Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/7
Дата публикации22.11.2013
Размер0.98 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра Отечественной истории нового и новейшего времени


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «История цивилизаций»
для специальности – 032600 «история»


Утвержден на заседании кафедры

Отечественной истории нового и

новейшего времени

31 августа 2007 г., протокол № 1
Воронеж-2007
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра Отечественной истории нового и новейшего времени


Программа учебной дисциплины

«История цивилизаций»
для специальности – 032600 «история»

Факультет исторический

Курс обучения 2/4

Семестр 3/7
Всего часов по учебному плану 61/55

В том числе по формам обучения: очная

лекции 36/34

семинары -

самостоятельная работа 25/21

Формы контроля знаний:

зачет 3/7 семестр

Составители:

доктор исторических наук,

профессор Фурсов

Владимир Николаевич

доктор исторических наук,

профессор Перепелицын

Александр Викторович
Воронеж-2007

I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный курс «История цивилизаций» предназначен для изучения студентами 2 или 4 курса дневного отделения исторического факультета Воронежского государственного педагогического университета и призван сыграть важную роль в профессиональной подготовке историков, в формировании у них прочных представлений о цивилизационном развитии человечества и особенностях развития локальных цивилизаций с древнейших времен до настоящего времени. В процессе изучения дисциплины студенты должны приобрести разнообразные эмпирические и теоретические познания об основных закономерностях мирового цивилизационного процесса и специфике отдельных цивилизаций, об общем и особенном в историческом развитии стран, народов, социумов, человека. Ставится также задача активизации познавательной деятельности студентов в плане обучения их алгоритмам познавательной деятельности, методам рационального объяснения исторических феноменов, а также способов их понимания в процессе цивилизационной интерпретации истории. В ходе работы обозначается круг ключевых проблем, касающихся выявления уникального, индивидуального облика мировых цивилизаций; оказывается помощь студентам в освоении основных исторических понятий, категории, событийного аспекта истории цивилизаций; производится обучение студентов умению использовать полученные знания при анализе исторических процессов в современном обществе.

Курс «История цивилизаций» предполагает опору на знания, уже полученные студентами при изучении дисциплин Всеобщей и Отечественной истории, обобщает и систематизирует их, выводит на новый уровень, открываемый цивилизационным подходом.

Дисциплина изучается на лекционных занятиях, в ходе самостоятельной работы студентов, изучении литературы по курсу, а также при подготовке научных докладов. Итоговый контроль за качеством полученных знаний осуществляется в форме зачета.


2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 курс




п/п

Наименование разделов, тем

Всего часов в трудоемкости

Из них аудиторных


СРС

Всего


лекций



1.

2.
3.

4.

5.

6.

7.
8.

9.

10.

Раздел «Теория цивилизаций».

Введение. Понятие и структура цивилизации. Теории цивилизационного развития.

Механизм смены цивилизаций.

Раздел «Древние цивилизации».

Предыстория цивилизаций.

Неолитическая цивилизация.

Раннеклассовая цивилизация.

Античная цивилизация.

Раздел «Феодально-капиталистические цивилизации». Западноевропейская средневековая цивилизация.

Прединдустриальная цивилизация.

Индустриальная цивилизация.

Раздел «Постиндустриальные цивилизации»

Постиндустриальная цивилизация
ВСЕГО


8

4
4

4

4

6

9
7

7

6
61


4

2
2

2

2

4

6
4

6

4
36


4

2
2

2

2

4

6
4

6

4
36


4

2
2

2

2

2

3
3

3

2
25


4 курс




п/п

Наименование разделов, тем

Всего часов в трудоемкости

Из них аудиторных


СРС

Всего


лекций



1.

2.
3.

4.

5.

6.

7.
8.

9.

10.

Раздел «Теория цивилизаций».

Введение. Понятие и структура цивилизации. Теории цивилизационного развития.

Механизм смены цивилизаций.

Раздел «Древние цивилизации».

Предыстория цивилизаций.

Неолитическая цивилизация.

Раннеклассовая цивилизация.

Античная цивилизация.

Раздел «Феодально-капиталистические цивилизации». Западноевропейская средневековая цивилизация.

Прединдустриальная цивилизация.

Индустриальная цивилизация.

Раздел «Постиндустриальные цивилизации»

Постиндустриальная цивилизация
ВСЕГО


7

4
4

4

4

6

6
6

8

6
55


4

2
2

2

2

4

4
4

6

4
34


4

2
2

2

2

4

4
4

6

4
34


3

2
2

2

2

2

2
2

2

2
21


3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел «Теория цивилизаций».
Тема 1. Введение. Понятие и структура цивилизации. Теории цивилизационного развития.
Предмет, цель, задачи курса. Обзор учебной и научной литературыпо дисциплине. Формирование и эволюция понятия «цивилизация». Линейная и циклическая история в концепциях М. Кондорсе, А. Фергюсона, И. Гердера, Д. Вико. Телеологический принцип в теории цивилизации Ф. Гизо и Г. Гегеля. Цивилизации в позитивистской теории О. Конта, Г. Спенсера и Г. Бокля. Понятие цивилизация и культурно-исторический тип в концепции Н.Я. Данилевского. Пять законов исторического развития. Понятие цивилизация в концепции Э. Тейлора. Триада дикость варварство цивилизация в концепции Л.Г. Моргана. Культурно-историческая концепция О. Шпенглера. Теория осевого времени К. Ясперса. Цивилизационная теория А. Тойнби. Концепция культурных суперсистем П. Сорокина. Ментальная методология Анналов. Теория цивилизаций Ф. Броделя. Постмодернизм и новые координаты развития теории цивилизаций. Мировые и локальные цивилизации. Фазы цивилизаций. Структура цивилизаций. Составные элементы и содержание основы цивилизации (человек, семья, народонаселение). Составные элементы и содержание технологического способа производства. Составные элементы и содержание экономического способа производства. Составные элементы и содержание социально-политического строя. Составные элементы и содержание общественного сознания (духовного мира).
Тема 2. Механизм смены цивилизаций.
Причины, движущие силы смены цивилизаций. Динамика цивилизации: стадии подъемов и кризисов на фазах становления, расцвета и дряхления цивилизации. Последовательность и механизм смены цивилизаций в структурных компонентах цивилизации. Суть и функции переходного периода.
Раздел «Древние цивилизации».
Тема 3. Предыстория цивилизаций.
Биологические и социальные отличия человека разумного. Становление человеческого общества. Комплексное хозяйство: охота, рыболовство, собирательство. Зарождение домостроительства и искусства. Женские статуэтки. Наскальная живопись. Капова пещера. Борьба с холодом и расширение области расселения человека. Расовые типы. Формирование парной семьи и родовой общины. Культ женщины и матриархат. Экзогамия и эндогамия. Кочевание. Правила социальной жизни. Половозрастное разделение труда. Первичная кооперация.

Мезолит рубеж истории человечества. Переход от ледникового к современному климату. Изобретения эпохи мезолита: лук и стрелы, челны и сети. Поиски новых форм хозяйствования. Переход к современной флоре и фауне. Расширение границ обитаемых земель. Распространение оседлого образа жизни. Духовный мир человека мезолита. Предпосылки перехода человечества на ступеньки цивилизации.
Тема 4. Неолитическая цивилизация.
Неолитическая революция. Переход от присваивающего хозяйства к производящему неолитическая революция. Развитие оседлости. Целенаправленное воспроизводство основных продуктов земледелия и скотоводства. Изобретения эпохи неолитической цивилизации: гончарный круг и колесо. Общественное разделение труда: выделение земледелия и скотоводства; ремесла; строительства; вождей, жрецов и воинов. Возникновение территориальной общины. Неолитические города: Иерихон, Чатал-Хююк. Зарождение товарного производства и обмена. Социальное расслоение общины. Возникновение племен. Духовный мир человека неолита. Формирование зачатков наук. Система верований и мифов. Живопись, ритуальная музыка и танцы. Появление признаков исчерпания потенциала неолитической цивилизации в эпоху энеолита. Начало освоения металлов. Усиление военных конфликтов. Возрастание хаотичности и неупорядоченности в динамике общества. Необходимость перехода к орошаемому земледелию. Необходимость перехода к частной собственности. Патриархат. Образование больших культурных общностей. Языковые семьи.
Тема 5. Раннеклассовая цивилизация.
Возникновение частной собственности. Пути появления частной собственности, ее формы. Появление рабства, использование труда рабов в производстве. Иерархичность отношений собственности. Развитие регулярного обмена, возникновение денежного обращения. Усложнение структуры воспроизводства. Иерархическая структура воспроизводства. Формирование устойчивого рынка в масштабах отдельных стран и торговых потоков между странами. Ирригационное земледелие. Подъем ремесел. Развитие строительства (пирамиды, дворцы, храмы). Многоотраслевое царское хозяйство в Раннем египетском царстве. Расширение числа профессий. Формирование классов и государства. Пятое крупное общественное разделение труда - выделение профессиональных государственных управленцев. Шестое крупное общественное разделение труда – выделение представителей творческих профессий и науки. Изобретение и освоение изобразительного и музыкального искусства, архитектуры. Изобретение и освоение письменности – вторая информационная революция. Создание сети городов в центрах локальных цивилизаций. Эпицентры раннеклассовой цивилизации – Египет, Шумер, Месопотамия, Индия, Хеттское царство, Древний Китай. Цивилизация и природа. Речные цивилизации. Система ирригации. Цивилизационная традиция. Восточная деспотия. Цари-боги Египта, Китая, Индии. Структура общества. Иерархичность. Сельская община. Власть-собственность. Письменные своды законов. Закон и справедливость. Человек перед лицом закона. Пределы власти и пространство свободы. Борьба за власть. Безгласное большинство. Азиатский способ производства. Общее и особенное цивилизаций Древнего Востока. Новый образ мира. Возникновение религий спасения – буддизма, даосизма, конфуцианства.
Тема 6. Античная цивилизация.

Переход к античной цивилизации. Перемещение центра мирового прогресса в северное Средиземноморье. Предпосылки античной цивилизации.

Основные достижения античной цивилизации. Расцвет человеческой личности. Отделение умственного труда от физического. Рождение первосистемы абстрактных наук. Возникновение мировых религий. Складывание демократии. Формирование и господство полисов. Возникновение мировых империй (Ассирийская, Ново-Вавилонская и Мидийская, Персидская Ахеменидская империи, империя Маурьев, империи Цинь и Хань, империя Александра Македонского, Римская империя). Складывание многоотраслевого хозяйства. Появление банков.

Древнегреческая локальная цивилизация. Географическое положение и природа Греции. Особенность рельефа Балканского полуострова. Этнический состав и язык. Хозяйственная деятельность населения. Хронологические рамки цивилизации. Переходный период к Античной цивилизации. Истоки Минойской цивилизации. Археологические открытия на Крите, в Греции и в Малой Азии. Эпоха дворцовой цивилизации. Сильное централизованное государство. Ахейская (Микенская) цивилизация. Дворцовое хозяйство. Микенская письменность. Троянская война. Дорийское переселение. Гибель цивилизации бронзового века. Поэмы Гомера Иллиада и Одиссея. Мир греческой мифологии. Роль религии в жизни общества. Начало железного века. Великая греческая колонизация: причины, основные направления, характер. Взаимодействие с древневосточными цивилизациями. Подвижность греческого общества. Архаический полис. Агора. Акрополь. Цитадель. Полис и город. Полис и государство. Полисная система ценностей. Полисная мораль. Литургия. Раннегреческая тирания. Два типа правления. Социальная структура полиса. Два центра цивилизации. Заговор Килона. Драконовские законы. Личность Солона и его законы. Новый взгляд на человека, как на гражданина и собственника. Тирания Писистрата. Конституция Клисфена. Духовный мир греков архаического периода. Мифология. Философия и наука древних греков. Эпос и лирика. Образ человека в раннем греческом искусстве. Дом и частная жизнь. Эпоха торжества Древнегреческой цивилизации. Греко-персидские. Марафонское сражение. Деятельность Фемистокла. Фермопильское сражение. Саламинское сражение. Делосский морской союз и Афинская морская держава. Расцвет полисной системы ценностей. Понятие «классическое рабство». Победа демократии в Афинах. Пелопонесская война. Политическая раздробленность Греции. Подъем и расцвет греческой культуры. Система воспитания и образования в афинских школах. Архитекторы, скульпторы, поэты Эллады. Образ жизни древних греков. Эллинский быт: нравы, обычаи, мебель, посуда, еда, одежда. Цивилизация эпохи эллинизма рождение нового мира. Походы Александра Македонского на Восток. Личность Александра Македонского и его держава. Этическая проблематика в философии. Роль эллинистической культуры в цивилизационном развитии человечества.

Древнеримская локальная цивилизация. Природные условия Апеннинского полуострова. Цивилизация царского Рима. Возникновение города Рима. Римские цари. Реформы Сервия Туллия. Становление Римской республики. Римская идеология, система ценностей, ментальность. Письменность и язык. Пантеон римских богов. Древнеримская цивилизация эпохи республики. Римская гражданская община. Римская армия и ее организация. Иерархия обязательств римлянина. Раннее римское право. Законы XII таблиц. Военная экспансия. Завоевание Римом Италии. Римская гражданская община и соседние племена. Нашествие галлов. Самнитские войны. Войны с латинянами. Усиление военной организации Республики. Организация управления Италией. Первая Пуническая война. Вторая Пуническая война: поражения и победы. Последствия Пунических войн. Третья Пуническая война. Система управления и эксплуатации. Реформы Тиберия Гракха и гибель реформатора. Борьба и гибель Гая Гракха. Кризис римской военной системы. Нашествие кимвров и тевтонов. Акты Секстиевы и Верцеллы триумф Гая Мария. Югуртинская война. Военная реформа Гая Мария. Союзническая война. Распространение прав римского гражданства на италийкое население. Великая война Спартака. Личность Спартака. Войны Цезаря в Галлии. Распад Первого триумвирата. Третья гражданская война и крах Республики. Цезарианцы и республиканцы. Второй триумвират. Основные ценности римского гражданина. Литература золотого века. Особенности урбанизации. Отличительные черты цивилизационного развития эпохи Республики. Древнеримская цивилизация эпохи Империи. Внешняя политика. Организация римского войска. Золотой век Римской империи. Правление преемников Августа. Политический кризис и Гражданская война 68-69 гг. Дакийский войны. Натиск варваров на границы Империи. Образ жизни римлян в период расцвета Империи. Достопримечательности Рима. Повседневная жизнь римлян. Устройство римского дома. Кризис цивилизационного развития. Набеги, вторжения и переселения варваров. Император Аврелиан. Великое переселение народов. Христианство в условиях кризиса римского общества и государства. Закат Древнеримской цивилизации. Единодержавие Константина. Эволюция христианства и его сближение с императорской властью. Миланский эдикт. Никейский собор. Второй этап Великого переселения народов. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Битва народов и Битва племен.

Особенности древних цивилизаций на территории России, Японии и Америки.
Раздел «Феодально-капиталистические цивилизации».
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск