Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 228.9 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации20.11.2013
Размер228.9 Kb.
ТипКнига
100-bal.ru > История > Книга
Волгоградский государственный технический университет

Научно-техническая библиотека ВолгГТУ

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ НАУКИ

Библиографический обзор

Составитель:

сотрудник НТБ

Трыкова О. Ю.

Волгоград, 2012

Главной целью данного обзора является знакомство читателей с историей развития науки и образования в Российском государстве. Великий учёный-химик Д. И. Менделеев писал, что «наука есть достояние общее...». А Россия всегда славилась достижениями в различных областях научной мысли. В обзоре рассмотрены труды знаменитых деятелей науки: М. В. Ломоносова, Л. Д. Ландау, Н. И. Лобачевского. Дано представление о преобразованиях Петра I, его преемников, начиная с 1725 года. Представленная работа будет интересна читателю для самообразования и подготовке к учебному процессу.

Кураков, Л. П. Интегрированное образование: Истоки и итоги /Л. П. Кураков. В 2-х кн. Кн.1. : Истоки. – Чебоксары, 2000. – 309 с.

Книга известного автора учебных изданий по экономике, доктора экономических наук Л. П. Куракова рассказывает об истории развития и становления высших учебных заведений, в России в перспективе.

Первый русский университет был создан при Петербургской Академии наук по инициативе Петра I в 1724 году. Императрица Елизавета Петровна в 1754 году основала Московский университет. Александр I – Казанский, Харьковский и другие университеты, институты. Николай I и Александр II – ряд политехнических университетов, Александр III – университет в Томске, Николай II – первый в Самаре, Технический университет и техническое училище в Москве (всемирно известное МГТУ имени Баумана). Большой вклад, как отмечается в издании, внесла семья Демидовых, строившая не только металлургические заводы, но и основавшая старейший институт – Землемерную школу в Москве, Училище высших наук (университет) в Ярославле.

Глава I «Начала» повествует о формировании отечественных российских традиций просвещения, о становлении образования на Руси. В очень интересной форме рассказывается об истории Российского государства, начиная с 1125 года, о главных событиях и фактах в различных областях государственной деятельности. В необычной форме переплетается рассказ о формировании профессионального образования нескольких эпох, таких, например, как правление Ивана IV («Грозного»), получившего глубокие знания по различным областям науки и искусства. Он же стал зачинателем первой печатной литературы. По его распоряжению в Москве был основан Печатный двор и учреждена первая печатная типография. Большое внимание уделялось образовательной, просветительской деятельности таких значимых лиц в истории российского государства как Борис Годунов, Василий Шуйский. Важное место в издании уделено рассказу о правлении Петра I, получившего образование и практику в Западной Европе и ставшего приверженцем этого типа обучения. Главной заслугой Петра I является создания профессиональных учебных заведений для представителей различных слоёв общества. Именно первый русский университет был создан при участии Петра I. Обучение воинскому делу, врачебному и инженерному искусству являлись для него главными задачами. Значительный вклад в развитие образования внесли выдающиеся правительницы Российского государства. При участии Елизаветы Петровны был открыт университет на Воробьёвых горах. Екатерина II способствовала формированию научной библиотеки МГУ. Первая возможность пользоваться бесплатными книгами появилась в типографии Киприянова. Там печатались учебные и географические карты, таблицы, гравюры, календари. Бесплатную библиотеку-читальню открыл просветитель и издатель Н. И. Новиков. Реформаторские нововведения Петра Великого, Елизаветы, Екатерины всколыхнули развитие науки, техники, культуры. Появилось много отечественных учёных, писателей, впоследствии ставших классиками в различных областях науки и культуры.


Глава II «Золотой век российской культуры».
В данной главе рассказывается об открытии сети вузов годы правления Александра I. При нём возобновилась деятельность Тартуского (Юрьевского) университета, были учреждены известнейшие Казанский, первый на Украине Харьковский (1805), Варшавский университеты. Во времена правления Александра I расширилась сеть училищ. Были открыты училища правоведения, земледельческие, военно-учебные и духовные заведения. Основан известный Царскосельский лицей, выпустивший Пушкина, Кюхельбекера, Дельвига, Пущина. В представленной главе рассмотрено содержание концепций, взглядов Менделеева, Каткого, Вернадского. Подробно описано учение Вернадского о ноосфере. Д. И. Менделеев считал, что «основное направление русского образования должно быть жизненным, реальным». Приводится точка зрения на классическое образование, в частности гимназий после революции 1917 года. Большой вклад в развитие образования внёс великий историк Карамзин, подготовивший университетский устав 1804года, в котором учитывались главные принципы: бессословность, преемственность и бесплатность образования.

Эпоха Николая I характеризуется такими выдающимися именами как Грибоедов, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Некрасов. Расцвет литературы XIX века пришёлся именно на этот период. Даётся подробная характеристика правлению Александра II, крестьянской реформе и реформе образования. Описываются плюсы реформы: открылись гимназии, Высшие женские курсы. Бывшие крепостные наравне с дворянами и разночинцами смогли получать знания в учебных заведениях и участвовать в общественной деятельности.
Глава III «Накануне революционных преобразований».
В предлагаемой главе описывается конец XIX, начало XX века. Бурное развитие, экономический рост, например, Путиловский завод в Петербурге способствовал организации средних и высших технических и сельскохозяйственных заведений и привлечение народных масс в учебный, просветительский процесс. Подчёркивается, что начало XX века характеризуется разнообразием типов государственных и альтернативных школ, гимназий. Именно на этот период пришлось развитие различных видов исследований: экономических, минералогических, географических. Организовывались исследовательские лаборатории для химических, физических и медицинских целей. В главе рассматриваются основные этапы развития Самарского политехнического университета и Российской экономической академии имени Плеханова. В познавательной и интересной форме в главе рассказано о религии, религиозном образовании в учебных заведениях и развитии женского образования, борьбе женщин за права на получение высшего образования. Яркими сторонниками в борьбе женщин за равноправие выступали Плеханов, Сеченов, Чернышевский. Одной из первых женщин, открывшая первые женские курсы, была М. В. Трубникова, дочь ссыльного декабриста Ивашова. В главе подробно рассмотрены политические события в России: теракты, революционные волнения, вызванные желанием людей иметь свободу выбора жизненного пути.
Глава IV «Новое строительство, достижения и ошибки».
В данной главе рассмотрен период развития России с 1917 по 1994 годы. В 1917 году произошёл октябрьский переворот, который принёс и новые изменения в системе образования Советского государства. С выходом Декрета Советской власти «О ликвидации безграмотности среди населения в РСФСР» появились школы и пункты ликвидации безграмотности. Были открыты новые университеты в больших городах России (Новгороде, Екатеринбурге, Москве) и в некоторых столицах союзных республик: Ташкент, Баку, Ереван. Представлены взгляды Макаренко, Крупской, Песталоцци. Отмечено, что в 1926 году грамотность в РСФСР в среднем составляла 44, 1% благодаря организации ФЗС и ФЗУ. Выпускники ФЗС могли поступить в 8 класс средней школы или в среднее профессиональное училище. Просуществовали ФЗС до 1934 года. С этой же задачей хорошо справлялись и ФЗУ. Опыт ФЗУ и ФЗС был использован в 1940-е годы при создании ремесленных училищ.

30-е годы можно охарактеризовать как расцвет и открытие новых высших учебных заведений: металлургические, станкоинструментальные, транспорта, химико-технологические и многих других. Великая Отечественная война нанесла большой ущерб высшему образованию. Именно в военные годы были разрушены многие вузы, а преподаватели и другие сотрудники защищали Родину в окопах и на фронтах войны. В главе детальнейшим образом рассматривается значение и роль кибернетики, генетики. Отмечается, что в 50-е годы эти науки были запрещены, а труды видных учёных не печатались десятилетиями. Конец 50-х годов ознаменован в мировом сообществе образованием новых государств. О себе, как о самостоятельных республиках, в составе СССР стали заявлять небольшие автономии. В конце 50-х годов началось строительство университетов в Башкирии, Чувашии, Кабардино-Балкарии. В краткой форме даётся характеристика высшего образования 70-90-х годов. Перечисляются успехи, задачи и планы, как отдельных университетов, так и в целом всего высшего образования постсоветской России. Издание предназначено широкому кругу читателей.
Павлова, Г. Е. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) / Г. Е. Павлова, А. С. Фёдоров. – М. : Наука, 1988. – 465 с. – (Научно-биографическая литература).

Эта книга вышла в свет к 275-летию со дня рождения великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова. С его именем связаны становление и первые этапы развития отечественной науки. С необычайной силой и выразительностью раскрылись наиболее яркие черты гения: глубокое знание достижений науки своего времени, умение предвидеть и определить основные направления научного прогресса, сочетание теоретических исследований с потребностями практики, неустанное стремление использовать достижения науки в интересах развития экономики и культуры страны. Эти черты и в последующие годы характеризуют деятельность корифеев науки в различных отраслях знаний – Лобачевского, Менделеева, Сеченова, Павлова, Жуковского и Циолковского, Курчатова, Королёва, Келдыша и других. В издании на основе обширного материала по истории науки XVIII века представлена биография М. В. Ломоносова. Показано его разностороннее дарование как учёного, писателя, художника, освещена его роль в развитии русской и мировой науки. Биографический материал книги излагается в двух частях. Первая часть – «Жизненный путь» посвящена становлению учёного, начиная с детских лет. Во второй части рассказывается о неоценимом вкладе Ломоносова в различные области знаний и разбираются его научные труды: «Работы по астрономии и прикладной оптике», «Исследования в области географии и метеорологии», «Труды по экономике», «Труды по истории», «М. В. Ломоносов – филолог и литератор». В очень интересной форме преподнесён материал остальных глав. Большим плюсом издания является публикация качественных фотографий, схем, рисунков.

Михаил Васильевич Ломоносов родился 8(19) ноября 1711 года в деревне Денисовка, около города Холмогоры. Обладая пытливым умом и прекрасной памятью, юный Ломоносов быстро выучил грамоту и вскоре мог уже переписывать церковные книги, а в приходской церкви читал «Жития святых», псалмы и каноны. В 14 лет он освоил «Арифметику» Леонтия Магницкого, «Грамматику» Мелетия Смотрицкого и «Псалтырь» Симеона Полоцкого. 1731 год можно назвать переломным периодом в его непростой судьбе, он покинул Североморье и ушёл в Москву. Здесь находилось много высших и средних учебных заведений: Славяно-греко-латинская академия, Артиллерийская и Инженерная школы, Медицинская школа при Московском госпитале, «Цифровые» школы. В начале Ломоносов М. В. поступил в Математико-навигационную школу, затем обучался в Славяно-греко-латинской академии. В книге подробно рассказано о создании Славяно-греко-латинской академии, его учредителях, основных научных направлениях, изучаемых предметах, целях и задачах. Большую роль в его жизни сыграла Петербургская академия. Уже в первое десятилетие в Петербургской академии были сделаны многие выдающиеся открытия, которые вошли в анналы истории российской и мировой науки. Большая научная и организационная деятельность Петербургской академии наук позволила ей занять одно из ведущих мест среди крупнейших научных корпораций. Второй главной задачей Академии наук стала подготовка крупнейших учёных. Система обучения предполагала следующую организацию: академики, студенты, гимназисты. Интересной, познавательной формой обучения в Академии наук стала стажировка лучших студентов за границей. Такая форма обучения была оправдана. Помимо Ломоносова, научную подготовку за границей прошли будущие академики: С. К. Котельников, С. Я. Румовский, И. И. Лепехин. В середине мая 1736 года руководство Академии решило отправить Ломоносова и его товарищей в Марбург, чтобы «там, в металлургии и прочих науках положить основание», а через 2 года послать их в Германию (Фрейберг), затем во Францию, Голландию и Англию, где имеются химические лаборатории. Свои занятия Ломоносов в Марбурге начал с обучения «первоначальным основаниям геометрии и арифметики» и с изучения немецкого языка. Доказательством успехов студента Ломоносова в изучении естествознания пользуется его первая студенческая работа по физике. Весной 1739 года он представил в Петербургскую Академию ещё одну работу – «Физическую диссертацию о различии смешанных тел, состоящем в сцеплении корпускул». Во время обучения во Фрейбурге будущий учёный почерпнул много полезного в организации горного дела, познакомился с минералогией, познал строение кристаллов, проявил интерес к химическим исследованиям, металлургии. После стажировки в Германии он возвращается на Родину в Петербург. С того времени началась его интенсивная научная деятельность в Петербургской академии, которая затронула самые разнообразные отрасли знаний. В последующих главах рассказывается, как он проявил себя в должности адъюнкта Петербургской академии наук, профессора и впоследствии первого академика. Даётся характеристика непростой политической обстановке в России и рассказывается о развитии науки в этот период. С приходом в 1741 году в Петербургскую академию Ломоносова состояние учебного дела стало заметно улучшаться. С первых шагов он начал борьбу за развитие педагогической деятельности в стенах Академии, за подготовку национальных кадров. Став адъюнктом, Ломоносов предложил обучать юношей «химической теории и практике и физике и натуральной истории со всяким возможным старанием», а также русскому языку и стихотворству. Для этого учёный составлял различные учебные пособия, некоторые из которых были переработаны в большие труды. В 1754 году он выступил инициатором создания русского университета, предложив его оригинальный проект. Во-первых, учитывалась политическая обстановка в России, во-вторых, развитие научно-практической деятельности и научной мысли. Обучаться в университете могли представители «податных сословий и крепостные». Проект Ломоносова предусматривал создание научно-экспериментальной базы преподавания: новых, современных лабораторий, кабинетов, анатомического театра, библиотеки. Большое значение он уделял организации при университете типографии для публикации научных работ профессорско-преподавательского состава. Ломоносов уделял достаточно серьёзное внимание подбору кадров. Университет был открыт в 1755 году. Обо всех положениях проекта Московского университета рассказано в главе «Организатор отечественной науки». Глава «Последние годы жизни» подводит итог всей деятельности учёного, описывает противодействие многих коллег его творческим, новаторским идеям, его неприятие со стороны власти, рассказано о семейной жизни, состоянии здоровья великого учёного-труженика.

Вторая часть посвящена творческому наследию М. В. Ломоносова, оставленному потомкам на благо процветания нашей Родины.

Глава 1 «Мировоззрение» даёт общее представление об отношении Ломоносова-учёного к науке, научной деятельности. В основе его работ по физике, химии и других отраслей естествознания лежат идеи атомизма. Атомистическая концепция базируется на признании материального единства мира и всех его тел, от огромных планет до мельчайших частиц вещества - атомов. Эти элементарные частицы материи положены им в основу «полной системы природы». В последующих главах рассказано о многих научных приборах, изобретённых им, о разработанных методиках, помогающих экспериментальной работе в различных областях естествознания и техники. Учёный настойчиво пропагандировал и широко использовал в практике своих научных изысканий идею союза наук, их взаимного обогащения. Серьёзное значение он придавал математике, постоянно рекомендуя широко применять математические методы в других науках. Его классическая работа «Элементы математической химии» яркое тому подтверждение.
В главе 2 «Атомно-кинетическая концепция. У истоков всеобщего закона природы» рассматривается история возникновения атомистики, рассказано о предшественниках Ломоносова, начиная с античного мира. Отмечается, что разработанная Ломоносовым атомно-кинетическая концепция строения вещества характеризует единство физической картины мира, рассматривается мир как движение материи, прежде всего его мельчайших частиц. Атомистика Ломоносова являлась дальнейшим учением о дискретном строении материи. Выдающимся достижением Ломоносова является открытый им закон сохранения материи и движения. Первая формулировка этого всеобщего закона природы содержалась в письме Ломоносова к Л. Эйлеру, датированном 5 июля 1748 года. Развивая атомно-кинетическую концепцию в 40-х годах, учёный опубликовал ряд работ: «Опыт теории о нечувствительных частицах тела», «О составляющих природные тела нечувствительных физических частицах», «Заметки о тяжести тела». В дальнейших своих исследованиях Ломоносов неоднократно ссылался на закон сохранения, экспериментально подтверждая его истинность. Всеобщий закон природы, открытый учёным, получил дальнейшее развитие в области химии на рубеже XVIII – XIX веков. «Сделанное Ломоносовым открытие, - писал академик Б. М. Кедров, - было не только оригинальным и самобытным, но и неповторимым…».
Глава 3 «Химические исследования» посвящена рассказу о возникновении химии, о её источниках, о неоценимом вкладе Ломоносова в развитие химии как науки. В одной из своих работ «Элементы математической химии» Ломоносов впервые дал определение химии, представил её в виде науки, а не искусства. В его трудах появился новый термин «физическая химия». В книге описываются различного рода исследования, проводимые им. В познавательной форме рассказывается о том, как учёный мечтал о химической лаборатории в России. Только в 1748 году он смог воплотить свою мечту в жизнь. Первая химическая лаборатория сыграла большую роль в развитии химии как науки и в удовлетворении практических потребностей промышленности. В ней он осуществил свою идею синтеза наук, прежде всего физики и химии. Огромное внимание Ломоносов уделял обучению студентов, написанию учебных пособий, составлению планов, конспектов.

В главе 4 «Научные труды в области физики» рассказывается о научных достижениях зарубежных учёных и М. В. Ломоносова, создавшего молекулярно-кинетическую теорию теплоты. Эта теория непосредственно связана с его атомно-молекулярной концепцией строения материи. Отмечается, что русский учёный отрицательно относился к утверждениям физиков эпохи флогистона о существовании тепловодорода. Об этом он рассуждал в своём научном трактате «Размышления о причине теплоты и холода» (1749). О причинах теплоты Ломоносов пишет уже в ранних произведениях, начиная с 1742 года. Узкому кругу специалистов того времени известны такие работы как «276 заметок по физике», «Опыт теории о нечувствительных частицах тел и вообще причинах частных качеств». Центральной темой этой работы была кинетическая теория тепла. Одновременно с разработанной молекулярно-кинетической теорией теплоты учёный создавал основы молекулярно-кинетической теории газов, прежде всего воздуха. Эту

тему детально изложил в диссертации «Опыт теории упругости воздуха». В источнике даётся подробная характеристика основных работ учёного-энциклопедиста, приводятся цитаты из них. В своих физических исследованиях Ломоносов уделял большое внимание изучению и объяснению световых явлений, а также теории цветообразования. Детально разбирается его научная работа «Слово о происхождении света». Ломоносову принадлежит несколько работ, посвящённых исследованию атмосферного и статического электричества.

В «Обзоре важнейших открытий, которыми постарался обогатить естественные науки Михайло Ломоносов» подведены итоги его научно-исследовательской деятельности в области изучения электричества. Труды Ломоносова в области физики явились крупным вкладом в эту важнейшую науку о природе. Они развивались и дополнялись учёными последних столетий и способствовали тому, что физика стала полноправным лидером естествознания XXI века. В следующей главе «Работы по астрономии и прикладной оптике» делается акцент на том, какое огромное значение учёный уделял этой науке. Проводятся сравнения с учёными зарубежных стран. Перечисляются работы, в которых Ломоносов обосновывал свои теоретические изыскания. Самым выдающимся достижением в области астрономии было открытие учёным атмосферы на Венере. Открытие явилось результатом наблюдений редкого небесного явления – прохождение Венеры по диску Солнца в 1761 году. Талант Ломоносова проявился и в конструировании оптических приборов. Первым таким прибором стала машина для сгущения света. Затем были изобретены однозеркальный телескоп, усовершенствованные двухзеркальные трубы, микроскопы, звёздный фотометр, камеры-обскуры. Изучив проблемы точного местонахождения в море, он спроектировал специальный инструмент – «морской жезл», «служащий точному определению времени на море». Широта взглядов, многосторонность интересов помогли в 1758 году Ломоносову возглавить Географический департамент Петербургской Академии наук. Основной задачей этого учреждения было составление полного географического атласа России. В главах «Труды по экономике», «Труды по истории» основная часть работ учёного рассматривается довольно детально. Значительный вклад Ломоносов внёс в изучение таких взаимосвязанных наук как геология, минералогия и кристаллография. Им он посвятил ряд своих трудов. В предлагаемой главе в интересной, познавательной форме рассказывается об их содержании и главных моментах («История геологии», «Первые основания горной науки», «Первые основания металлургии, или рудных дел»). В статьях изложен материал, основанный на наблюдениях о строении Земли, объяснено значение многих полезных ископаемых. Подчёркивается важность исследования Северного морского пути, освоения Сибири. Великим человеком, самобытным сподвижником просвещения назвал Ломоносова А. С. Пушкин. «Он создал, первый университет…сам был лучшим университетом», - писал великий поэт о Ломоносове, отдавая дань его научной и просветительской деятельности. Издание снабжено богатым справочно-библиогафическим аппаратом: примечания, основные даты жизни и творчества М. В. Ломоносова, библиография, именной указатель. Рассчитано на широкий круг читателей.

Рыжов, К. В. Сто великих россиян /К. В. Рыжов. – М.: Вече, 2002. – 656с. – (100 великих).

Книга «100 великих россиян» представляет собой уникальное издание, в котором собраны жизнеописания самых выдающихся сынов русской земли – от князя Олега и Ивана Калиты до Георгия Жукова и Михаила Булгакова. Биографии ярких личностей нашего Отечества представлены автором в оригинальной форме: по областям жизнедеятельности: политике, живописи, религии, литературе, музыке, философии, кино. Особое значимое место в становлении тысячелетней истории Российского государства занимает образование, просвещение, наука. Вслед за успехами просвещения в XVIII-XIX веках началось бурное развитие науки. Гордый, самолюбивый своими успехами Запад не сразу признал этот росток новой российской научной мысли. В интересной, познавательной форме в источнике представлен биографический материал о том как «может собственных Платонов и быстрых разумов Невтонов Российская земля рождать». Данное издание даёт читателю редкую возможность как можно глубже вникнуть в суть поиска и творчества выдающихся деятелей российской и мировой науки: Михаила Васильевича Ломоносова, математика Лобачевского, химика Менделеева, физика Ландау.

Лобачевский Николай Иванович

Известный русский математик, создатель неевклидовой геометрии в значительной форме определил своё время. Он родился в ноябре 1792 года в Нижегородской губернии в семье мелкого чиновника. Детство было трудным, он получил домашнее образование и только после этого поступил в Казанскую гимназию, очень похожую на лицей. Отличительной чертой этого учебного заведения было стремление дать учащимся всестороннее образование. В программу входило изучение языков: латинского, французского, немецкого и татарского. Преподавались точные науки: геометрия, тригонометрия, гидравлика, физика, гражданская архитектура. Уже в 14 лет Лобачевский был зачислен в Казанский университет. В августе 1811 года по настоянию немецких профессоров он получил степень магистра. В следующие годы его карьера стремительно развивалась: в 1814 году – он адъюнкт, в 1816-м – экстраординальный профессор, в 1819 его избирают деканом, в 1822 году он становится ординарным профессором, а в 1827, в возрасте всего 34 лет – ректором Казанского университета. За 20 лет под его руководством вуз стал одним из лучших в России. Были пересмотрены учебные программы, конспекты лекций. Для обсерватории и всех кабинетов были сделаны фундаментальные приобретения. Почётное место в структуре университета занимала библиотека. Лобачевский в течение 10 лет исполнял обязанности библиотекаря, классифицировал и переставил все книги, систематизировал их, завёл каталоги. Именно при его непосредственном участии и руководстве были построены основные здания университета – главный корпус, библиотека, обсерватории, анатомический театр, физический кабинет, лаборатории и клиники. Но основным делом всей его жизни стало создание неевклидовой геометрии. В источнике подробно рассмотрено её содержание, перечислены отличительные черты евклидовой геометрии. Приведена сравнительная характеристика евклидовой и неевклидовой геометрии. Открытие неевклидовой геометрии внесло коренные изменения в представления о природе пространства. Свои выводы учёный изложил в работе «О начале геометрии» (1829), опубликованной в университетском журнале «Казанский вестник». В последующих работах учёный более детально рассказывал и обосновывал свои теории. Например, его научные работы «Воображаемая геометрия», «Геометрические исследования по теории параллельных линий» были опубликованы даже за рубежом. Но открытие Лобачевского не получило, к сожалению, признания современников. Только с течением времени, после его смерти учёные признали уникальность его теории. Сейчас приоритет Лобачевского в создании неевклидовой теории признаётся во всём мире. Английский математик Клиффорд назвал его «Коперником геометрии», так как он подверг сомнению наши представления о свойствах окружающего пространства. Значимость учёного, как в истории России, так и в мировом масштабе оценила даже ЮНЕСКО. Это подтверждается тем фактом, что 1992 год был объявлен ЮНЕСКО годом Лобачевского в связи с 200-летием со дня рождения нашего выдающегося соотечественника. А в 1996 году мировая научная общественность отметила ещё одну памятную дату – 170 лет со дня создания им неевклидовой теории.

Ландау Лев Давыдович.

Судьба великого физика-теоретика Льва Давыдовича Ландау, гениальная одарённость которого была признана сразу всеми и везде, свидетельствует о развитии научной мысли в России, о неиссякаемости талантов в нашей стране. Учёный родился в январе 1908 года. Его родители были широко образованными людьми и уделяли воспитанию детей много внимания. Единственной страстью Ландау с раннего детства была математика. Его тяга к изучению точных наук проявилась, когда он ещё учился. А успехи в изучении точных наук заключались в том, что в 12 лет сам научился дифференцировать, в 13 – интегрировать. Но окончить гимназию помешала революция. Только, когда в Азербайджане была установлена советская власть, Ландау в 1920 году поступил в Бакинское коммерческое училище, а в 1922 году в возрасте 14 лет сдал экзамен в Бакинский университет. Позже в 1924 году он смог перевестись на физико-математическое отделение Ленинградского университета. Время его учёбы совпало с бурным развитием новых направлений в физике и квантовой теории. Эпохальные открытия, переворачивавшие веками сложившиеся представления, происходили в тот период почти ежегодно. Студент Ландау с огромным рвением стремился совершенствовать свои познания в области физики. Так, например, самостоятельно изучив квантовую механику, он за полгода до окончания университета опубликовал за рубежом свою первую статью «К теории спектров двухатомных молекул». В 1927 году он представил её в качестве дипломной работы. В том же году Ландау поступил в аспирантуру Ленинградского физико-технического института. Учёные всего мира в конце 20-х годов ссылались на статьи Ландау, в том числе и его учитель Н. Бор, сказавший о своём ученике такие слова: «С самого начала на всех нас произвела большое впечатление его способность до самых глубин физических проблем...». Именно он в 1927 году ввёл понятие матрицы плотности. А в 1930 году создал теорию электронного диамагнетизма металлов (Ландау диамагнетизм), где им рассчитаны дискретные уровни электронов в магнитном поле (уровни Ландау) и предсказаны периодические изменения восприимчивости в зависимости от поля в сильных полях. В 1934 году благодаря большому количеству исследовательских работ, их публикации учёный стал доктором физико-математических наук без защиты диссертации, а в 1936 году – профессором. Многие его научные работы, открытия вышли из-под его пера в 1930-е годы. Например, в 1935 году совместно с Лившицем он написал глубокое исследование по доменной структуре ферромагнетика, в 1937 году создал теорию фазовых переходов второго рода и теорию промежуточного состояния сверхпроводников.

Тяжёлая политическая обстановка в стране: гонения, репрессии препятствовали воплощению всех идей великого учёного. В апреле 1938 года он со своими соратниками был арестован, началось следствие по делу «О Московском комитете антифашистской партии», грозившее крупными неприятностями. Только благодаря защите видных учёных: Нильса Бора, Петра Капицы, в апреле 1939 года Ландау освободили. После освобождения Ландау написал одно из лучших своих исследований, посвящённое проблеме сверхтекучести жидкого гелия. В книге даётся детальная характеристика этой работы. В последующие годы его научная деятельность была связана с Институтом физических проблем Капицы. В этот период он предлагает ещё несколько фундаментальных теорий: в 1945году - теорию ударных волн, в 1946 - теорию колебаний электронной плазмы, в 1950 – теорию сверхпроводимости. Последующие годы его научной деятельности были очень насыщенными. В соавторстве с другими физиками он почти ежегодно создаёт теорию за теорией. Параллельно Ландау пишет научные работы, выходящие в свет на многих европейских языках: «Краткий курс теоретической физики», «Курс общей физики», «Физика для всех». Вклад в развитие теоретической физики Ландау неоценим. Он Лауреат Нобелевской премии, член многих Академий Наук мира (США, Дании, Великобритании, Франции, Нидерландов).

Жуковский Николай Егорович.

Значительное место в издании уделено истории авиации. Авиация – эта та область техники, в которой Россия, а затем Советский Союз занимали с самого начала ведущее место в мировом сообществе. Среди многих славных фамилий, вписанных в анналы истории русской авиации особое, значимое место занимает Николай Жуковский, которому выпала честь заложить основы аэродинамической науки. Он родился в январе 1847 года во Владимирской губернии. Его отец по образованию, был инженером. В начале работал на строительстве Московско-Нижегородской дороги. Позже был управляющим в имениях помещиков Зубовых и Оболенских. С 1858 по 1864 года Николай Жуковский учился в гимназии. С большим интересом занимался математикой. В 1864 году он поступил на математическое отделение Московского университета. После его окончания он поступил в Петербургский институт путей сообщения, которое было на тот период лучшим высшим учебным заведением. С 1870 года начинается его преподавательская деятельность во второй Московской женской гимназии. В 1874 году он утверждён доцентом по кафедре аналитической механики МВТУ. Свою первую работу «Кинематика жидкого тела» он опубликовал в 1876 году. В том же году он защитил на эту тему магистратскую диссертацию. За заслуги в авиации, аэродинамике и публикации работы «О прочности движения» (1882) ему была присуждена учёная степень – доктора наук. В 1887 году он занимает должность штатного профессора по кафедре аналитической механики в МВТУ. Учёный оставил большое творческое наследие во всех областях теоретической механики: механике твёрдого тела, гидромеханике и аэромеханике (механике газов). Его работы яркое тому подтверждение. В издании детально анализируются самые значимые работы. Отмечается, что Жуковский был не только теоретиком, но и практиком. Им было разрешено несколько сложных инженерных задач. В 1898 году он опубликовал научную работу «О гидравлическом ударе в водопроводных трубах», которая была переведена на несколько европейских языков. Выведенные в ней формулы с тех пор используются при расчёте любого водопровода. Жуковский серьёзно приступил к изучению аэродинамики как науки, обосновал её необходимость. В 1902 году под его руководством при механическом кабинете Московского университета была сооружена одна из первых в Европе аэродинамических труб. В 1904 году при его непосредственном содействии в посёлке Кучино под Москвой был образован первый в Европе аэродинамический институт. В том же году Жуковский организовал воздухоплавательную секцию в Обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии. В 1910 году при непосредственном участии Жуковского в МВТУ была открыта аэродинамическая лаборатория. В последующие годы он читал в МВТУ курс лекций «Теоретические основы воздухоплавания». Обусловив аэродинамику, как науку он перешёл к созданию аэродинамической теории. Именно Жуковскому мировая наука обязана тем, что в первое десятилетие XX века авиаконструкторы получили в своё распоряжение точную и строгую аэродинамическую теорию. Появление этой теории способствовал глубокий анализ темы и написание по её изучению важных статей, научных трудов. В 1891 году он опубликовал свою первую работу по аэродинамике «О парении птиц», в которой описан механизм парения с набором высоты. В 1898 году в свет вышла статья «О крылатых пропеллерах», в которой рассмотрены вопросы тяги винта. Но самые важные открытия сделаны учёным в начале XX века. В 1906 году появляется фундаментальный труд «О присоединённых вихрях». В этой работе объяснён принцип подъёмной силы крыла, которая удерживает аэроплан в воздухе. В аэродинамике, так же как и в гидромеханике, Жуковский был практиком. Его с полным основанием можно назвать основоположником русской авиации. Он сумел решить ряд конкретных технических и организационных проблем, насущных вопросов. В годы Первой мировой войны он провёл первое в России аэродинамическое исследование авиационных бомб. Результатом стала статья «Бомбометание с аэропланов». Много сил он отдал подготовке и обучению инженеров-авиаконструкторов и лётчиков.

В 1918 году по решению советского правительства был образован Центральный авиационный гидродинамический институт (ЦАГИ). Коллектив этого учреждения, составляли ученики и продолжатели дела, начатого Жуковским, а сам он стал первым председателем научной коллегии этого замечательного вуза. В 1920 году его выбрали первым ректором Института Красного Воздушного флота. Позже этот вуз был преобразован в Академию воздушного флота имени Жуковского. Известный учёный умер в марте 1921 года, оставив глубокий след в мировой науке.

Представленная книга рассчитана на широкий круг читателей. Большим плюсом издания является наличие обширного справочно-библиографического аппарата: списка использованной литературы, именного указателя.

Список использованной литературы

  1. Кураков, Л. П. Интегрированное образование: Истоки и итоги / Л. П. Кураков. В 2-х кн. Кн.1. : Истоки. – Чебоксары, 2000. – 309 с.

  2. Павлова, Г. Е. Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765) / Г. Е.Павлова, А. С. Фёдоров. – М. : Наука, 1988. – 465с. – (Научно-биографическая литература).

  3. Рыжов, К. В. Сто великих россиян / К. В. Рыжов. – М. : Вече, 2002. – 656 с. – (100 великих).

Список рекомендуемой литературы

  1. Котенко, В. П. История и философия технической реальности: учеб. пособие /В. П. Котенко. – М. : Академический Проект, 2009. – 623 с. – (Учебное пособие для вузов)

  2. Леонтьева, Е. Ю. История и методология науки: учеб. пособие / Е. Ю. Леонтьева; ВолгГТУ. – Волгоград : ВолгГТУ, 2009. – 64 с.

  3. Лось, В. А. История и философия науки. Основы курса: учеб. пособие / В. А. Лось. – М. : Дашков и К, 2005. – 401 с.

  4. Пархоменко, А. А. Сражающаяся наука / А. А. Пархоменко, А. С. Фёдоров. – М.: Знание, 1990. – 208 с.

  5. Учёные и научные открытия {Электронный ресурс}: энциклопедическое электронное издание. – Электрон. дан. и прогр. – М. : Равновесие, 2006. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – (Великое наследие : Т.4)

  6. Ушаков, Е. В. Введение в философию и методологию науки: учебник / Е. В. Ушаков. – 2-е изд. перераб. и доп. – М. : КНОРУС, 2011. – 584 с.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск