Скачать 24.04 Kb.
|
Методические рекомендации по дисциплине «Общее языкознание» Курс общего языкознания, подводя итог и обобщая теоретико-лингвистические знания, полученные студентами-выпускниками, имеет своей целью выработку общелингвистической перспективы, необходимой молодому специалисту в силу следующих причин: а) наука о языке так обширна, разветвлена и сложно структурирована, что университетский курс не может обхватить полностью даже те дисциплины и теории, которые имеют прямое отношение к его практической работе; б) темпы развития науки о языке так велики, что неизбежно появление новых парадигм языкознания, которые будет необходимо осмысливать самостоятельно. Задачи курса предполагают: -обучение самостоятельному чтению лингвистической литературы -ознакомление с новыми направлениями лингвистических исследований -ознакомление с узловыми понятиями современного языкознания -понимание состояния и сути современных научных проблем в связи с предшествующей историей развития данной науки -выработка понимания, что сменяющие друг друга научные теории и направления не отменяют друг друга, а находятся в дополнительных отношениях -формирование методологической основы лингвистического исследования -развитие эвристических способностей студента и его лингвистической наблюдательности Курс общего языкознания является итоговой дисциплиной в ряду предметов, ориентированных на общелингвистическую подготовку студента. Систематическое знакомство с теорией языка начинается с таких базовых дисциплин как введение в языкознание; далее идут теоретические дисциплины, такие как история языка, лексикология, теоретические фонетика и грамматика, типология, а также некоторые спецкурсы и спецсеминары, ориентированные на углубленную трактовку кардинальных языковедческих проблем, течений и теорий. Требования к уровню усвоения курса общего языкознания предполагают, что студенты должны знать: -историю, современное состояние и перспективы общего языкознания -теории, концепции, постулаты, терминологию, персоналии, лингвистические течения и школы -исторические изменения в комплексе фундаментальных представлений о языке -современные концепции науки о языке -основополагающие монографии теории языка Кроме того, освоив курс общего языкознания, студент должен уметь: - четко раскрывать значение терминов, принятых в той или иной лингвистической школе (течении) -кратко формулировать основные черты лингвистических концепций -иллюстрировать те или иные положения лингвистических теорий анализом языкового материала в рамках методик и технологий, принятых в данной лингвистической теории Курс разработан на основе соответствующих требований государственного стандарта, а также на основе рекомендованных УМО по лингвистике учебников и учебных пособий по Общему языкознанию таких авторов как В.И. Кодухов, Ю.С.Степанов, Ф.М.Березин и Б.Н Головин, Б.Ю. Норман, минских авторов А.А. Гируцкого и А.Е.Супруна, академического компендиума «Общее языкознание» под редакцией Б.А.Серебренникова курса, монографий ведущих отечественных и зарубежных лингвистов. В случае вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение, рекомендуется составлять краткие конспекты изученного материала. Требования к оформлению рефератов представлены на кафедре, наряду с другими информационными материалами кафедры английского языка и английской филологии. В ходе подготовки к зачету следует выполнить контрольные тесты, выявить и устранить замеченные недостатки в знаниях и умениях, проверяемых тестом. |