Скачать 103.12 Kb.
|
«Что в сердце бережно храним…» План-конспект урока-игры Предмет «Гражданское образование» Класс 3 класс (1-4) Тема раздела «Тепло родного очага» Программа «Гражданское образование в начальных классах» авторы С.К. Тивикова, Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, Н.Ю. Яшина Тип урока Обобщающий урок по теме: «Что в сердце бережно храним…» Учитель начальных классов МБОУ гимназия имени А.С. Пушкина г. Н.Новгорода Леттер Ю.В., высшая квалиф. категория Итоговый урок 1 четверти ТЕМА: «Что в сердце бережно храним…» «Жар-птица», (2 класс (1-3), 3 класс (1-4)), 1 часть. С.К.Тивикова,Н.Н.Деменева,Т.Я.Железнова,Н.Ю.Яшина Обобщающий урок в форме игры «Поле Чудес» (рассчитан на 2 часа) Цели и задачи:
Оформление доски: Написана тема четверти: «ТЕПЛО РОДНОГО ОЧАГА» тема урока: «Что в сердце бережно храним…» На доске может быть размещён (по желанию учителя и в соответствии с планом урока) плакат:
Нарисована крупно Жар-птица, хвост которой состоит из отдельных перьев, изготовленных заранее детьми (заготовка пера в рабочей тетради). Центр доски оформлен под игру «Поле Чудес» (приготовлено место для заданий, выставлены некоторые работы участников по теме и др. по усмотрению учителя). Стенд: «МОЯ РОДОСЛОВНАЯ» (Оформленные в общем стиле генеалогические древа, родословные всех участников игры) Стенд: «ЛЕТОПИСЬ КЛАССА» ( оформленные работы детей на тему «Лучший день моей школьной жизни», «Школа Прошлого и Будущего» Выставка: «МУЗЕЙ СТАРИНЫ» (Собранные учащимися предметы быта прошлого, семейные реликвии и т.п.) Оборудование для игры:
Рекомендации для учителя: В данном конспекте учитель опирается на уже собранный ребятами материал. У каждого игрока подготовлен заранее рассказ по заданной теме. В зависимости от подобранного материала учитель сам формирует команды для участия в турах игры (каждый тур – определенное задание по данной тематике). В другом случае учитель по своему усмотрению может варьировать задания, их трудность, изменять направленность урока, основываясь на знании особенностей детей конкретного класса, их интересов, учитывая специфику собранного материала. Любой тур: - введение в тему задания данного тура, обсуждение темы - представление участников данного тура - объявление задания данного тура - проведение игры - задание для зрителей Участник называет 1 букву. В игре действуют правила: «Есть такая буква», «Буква названа неверно» («Нет такой буквы»), «Переход хода», «Сектор +» (открыть 1 любую букву), «Банкрот» (лишается всех набранных очков). Если буква названа правильно, участник имеет право ещё раз крутить барабан и угадывать следующую букву, или назвать слово сразу. В ходе игры (пока крутится барабан) каждый участник, до которого доходит очередь, представляет подготовленный им материал по теме данного тура. Это может быть рассказ о семейных традициях, о своей родословной, представление своего генеалогического древа, герба своей семьи, демонстрация семейных реликвий, предметов быта своих предков, сохранённых семьёй и многое другое… План урока (игра рассчитана приблизительно на 2 часа):
Ход игры: Вступление: Итак, мы начинаем наш итоговый урок по теме «Что в сердце бережно храним…». Целью этого урока стало не только обобщение знаний, связанных с семьёй, семейными традициями, обычаями, но и привитие интереса, уважения к традициям и устоям других семей, уважения к прошлому, к нашим «корням», и, конечно же, развитие стремления самому оставить о себе достойную память. Поскольку тема всей четверти – «Тепло родного очага» -- касалась очень личного - семьи, её традиций, родословной, и каждый присутствующий здесь открыл на уроках Гражданского образования и в процессе подготовки к занятиям что-то своё, интересное не только ему, но и всем нам, то мы решили выбрать нетрадиционную форму и провести урок в виде игры «Поле Чудес». Но только на нашем «поле» ребята собрали настоящие чудеса, в которых спрятаны тайны может быть не одного поколения людей и которые в каждой семье хранятся как сокровища. Этот урок стал итогом большой исследовательской работы, проведённой вами, ребята, и, конечно, материал связан с вашими родными, близкими; именно поэтому некоторые из них тоже присутствуют сегодня рядом с вами. И я надеюсь, всё что задумано, у нас получится, игра будет интересной и познавательной, и все оценят вашу серьёзную работу по заслугам! 1 ТУР: Начинаем первый тур нашей игры. Тем или иным образом он связан со счастьем. - Что же для человека является счастьем? (Обсуждение со зрителями проблемы счастья. Одним из моментов может стать обсуждение конвенции о правах ребенка, актуальности её статей (по желанию учителя) А теперь я хочу представить участников первого тура:
Послушаем задание первого тура: - Это условный знак или предмет, обозначающий какое-либо явление, понятие. Подсказка: В жизни и на страницах книг мы встречаемся с разнообразными предметами, но все они заключают в себе единый смысл: считается, что они приносят счастье. Слово:
Игра со зрителями: - Какие ещё символы счастья вы знаете? (синяя птица, золотой ключик, перо Жар-птицы, монетка и т.д.) 2 ТУР: Начинаем второй тур нашей игры. Конечно же, для каждого человека символ счастья может быть свой и также символично всё связанное с семьёй, её прошлым, настоящим и будущим. Итак, во 2 тур мы приглашаем ребят, которые расскажут о своих семьях:
(Эти ребята подготовили рассказы о гербах своих семей. Они демонстрируют герб, рассказывают о символике, применённой в каждом гербе, об истории его создания и многое другое.) Послушаем задание второго тура: - Здесь зашифровано слово, с которым каждый народ связывает образ Прошлого, Настоящего и Будущего. Подсказка: У каждого народа этот символ свой. Слово:
Многие из ребят постарались и составили не только генеалогическое древо своей семьи, но и нарисовали гербы, о которых рассказали на предыдущих уроках (Здесь можно рассмотреть, по желанию учителя, стенд «МОЯ РОДОСЛОВНАЯ») Игра со зрителями: - Какие древа, являющиеся символами Прошлого, Настоящего и Будущего вы знаете? (дуб, ясень, ива, кедр, баньян и т.д.) 3 ТУР: Начинаем третий тур нашей игры: В каждой семье, где чтут традиции, соблюдают обычаи, наверняка есть вещи (и не только вещи), которые берегут как зеницу ока и передают из поколения в поколение не только потому, что они могут дорого стоить, а потому, что они дороги для сердца и хранят в себе память о прошлом. Представляю участников третьего тура:
прабабушкой),
«Почему ты шинель бережёшь…»). Задание третьего тура: - Это вещь, хранимая как память о прошлом и являющаяся предметом почтительного отношения в семье. Слово:
Игра со зрителями: - Что может стать реликвией в семье? РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ПАУЗА: После завершения 3 тура рекомендуется сделать небольшой перерыв. Можно устроить силами детей-зрителей мини-концерт (с песнями, танцами, чтением стихов). Кроме того, можно предложить родителям вместе с детьми приготовить любимое блюдо, ставшее традиционным в семье и пригласить всех присутствующих продегустировать его. В данном случае на 1 уроке темы «В поисках счастья» после прочтения в учебнике зачина сказки о Жар-птице (смотри стр. 7 «Жар-птица» 1 часть) был объявлен конкурс на лучшее продолжение этой сказки. Многие ребята приняли участие и представили свои работы. Общим решением мы выбрали лучшую сказку и проинсценировали её. Развлекательной паузой в нашей игре и стала инсценировка сказки «Об Алёнушке и Жар-птице». ФИНАЛ Я представляю участника финального тура нашей необычной игры. * * * Итак, задание: - Это то, что помогает нам сохранить прошлое, память о нём, связывает нас крепкими узами (нитями) с нашими предками. Подсказка: Это то, что называет одним словом памятники, различные вещи, сделанные нашими предками, семейные реликвии. Слово:
Игра со зрителями: - Рассмотрите предметы старины, предметы быта прошлого, собранные на выставке и расскажите, для каких целей могла служить каждая вещь. Какие ещё предметы старины, семейные реликвии сохранились в ваших семьях? СУПЕР-ИГРА Сегодня мы с вами поговорили о прошлом, познакомились с разными семьями, их традициями, семейными реликвиями. Мы поняли: всё, что мы так бережно храним в нашем доме и в наших сердцах, не только создаёт уют, но даёт покой и душевное равновесие, напоминает человеку о самом важном – о его прошлом, о его предках. Ведь без Прошлого не может быть Настоящего и Будущего! Мы увидели и почувствовали: семьи, в которых помнят о своём прошлом, сохраняют для потомков семейные реликвии, чтут традиции предков и всё делают сообща,можно назвать счастливыми. - Что же нужно для счастья? Как сделать себя и своих близких счастливыми? В нашей супер-игре мы зашифровали поговорку -- секрет приготовления счастья. (В супер-игре может играть как финалист, так и все зрители по усмотрению учителя). Назовите 7 букв из данных на табло: А В Е И К Н Р С Т У Х Ч Ш Ь Подсказка: Кто кузнец своего счастья? Поговорка: НАШЕ СЧАСТЬЕ В НАШИХ РУКАХ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ Вот и закончилась наша игра, которая, я надеюсь, была не только весёлой и интересной, но и познавательной. Проходит награждение победителя и всех участников игры. Всё, что происходит сейчас, в настоящее время, тоже когда-нибудь станет прошлым и позабудется. Но мы можем сохранить память об этом празднике, об этом дне для будущих поколений. Как наши предки оставляли память о себе, своих делах? - Это летописи (устные рассказы, позже книги) Если позволяет время, по желанию учителя можно рассмотреть стенд «ЛЕТОПИСЬ КЛАССА», обсудить наиболее запомнившиеся моменты из школьной жизни. Задание на дом (по желанию): Написать ещё один лист летописи класса, рассказав о прошедшем итоговом уроке-игре или составить послание будущим школьникам. А чтобы этот праздник запомнился каждому из присутствующих здесь надолго, мы хотим подарить всем на память символы, приносящие по преданиям счастье – перо Жар-птицы и колокольчики (ребята дарят всем гостям перья из хвоста Жар-птицы, прикреплённой к доске, а учитель дарит колокольчики всем – и ребятам и гостям). Спасибо Вам! Будьте счастливы! |