Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 76.92 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации18.11.2013
Размер76.92 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > История > Программа курса

Характеристика курса «Религиоведение» («История и теория религии»)


Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и учитывает опыт преподавания данной дисциплины в Московском гуманитарном институте им. Е.Р. Дашковой.

Структура курса. Предлагаемый курс включает в себя три взаимосвязанных раздела:

Раздел 1. Религиоведение: основные теоретические проблемы.

Раздел 2. Религии мира: история, основные догматы и направления.

Раздел 3. Религия в современном мире.

Курс изучается в течение одного семестра.

Итоговая форма контроля – зачёт.

Предметом курса является изучение процесса возникновения, функционирования и развития религии, ее структуры, а также многочисленных проявления религиозной жизни в истории общества и в современную эпоху. Также рассматривается роль религии в жизни отдельного человека, конкретных обществ и общества в целом, взаимосвязь и взаимодействие религии с другими областями культуры. Необходимо отметить, что религиоведение – это комплексная дисциплина, включающая в себя элементы ряда наук и состоящая из следующих структурных элементов: истории религии, философии религии, социологии религии, психологии религии и географии религии.

Существуют два подхода к изучению религии: богословско-теологический (истолкование религии как особого, сверхприродного явления, результата сверхъестественной связи человека с Богом) и научно-философский (изучение религии как составной части человеческой культуры и общественной жизни в её связи и взаимодействиями с другими элементами культуры и бытия человека, при этом используются научные методы познания). В данном курсе по тем или иным вопросам необходимо излагать и богословскую, и научную точку зрения, но основное внимание всё же следует уделять научному подходу к изучению религии, поскольку курс призван помочь формированию высокообразованного, всесторонне развитого человека с современным научным мировоззрением.

Цель курса. «Религии мира» («Основы религиоведения») – это дисциплина общегуманитарного цикла, изучение которой необходимо для формирования высокого уровня общей культуры.

Следует отметить междисциплинарные связи курса с другими гуманитарными дисциплинами: историей, культурологией, философией, социологией, психологией.

Курс насыщен широким и многоплановым материалом (факты, концепции и т.д.), поэтому успех в его изучении достигается при строгом следовании методологическим принципам эффективного научного познания:

  1. Принцип научного историзма – определяющее условие объективного анализа процесса формирования и функционирования различных религий. Научная объективность и личная беспристрастность могут быть достигнуты при максимальной опоре на конкретные первоисточники (Библию, Коран) и исследования.

  2. Принцип «не проклинать, не осмеивать, а понимать» (Б. Спиноза) – исходный пункт в научном анализе религий, осмыслении самых сложных явлений и этапов в их развитии. Он позволяет формировать не слепое преклонение перед авторитетами, не механическое восприятие их идей и взглядов, а творческое, критическое понимание любой из исследуемых теорий и концепций.

  3. Принцип плюралистичности – важнейшее условие объективного анализа альтернативных точек зрения по проблемам, связанным с религией. При этом явное или скрытое (в качестве «единственно верного подхода») навязывание какой-либо из них может только препятствовать свободе творческого выбора студентов.

  4. Принцип диалогизма и обратной связи – основа современного учебного процесса как в целом, так и в познании религии. Партнерство и совместный поиск – не только ключ к успеху преподавателя, но и условие формирования у студентов чувства заинтересованности, самоуважения, творчества.

Необходимо отметить одну важную особенность изучения данного курса. Разные люди придерживаются различных мировоззренческих позиций по вопросам, касающимся религии: одни являются верующими, другие – атеистами либо агностиками, не говоря уже о том, что в аудитории могут оказаться люди, исповедующие разные религии. Преподавателю необходимо демонстрировать лично и требовать от студентов уважительного и терпимого отношения ко всем точкам зрения, касающимся вопросов веры. Безусловно, и преподаватель, и студенты имеют при этом право выражать собственные предпочтения, личные мировоззренческие и методологические позиции – но относясь при этом уважительно к мнению тех, кто придерживается других взглядов, и ни в коем случае не навязывая свою точку зрения в качестве единственно верной.

При изучении курса студентами используются три основных вида учебной работы:

  1. Во время лекций студенты получают базовые знания по курсу. Необходимо отметить, что в существующих учебниках содержится хороший фактический материал, однако степень его обобщения в ряде случаев слаба, и студенту подчас трудно ориентироваться в многочисленных именах, датах, событиях, догматах, описаниях обрядов и т.д. По этой причине одна из основных задач лекционного курса – дать студентам теоретическую основу, которая поможет систематизировать обширный фактический материал и понять закономерности развития, а также – основы вероучения и культа различных религий.

  2. Семинары направлены на получение студентами навыка самостоятельного исследования. Студенты получают задание, для выполнения которого требуется глубокое изучение рекомендуемых источников (книг Библии, сур Корана) и обработка содержащегося в ней материала.

  3. Во время самостоятельной работы студенты на основании лекционного материала и по рекомендованной им учебной и дополнительной литературе осваивают фактический материал (на основе той теоретической «канвы», которую они получили на лекциях).

Методические указания для студентов по изучению дисциплины


При изучении курса необходимо помнить о том, что знание данной дисциплины не складывается из набора терминов, имён и т.д. Изучение религиоведения должно быть направлено на выяснение места религии в общественной жизни и культуре, на понимание условий возникновения той или иной религии и особенностей различных этапов её развития, на уяснение основ её вероучения и культа. Иными словами, при изучении курса у студента должно сложиться целостное теоретическое представление о религии, и тогда на эту теоретическую канву будут «нанизываться» факты.

Каким же образом необходимо изучать данную дисциплину, чтобы сложилась подобная теоретическая система знаний?

Методические рекомендации
по организации работы с лекционным материалом


Можно выделить три этапа работы над лекционным материалом.

Первый этап – подготовка к лекции. Перед лекцией желательно ознакомиться с её содержанием по программе учебной дисциплины – это поможет сориентироваться в лекционном материале. Программу дисциплины можно найти на сайте института на личной странице преподавателя. Можно заранее сформулировать для себя те вопросы, ответы на которые хотелось бы услышать во время лекции.

Второй этап – прослушивание и конспектирование лекции. В начале каждой лекции необходимо записать её название и план, далее в конспекте материал одного пункта плана следует отделять от другого. Не стоит пытаться записывать лекции слово в слово за преподавателем – необходимо учиться выделять главную мысль и излагать её сжато. При конспектировании значительную помощь могут оказать презентации, которые преподаватель демонстрирует во время чтения лекции: материал слайдов служит хорошей опорой при конспектировании. Наиболее важные моменты в тексте можно подчёркивать, выделять цветом и т.д. Желательно выработать систему сокращений тех слов, которые встречаются наиболее часто (например, религиозныйрел.) – это значительно облегчит записывание лекции. Желательно оставить в тетради для конспектов достаточно широкие поля, чтобы можно было дополнить текст лекции своими рассуждениями и комментариями. В конце лекции можно задать возникшие вопросы преподавателю.

Третий этап – самостоятельная работа с лекционным материалом и литературой (с опорой на лекционный материал). См. ниже.

В том случае, если у студента по теме лекции возникли какие-либо вопросы, ответы на которые не найдены в учебниках и литературе, он может обратиться за консультацией к преподавателю.

Методические рекомендации
по организации самостоятельной работы


Самостоятельная работа при изучении курса религиоведения включает в себя три элемента:

  • самостоятельную работу с лекционным материалом, учебной и дополнительной литературой;

  • самостоятельную работу при подготовке к семинарским занятиям;

  • самостоятельную работу при подготовке к экзамену.

Усвоение материала значительно облегчат программа учебной дисциплины (её можно найти на сайте института на личной странице преподавателя) и конспекты лекций (прочитанных преподавателем и записанных студентами).

    1. Самостоятельная работа с лекционным материалом, учебной и дополнительной литературой. Конспект лекции после её прослушивания необходимо перечитать, имея под рукой программу дисциплины. Далее следует ознакомиться с соответствующими главами рекомендованных преподавателем учебных пособий по теме лекции. Поскольку на лекции студент получил прежде всего теоретические знания, на этом этапе ему необходимо подкрепить полученную теоретическую картину фактами – а учебники и учебные пособия содержат богатый фактический материал. Задача студента – наложить эти факты на теоретическую канву, данную преподавателем на лекции. Здесь пригодятся широкие поля, оставленные в тетради с записанной лекцией – её текст можно дополнить своими комментариями и рассуждениями, именами религиозных деятелей, описаниями обрядов и т.д. В случае необходимости можно законспектировать главы учебников. После того, как студент полностью усвоил лекционный материал и материал учебной литературы, он может ознакомиться с дополнительной литературой. Опорой при этом ему продолжает служить текст лекции и текст программы учебной дисциплины. В случае необходимости студент также конспектирует материал дополнительной литературы.

    2. Самостоятельная работа при подготовке к семинарским занятиям. Студентам следует внимательно ознакомиться с полученным заданием, после чего прочитать рекомендованные для подготовки к семинару источники и литературу, выделяя при этом главные мысли и обдумывая, какая именно информация будет полезна при подготовке к семинару. После первичного прочтения указанного материала необходимо, внимательно его прорабатывая, составить конспект по заданным на дом вопросам (не забывая при этом делать ссылки на главы и стихи Библии, суры Корана, на используемую литературу). Ни в коем случае нельзя откладывать подготовку к семинару на последний вечер перед ним – готовиться к следует заблаговременно, постепенно изучая заданный материал.

    3. Самостоятельная работа при подготовке к зачёту. На личной странице преподавателя на сайте института необходимо взять вопросы к зачёту. В ходе подготовки следует пользоваться программой дисциплины, конспектом лекций, материалами семинарских занятий, учебной и дополнительной литературой. Прежде всего, прочитав формулировку того или иного вопроса, следует найти материал по нему в программе дисциплины – этот материал будут планом ответа на вопрос. Далее следует найти необходимую информацию в конспекте лекций и учебной литературе, внимательно прочитать и систематизировать материал по плану, данному в программе. Желательно в отдельной тетради записать развёрнутый план ответа на каждый из вопросов. В случае необходимости можно составить конспекты некоторых (или даже всех) ответов на вопросы. Студентам следует помнить, что при ответе на вопрос не следует делать отступлений – ответ должен быть исключительно по существу вопроса (не надо в вопросе об основах вероучения в исламе рассказывать биографию Мухаммеда!!!). Также ответ должен быть чётким и логичным, всесторонне охватывать сформулированную в вопросе проблему.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск