Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 89.95 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации06.11.2013
Размер89.95 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Конспект урока

с использованием информационно-коммуникационных технологий и интерактивного оборудования

Предмет: история, комбинированный урок.

Тема: Промышленность и транспорт в пореформенной России.

Продолжительность: 1 урок, 45 минут.

Класс: 10.

Технологии:

  • Компьютер, локальная сеть.

  • Мультимедийный проектор.

  • Мультимедиа-презентация урока в PowerPoint.

  • Тест «Либеральные реформы 60-70 гг. XIX в.» в Excel.

  • Интернет – ресурс : http://xix-vek.ru (История России XIX века. Письменные, статистические и графические источники.)

  • Википедия


Аннотация: Данный урок пятый урок в изучении VIII главы «Россия во второй половине XIX в.». Урок комбинированный. Урок направлен на развитие навыков самостоятельного изучения нового материала и поиска новой информации, в том числе используя цифровые ресурсы. Также в ходе урока закрепляются навыки работы в группах. Домашнее задание направлено на закрепление навыков написания эссе по истории.
Конспект урока:

Цели учебного занятия:

  • Образовательные: ознакомить с развитием промышленности и транспорта в пореформенной России; показать, какое последствие имели изменения для дальнейшего развития страны.

  • Развивающие: развивать навыков самостоятельной работы с текстом учебника и поиска нужной информации в сети Интернет; развивать навыки анализа документов XIX века с учетом специфики лексики того времени, навыки использования литературных произведений того времени в качестве исторических источников; закрепить умения работы в группах.

  • Воспитывающие: воспитание толерантности, умения выслушать чужое мнение и доказательно отстаивать свое мнение.

Задача учебного занятия: познакомить учащихся с изменениями, произошедшими в экономике после отмены крепостного права.

Оборудование:

  • Карта «Развитие капитализма в пореформенной России».

  • Карта «Экономическое развитие России во второй половине XIX века».

  • Раздаточный материал. Задания группам.

Основные понятия: промышленный переворот, инфраструктура, фабрика, КВЖД.

Важнейшие даты: 1862 – открытие движения по дороге Москва – Рязань; 1869 – открытие движения по дороге Москва – Воронеж; 1891 – начало строительства Транссибирской железной дороги.

Выдающиеся личности: А.Ф. Бахрушин, П.И. Губонин, Н.И. Путилов, Морозовы.

Межпредметная связь: русская литература.

Учебник: Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России. Конец XVII – XIX век. 10 класс. Просвещение. §71

План урока.

I. Актуализация знаний по теме «Либеральные реформы 60-70 гг. XIX в.».

  • Тест «Либеральные реформы 60-70 гг. XIX в.» в Excel (лист №1).

II. Промышленность и транспорт в пореформенной России.

1). Промышленное развитие в 60-70 гг. Русские предприниматели.

2). Промышленный переворот.

3). Железнодорожный бум.

III. Рефлексия.

IV. Домашнее задание.
Ход урока.

I. Актуализация знаний по теме «Либеральные реформы 60-70 гг. XIX в.».


  • Тест «Либеральные реформы 60-70 гг. XIX в.» в Excel (лист №1).

1.Для какой категории были сохранены телесные наказания даже после судебной реформы 1864 г.?

А) для купцов

Б) для крестьян

В) для мещан

2.Из либеральных реформ позже других проводилась

А) военная

Б) крестьянская

В) судебная

3.Наиболее последовательной из буржуазных преобразований являлась реформа

А) военная

Б) крестьянская

В) судебная

4.Гимназии как основной тип средних учебных заведений разделялись на

А) реальные и классические

Б) земские и городские

В) государственные и церковно-приходские

5.В 1865 г. были опубликованы Временные правила о печати, которые

А) отменяли предварительную цензуру для ряда изданий

Б) отменяли всякую цензуру

В) ужесточили цензуру в стране

6."Диктатурой сердца" современники называли время деятельности

А) Д.А. Милютина

Б) М.Т. Лорис-Меликова

В) М.М. Сперанского

7.Какие меры предложил М.Т. Лорис-Меликов в своем докладе царю 28 февраля 1881 г.?

А) принять Конституцию

Б) создать двухпалатный парламент

В) ввести в Государственный совет определенного количества выборных представителей.
Ответы: 1-б; 2-а; 3-в; 4-а; 5-а; 6-б; 7-в.
II. Промышленность и транспорт в пореформенной России.

Класс делится на три группы:

1). Промышленное развитие в 60-70 гг. Русские предприниматели.

2). Промышленный переворот.

3). Железнодорожный бум.
Вступительное слово учителя.

Тема нашего сегодняшнего урока «Промышленность и транспорт в пореформенной России».

Основной вопрос урока: Какое последствие имели изменения в пореформенной России для дальнейшего развития страны?

Реформы 60-70-х гг. значительно улучшили политические и правовые условия для развития производительных сил страны и формирования капиталистических отношений. Как же происходило развитие промышленности и транспорта в пореформенной России?

Работать мы с вами будем в группах. Каждая группа получит свои задания, над которыми вы будете работать в течение 15 минут. Затем в течение 15 минут будете защищать свои работы. В ходе работы будете пользоваться учебником и Интернет-ресурсами.
Первая группа. Промышленное развитие в 60-70 гг. Русские предприниматели.

Работа по карте и с тексом в учебнике: Промышленное развитие в 60-70-е гг. Русские предприниматели.

  • Карта «Развитие капитализма в пореформенной России».

  • Карта «Экономическое развитие России во второй половине XIX века».

1.Какая отрасль промышленности стремительно развивалась в пореформенной России?

2.Назовите центры текстильной промышленности.

3.В каких отраслях приспособление к новым условиям происходило с трудностями? Почему?

4.Найдите в Википедиа объяснение понятия «предприниматель», «меценат», а также сведения о предпринимателях Морозовых. Какие еще предприниматели выдвинулись в пореформенной России?


5.http://xix-vek.ru




Документы




Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX века.




Записка III отделения о положении на ткацких и бумагопрядильных фабриках Морозовых в Орехово - Зуеве Владимирской губернии 6 июля 1874 г.

Ознакомитесь с документом и ответьте на вопрос: Каково было положение рабочих?

6.Сделайте вывод: Что говорит об успешном развитии промышленности России в первые пореформенные годы?

В средине 60-х гг. в России наблюдался подъем предпринимательства. Значительных успехов достигла текстильная промышленность. Потребление хлопчатобумажных тканей населения России удвоилось. Наблюдался рост и в пищевой промышленности. Начался экспорт сахара за границу. С средины 70-х гг. стала набирать силу горная и металлургическая промышленность в Донецком бассейне. Путиловский завод стал одним из крупнейших машиностроительных предприятий. Но положение рабочего класса было крайне тяжелым.
Вторая группа. Промышленный переворот.

1. Работа по карте и с тексом в учебнике: Промышленный переворот.

  • Карта «Развитие капитализма в пореформенной России».

  • Карта «Экономическое развитие России во второй половине XIX века».

1) Назовите основные промышленные районы и покажите их на карте.

2) Дайте определение понятия «промышленный переворот»

2. Работа с документами с Интернет-ресурса http://xix-vek.ru

1) http://xix-vek.ru




Статистические данные




Численность рабочего класса России с 1860 по 1890 г. (млн. чел.)

Ознакомитесь с данными этой таблицы. Какие выводы вы сможете сделать? С чем были связаны эти перемены?

Развитие промышленности способствовало росту численности рабочего класса. Пополнение рабочих шло за счет крестьян, приходивших на заработки и постепенно отрывавшихся от сельского хозяйства. После отмены крепостного права выросло число сельскохозяйственных рабочих. Появились новые отрасли промышленности.

2)http://xix-vek.ru




Литературное описание




Развитие капитализма в пореформенные годы




«Измученный, истерзанный»

Вопросы и задания к документу.

1. Что это за документ? Кто его сочинил?

2. Каково было положение рабочих?

3. Кто был хозяином предприятия, на котором работал мастеровой?

4. Из каких слоев населения формировался класс буржуазии?

Положение рабочих было тяжелое. Класс буржуазии формировался главным образом из купечества, реже из дворянской и крестьянской среды.

2)http://xix-vek.ru




Литературное описание




Развитие капитализма в пореформенные годы




«Тысячи жаждущих заработка»

Вопросы и задания к документу.

1. Почему крестьяне вынуждены были отправляться на заработки в город?

2. Из каких слоев населения формировался пролетариат (рабочий класс)?

Крестьяне вынуждены были платить выкупные платежи. Небольшие доходы с земли не давали крестьянам возможности расплатиться с долгами. Рабочий класс формировался из их крестьян, мещан, ремесленников.

3. Сделайте выводы: Каковы последствия промышленного переворота?

  • Переход от мануфактуры к фабрике.

  • Повышение производительности труда.

  • Основная масса продукции изготавливается предприятиями, оборудованными машинами, работающими на паровой или электрической тяге.

  • Появление новых социальных слоев общества: буржуазии и пролетариата.

  • Положение рабочего класса было тяжелым.

Третья группа. Железнодорожный бум.

1. Найдите в Википедиа объяснение понятия «инфраструктура».

2. Работа по карте и с тексом в учебнике: Великая магистраль от Петербурга до Владивостока.

  • Карта «Развитие капитализма в пореформенной России».

  • Карта «Экономическое развитие России во второй половине XIX века».

Охарактеризуйте этапы железнодорожного строительства в России. Найдите эти железные дороги на карте.

Первый этап: 60-е гг. 1 ноября 1851 – открытие железной дороги Петербург-Москва, которая была построена за счет казны. Затем стал привлекаться частный капитал, в том числе и иностранный. 1 августа 1862 г. – открытие железной дороги Москва – нижний Новгород. 1869 г. – вошла в строй железная дорога Москва – Воронеж.

Второй этап: 90-е гг. 1891 г. – начало строительства Транссибирской магистрали. Строительство велось в основном на казенные средства.

3. Найдите в Википедиа сведения о Транссибирской магистрали и его восточном участке КВЖД. Расскажите как шло строительство.

4.Сделайте вывод: Какое влияние оказало железнодорожное строительство на экономическую ситуацию в стране?

  • Соединение Москвы с крупнейшей ярмаркой и главной водной артерией Волгой оказало благотворное влияние на развитие экономики региона.

  • Москва соединилась с южными хлебородными губерниями.

  • Транссибирская магистраль соединила Сибирь с Европой; сибирские товары стали поступать на Запад.

  • Железные дороги объединяли регионы и региональные рынки.

  • Железнодорожное строительство оказало благотворное влияние на экономическое развитие страны.


III. Рефлексия.
Какое последствие имели изменения в пореформенной России для дальнейшего развития страны?

  1. завершился промышленный переворот, повысилась производительность труда

  2. шла концентрация производства

  3. сформировались классы буржуазии и пролетариата

  4. росла численность рабочего класса

  5. благодаря железнодорожному строительству в хозяйственный оборот были вовлечены богатейшие природные ресурсы Сибири


Выводы по уроку:

Бурные темпы экономического развития России во второй половине XIX в. стали результатом отмены крепостного права и либеральных реформ. За короткий срок Россия совершила значительный скачок вперед, превратившись из страны со слабой, отстающей экономикой, в догоняющую. Выросли промышленное производство и уровень развития транспорта. Большие изменения произошли в обществе

IV. Домашнее задание.

Напишите эссе: «Какое влияние промышленное развитие оказало на жизнь городов?».
Литература:

Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России. Конец XVII – XIX век. 10 класс. М., Просвещение.

Серов Б.Н., Лескинен М.В. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. М., ВАКО.

Интернет-ресурсы:

http://xix-vek.ru (История России XIX века. Письменные, статистические и графические источники.)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск