Скачать 76.92 Kb.
|
Характеристика курса «Религиоведение» («История и теория религии»)Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и учитывает опыт преподавания данной дисциплины в Московском гуманитарном институте им. Е.Р. Дашковой. Структура курса. Предлагаемый курс включает в себя три взаимосвязанных раздела: Раздел 1. Религиоведение: основные теоретические проблемы. Раздел 2. Религии мира: история, основные догматы и направления. Раздел 3. Религия в современном мире. Курс изучается в течение одного семестра. Итоговая форма контроля – зачёт. Предметом курса является изучение процесса возникновения, функционирования и развития религии, ее структуры, а также многочисленных проявления религиозной жизни в истории общества и в современную эпоху. Также рассматривается роль религии в жизни отдельного человека, конкретных обществ и общества в целом, взаимосвязь и взаимодействие религии с другими областями культуры. Необходимо отметить, что религиоведение – это комплексная дисциплина, включающая в себя элементы ряда наук и состоящая из следующих структурных элементов: истории религии, философии религии, социологии религии, психологии религии и географии религии. Существуют два подхода к изучению религии: богословско-теологический (истолкование религии как особого, сверхприродного явления, результата сверхъестественной связи человека с Богом) и научно-философский (изучение религии как составной части человеческой культуры и общественной жизни в её связи и взаимодействиями с другими элементами культуры и бытия человека, при этом используются научные методы познания). В данном курсе по тем или иным вопросам необходимо излагать и богословскую, и научную точку зрения, но основное внимание всё же следует уделять научному подходу к изучению религии, поскольку курс призван помочь формированию высокообразованного, всесторонне развитого человека с современным научным мировоззрением. Цель курса. «Религии мира» («Основы религиоведения») – это дисциплина общегуманитарного цикла, изучение которой необходимо для формирования высокого уровня общей культуры. Следует отметить междисциплинарные связи курса с другими гуманитарными дисциплинами: историей, культурологией, философией, социологией, психологией. Курс насыщен широким и многоплановым материалом (факты, концепции и т.д.), поэтому успех в его изучении достигается при строгом следовании методологическим принципам эффективного научного познания:
Необходимо отметить одну важную особенность изучения данного курса. Разные люди придерживаются различных мировоззренческих позиций по вопросам, касающимся религии: одни являются верующими, другие – атеистами либо агностиками, не говоря уже о том, что в аудитории могут оказаться люди, исповедующие разные религии. Преподавателю необходимо демонстрировать лично и требовать от студентов уважительного и терпимого отношения ко всем точкам зрения, касающимся вопросов веры. Безусловно, и преподаватель, и студенты имеют при этом право выражать собственные предпочтения, личные мировоззренческие и методологические позиции – но относясь при этом уважительно к мнению тех, кто придерживается других взглядов, и ни в коем случае не навязывая свою точку зрения в качестве единственно верной. При изучении курса студентами используются три основных вида учебной работы:
Методические указания для студентов по изучению дисциплиныПри изучении курса необходимо помнить о том, что знание данной дисциплины не складывается из набора терминов, имён и т.д. Изучение религиоведения должно быть направлено на выяснение места религии в общественной жизни и культуре, на понимание условий возникновения той или иной религии и особенностей различных этапов её развития, на уяснение основ её вероучения и культа. Иными словами, при изучении курса у студента должно сложиться целостное теоретическое представление о религии, и тогда на эту теоретическую канву будут «нанизываться» факты. Каким же образом необходимо изучать данную дисциплину, чтобы сложилась подобная теоретическая система знаний? Методические рекомендации по организации работы с лекционным материалом Можно выделить три этапа работы над лекционным материалом. Первый этап – подготовка к лекции. Перед лекцией желательно ознакомиться с её содержанием по программе учебной дисциплины – это поможет сориентироваться в лекционном материале. Программу дисциплины можно найти на сайте института на личной странице преподавателя. Можно заранее сформулировать для себя те вопросы, ответы на которые хотелось бы услышать во время лекции. Второй этап – прослушивание и конспектирование лекции. В начале каждой лекции необходимо записать её название и план, далее в конспекте материал одного пункта плана следует отделять от другого. Не стоит пытаться записывать лекции слово в слово за преподавателем – необходимо учиться выделять главную мысль и излагать её сжато. При конспектировании значительную помощь могут оказать презентации, которые преподаватель демонстрирует во время чтения лекции: материал слайдов служит хорошей опорой при конспектировании. Наиболее важные моменты в тексте можно подчёркивать, выделять цветом и т.д. Желательно выработать систему сокращений тех слов, которые встречаются наиболее часто (например, религиозный – рел.) – это значительно облегчит записывание лекции. Желательно оставить в тетради для конспектов достаточно широкие поля, чтобы можно было дополнить текст лекции своими рассуждениями и комментариями. В конце лекции можно задать возникшие вопросы преподавателю. Третий этап – самостоятельная работа с лекционным материалом и литературой (с опорой на лекционный материал). См. ниже. В том случае, если у студента по теме лекции возникли какие-либо вопросы, ответы на которые не найдены в учебниках и литературе, он может обратиться за консультацией к преподавателю. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы Самостоятельная работа при изучении курса религиоведения включает в себя три элемента:
Усвоение материала значительно облегчат программа учебной дисциплины (её можно найти на сайте института на личной странице преподавателя) и конспекты лекций (прочитанных преподавателем и записанных студентами).
|