Скачать 195.76 Kb.
|
Урок русского языка в 5 классе по теме «Буквы О-А в корне – ЛАГ- ЛОЖ-» Цели: 1) повторить и систематизировать изученный материал по теме «З-С на конце приставки», выработать способ действия при выборе орфограммы с чередованием гласных в корнях, формировать у учащихся умение узнавать безударные гласные буквы О – А в корнях с чередованием; 2) развивать умение самостоятельно находить в словах изученные орфограммы; способствовать развитию у учащихся речи, мышления, памяти, языкового чутья; 3) воспитывать бережное отношение к слову, любовь к родному языку, интерес к его изучению. Задачи: • выяснить, когда в словах с корнями –лаг-, -лож-, пишется а и о; • научиться видеть и выделять в слове орфограмму; • уметь отличать слова с чередованием в корне от одинаково звучащих и пишущихся слов, не связанных по лексическому значению. Тип урока: урок изучения нового материала, урок-исследование Оснащение урока: карточки, компьютер, учебник «Русский язык» авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, учебная программа «Фраза», толковый словарь Ожегова Класс разделен на группы. ХОД УРОКА
- Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я знаю: каждый в классе гений. Но без труда талант не впрок. Приложим ум наш и уменья И вместе сочиним урок. Мои соавторы и судьи, Оценкой вас не накажу. За странный слог не обессудьте, А дальше прозой я скажу.
И дохлые кружочки! Согнулись будто старички И свесились со строчки. Ну и толстуха буква «А»! Ну, просто как лягушка! У «Я» свернулась голова, У «Е» пропало ушко. А это что за ерунда? Четыре палки скачут. Все наклонились кто куда, Как наш забор на даче! -О чём же это стихотворение? - А вы, ребята, умеете красиво и аккуратно писать? Конечно, умеете, но не всегда соблюдаете культуру письма. Поэтому и получается в тетради так, как об этом написала Римма Алдонина -Как в стихотворении высмеивается некрасивое письмо? Какими способами достигается шутливо-ироническое впечатление? (Используются слова в переносном значении: «дохлые кружочки», «У «Е» пропало ушко», «У «Я» свернулась голова», яркие сравнения: «согнулись будто старички», «просто как лягушка». Они придают тексту особую выразительность.) - Согласны ли вы с тем, что иметь разборчивый почерк – это одно из правил вежливости? - Запишем в тетрадях красиво, аккуратно сегодняшнее число, классная работа. - Ребята, вспомните, что называется чередованием? (Замена одних звуков другими в одной морфеме). - Какие примеры чередования звуков вы видите в тексте стихотворения? (Крючки/крюк, кружочки/круг, старички/старик, строчки/строка, ушко/ухо, голова/глава, скачут/скакать/вскочить, наклонились/кланяться/наклон).
Верно ли, что слова портной и портфель произошли от одного исторического слова? Неверно. Слово портной исконно русское слово и произошло от слова порт, что означает «полотно». Слово портфель произошло от французского слова портер, что значит «носить»). Верно ли, что слова ветеран и ветчина произошли от одного исторического слова? Верно. Слова ветеран и ветчина произошли от латинского слова ветус, что означает «старый»). Верно ли, что слово газета образовано от слова газ? Неверно. Слово газета образовано от итальянского слова газа, что значит «сорока». Изображение сороки было на мелкой монете, которую отдавали раньше за лист бумаги с информацией. Слово газ произошло от греческого хаос, что значит «беспорядок». Верно ли, что слово мелодия можно проверить словом милый? Неверно. Слово мелодия возникло на базе сложения двух греческих слов: мело — «песня» и оде — «песня». Слово милый от латинского милис — «нежный, спокойный». Верно ли, что слова плотник и плот родственные? Верно. В древности словом плот называли соединённые друг с другом бревенчатые стены домов. Такие плоты делают плотники. 6. Словарная работа: портфель, ветеран, газета, мелодия. -В каких частях слова может происходить чередование? -Какие приставки с чередованием вы знаете? Каким правилом руководствуетесь при их написании? 7. Проверка усвоения материала прошлого урока «Буквы З-С в приставках» -Работа в группах ( 1 ученик у компьютера на «Фразе», 1,2 группы – по тексту, 3, 4 группы-подбирают слова по их лексическому значению и объясняют орфограммы) Многие вещи наших предков сгнили, рассыпались в пыль. Человек беззаботно выкидывал разбитую тарелку, источенный нож. Но не все исчезает бесследно: раскопки археологов напоминают об ушедших эпохах. (Учащиеся записывают текст, комментируют правописание приставок) - Кто такие археологи? Найдем значение этого слова в словаре. (Один из учащихся работает с толковым словарем и зачитывает понятие слова "археолог”) (Археолог – специалист по археологии. Археология – наука, изучающая быт и культуру древних народов по сохранившимся древним памятникам) Подобрать слова по их лексическому значению и объяснить орфограммы:
8. Физкультминутка Руки подняли и покачали- Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем- Это к нам птицы летят. Как они тихо садятся Покажем – крылья сложили назад. Выписать слово сложили, сделать морфемный разбор. Подобрать однокоренные слова. Что наблюдаем мы в корнях этих слов? От чего зависит написание в корне гласной О или А? 9. Изучение нового материала. Записать тему Вывод правила. Найдите существенный признак, определяющий условия написания (тот признак, который повторяется вместе с гласными О и А) -Сделайте вывод — сформулируйте правило - Сравните свой вывод с тем, что предлагает учебник. Чтение правила в учебнике: п.83 «Буквы О-А в корне –ЛАГ – ЛОЖ» Работа в парах (взаимопроверка правила) Запись схемы в справочник. Схему отрабатываем (проговариваем вслух) 10. Первичная проверка усвоения материала. - Проверим, умеете ли вы применять правила на практике.
11. Цифровой диктант: (если останется время) 1-лаг 2-лож Положение, излагать, приложение, прилагательное, отложить, слагаемое, сложение, возложить, предложить, ложился.(17) 12. Подытожим урок. - С каким правилом сегодня познакомились? - Когда же пишется корень – лаг-? –лож-? 13. Домашнее задание: п 83, схемы в справочнике, упр.432 (устная подготовка к диктанту) - Урока время истекло. Я вам ребята благодарна. С корнями справились легко И поработали ударно. 14. Рефлексия И в заключении нашего урока я хотела бы проверить ваше настроение. Моё настроение стало очень хорошим. Я сегодня на уроке сделал для себя открытие … Мне больше всего понравилось на уроке … Я могу похвалить себя за … Уходя из кабинета, я попрошу вас прикрепить на доску смайлик , выражающий ваше настроение! Спасибо за урок! Выписать слова с приставками, объяснить орфограмму Многие вещи наших предков …гнили, ра…сыпались в пыль. Человек бе…заботно выкидывал ра…битую тарелку, и…точенный нож. Но не все и…чезает бе…следно: ра…копки археологов напоминают об ушедших эпохах. Выписать слова с приставками, объяснить орфограмму Многие вещи наших предков …гнили, ра…сыпались в пыль. Человек бе…заботно выкидывал ра…битую тарелку, и…точенный нож. Но не все и…чезает бе…следно: ра…копки археологов напоминают об ушедших эпохах. Выписать слова с приставками, объяснить орфограмму Многие вещи наших предков …гнили, ра…сыпались в пыль. Человек бе…заботно выкидывал ра…битую тарелку, и…точенный нож. Но не все и…чезает бе…следно: ра…копки археологов напоминают об ушедших эпохах. Выписать слова с приставками, объяснить орфограмму Многие вещи наших предков …гнили, ра…сыпались в пыль. Человек бе…заботно выкидывал ра…битую тарелку, и…точенный нож. Но не все и…чезает бе…следно: ра…копки археологов напоминают об ушедших эпохах. Выписать слова с приставками, объяснить орфограмму Многие вещи наших предков …гнили, ра…сыпались в пыль. Человек бе…заботно выкидывал ра…битую тарелку, и…точенный нож. Но не все и…чезает бе…следно: ра…копки археологов напоминают об ушедших эпохах. Выписать слова с приставками, объяснить орфограмму Многие вещи наших предков …гнили, ра…сыпались в пыль. Человек бе…заботно выкидывал ра…битую тарелку, и…точенный нож. Но не все и…чезает бе…следно: ра…копки археологов напоминают об ушедших эпохах. Выписать слова с приставками, объяснить орфограмму Многие вещи наших предков …гнили, ра…сыпались в пыль. Человек бе…заботно выкидывал ра…битую тарелку, и…точенный нож. Но не все и…чезает бе…следно: ра…копки археологов напоминают об ушедших эпохах. Выписать слова с приставками, объяснить орфограмму Многие вещи наших предков …гнили, ра…сыпались в пыль. Человек бе…заботно выкидывал ра…битую тарелку, и…точенный нож. Но не все и…чезает бе…следно: ра…копки археологов напоминают об ушедших эпохах. Выписать слова с приставками, объяснить орфограмму Многие вещи наших предков …гнили, ра…сыпались в пыль. Человек бе…заботно выкидывал ра…битую тарелку, и…точенный нож. Но не все и…чезает бе…следно: ра…копки археологов напоминают об ушедших эпохах. Выписать слова с приставками, объяснить орфограмму Многие вещи наших предков …гнили, ра…сыпались в пыль. Человек бе…заботно выкидывал ра…битую тарелку, и…точенный нож. Но не все и…чезает бе…следно: ра…копки археологов напоминают об ушедших эпохах. Выписать слова с приставками, объяснить орфограмму Многие вещи наших предков …гнили, ра…сыпались в пыль. Человек бе…заботно выкидывал ра…битую тарелку, и…точенный нож. Но не все и…чезает бе…следно: ра…копки археологов напоминают об ушедших эпохах. Выписать слова с приставками, объяснить орфограмму Многие вещи наших предков …гнили, ра…сыпались в пыль. Человек бе…заботно выкидывал ра…битую тарелку, и…точенный нож. Но не все и…чезает бе…следно: ра…копки археологов напоминают об ушедших эпохах. Выписать слова с приставками, объяснить орфограмму Многие вещи наших предков …гнили, ра…сыпались в пыль. Человек бе…заботно выкидывал ра…битую тарелку, и…точенный нож. Но не все и…чезает бе…следно: ра…копки археологов напоминают об ушедших эпохах. Выписать слова с приставками, объяснить орфограмму Многие вещи наших предков …гнили, ра…сыпались в пыль. Человек бе…заботно выкидывал ра…битую тарелку, и…точенный нож. Но не все и…чезает бе…следно: ра…копки археологов напоминают об ушедших эпохах. Выписать слова с приставками, объяснить орфограмму Многие вещи наших предков …гнили, ра…сыпались в пыль. Человек бе…заботно выкидывал ра…битую тарелку, и…точенный нож. Но не все и…чезает бе…следно: ра…копки археологов напоминают об ушедших эпохах. Выписать слова с приставками, объяснить орфограмму Многие вещи наших предков …гнили, ра…сыпались в пыль. Человек бе…заботно выкидывал ра…битую тарелку, и…точенный нож. Но не все и…чезает бе…следно: ра…копки археологов напоминают об ушедших эпохах. Выписать слова с приставками, объяснить орфограмму Многие вещи наших предков …гнили, ра…сыпались в пыль. Человек бе…заботно выкидывал ра…битую тарелку, и…точенный нож. Но не все и…чезает бе…следно: ра…копки археологов напоминают об ушедших эпохах. Выписать слова с приставками, объяснить орфограмму Многие вещи наших предков …гнили, ра…сыпались в пыль. Человек бе…заботно выкидывал ра…битую тарелку, и…точенный нож. Но не все и…чезает бе…следно: ра…копки археологов напоминают об ушедших эпохах. Выписать слова с приставками, объяснить орфограмму Многие вещи наших предков …гнили, ра…сыпались в пыль. Человек бе…заботно выкидывал ра…битую тарелку, и…точенный нож. Но не все и…чезает бе…следно: ра…копки археологов напоминают об ушедших эпохах. Выписать слова с приставками, объяснить орфограмму Многие вещи наших предков …гнили, ра…сыпались в пыль. Человек бе…заботно выкидывал ра…битую тарелку, и…точенный нож. Но не все и…чезает бе…следно: ра…копки археологов напоминают об ушедших эпохах. Выписать слова с приставками, объяснить орфограмму Многие вещи наших предков …гнили, ра…сыпались в пыль. Человек бе…заботно выкидывал ра…битую тарелку, и…точенный нож. Но не все и…чезает бе…следно: ра…копки археологов напоминают об ушедших эпохах. Выписать слова с приставками, объяснить орфограмму Многие вещи наших предков …гнили, ра…сыпались в пыль. Человек бе…заботно выкидывал ра…битую тарелку, и…точенный нож. Но не все и…чезает бе…следно: ра…копки археологов напоминают об ушедших эпохах. Верно ли, что слова портной и портфель произошли от одного исторического слова? Верно ли, что слова ветеран и ветчина произошли от одного исторического слова? Верно ли, что слово газета образовано от слова газ? Верно ли, что слово мелодия можно проверить словом милый? Верно ли, что слова плотник и плот родственные? Какие странные крючки И дохлые кружочки! Согнулись будто старички И свесились со строчки. Ну и толстуха буква «А»! Ну, просто как лягушка! У «Я» свернулась голова, У «Е» пропало ушко. А это что за ерунда? Четыре палки скачут. Все наклонились кто куда, Как наш забор на даче! Какие странные крючки И дохлые кружочки! Согнулись будто старички И свесились со строчки. Ну и толстуха буква «А»! Ну, просто как лягушка! У «Я» свернулась голова, У «Е» пропало ушко. А это что за ерунда? Четыре палки скачут. Все наклонились кто куда, Как наш забор на даче! Какие странные крючки И дохлые кружочки! Согнулись будто старички И свесились со строчки. Ну и толстуха буква «А»! Ну, просто как лягушка! У «Я» свернулась голова, У «Е» пропало ушко. А это что за ерунда? Четыре палки скачут. Все наклонились кто куда, Как наш забор на даче! Какие странные крючки И дохлые кружочки! Согнулись будто старички И свесились со строчки. Ну и толстуха буква «А»! Ну, просто как лягушка! У «Я» свернулась голова, У «Е» пропало ушко. А это что за ерунда? Четыре палки скачут. Все наклонились кто куда, Как наш забор на даче! Какие странные крючки И дохлые кружочки! Согнулись будто старички И свесились со строчки. Ну и толстуха буква «А»! Ну, просто как лягушка! У «Я» свернулась голова, У «Е» пропало ушко. А это что за ерунда? Четыре палки скачут. Все наклонились кто куда, Как наш забор на даче! Какие странные крючки И дохлые кружочки! Согнулись будто старички И свесились со строчки. Ну и толстуха буква «А»! Ну, просто как лягушка! У «Я» свернулась голова, У «Е» пропало ушко. А это что за ерунда? Четыре палки скачут. Все наклонились кто куда, Как наш забор на даче! Какие странные крючки И дохлые кружочки! Согнулись будто старички И свесились со строчки. Ну и толстуха буква «А»! Ну, просто как лягушка! У «Я» свернулась голова, У «Е» пропало ушко. А это что за ерунда? Четыре палки скачут. Все наклонились кто куда, Как наш забор на даче! Какие странные крючки И дохлые кружочки! Согнулись будто старички И свесились со строчки. Ну и толстуха буква «А»! Ну, просто как лягушка! У «Я» свернулась голова, У «Е» пропало ушко. А это что за ерунда? Четыре палки скачут. Все наклонились кто куда, Как наш забор на даче! Какие странные крючки И дохлые кружочки! Согнулись будто старички И свесились со строчки. Ну и толстуха буква «А»! Ну, просто как лягушка! У «Я» свернулась голова, У «Е» пропало ушко. А это что за ерунда? Четыре палки скачут. Все наклонились кто куда, Как наш забор на даче! Какие странные крючки И дохлые кружочки! Согнулись будто старички И свесились со строчки. Ну и толстуха буква «А»! Ну, просто как лягушка! У «Я» свернулась голова, У «Е» пропало ушко. А это что за ерунда? Четыре палки скачут. Все наклонились кто куда, Как наш забор на даче! Какие странные крючки И дохлые кружочки! Согнулись будто старички И свесились со строчки. Ну и толстуха буква «А»! Ну, просто как лягушка! У «Я» свернулась голова, У «Е» пропало ушко. А это что за ерунда? Четыре палки скачут. Все наклонились кто куда, Как наш забор на даче! Какие странные крючки И дохлые кружочки! Согнулись будто старички И свесились со строчки. Ну и толстуха буква «А»! Ну, просто как лягушка! У «Я» свернулась голова, У «Е» пропало ушко. А это что за ерунда? Четыре палки скачут. Все наклонились кто куда, Как наш забор на даче! Какие странные крючки И дохлые кружочки! Согнулись будто старички И свесились со строчки. Ну и толстуха буква «А»! Ну, просто как лягушка! У «Я» свернулась голова, У «Е» пропало ушко. А это что за ерунда? Четыре палки скачут. Все наклонились кто куда, Как наш забор на даче! Какие странные крючки И дохлые кружочки! Согнулись будто старички И свесились со строчки. Ну и толстуха буква «А»! Ну, просто как лягушка! У «Я» свернулась голова, У «Е» пропало ушко. А это что за ерунда? Четыре палки скачут. Все наклонились кто куда, Как наш забор на даче! Какие странные крючки И дохлые кружочки! Согнулись будто старички И свесились со строчки. Ну и толстуха буква «А»! Ну, просто как лягушка! У «Я» свернулась голова, У «Е» пропало ушко. А это что за ерунда? Четыре палки скачут. Все наклонились кто куда, Как наш забор на даче! Какие странные крючки И дохлые кружочки! Согнулись будто старички И свесились со строчки. Ну и толстуха буква «А»! Ну, просто как лягушка! У «Я» свернулась голова, У «Е» пропало ушко. А это что за ерунда? Четыре палки скачут. Все наклонились кто куда, Как наш забор на даче! Какие странные крючки И дохлые кружочки! Согнулись будто старички И свесились со строчки. Ну и толстуха буква «А»! Ну, просто как лягушка! У «Я» свернулась голова, У «Е» пропало ушко. А это что за ерунда? Четыре палки скачут. Все наклонились кто куда, Как наш забор на даче! Какие странные крючки И дохлые кружочки! Согнулись будто старички И свесились со строчки. Ну и толстуха буква «А»! Ну, просто как лягушка! У «Я» свернулась голова, У «Е» пропало ушко. А это что за ерунда? Четыре палки скачут. Все наклонились кто куда, Как наш забор на даче! Какие странные крючки И дохлые кружочки! Согнулись будто старички И свесились со строчки. Ну и толстуха буква «А»! Ну, просто как лягушка! У «Я» свернулась голова, У «Е» пропало ушко. А это что за ерунда? Четыре палки скачут. Все наклонились кто куда, Как наш забор на даче! Какие странные крючки И дохлые кружочки! Согнулись будто старички И свесились со строчки. Ну и толстуха буква «А»! Ну, просто как лягушка! У «Я» свернулась голова, У «Е» пропало ушко. А это что за ерунда? Четыре палки скачут. Все наклонились кто куда, Как наш забор на даче! Какие странные крючки И дохлые кружочки! Согнулись будто старички И свесились со строчки. Ну и толстуха буква «А»! Ну, просто как лягушка! У «Я» свернулась голова, У «Е» пропало ушко. А это что за ерунда? Четыре палки скачут. Все наклонились кто куда, Как наш забор на даче! Какие странные крючки И дохлые кружочки! Согнулись будто старички И свесились со строчки. Ну и толстуха буква «А»! Ну, просто как лягушка! У «Я» свернулась голова, У «Е» пропало ушко. А это что за ерунда? Четыре палки скачут. Все наклонились кто куда, Как наш забор на даче! Подобрать слова по их лексическому значению и объяснить орфограммы:
Подобрать слова по их лексическому значению и объяснить орфограммы:
Подобрать слова по их лексическому значению и объяснить орфограммы:
Подобрать слова по их лексическому значению и объяснить орфограммы:
Подобрать слова по их лексическому значению и объяснить орфограммы:
Подобрать слова по их лексическому значению и объяснить орфограммы:
Подобрать слова по их лексическому значению и объяснить орфограммы:
Подобрать слова по их лексическому значению и объяснить орфограммы:
Подобрать слова по их лексическому значению и объяснить орфограммы:
Подобрать слова по их лексическому значению и объяснить орфограммы:
Подобрать слова по их лексическому значению и объяснить орфограммы:
Подобрать слова по их лексическому значению и объяснить орфограммы:
Подобрать слова по их лексическому значению и объяснить орфограммы:
Подобрать слова по их лексическому значению и объяснить орфограммы:
Подобрать слова по их лексическому значению и объяснить орфограммы:
Подобрать слова по их лексическому значению и объяснить орфограммы:
Подобрать слова по их лексическому значению и объяснить орфограммы:
Подобрать слова по их лексическому значению и объяснить орфограммы:
Подобрать слова по их лексическому значению и объяснить орфограммы:
Подобрать слова по их лексическому значению и объяснить орфограммы:
Подобрать слова по их лексическому значению и объяснить орфограммы:
Подобрать слова по их лексическому значению и объяснить орфограммы:
|