Скачать 89.95 Kb.
|
Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий и интерактивного оборудования Предмет: история, комбинированный урок. Тема: Промышленность и транспорт в пореформенной России. Продолжительность: 1 урок, 45 минут. Класс: 10. Технологии:
Аннотация: Данный урок пятый урок в изучении VIII главы «Россия во второй половине XIX в.». Урок комбинированный. Урок направлен на развитие навыков самостоятельного изучения нового материала и поиска новой информации, в том числе используя цифровые ресурсы. Также в ходе урока закрепляются навыки работы в группах. Домашнее задание направлено на закрепление навыков написания эссе по истории. Конспект урока: Цели учебного занятия:
Задача учебного занятия: познакомить учащихся с изменениями, произошедшими в экономике после отмены крепостного права. Оборудование:
Основные понятия: промышленный переворот, инфраструктура, фабрика, КВЖД. Важнейшие даты: 1862 – открытие движения по дороге Москва – Рязань; 1869 – открытие движения по дороге Москва – Воронеж; 1891 – начало строительства Транссибирской железной дороги. Выдающиеся личности: А.Ф. Бахрушин, П.И. Губонин, Н.И. Путилов, Морозовы. Межпредметная связь: русская литература. Учебник: Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России. Конец XVII – XIX век. 10 класс. Просвещение. §71 План урока. I. Актуализация знаний по теме «Либеральные реформы 60-70 гг. XIX в.».
II. Промышленность и транспорт в пореформенной России. 1). Промышленное развитие в 60-70 гг. Русские предприниматели. 2). Промышленный переворот. 3). Железнодорожный бум. III. Рефлексия. IV. Домашнее задание. Ход урока. I. Актуализация знаний по теме «Либеральные реформы 60-70 гг. XIX в.».
1.Для какой категории были сохранены телесные наказания даже после судебной реформы 1864 г.?
2.Из либеральных реформ позже других проводилась
3.Наиболее последовательной из буржуазных преобразований являлась реформа
4.Гимназии как основной тип средних учебных заведений разделялись на
5.В 1865 г. были опубликованы Временные правила о печати, которые А) отменяли предварительную цензуру для ряда изданий Б) отменяли всякую цензуру В) ужесточили цензуру в стране 6."Диктатурой сердца" современники называли время деятельности
7.Какие меры предложил М.Т. Лорис-Меликов в своем докладе царю 28 февраля 1881 г.? А) принять Конституцию Б) создать двухпалатный парламент В) ввести в Государственный совет определенного количества выборных представителей. Ответы: 1-б; 2-а; 3-в; 4-а; 5-а; 6-б; 7-в. II. Промышленность и транспорт в пореформенной России. Класс делится на три группы: 1). Промышленное развитие в 60-70 гг. Русские предприниматели. 2). Промышленный переворот. 3). Железнодорожный бум. Вступительное слово учителя. Тема нашего сегодняшнего урока «Промышленность и транспорт в пореформенной России». Основной вопрос урока: Какое последствие имели изменения в пореформенной России для дальнейшего развития страны? Реформы 60-70-х гг. значительно улучшили политические и правовые условия для развития производительных сил страны и формирования капиталистических отношений. Как же происходило развитие промышленности и транспорта в пореформенной России? Работать мы с вами будем в группах. Каждая группа получит свои задания, над которыми вы будете работать в течение 15 минут. Затем в течение 15 минут будете защищать свои работы. В ходе работы будете пользоваться учебником и Интернет-ресурсами. Первая группа. Промышленное развитие в 60-70 гг. Русские предприниматели. Работа по карте и с тексом в учебнике: Промышленное развитие в 60-70-е гг. Русские предприниматели.
1.Какая отрасль промышленности стремительно развивалась в пореформенной России? 2.Назовите центры текстильной промышленности. 3.В каких отраслях приспособление к новым условиям происходило с трудностями? Почему? 4.Найдите в Википедиа объяснение понятия «предприниматель», «меценат», а также сведения о предпринимателях Морозовых. Какие еще предприниматели выдвинулись в пореформенной России?
Ознакомитесь с документом и ответьте на вопрос: Каково было положение рабочих? 6.Сделайте вывод: Что говорит об успешном развитии промышленности России в первые пореформенные годы? В средине 60-х гг. в России наблюдался подъем предпринимательства. Значительных успехов достигла текстильная промышленность. Потребление хлопчатобумажных тканей населения России удвоилось. Наблюдался рост и в пищевой промышленности. Начался экспорт сахара за границу. С средины 70-х гг. стала набирать силу горная и металлургическая промышленность в Донецком бассейне. Путиловский завод стал одним из крупнейших машиностроительных предприятий. Но положение рабочего класса было крайне тяжелым. Вторая группа. Промышленный переворот. 1. Работа по карте и с тексом в учебнике: Промышленный переворот.
1) Назовите основные промышленные районы и покажите их на карте. 2) Дайте определение понятия «промышленный переворот» 2. Работа с документами с Интернет-ресурса http://xix-vek.ru
Ознакомитесь с данными этой таблицы. Какие выводы вы сможете сделать? С чем были связаны эти перемены? Развитие промышленности способствовало росту численности рабочего класса. Пополнение рабочих шло за счет крестьян, приходивших на заработки и постепенно отрывавшихся от сельского хозяйства. После отмены крепостного права выросло число сельскохозяйственных рабочих. Появились новые отрасли промышленности.
Вопросы и задания к документу. 1. Что это за документ? Кто его сочинил? 2. Каково было положение рабочих? 3. Кто был хозяином предприятия, на котором работал мастеровой? 4. Из каких слоев населения формировался класс буржуазии? Положение рабочих было тяжелое. Класс буржуазии формировался главным образом из купечества, реже из дворянской и крестьянской среды.
Вопросы и задания к документу. 1. Почему крестьяне вынуждены были отправляться на заработки в город? 2. Из каких слоев населения формировался пролетариат (рабочий класс)? Крестьяне вынуждены были платить выкупные платежи. Небольшие доходы с земли не давали крестьянам возможности расплатиться с долгами. Рабочий класс формировался из их крестьян, мещан, ремесленников. 3. Сделайте выводы: Каковы последствия промышленного переворота?
Третья группа. Железнодорожный бум. 1. Найдите в Википедиа объяснение понятия «инфраструктура». 2. Работа по карте и с тексом в учебнике: Великая магистраль от Петербурга до Владивостока.
Охарактеризуйте этапы железнодорожного строительства в России. Найдите эти железные дороги на карте. Первый этап: 60-е гг. 1 ноября 1851 – открытие железной дороги Петербург-Москва, которая была построена за счет казны. Затем стал привлекаться частный капитал, в том числе и иностранный. 1 августа 1862 г. – открытие железной дороги Москва – нижний Новгород. 1869 г. – вошла в строй железная дорога Москва – Воронеж. Второй этап: 90-е гг. 1891 г. – начало строительства Транссибирской магистрали. Строительство велось в основном на казенные средства. 3. Найдите в Википедиа сведения о Транссибирской магистрали и его восточном участке КВЖД. Расскажите как шло строительство. 4.Сделайте вывод: Какое влияние оказало железнодорожное строительство на экономическую ситуацию в стране?
III. Рефлексия. Какое последствие имели изменения в пореформенной России для дальнейшего развития страны?
Выводы по уроку: Бурные темпы экономического развития России во второй половине XIX в. стали результатом отмены крепостного права и либеральных реформ. За короткий срок Россия совершила значительный скачок вперед, превратившись из страны со слабой, отстающей экономикой, в догоняющую. Выросли промышленное производство и уровень развития транспорта. Большие изменения произошли в обществе IV. Домашнее задание. Напишите эссе: «Какое влияние промышленное развитие оказало на жизнь городов?». Литература: Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России. Конец XVII – XIX век. 10 класс. М., Просвещение. Серов Б.Н., Лескинен М.В. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. М., ВАКО. Интернет-ресурсы: http://xix-vek.ru (История России XIX века. Письменные, статистические и графические источники.) |