Скачать 93.44 Kb.
|
Муниципальное образование город НоябрьскДепартамент образования Администрации города Ноябрьска МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА«ЗОЛОТАЯ РЫБКА»МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСКСоветская ул. 85-а, г. Ноябрьск, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629807, Телефон (3496) 34-60-64,34-51-84, Еmail: zolribsad@mail.ru ОКПО 41244317, ОГРН 1028900707428, ИНН/КПП 8905024620/ 890501001 Конкурс «Лучшая методическая разработка с использованием ИКТ». Номинация Дидактические материалы тематического обучающего занятия, разработанные с использованием ИКТ Методическая разработка конспекта познавательного занятия Тема: «Огонь в истории человечества» Разновозрастная группа Старший дошкольный возраст МДОУ «Золотая рыбка». Богдан Алина Николаевна Должность: воспитатель. Методическая разработка конспекта познавательного занятия для старших дошкольников по теме «Огонь в истории человечества» Используемый УМК: Литература: Козлова С.А. «Мой мир» - Москва,2000. Цель: Методическая разработка составлена с использованием средств информационно – коммуникативных технологий и предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Данное занятие позволяет в доступной форме познакомить детей с темой «Огонь в истории человечества». Применение элементов ТРИЗ, экспериментирования способствует раскрепощению детей, учит их делать умозаключения, анализировать, сравнивать. Место проведения: МДОУ «Золотая рыбка». Конспект познавательного занятия для старших дошкольников «Огонь в истории человечества» Цель: Познакомить детей с историей возникновения огня Задачи:
Материал: два кусочка дерева, по два камешка на каждого ребёнка, зажигалка, мультимедийная презентация «Огонь в истории человечества», аудиозапись «Шум моря», «Звуки природы» Оборудование: мультимедийный - диапроектор, магнитофон Предварительная работа:
Ход занятия: Сегодня мы с вами поговорим о нём… На него можно смотреть без конца. Он бывает красивый, а бывает и страшный. Он бывает полезный, а бывает опасный. Бывает он другом и бывает врагом. Хотите узнать, что это и почему он бывает такой разный? Тогда слушайте мои подсказки, и подумайте что общего между ними. Попало наше тесто В горячее место. Попало – не пропало, Румяной булкой стало Какое это место Куда попало тесто? (Печь) Это тёмный-тёмный дом Сто сестричек жмутся в нём. И любая из сестёр Может вспыхнуть как костёр. (Спички). Шипит и злится, воды боится. С языком, а не лает Без зубов, а кусает. (Огонь). Педагог: Правильно, сегодня мы с вами будем говорить об огне (слайд №1) Дид/игра «Какой бывает огонь?» (слайд № 2) На огонь можно смотреть без конца. Наверное, это осталось от наших далёких предков, которым огонь костра казался загадочным живым существом Ребята, я приглашаю вас отправится в путешествие по реке. Но не по простой реке, а по реке времени. Закройте глаза, послушайте, как плещется речная волна. (Звучит шум воды) Откройте глаза. Куда же мы с вами попали? (Звуки джунглей) Принесла нас река времени в далёкое-далёкое прошлое, когда появились первые люди. Они «были первыми», поэтому их назвали первобытными. Посмотрите, как они выглядели (слайд №3). Первобытные люди пользовались только тем, что давала сама природа. Убежищами им служили пещеры. Где было холодно, темно и сыро (слайд № 4) Однажды начался лесной пожар. Люди в ужасе разбежались… Но самые смелые догадались взять горящие ветки и отнести их в свои пещеры (слайд № 5). В пещере люди заметили, что рядом с огнём им стало тепло (слайд № 6) Как вы думаете, для чего нужен был огонь в пещере? Однако если огонь не поддерживать, то он быстро погаснет. Ребята, что надо делать, что бы огонь не погас? Огонь стал для человека хорошим другом. Пришлось человеку задуматься, как же получить огонь. Ребята, может кто-нибудь знает, как древним людям удалось добыть огонь? Кто-то из людей заметил, что если сильно-сильно тереть одну сухую палочку о другую, палочка нагревается и тлеет. Древние люди накладывали сухую траву, веточки, на них ставили палочку и очень быстро крутили её между ладоней. Палочка нагревалась, трава загоралась (слайд № 7) Педагог демонстрирует детям опыт по добыванию огня трением дерева о дерево. При этом отмечает, что этот способ очень трудный и долгий, ведь дерево лишь немного нагрелось от соприкосновения палочек друг о друга. Также люди заметили, что когда обрабатывают один камень другим, появляются искры. Вот и стали люди высекать искры и зажигать костёр, когда им это было нужно (слайд № 8) Представьте себе, что мы вдруг стали с вами древними людьми. Давайте попробуем, действительно ли древний человек мог высекать камнями искры и зажигать от них костёр (педагог предлагает детям попробовать высечь огонь при ударе камня о камень) Только стучать надо аккуратно, чтобы не пораниться. (Дети пробуют стучать) Потрогайте камни, они стали тёплыми. Оказывается не так-то легко высекать искры камешками, нужно долго тренироваться. Знания древних людей мы используем до сих пор. Например, в зажигалке (педагог показывает зажигалку и демонстрирует появление искры огня). Этот камень называется кремень. Мы с вами потратили много сил, когда пытались добыть огонь, нужно немного отдохнуть. Физкультминутка Мы пошли в поход с друзьями, (дети идут по кругу Чуть промокли и озябли. показывают, что замерзли) Что бы ручки нам согреть Надо нам костер разжечь. Дружно мы возьмем лопатки, Выкопаем в земле ямку, (дети показывают, как И уложим веточки копают, укладывают веточки), Чтоб согрелись деточки. Дуем, дуем разжигаем, (дуют на костер) Свои ручки согреваем. (держат руки над костром) Мы согрелись у костра, Потушить его пора. Чтоб пожар здесь не случился Мы зальем костер водицей. (выливают воду из ведра) Потушили мы, ура! Нам домой теперь пора. Без огня мы уже не представляем жизни, он нужен повсюду: в домах, детских садах, школах, на заводах, фабриках, в городах и в сёлах. Огонь – друг человека, без него невозможна жизнь на земле. Скажите мне, а для чего нужен человеку огонь? (Ответы) Игра «Хорошо – плохо» Ребята, что хорошего в огне, почему? Что плохого в огне, почему? Огонь – давний друг. Но об огне, как о друге мы нередко забываем. А ведь с его помощью совершается много полезных дел. Он, верно, служит в повседневном быту и производстве. При помощи огня человек обеспечил себя теплом и светом (слайд № 9). Без него сегодня невозможна жизнь человека на нашей планете: огонь плавит руду, приводит в движение автомашины, пароходы, самолёты, ракеты помогает вырабатывать электроэнергию, печёт хлеб, лечит (слайд №10) Прошло много лет. Люди придумали электричество. Сейчас у нас много электрических приборов. Какие электрические приборы есть у вас дома? (ответы детей) Да, теперь в наших домах много электрических приборов. Это - холодильники и светильники, утюги и обогреватели, пылесосы и электрические чайники, телевизоры, магнитофоны, компьютеры и др. (слайд № 11) Нам без доброго огня Обойтись нельзя и дня Он надёжно дружит с нами, Гонит холод, гонит мрак, Он приветливое пламя Поднимает, будто флаг. Всем огонь хороший нужен И за что ему почёт, Что ребятам греет ужин Режет сталь и хлеб печёт. Педагог: А как вы думаете, может такой незаменимый огонь стать врагом человеку? Может он быть опасным? Когда? (Ответы детей) (слайд №12,13) И всё-таки пользы от огня больше, чем вреда. Огонь каждый день помогает человеку. Делает его жизнь интереснее, теплее, уютнее. Где же человек использует огонь? (ответы детей) Вот и подошло к концу наше путешествие по реке времени. Что интересного и нового вы узнали? Литература: Козлова С.А. «Мой мир» - Москва,2000. Прилепко Е.Ф. «Пожарная безопасность для дошкольников» - Москва,2008. |