Конспект урока в 8 классе по теме «Тире между подлежащим и сказуемым» Цели:
1 . Повторить ранее изученный материал по определению типов связи в словосочетании, по теме «Главные члены предложения»
2 . Углубить знания учащихся о постановке тире в простом предложении
3 . Развивать речь, мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, обогащать словарный запас
4 . Воспитывать бережное отношение к слову, любовь и уважение к патриотам своей Родины, к предмету
Оборудование:
Медиапроектор, карточки для индивидуальной самостоятельной работы за партой и у доски, таблички с героями сказки, сведения из истории русской пунктуации Ход урока
СЛАЙД 1
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Откройте тетради, запишите в них число, классная работа.
-А вот о чем мы сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете, отгадав загадку:
Я минус в математике,
Но знак другой в грамматике.
Знаком я детворе,
Меня зовут… тире.
- О каком же знаке мы продолжим говорить на уроке? (тире)
СЛАЙД 2
Итак, мы продолжим работу по постановке тире между подлежащим и сказуемым
2.Запишите ТЕМУ урока в тетрадь «Тире между подлежащим и сказуемым»
Сегодня на уроке мы будем:(Цель)
Повторять ранее изученный материал по определению типов связи в словосочетании, по теме «Главные члены предложения»
Углублять знания я о постановке тире в простом предложении
Развивать речь, мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, обогащать словарный запас
Воспитывать бережное отношение к слову, к предмету
СЛАЙД3
3.А сейчас обратимся к ЭПИГРАФУ на доске
К уроку я приготовила эпиграфы А.П.Чехова и К.Г.Паустовского (послушайте их и подумайте, как вы их понимаете?)
Соотносятся ли они с темой нашего урока?
А сейчас я предлагаю вам познакомиться с некоторыми сведениями из истории русской пунктуации
СЛАЙД4
4. ИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ ПУНКТУАЦИИО знаке препинания тире
Сегодня нам трудно представить, что когда-то книги печатались безвсем известных значков, которые называются знаками препинания. Они стали настолько привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить. А между тем знаки препинания живут своей самостоятельной жизнью в языке и имеют свою интересную историю.
Родоначальницей русской пунктуации по праву можно считать точку. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.
Наиболее распространённымзнаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. Названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин «знаки препинания» восходит к глаголу препинать – «остановить, задержать в движении».Заимствованы были названия только двух знаков:дефис (чёрточка) — из нем. Divis (от лат. divisio — раздельно) и тире (черта) — из французскогоtiret, tїrer (тянуть)
Тире [-]относится к более поздним знакам. Существует мнение, что его ввёл в употребление русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“ А.А. Барсова.
Тире многозначно. Его используют в простых предложениях, в предложениях с прямой речью, при оформлении реплик диалога, в неполных предложениях, в сложных предложениях. В энциклопедии «Русский язык» обозначено девять условий постановки тире в современной письменной речи.Может быть, именно из-за многозначности тире любят поэты и писатели, превращая его в главное средство авторской пунктуации. Я А вот как появилось тире между подлежащим и сказуемым , нам поможет понять лингвистическая сказка (инсценировка)
(Лингвистическая сказка)
Жила-была Связка Быть. Она охотно связывала Подлежащее и Сказуемое в прошедшем и будущем времени. Но как только случалось настоящее время, Связка почти всегда заявляла:− В настоящем времени мне нужно заняться личными делами, пусть вместо меня трудится Тире.
− Хорошо, − соглашалось Подлежащее, − но при условии, что я буду существительным в Именительном падеже, Числительным или неопределённой формой Глагола.
− Согласно, − кивало Сказуемое, но я тоже ставлю свои условия: требования Подлежащего – это и мои требования. Кроме того, не ставьте передо мной сравнительные союзы и частицу НЕ.
На этих условиях Связка отправляется по своим делам до прихода прошедшего или будущего времени. ЯСпасибо, ребята. 5. РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ
А к доске идет выполнять:
Поморфемныйразбор слов: луноход, поверхность, пространство, прилуниться, испытатель
ПРОВЕРКА(лун-о-ход,по-верх-н-ость, про-стран-ств-о, при-лун-и-ть-ся,ис-пыт-а-тель)
В это время по карточкам работают (нужно выделить грамматическую основу предложений, поставить знаки препинания, определить виды сказуемых)
Книга – это лучший подарок
Книга, конечно, лучший подарок
Хорошая книга как друг
Плохая книга не подарок
Библиотека у него дай Бог каждому
Хорошая книга понятна и доступна
Купить хорошую книгу – сделать хороший подарок
А мы с вами запишем предложение Космонавт – это образованный человек, специально подготовленный для совершения полетов в космическом пространстве.
( поставить знаки препинания, объяснить постановки знаков препинания, выписать все словосочетания, определить тип связи)
ПРОВЕРКА
* примыкание - специально подготовленный
*управление - подготовленный для полетов, для совершения полетов, полетов в пространстве
*согласование - образованный человек, подготовленный человек, в космическом пространстве ЯНа предыдущем уроке мы рассмотрели случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым. Скажите, какой случай представлен в нашем предложении?
(Начнем разбор с характеристики предложения по цели высказывания, по интонации, количеству грамматических основ - простое, по степени распространенности, осложненности) Я В предложении был дан 1 случай постановки тире между главными членами, вспомните другие случаи
СЛАЙД 6
гл. н.ф. гл. неопр.формы
существ.гл. неопр. формы
существ.существ. в имен. падеже
существ.числительн.в имен. падеже
числит.числительн. в имен. падеже
При помощи слов – это, значит, вот, это значит
Сказуемое выражено фразеологическим оборотом
Вывод СЛАЙД 7
Ребята, но есть и случаи, когда тире не ставится; назовите их, когда тире не ставится
Подлежащие выражено личным или вопросительным местоимением
Между подлежащим и сказуемым стоит
Вводное слово,
Союз( как, точно, будто, что, все равно как)
Наречие
Частица (не, лишь)
В предложениях разговорного стиля
При обратном порядке следования главных членов предложения
Авторское тире
Вывод
СЛАЙД 8
6.ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ
Расставьте знаки препинания
…интересная особенность жирафа это его длинная ...
Огромный кит вовсе не ...
Его огромная пасть не ...
... окраска хамелеона это средство ...
Быстрые ноги зайца его единственное ...
Многие змеи совсем не ...
... рассказал что вулкан это очень ...
Вывод
СЛАЙД 9
Для кавалериста конь является настоящим другом, который в трудную минуту выручит, не даст погибнуть.
Человека считают царем природы не случайно.
Серые журавли в нашем крае стали редкостью.
Эвкалипты считаются самыми высокими в мире деревьями.
Хозяин в поле трактор.
7. ФИЗМИНУТКА СЛАЙД 10
ЯПродолжаем нашу работу
СЛАЙД 11 8. РАБОТА С ТЕКСТОМ
Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет все вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша.
Как прекрасна березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что их не узнаешь. Елочка становится похожей на причудливую снежную бабу. На гладкой поверхности виднеются следы лесных зверюшек.
В предзимние дни не сидится дома. Путешественники разных возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.
«Здравствуй, зима» - радостно говорят люди. Вопросы для анализа
1.Чтение текста уч-ся
2.Тема, озаглавьте
3.Стиль - доказать
4.Тип текста - доказать
5.Основная мысль текста
6. Объясните знаки препинания, охарактеризуйте предложения
7.Из 1 абзаца выписать слово с чередующейся безударной гласной в корне слова –касаются, загораются, зарослей
8.Попробуйте переделать предложения так, чтобы подлежащее и сказуемое выражены именами существительными.
*Елочка становится похожей на причудливую снежную бабу
* Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются.
СЛАЙД 12
8. РЕФЛЕКСИЯ
На уроке я задумался над…
Я открыл для себя…
Урок помог мне…
Мои чувства по уроку можно выразить словами…
СЛАЙД 13 10.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
сочинение – рассуждение по эпиграфу А.П.Чехова(объем-50 слов)
«Почему, по мнению А.П. Чехова, знаки препинания можно назвать «нотами при чтении»? 11. ОЦЕНКА. ВЫВОД
Ребята, сегодняшний современный человек стремится продолжить дело, начатое основателями космической эры Циолковским, Гагариным, Королевым и другими. И мы, молодое поколение, должны покорять неизведанное пространство, пустьхотя и учебное
СЛАЙД 14 Человек рождается на свет,
Чтоб дерзать, творить, а не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый свет
И решать все трудные задачи.
Человек рождается на свет…
Для чего?.. Ищите свой ответ.
|