Автор: Чебаков Валерий Дмитриевич – учитель истории и обществознания высшей категории МОУ Камышинская СОШ Кыштовского района Новосибирской области.
e-mail: chebakov.val@yandex.ru
Предмет: История
Тип урока: повторительно – обобщающий
Тема урока: «Киевская Русь в IX – XII вв.»
Продолжительность: 1 час – 45 минут
Класс- 6 (шестой)
Технологии: Microsoft Office Word
Microsoft Office Power Point
тренажёр «Витязь на распутье» диск CD –R
Научно – методическая разработка повторительно – обобщающего урока
«Киевская Русь в IX – XII вв.»
Класс:
| 6
| Предмет:
| История России
| Тема урока:
| «Киевская Русь в IX – XII вв.»
| Продолжительность урока:
| 45 минут
| Тип урока:
| Обобщение и систематизация знаний
| Форма урока
| Игра «Суворовка»
| Уровень преподавания:
| базовый
| Цель
и задачи:
| - закрепление изученного материала и Образовательные: повторение и закрепить знания событий, имён, понятий, дат изучаемого периода;
Развивающие: развитие пространственного мышления, внимания, памяти, творческого воображения; развитие умений работы с картой и другими источниками информации; развитие мыслительных операций. Воспитательные: повышение интереса к изучаемому предмету, побуждение поиска новых, дополнительных знаний об изученном регионе, внимательное отношение к природе, формирование мировоззрения, оценочного суждения.
| Методы и формы обучения:
| репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический, самостоятельной работы
| Оборудование, методическое обеспечение урока:
| компьютеры, мультимедийная презентация урока, историческая карта «Киевская Русь в IX – XIIвв.», тренажёр CD «Витязь на распутье», учебная доска, рабочие листы на мониторах компьютеров, карточки для работы.
| Литература:
| Учебник «История России с древнейших времён до конца XVI века», авт: А.А.Агибалова, Л.Г.Косулина, личные и печатные рабочие тетради, хрестоматия для учащихся 6 класса.
| Межпредметные связи:
| История всеобщая, история Отечества, Литература.
Информатика, Русский язык
| Предполагаемые результаты урока:
| Чёткое знание исторических событий, личностей, понятий дат периода IX – XII вв., практическое освоение работы на рабочих компьютерных листах монитора, отработка умений навыков работы с компьютерными технологиями (составление таблиц, схем, написание текста, вставка текста), работа с исторической картой.
| План урока:
1.Организационный момент.
2.Целеполагание. Мотивация.
3.Повторение и систематизация знаний.
4.Релаксация
5.Коррекция, обобщение знаний учащихся.
- 2 -
6.Подведение итогов.
7.Рефлексия
8.Домашнее задание. Конспект урока.
Ход урока
1.Организационный момент.
Учитель встречает учащихся и организует на начало работы урока: наличие принадлежностей, посещаемость урока
2. Обращает внимание на экран «Этот памятник был воздвигнут в честь тысячелетия России в городе Новгороде. «В памятнике запечатлены основные вехи истории России. Всего было отлито 129 скульптурных фигур. Здесь изображены князья, цари, императоры, выдающиеся полководцы и флотоводцы, поэты и писатели, композиторы и многие другие сыны России. …Верхняя часть монумента в виде шара символизирует державу- эмблему царской власти. Коленопреклоненная женщина на шаре олицетворяет Россию. Её осеняет крестом Крылатый ангел» [ 1.с.285] Авторы этого памятника: М..Микешин, И Шредер В каком веке был воздвигнут памятник? С именем какого князя это связано? Почему? А наше государство называлось в древности, как?
Эти вопросы являются мотивацией вхождения в тему урока.
Дети записывают ответы в тетрадях на поставленные вопросы, и на экране появляется название темы урока «Киевская Русь в IX –XII вв.»
3.Учитель ставит цель урока: Повторить и обобщить ранее полученные знания», как вы понимаете эти слова?
Учащиеся отвечают: вспомнить то, что изучали – понятия, даты, события, личности.
После чего учитель дополняет: «Не только вспомнить, но и продемонмтрироовать свою работу на рабочих листах, в задачнике на компьютере, и формы взаимодействия – работать будем как индивидуально, парно, так и фронтально. Урок в форме игры «Суворовка»
А какие крылатые выражения А.В.Суворова вы знаете?
Учащиеся называют: «Воюй не числом, а уменьем», «Тяжело в учении легко в бою» и тд. На экране высвечивается эпиграф урока: «Тяжёло в
учении, легко в бою» [2.стр.232] и форма урока: «Суворовка»
- учитель предлагает выработать совместно правила работы на уроке,
учащиеся предагают:
быстрота и чёткость работы:
- соблюдение норм культурного поведения :
- грамотность речи и полнота ответа;
- своевременность заполнения контрольных листов;
Практическая работа на уроке:
Повторение изученного материала.
Учитель задаёт вопрос:
…Откуда есть и пошла земля Русская, и кто первым начати княжить»… Как называется первый летописный источник по истории Древней Руси? Кто автор? В каком веке оно появилось? [ 3. стр.3]
- учащиеся отвечают: « Повесть временных лет», автор монах Нестор, Появилось в XII веке. К настенной карте вызвается один из учащихся, который показывает расселение восточных славян, а другие заполняют самостоятельно свои рабочих листы на мониторах.
Заполните таблицу «Расселение восточных племён славян»
Название племён
| Место расселения
| древляне
|
|
| Озеро Ильмень
| полочане
|
|
| Чернигов
| поляне
|
| После как учащийся ответил учителю около карты, проверяет правильность заполнения одноклассниками таблицы и выставляет баллы в рабочих листах.
На экране вопрос: Как географическое положение восточных славян повлияло на их занятия? Учащиеся работают на листах – записывают основные занятия, а один из учеников выходит для работы с программой
тренажёра «Витязь на распутье».
- 4-
После выполнения задания совместная проверка, ученик по просьбе учителя зачитывает, а другие проверяют свои записи на мониторах
По количеству приведённых занятий славян выставляется количество баллов.
Учитель говорит: «Эти племена были разрозненны, и благодаря длительному процессу только в конце IX в. складывается государство» [4.стр27]
Выполните тест на знание понятия – Государство.
Учащиеся выполняют тест:
Выберите признаки государства:
А) наличие власти;
Б) наличие разных групп людей;
В) налоги;
Г) полиция;
Д) государственная граница;
Е) климат
ж) природные полезные ископаемые;
З) дружина, армия.
И) законы
Учащиеся, определив основополагающие черты понятия государство, устно объясняют: почему они являются основными признаками.
- Вопрос дискуссии, заданный учителем: «Чем наше современное государство отличается от государства Киевской Руси в Древности?
Учащиеся высказывают свои мнения: отношения были родственные, не было таких законов, не было милиции, территория была ещё не большой, не было чиновников.
- Учитель предлагает наиболее сильному ученику проверить выполнение теста, и выставить баллы в рабочие листы.
После выставления баллов, учитель обращает внимание на экран, где находятся печатные буквы, кто больше назовёт понятий на эту букву.
Задание: «Толмачи» (назвать понятие – 1 балл, дать определение – 2 балла)
На обыкновенных листах учащиеся выполняют это задание, затем
взаимопроверка (обмениваются листами и выставляют друг другу баллы)
-5-
4.-Релаксация в стихах, учитель вслух читает, делая остановки на именах, ученики хором должны вставить имя:
Как ныне взбирается вещий ….( Олег)
Отмстить неразумным хазарам.
- За мужа мстила древлянам,
Первой на Руси, Крещенье она приняла
«Святая» так имя её означает,
Княгиней (Ольгой)….. в историю вошла
- И как не хотел бы, учить историю ты
Ему принадлежит выражение: «Иду на ВЫ!»
О ком это речь…(Святослав)..
- Долго – 30 лет, он ждал правления своего.
Но до глубокой старости дожить ему, не было суждено.
Судьбу его древляне посоветовшись решили
И за сбор «полюдья» к жестокой смерти, они приговорили
С кем так поступили? ( Игорь Старый)
- Он Русь крестил, установил сигнальные огни
«Красным Солнышком»- в народе так прозвали,
Он школы детям подарил, был патриотом, Родину любил,
Имя его ( Владимир) в достойных он нам делах отразил!
- Храмы строил, границы охранял,
Законы для Руси принял,
При нём Русь ожила и расцвела,
О мудрости его, молва слыла,
Таких как он, народ не забывает никогда.
(Ярославом Мудрым) гордится Русская Земля![авторские]
Мы, с вами назвали имена первых русских правителей в хаотичности, как же правильно их расположить по времени правления.
Задание: «Хроника имён». На рабочих листах монитора вставьте порядковые цифры правления князей и княгинь.
Задание № 4. (один из учащихся выполняет из задачника «Витязь на распутье», другие на своих рабочих листах»).
Владимир Ольга Рюрик Олег Святослав Ярослав Игорь - 6 -
- После того, как учащийся выполнил задание из задачника, правильность проверяется учителем, а впоследствии он проверяет у одноклассников, выставляя за это баллы по количеству правильных ответов.
- 6-
- «Личность в жизни ничего не значит, если она не богата своими делами» - говорит учитель. А с какими событиями вошли эти первые русские князья. В этом Вам поможет разобраться задание «Соответствия»
Найдите соответствие между князьями (гинями) и их деятельностью:
1) Ярослав Мудрый А) введение уроков, погостов;
2)Ольга Б) расцвет Древнерусского государства;
3)Владимир В) совершил огромное количество походов;
4) Игорь Г) Крещение Руси;
5) Святослав Д) введение полюдья
Учащиеся выполняют тест на соответствие, и самостоятельно проверяют свои ответы, сверяя с экраном, выставляются баллы за правильность выполнения.
- Учитель говорит: «Становление Руси как государства, шло в трудных условиях. Необходимо было овладевать первым русским князьям смекалкой, сообразительностью. Поэтому, нам на уроке эти черты тоже необходимы в выполнении следующего задания: «Продолжи предложение и придумай для соседа своё»(5 баллов ставится, когда есть свои предложения): Задание: «Продолжите предложение»:
В 988 году было принято ……
В Древнерусской литературе существовали такие жанры, как ……
В художественном ремесле использовались такие техники украшения, как…..
В XI – XII были построены храмы………
Князья и бояре жили в …
- После выполнения задания, учащиеся зачитывают свои ответы вслух, оцениваются правильность построения предложения, и самостоятельно придуманные учащимися (выставляются баллы).
- Учитель говорит, время оно неумолимо движется вперёд, поэтому ценим и храним, в истории помни и знай: «Точно даты и года», учащимся предлагается историческая математика. Задание: найдите исторические ошибки с
указанием дат неправильных событий.1) Византийский князь Юстиниан был
огорчён вопросами династического брака Руси решённым русским князем Ярославом «Мудрым».
2) Ольга долго мстила расселившимся галлам во Франки. И вызывала
- 7 -
недовольство правлением самого Карла Великого.
3) Борьба между римским папой и православным патриархом, проходившая в V веке, привела к тому, что арабы стали проповедовать христианство.[5.стр5-7]
Работа с математическими задачами, проводится в парах, после чего учащиеся высказывают ответы и вместе с классом корректируются (выставляются баллы).
- Учитель говорит: « Русь не могла развиваться изолированно, она взаимодействовала с разными странами. С одними она торговала, с другими вела войны. [4.стр 47]
С кем и какие у неё сложились отношения, будет видно из схемы.
Задание.
Проведите линии в схеме «Отношения Древней Руси с соседями» Балл:
Задание проверяется учителем и корректируется одним из учеников.
- Учитель: «Роль личности высока. Так как личность движет народ, так и в истории Древней Руси многое зависело от первых князей. Какой – то князь Вам симпатизирует, какой-то вообще не нравится. Но
сегодня, вы расскажите о тех, о ком вы приготовили свой рассказ»
(учащиеся представляют свои рассказы, презентации о выбранных князьях).
-Учитель благодарит всех, и подводится итого урока.
- 8 -
6.Итог урока:
Итак, индивидуально поработали, в парах поработали, а сейчас поработаем в группах, разделимся на две группы и каждая «Обобщающий тезис – вывод «Киевская русь в древности!»
- работа учащихся в группе. Затем зачитывают свои выводы, ответы дополняются, корректируются.
Учащиеся подсчитывают баллы: выявляют кто, больше набрал (набравший больше всех получает отметку «5»)
7. Рефлексия (изображённые фигурки находятся в рабочих листах учащихся на компьютере).
Ответ напиши в изображённых фигурах.
8. Учитель обращает внимание на экран, где записано домашнее задание.Творческие задания:
- написать сочинение «Путешествие из России сегодняшней в Русь прошлую»;
- составитьт презентацию «Города Руси и Западной Европы в XII веке»
- сотавить кроссворд «Русь Киевская»
Урок заканчивается высказыванием Д.С.Лихачёва
« Любовь к родине даёт смысл жизни, превращает жизнь из прозябания в осмысленное существование. Если вы любите свою страну, вы не можете не беречь своей истории, не можете не беречь памятников прошлого» [ 6.108] - Мы Отчизне верно служим,
Ты – один из сыновей,
Так расти, чтоб ты был нужен.
Дорог Родине твоей!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине! [7.стр 9 ]
- 9 - Список использованных источников
1. История России конец XVII-XIX век, авт: В.И.Буганов, П.Н.Зырянов, 10 класс, Изд – во «Просвещение» стр.285.
2.Наука побеждать. Стр232
3. Повесть временных лет .Изд- во «Просвещение», 1986, стр.3,
4.История России с древнейших времён до конца XVI века, ав: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, Изд – во «Просвещение» 2005г. стр.27, 47
5. Проблемные задачи по истории России , авт: А.Т.Степанищев Изд – во «Владос», Москва, 2001г. стр5 – 7
6.Д.С.Лихачёв «Земля родная» М. «Просвещение» 1983, стр 108.
7.Т.И.Гончарова «Исторические вечера в школе», «Просвещение»1982г, стр.9
- 10 - |