Скачать 41.6 Kb.
|
Конспект урока на тему: « Р О С С И Я В 13 – 15 В Е К А Х .» Тип урока : Повторительно- обобщающий. Оборудование: Рабочие листы с заданиями № 1и № 2; жетоны за правильные ответы; карта « Борьба русского народа с иноземными завоевателями в 13 веке». Цель урока: Повторить и проверить знания учащихся по теме урока. « Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше прошлое и намекнуло о нашем будущем ». В.Г. Белинский. История не терпит суесловья, Трудна ее народная стезя. Ее страницы, залитые кровью, Нельзя любить безумною любовью И не любить без памяти нельзя. Стоит ли былое вспоминать, Брать его в дорогу, в дальний путь? Все равно, упавших не поднять, Все равно ушедших не вернуть, И сказала память : « Я могу Все забыть, но нищим станешь ты. Я твои богатства стерегу, Я храню тебя от слепоты». Из строк, которые я прочитала, вам, здесь присутствующим понятна цель сегодняшнего урока: кто сможет ее назвать? История в некотором смысле есть священная книга народов: завет предков к потомству, и пример для будущего. Поэтому для эпиграфа нашего урока я и выбрала слова Белинского. Прочтите пожалуйста его на доске… Итак, в первой четверти мы изучили истории нашей страны в 13-15 веках. За два века Россия пережила очень много событий: и тяжелейшее монголо- татарское иго, и возрождение, становление Московского государства. Все эти события мы и будем сегодня вспоминать… См. Раб. Лист №1 В О П Р О С Ы : 1. Каким титулом стал именоваться Иван III? 2. Кто первым из русских князей построил каменный кремль в Москве? 3. В честь какого праздника был возведен самый большой собор в Московском кремле? 4. Кто совершил хождение за три моря? 5. Благодаря какой женщине при русском дворе утвердились византийские традиции? 6. Эта женщина возглавила сопротивление в Новгороде. 7. Почему у некоторых князей были странные прозвища – « Темный», « Косой»? 8. Что такое Стоглав? 9. Какую роль в истории сыграла Елена Глинская? 10. Когда и откуда «прилетел» на Русь двухглавый орел? Ответы: Государь Всея Руси; Дм. Донской, белого; Успения Божьей Матери, Успенский собор; Афанасий Никитин; Софья Палеолог; Марфа Борецкая, посадница; потому что их ослепили; решения Стоглавого собора, принятые в 1551 г.; провела денежную реформу в 1535 г.; в 15 в. при Иване III из Византии. О К О М И Д Е Т Р Е Ч Ь ? 1. Князь поскакал к прибрежным скалам, На них, вскарабкавшись с трудом, Высокий выступ отыскал он Откуда видно все кругом. И оглянулся. Где-то сзади, Среди деревьев и камней Его полки стоят в засаде, Держа на привязи коней. А впереди по звонким льдинам, Гремя тяжелой чешуей, Ливонцы едут грозным клином – Свиной железной головой. ( Александр Невский). 2. Выезжает конный в куколе с крестом С ликом, истомленным бденьем и постом,- Схимник, бывший воин, вот и он свое Поднял боевое длинное копье. Без щита, без лат он, в стремени нога, В мантии крылатой мчится на врага. Тот ему навстречу молнией летит – Под железом плечи, есть и шлем, и щит. ( Андрей Пересвет).
Доколь нам други пред тираном Склонять покорную главу И заодно с презренным ханом Позорить сильную Москву? Не нам, не нам страшиться битвы С толпами грозными врагов: За нас и Сергия молитвы, И прах замученных отцов! ( Дм. Донской) 4. Существует версия, что учителем этого прославленного иконописца был Феофан Грек. Сам же художник прославил себя росписью многих храмов, в частности, Троице – Сергиева монастыря, где была написана икона «Троица». (Андрей Рублев) 5. Легендарный русский богатырь, сражавшийся против монголо-татарских завоевателей. В «Повести о разорении Рязани Батыем» говорится о борьбе его полка (1700 чел.) с татарами. В неравной схватке с врагом был убит. Хан Батый, пораженный мужеством этого человека, повелел отдать его тело плененным русичам и отпустить их. (Евпатий Коловрат) 6. Выходец из знатного и богатого рода ростовских бояр. Основал пустынь, которая в дальнейшем стала самым почитаемым и знаменитым монастырем России. Пользовался огромным авторитетом. По преданию, Дмитрий Иванович получил его благословение перед Куликовской битвой. Его ученики установили много знаменитых монастырей. (Сергий Радонежский) Н А З О ВИ Д А Т У И С О Б Ы Т И Е :
Иго тяжкое сброшено было. А в орде началось несогласье, вражда, И распалась татарская сила. (Стояние на реке Угре).
И своих потопчут и врагов. И от крови, словно в половодье, Скоро выйдет Дон из берегов. «Други! Мы живем под небом божьим, А в бою сражаться нам самим Братья! Лучше головы положим, Но своей земли не посрамим. ( Куликовская битва)
Железа крови и воды На месте рыцарских отрядов Легли противные следы, Под ними лошади тонули, Под ними дыбом лед вставал, Их стремена на дно тянули, Им панцырь выплыть не давал. (Ледовое побоище,1242 г.).
( 1237 г. Разорение Рязани Батыем)
(1450г Судебник Ивана III). См, рабочий лист № 2. Подведение итогов урока, выставление оценок. Урок разработан Кучер О.В. для 7-го класса. |