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.

Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям по истории Татарстана и татарского народа. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры.

Особенностью курса истории Татарстана и татарского народа, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне, является его непосредственная связь с задачами профилизации образования и организацией довузовской подготовки учащихся. В связи с этим предполагается не только объемное наращивание содержания курса истории, но и, прежде всего, формирование более высоких требований к уровню подготовки учащихся, развитие у них умений и навыков, личностных качеств, необходимых для успешного продолжения обучения в высшей школе. Одновременно профильная модель исторического образования решает те же воспитательные задачи, которые являются главенствующими на базовом уровне. Изучение истории должно быть направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью Татарстана во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира.

Основные содержательные линии программы профильного уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов – «Истории Татарстана и татарского народа». Изучение истории Татарстана и татарского народа на профильном уровне основывается на проблемно-хронологическом подходе и принципах системного исторического анализа. Основным объектом изучения является специфика развития исторически возникших сообществ (цивилизационных, культурных, конфессиональных, национальных), их ментальные и институциональные (политико-правовых, экономических, социокультурных) особенности.

С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории Татарстана и татарского народа программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для X-XI классов:

Классы

Объем учебного времени за год

(федеральный компонент)

Кол-во часов в неделю

Разделы программы



История России





X класс

XI класс

10-е классы – 10 ч.


11-е классы – 10 ч.


2 ч.


11А- 2 ч.

11Б- 4 ч.

История Татарстана и татарского народа

(с др. времен до сер. XIX в.)
История Татарстана и татарского народа

(2 пол XIX.– начало XXI вв.)


Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта и дополнительной литературы для учебных тем, впервые введенных в программу:

И.А. Гилязев, В.И. Пискарев, Ф.Ш. Хузин

История Татарстана и и татарского народа. 10 класс Казань.: «Хэтэр», 2008

Б.Ф. Султанбеков, А.А. Иванов, А.Г. Галлямова. История Татарстана XX- началоXXI века. «Хэтер», 2006
• Карты изучаемого периода.

• Электронные средства обучения: мультимедиа, компьютер, ноутбук, диски с материалом по истории России. В рабочей программе нашли отражение все изменения по исключенному для преподавания материалу и введенному для изучения впервые, внесены дополнения к установленное плана в виде перечня понятий, отрабатываемых на уроках.

Главной целью реализации данной программы является обеспечение знаний обучающимся на профильном уровне, ориентация способных к гуманитарному образованию на повышенном уровне, подготовка к участию в олимпиадах разных уровней.

Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся через информационную, исследовательскую, проектную деятельность.

Реализация программы исторического образования на профильном уровне предполагает особую значимость межпредметных связей. Углубленное изучение курса истории не только связано с подготовкой учащихся к возможному поступлению на исторические факультеты высших учебных заведений, но и является частью общей системы предвузовской гуманитарной подготовки. В связи с этим, особенно важным представляется формирование целостной интегративной модели гуманитарного образования, где тесная взаимосвязь в преподавании профильных предметов может существенно повысить общее качество образования и обеспечить высокий уровень овладения учебными умениями и навыками, необходимыми для продолжения обучения в системе высшего профессионального образования.
Цели

Изучение истории Татарстана и татарского народа на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;

  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин;

  • овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;

  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории Татарстана и татарского народа .

Место предмета в базисном учебном плане

Данная учебная программа отводит по 10 часов для обязательного изучения учебного предмета «история Татарстана и татарского народа на ступени среднего (полного) общего образования в10-х и 11-х классах на профильном уровне, из расчета по 2 учебных часа в неделю и в 11Б классе соц.-гуманитарного профиля, из расчета по 4 учебных часа в неделю

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Именно при профильном изучении истории принципиально важное значение приобретает участие учащихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, в том числе развитие умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приемами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Специфика целей и содержания изучения истории на профильном уровне существенно повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся, в объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию. Особенностью системы исторического образования на профильном уровне является тесная взаимосвязь с подготовкой учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.
Требования к уровню подготовки выпускника
В результате изучения истории Татарстана и татарского народа на профильном уровне ученик должен

знать/понимать

  • факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса;

  • понимать процессы исторического развития Татарстана с древнейших времен до наших дней, место и роль региона и народов его заселяющих в истории России и в мировой истории в целом.

  • принципы и способы периодизации истории Татарстана и татарского народа;

  • важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу

  • обладать теоретическими знаниями о закономерностях, тенденциях и основных этапах политического, социально-экономического и культурного становления Республики Татарстан.

  • ориентироваться в исторических терминах и понятиях, этапах исторического развития общества и становления государственности, а также в фактическом материале курса.

  • особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;

  • историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;

  • взаимосвязь и особенности истории Татарстана и татарского народа, национальной и региональной; конфессиональной, этнонациональной, локальной истории;

уметь

  • проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);

  • классифицировать исторические источники по типу информации;

  • приобрести навыки работы со справочным материалом и литературой, навыки самостоятельного анализа явлений общественной жизни прошлого и настоящего Республики Татарстан.

  • использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;

  • различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;

  • использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;

  • систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;

  • формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;

  • участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;

  • представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями;

  • учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;

  • осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином своей Родины.

Результаты обучения

Результаты изучения предмета «История Татарстана и татарского народа» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися (содержательный компонент примерной программы построен с учетом двухуровневой модели обязательного минимума содержания стандарта исторического образования – курсивом обозначена та часть учебного материала, которая обязательна для изучения, но не является объектом контроля и оценки знаний учащихся).

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих психолого-возрастным особенностям учащихся на ступни среднего (полного) общего образования и целям исторического образования на профильном уровне (в том числе: проводить комплексный поиск информации, осуществлять критику источника, систематизировать информацию, использовать методы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа; формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, участвовать в индивидуальной и групповой исследовательской работе, представлять ее результаты в различных формах и др.).

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке (в том числе: для понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций; определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

10 класс-10 ч.
Проблемы этногенеза татарского народа. 1ч.

Татары и их предки. К истории проблемы. Происхождение (этимолология) этнонимов «татары», «булгары», «тюрки». Новейшие исследования по этой проблеме.
Дотюркское население Средней Поволжья и Приуралья. 1 ч

Первобытнообщинный строй на территории современного Татарстана. Субрегиональные археологические культурные общности. Ананьинская, Пьяноборская культуры. Именьковские племена. Палеолит, бронзовый и железный века на территории Республики Татарстан.
Древнейшие тюркоязычные племена: гунны, протобулгары и др. 1ч.

Хунно-гуннские тюркоязычные племена и их предки. Гуннская конфедерация. Шаньюй Модэ. Военная демократия. Великое переселение народов: роль гуннов в распаде Великой Римской Империи и перекрое карты Европы периода раннего средневековья. Создание гуннской империи на территории Западной Евразии ( 2-ая пол. 4 - сер. 5 вв н.э. ). Расцвет государства при Атилле. Распад союза гуннских племен, их уход в Причерноморье.
Великий Тюркский каганат. Образование. Расцвет. Упадок. Западно-Тюркский каганат и Восточно-Тюркский каганат. 1 ч.

Возникновение Великого Тюркского каганата (Сер. 6 - сер. 7 вв. н.э.) - Создание на Алтае: первого тюркского государства. Великий вождь Ашина. Этнический состав. Подчинение племен Центральной и Средней Азии. Язык. Религия. Культура. Социально-политический и экономический строй. Причины распада. Появлепие новых тюркоязычных государственных образований. Западно- и Восточно-Тюркские каганаты. Дальнейший распад тюркоязычного мира и возникновение новых государственных образований: Кимакский каганат. Аварский каганат. Хазарский каганат. Государство гуннов-савиров. Великая Венгрия. Великая Булгария.

Ранние болгары. Великая или Приазовская Болгария. Кубрат хан. Мифы и исторические факты. 1 ч.

Протобулгары в Восточном Приазовье и Причерноморье (4 -7 вв. н.э.). Возникновение первого булгарского государственного образования ((Великая Болгария» (20- гг. 7 в. н.э. - 2-ая пол. 7 в. н.э.). Государство одного правителя. Кубрат хан.: легенды, мифы, быль. Общественно-политический строй и причины распада государства. Основные направления миграции и дальнейшая судьба булгарского населения. Роль Великой Булгарии в становлении государственности волжских булгар Волжско-Камской Булгарии.
Раннефеодальное государство Волжско-Камская Болгария. Политико-государственная и этно-культурная история (Государственный строй. Административное управление, политика. экономика, культура). 1 ч.

Этнические процессы в 6 - 9-ые века н.э. на территории Среднего Поволжья и Приуралья. Финно-угорские племена. Проблема тюркизации региона.

1. Волжская Булгария до завоевания татаро-монголами.

Возникновение 1-ого государства на территории современного Татарстана. Границы Волжской Булгарии. Начало формирования единого булгарского этноса на базе консолидации тюркских племен. Взаимоотношения с Хазарским каганатом и другими соседними народами. Политический строй. Хозяйственный и социальный строй. Переход к оседлому образу жизни. Ремесла и торговля. Товарно-денежные отношения. Военное дело. Культура и религия. Принятие ислама. Международные связи булгар.

2. Волжская Булгария в составе Золотой Орды. Монгольское вторжение, судьба булгарского государства и булгарского этноса. Включение Волжской Булгарии в Джучиев Улус. Постепенное возрождение земледельческой культуры, традиционных ремесел и торговли. Чеканка собственной монеты. Постановление городов и экономических и культурных связей со Средней Азией, Русью, Закавказьем. Образование 2-ух крупных княжеств: Булгарского и Жукотинского. Приток в Булгарию кипчакоязычных тюрков-кочевников. Разгром монгольской империи Тимуром Тамерланом (1395 г.). Распад Золотой Орды и возникновение татарских ханств Казанского, Сибирского, Касимовского, Крымского, Астраханского, Ногайской Орды и Большой Орды. Роль Волжской Булгарии и Золотой Орды и становлении государственности татарского народу

Казанское ханство. Сохранение преемственности в политическом устройстве, экономике, культуре.

1 ч.

1. Образование и расцвет Казанского ханства (1437 -1487 гг.) Перенос центра этнополитического развития волжских булгар на северо-западные территории. Причины возвышения Казани. Казанское княжество -продолжатель государственных и культурных традиций Волжской Булгарии. Улу Мухамед. Утверждение на Казанском престоле Ордынской династии. Социально-экономический и политико-государственный строй Казанского ханства. Административное деление. Социальная структура населения. Духовная культура. Письменность. Образовательная система (мектебе и медресе). Рост городов. Расцвет ремесла и торговли.

2. Эпоха Московскою протектората ( 1487 - 1521 гг.). Взятие Казани Иваном 111 в 1487 г., выход Москвы из-под даннической зависимости Казанскому ханству. Наличие в ханстве сильной про-московской партии. Мухамед-Эмин на Казанском престоле как ставленник Москвы. Хан Шах-Али и его про-московская политика. Торговые и политические отношения с Россией. Противоборство про-русской и про-крымской партий главный фактор политической нестабильности Казанского ханства.

3. Период правления Крымской династии (1521 - 1551 гг.). Взаимоотношения Казанского и Крымскою ханств (военно-политический союз). Переход ханского престола к династии Гиреев. Подготовка войны с Казанским ханством. Правление ханов Сахиб-Гирея и Сафа-Гирея. Регентство царицы Сююмбике при малолетнем сыне Утямыш-Гирее. Обострение отношений с Московским государством.

4. Падение Каннского хамства (1551 1552 гг.). Покорение народов края (1551 - 1556 гг.). Усиление угрозы со стороны Москвы. Подготовка войны с Казанским ханством. Казанские походы. Поход 1552 г., осада и взятие Казани. Падение Казанского ханства. Причины поражения. Борьба народов края против оккупации (оборона Чалымской крепости. Политика хана Али-Акрама.). Покорение Казанского ханства -начало превращения Московского княжества в многонациональную Российскую империю. Вопрос о захвате Казанского ханства как одна из проблем

Казанский край в составе русского многонационального централизованного государства ( 2-ая половина ХУ1 - ХУ11 вв.) 1 ч.

Начало колонизации края. Экономическая и социальная политика царского правительства на завоеванных территориях Казанского края. Организация военного и административного управления Казанским краем во 2-ой пол. 16 в. Приказ Казанского дворца и новые административные учреждения. Казанская епархия. Первые православные церкви и монастыри. Миссионерство. Политика этнической ассимиляции и христианизации местного населения. Миграция русского населения на Среднюю Волгу. Социально-экономическое развитие края во 2-ой пол. 16 - 17 вв. Упадок ремесел и торговли, расстройство экономической жизни. Основные группы населения края: занятия и положение. Постепенный подьем экономики края, развитие ремесел и торговли, появление слобод. Казань - крупный экономический и торговый центр России. Социальная и религиозная политика царского правительства в Среднем Поволжье в 17 в. Народы Среднего Поволжья в движении С.Разина

Среднее Поволжье и составе Российской империи в 18 в. 1 ч.

Народы среднего Поволжья в период Петровских преобразований. Образование Казанской губернии (1708 г.). Увеличение численности населения. Урабанизационные процессы. Сословный строй ( категории населения ). Социально - экономическое и культурное развитие кран и 18 и Обмирщение культуры. Появление капиталистических элементов в экономике края. Особенности развития промышленности. Товарное производство и торговля. Новая система налогообложения: подати, сборы, повинности. Особенности пол тики царского правительства по отношению к нерусскому населению края в 1-ой пол. 18 в. Политика насильственной христианизации и русификации нерусских народов края. Контора Новокрещенских дел. Увеличение числа и роли монастырей и православного духовенства в распространении православия в регионе. Запрещение проповедования ислама. Лука Конашевич. Особенности налоговой политики по отношению к нерусскому населению края. Первая волна иммиграции татар на восток и юго-восток страны (Приуралье, Урал, Сибирь). Изменение политики царского правительства по отношению к нерусским народам края во 2ой пол. 18 в. Екатерина 1 I и политика «просвещенного абсолютизма». Народы среднего Поволжья в восстании под предводительством Е.И.Пугачева. Последствия восстания. Изменение политики царского правительства по отношению к нерусским народам. Политика лавирования. Разрешение проповедовать ислам. Учреждение Муфтията, Духовного собрания мусульман, Татарской ратуши. Восстановление и строительство мечетей. Открытие новых мектэбе и медресе. Восстановление прав татарского дворянства. Поддержка мусульманского купечества и предпринимательства. Роль татарских слобод в экономической жизни «русской» Казани. Особенности развития татарской культуры в 18 в. Зарождение татарского просветительства.
Казанская губерния в 1 пол.XIX вв. 1 ч.

1. Казанская губерния в 1-ой пол. XIX в. Рост численности населения. Полиэтничность региона. Социально-экономическое развитие края. Изменения в сельском хозяйстве и положении крестьянства. Кризис крепостной системы. Движения социального протеста. Категории российского крестьянства и региональные особенности. Налоги, сборы и повинности. Сословный строй. Развитие промышленности. Торговля и складывание общероссийского рынка. Начало промышленного переворота. Татарское предпринимательство. Экономические и социальные последствия перемен. Казанский край и Отечественная война 1812 г.: Казанское ополчение. Помощь населения армии. Кавалерист-девица И.А.Дурова. Декабристы и Казань. Культура края в 1-ой пол. XIX в. Открытие Казанскою университета (1804 г.) и его роль в развитии духовной культуры народов Поволжья. Образование. Наука. Общественная и просветительская мысль. Издательское дело и периодическая печать. Художественная культура: литература, театр, живопись. Татарское просветительство.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

11 КЛАСС-10 Ч.

Казанская губерния во 2 пол.XIX вв. 1 ч.

Казанская губерния в пореформенный период. Реформы 60-х гг. XIX в.: условия и итоги преобразований. Противодействие реформе: позиция казанского дворянства. Крестьянское движение в ответ на реформу 1861 г. (разочарование). Бездненское восстание. Куртинская панихида.

Социально-экономическое и политическое развитие Казанской губернии в 60 - 90-е гг. XIX в. Появление капиталистическою уклада и сельском хозяйстве.

Расслоение крестьянства. Промышленность. Города и торговля. Формирование новых классов. Сословия. Общественное движение 70 90-х гг. Распространение народничества. Студенческие волнения. Распространение марксизма. Причины зарождения и развития татарского национального движения. Особенности национальной политики царского правительства в XIX в. Христианизация и русификация по «системе Н.И.Ильминского». Ваисовское движение. Татарское просветительство 2-ой пол. XIX в. Ш.Марджани. К.Насыйри и др. Джадидизм. Кадимисты и джадидисты. Рост национальною самосознания татар. Подъем национальной культуры. Борьба за создание татарской периодической печати. Наука и культура в Казанском крае во 2-ой пол. XIX в. Образование. Периодическая печать и литература. Художественная культура и искусство.
Казанская губерния в начале XX века (1900 -1917 гг.). 1 ч. Особенности социально- экономического развития. Население. Промышленность. Транспорт. Торговля. Положение рабочего класса. Сельское хозяйство Усиление расслоения крестьянства. Казанская губерния в годы перкой российской революции. Начало XX века: переломный период в развитии национального самосознания татарского народа. Национально-демократическое движение и его дифференциация. Политические силы в крае. Кризис идеологии татарского либерализма. Национальное движение. Программа партии «Иттифак». Мусульмане в государстве иной Думе,

Развитие татарской культуры в начале XX века. Образование. Литература. Книгоиздательское дело и периодическая печать. Театр. Музыка. Изобразительное искусство. Февраль 1917 г. Падение самодержавия. Революционные события и возникновение новой власти. Общественно-политическая жизнь в крае. Национальное движение. Всероссийские мусульманские съезды в Москве и Казани. Национальное собрание (Милли меджлис). Культурно-национальная автономия и другие варианты национального самоопределения татарского народа. Концепция Урало-Волжских штатов («Идель-Урал штаты»).

В годы революций и гражданской войны 1ч.

Край в Февральской революции 1917 г.Вооруженное восстание в Казани в октябре 1917. и край.

Край в годы Гражданской войны. Национально-культурная автономия, самоопределение, «Идель-Урал штат», милли-меджлис, Комуч, республика
Татарская республика в 1920-е гг. 1 ч.

Проведение новой экономической политики в нашей республике. ТАССР в годы «восстановительного периода». НЭП, продналог, рабфак
В условиях ускоренной модернизации. 1 ч.

Индустриализация и коллективизация в республике, методы и итоги их проведения. Культурное строительство в годы первых пятилеток.«Большой террор» в Татарии. ТАССР в предвоенные годы.

Индустриализация, коллективизация, «Большой террор». Репрессии, раскулачивание
Республика в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). 1 ч.

Перестройка жизни республики на военный лад. Герои республики на фронтах и в тылу врага.

Экономическое и духовное развитие республики в годы войны. Земляки района в годы войны.

Эвакуация, тыл.Девятаев М., М. Джалиль, Г. Гафиятуллин., П.М. Гаврилов, М. Сыртланова
Республика в послевоенный период. 1 ч.

Социально-экономическая жизнь республики в 1945-1953 гг. Ужесточение политическое режима и идеологического контроля. Развитие социально-экономической жизни в данный период. Итоги новой волны массовых репрессий.
Республика в середине 1950-начале 1960-х. 1 ч.

Социально-экономическое, политическое и духовное развитие республики в данный период. Индустриальный потенциал республики.
Республика во 2 половине1960-х- 1980-х гг. На этапе перестройки. 1 ч.
Основные тенденции и противоречия социально-экономического развития республики. Обществено-политическая и духовная жизнь республики Экономические и политические преобразования в республике в годы перестройки. Стагнация, «застой», номенклатура, диссидент Перестройка, гласность, ускорение, талон.
Татарстан на рубеже XX-XXI вв. 1 ч.

Республика в условиях рыночных преобразований. Политическое и культурное развитие Татарстана на рубеже XX-XXI вв. Суверенитет, этнокультурный, приватизация

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск