Конспект урока обществознания в 11 классе
«Нации и межнациональные отношения»
Задачи урока:
Знать, что такое этнос и этнические общности.
Понимать смысл основных понятий темы: нация, национализм, нацизм, сепаратизм, менталитет, самосознание.
3. Знать причины межэтнических конфликтов и пути их решения.
4. Уметь анализировать явления современной социальной жизни с применением полученных знаний.
5. Уметь объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
6. Уметь выстраивать взаимоотношения и организовывать совместную работу в группе.
Этап урока
| Содержание
| Компетенции
| 1.
Мотивационный
| Ученикам предлагается ответить на вопросы:
Зачем нам изучать эту тему?
Кто является источником власти в России?
Сколько народностей проживает на территории нашей страны?
Что такое «этнос»?
О каких межэтнических конфликтах вы слышали?
Что такое толерантность?
| Коммуникативные: выстраивать диалог друг с другом и с учителем
| 2.Целеполагание
| Учащиеся формулируют проблему «Как необходимо выстраивать взаимодействие в многонациональном мире»?
Ставят задачи изучения темы.
| Общеучебные
| 3.Актуализация знаний
| Приведите в соответствие таблицу, аргументируйте свою точку зрения
Этническая
общность
| Тип общества
(Стадиальный)
| Тип общества
(формационный)
| род
| Индустриальн.
| феодализм
| племя
| Традиционное
| капитализм
| народность
| Информационн
| первобытное
| нация
|
|
| Учащиеся вспоминают два подхода к изучению развития общества, сопоставляют периоды формирования этнических общностей и исторические условия, отраженные в разных типологиях.
| Мыслительные
| 4.Изучение нового материала
| 1.Наша тема сегодня «Нации и межнациональные отношения». Есть разные определения понятия «нация». Задание: сравнить 2 определения, выписать из них признаки этнических общностей, найти отличия, объяснить их суть.
1.Историческая общность людей, характеризующаяся общностью происхождения, языка, территории, экономического уклада, а также психического склада и культуры, проявляющихся в этническом сознании и самосознании.
2.Исторически сложившаяся общность людей на основе общности территории,
экономического уклада, системы политических связей, языка, культуры и психологического склада, проявляющегося в общегражданском сознании и самосознании.
Учащиеся выписывают признаки этнических общностей. Объясняют, что определения отличаются акцентом в одном случае на этническую сущность, а в другом на общегражданское сознание. Делают вывод, что нация еще и политическое объединение. Записываем определение «нации»:
Автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам.
Что такое национальность? Чем отличается это понятие от понятия «национализм»? В каком смысле чаще упоминается понятие «национализм»?
1. Преданность своему народу.
2. Защита национального единства или независимости.
3. Всеобщая приверженность и верность своей нации.
4. Приверженность к нации или стране, когда национальные интересы ставятся выше личных или групповых интересов.
5.Инстинкт национального самосохранения, вера в силу своего народа; преобладание интересов нации над всеми другими (государства, партий и т.п.), приводящее к способности нации эффективно бороться с враждебными инородными элементами.
Какое определение вам больше нравится и почему? Изменилось ли ваше понимание смысла термина «национализм»?
2.Что такое межэтнические отношения? В современном мире параллельно идут два противоположных процесса, связанные с межэтническими отношениями: интеграция и дифференциация. Что это за процессы? Привести примеры, отражающие их сущность. (Евросоюз, распад СССР). Какой процесс приводит к межэтническим конфликтам?
Записываем определение «межэтнический конфликт».
3.Работа в группах. Учащимся предложены тексты с описанием межэтнических конфликтов (Уничтожение евреев нацистами, Палестина-Израиль, Англия – Ирландия, Югославия - Албания) Задание: кратко пересказать суть конфликта для одноклассников и вычленить причину конфликта.
Учащиеся представляют результаты, записывают причины конфликтов.
Территориальные — борьба за изменение границ.
Экономические — борьба этносов за обладание
ресурсами.
Социальные — требования гражданского равно-
правия, равенства перед законом.
Культурно-языковые — требования сохранения
или возрождения, развития языка, культурной общности.
Работа с понятиями «сепаратизм» и «ксенофобия».
4.Возвращаемся к поставленной проблеме: как
выстраивать межнациональное, межэтническое взаимодействие, чтобы избегать конфликтов?
Учащиеся предлагают свои решения проблемы.
5.Работаем с учебником Боголюбова «Обществознание, 11 класс: профильный уровень», стр.93. Задание: представить свое понимание как можно на практике использовать названные средства урегулирования конфликтов.
1 группа: пути предотвращения конфликтов (правовые механизмы, переговоры, информация о мерах предотвращения конфликта).
2 группа: признание и уважение многообразия культур, приверженность идеям мира, неприятие насилия в отношениях между народами;
3группа: развитие и постоянное функционирование демократии, обеспечение реализации прав и свобод личности, независимо от национальной принадлежности;
4 группа: нацеленность государственных органов, средств массовой информации, образования, спорта, всех форм литературы и искусства на формирование у граждан, особенно молодежи, культуры межэтнического общения.
Представление результатов работы.
| Общеучебные, мыслительные, метапредметные
коммуникативные
| 5.Рефлексия
| Можно ли представить современный мир без межнациональных конфликтов? Какие причины возникновения конфликтов вы считаете основными и почему? Выполните тест
| общеучебные
| 6.Домашнее задание
| Найти в СМИ информацию о межнациональных конфликтах и проанализировать её с точки зрения:
Причин возникновения
Способов урегулирования данного конфликта (какие из названных на уроке способов были использованы и насколько эффективно).
| метапредметные
| На уроке используется Презентация
|