Скачать 325.38 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) Утверждаю ________________________ декан факультета / института «___» ___________ 20__ года РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ М.2. В. 01. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ ЯЗЫКА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИНГВИСТИКЕ трудоемкость (в зачетных единицах) – 4 Направление подготовки 050100.68 Педагогическое образование Профиль подготовки Современное языковое образование: медиакультура и коммуникация Квалификация (степень) выпускника магистр
Курс «Основные этапы развития теории языка в отечественной и зарубежной лингвистике» предназначен для магистрантов, специализирующихся по направлению «Современное языковое образование» и представляет собой завершающий этап фундаментального филологического цикла, посвященного теоретическим проблемам отечественного и зарубежного языкознания. Цель курса заключается в формировании профессионального лингвистического осмысления языка как явления действительности, как учебного предмета и как сферы профессиональной деятельности; усвоение лингвистической терминологии, получение представления о поступательном развитии общей теории языка и о современных лингвистических концепциях. Данный курс включает сведения об истории языкознания как истории лингвистических идей, смены научных парадигм, а также знакомит с новейшими направлениями в лингвистике. Таким образом, задачи курса можно представить как формирование знаний в следующих областях:
В процессе освоения курса актуализируются знания, полученные при изучении дисциплин общелингвистической подготовки («Введение в языкознание» («Теория языка» часть 1), «Общее языкознание» («Теория языка» часть 2), «Фонетика», «Морфология», «Лексикология», «Синтаксис» и т.д.), а также материал, усвоенный из цикла спецсеминаров и спецкурсов языкового и лингвокультурологического профиля. Таким образом, в рамках курса суммируются знания о языке, полученные при изучении теоретико-лингвистических дисциплин в рамках специалитета или бакалавриата, формируются в единую систему, которая должна выступать как идеологическая основа и инструмент дальнейшей профессиональной деятельности. Знания и умения, полученные при изучении данной дисциплины, используются при диссертационном проектировании, а также при проведении лингвистического исследования на конкретном языковом материале.
Изучение материала в рамках курса «Основные этапы развития теории языка в отечественной и зарубежной лингвистике» предполагает наряду с формированием общелингвистической культуры магистра, лингвистической эрудиции, усвоение знаний по основным направлениям развития научной лингвистической мысли. В качестве «сюжетной основы», определяющей логику и последовательность знакомства с материалом, выбрана история научных парадигм в языкознании. Это позволяет проследить историю терминологии, изменение взглядов на язык, разработку методов, характер постановки задач; сведения же о структуре языка излагаются в разделах, посвященных тем школам, которые добились в данной области наиболее показательных результатов (фонетика и морфология – в разделе о структурализме, синтаксис – в разделах о генеративистике и функционализме и т.п.). В итоге изучения курса «Основные этапы развития теории языка в отечественной и зарубежной лингвистике» магистр должен:
В результате изучения курса у магистров должны быть сформированы следующие компетенции:
4.Общая трудоемкость дисциплины (модуля) и виды учебной работы
5. Содержание учебной дисциплины 5.1. Разделы учебной дисциплины (модуля)
5.2. Содержание разделов дисциплины (модуля) Тема 1. Язык как объект познания Язык как объект истории лингвистических учений: сложность объекта лингвистики; вопрос о времени зарождения лингвистики; вопрос о типах эмпирической базы языкознания; периодизация развития языкознания – этапы, периоды, школы, направления. История лингвистических учений. Донаучный период. Условия возникновения трех основных лингвистических традиций античности. Интегральные черты первых лингвистических концепций. Тема 2. История античного языкознания Особенности формирования греческого этноса и ранней греческой культуры. Интерес к звуковой стороне языка, ритмике, метрике, этимологии. Мифологические представления и философские размышления о языке (споры о природе имён). Диалог Платона «Кратил». Первые опыты классификации звуков, слогов, частей речи и их грамматических категорий, членов предложения в трудах Аристотеля, представителей. школы стоиков и александрийских грамматиков. Споры аналогистов и аномалистов. Римская грамматическая традиция в трудах Доната и Присциана. Достижения античных мыслителей как фундамент европейской лингвистической традиции. Китайская лингвистическая традиция. Особенности китайского иероглифического письма. «Алфавит» элементов и правила создания иероглифов. Своеобразие китайской фонетической концепции. Основные этапы становления китайской лексикографии: а) идеографические словари; б) формальные словари. Индийская лингвистическая традиция. Общественно-языковая ситуация зарождения лингвистической традиции в Индии. Грамматика Панини «Восьмикнижие»– итоговый труд грамматической мысли Индии: методология, построение грамматики, основные результаты. Основные достижения античной грамматической мысли, продуктивные для развития науки о языке: лингвофилософские идеи о взаимодействии языка и мышления, языка и речи, языка и отражаемой действительности, идея об аналогии и аномалии в языке; грамматическая модель описания языка. |