Этапы урока
| Деятельность преподавателя
| Деятельность учащихся
| Формирование основных компетенций
|
I. Организацион-но-мотивационный этап
(10 мин.)
| 1.1.Проверка готовности учащихся к уроку. Приветствие учащихся. Отметка отсутствующих учащихся.
| 1.1. Приветствуют преподавателя. Сообщение дежурных.
| Учебно-познавательная (способность ставить цель и организовать ее достижение, уметь пояснить свою цель); ценностно-смысловая компетенция (способность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков); компетенция социального взаимодействия
(способность работать в команде, участвовать в совместном принятии решений); коммуникативная (способность давать ответы на поставленные вопросы)
Информационная (способность осознанно воспринимать информацию)
|
1.2. Называет тему урока (приложение 1-«Презентация урока»)
-Напоминаю вам, что мы изучаем Модуль 2 «Россия в новое время», который предполагает следующий результат: «Характеризовать особенности развития Российской империи в XVIII веке согласно историческим фактам».
На прошлом уроке мы говорили о внутренней политике Петра I, о реформах в различных сферах жизни общества и государства.
Но все эти реформы были обусловлены внешней политикой Петра I.
Сегодня на уроке мы познакомимся с внешней политикой России в первой четверти XVIII века.
| Смотрят слайды электронной презентации.
Записывают тему урока «Внешняя политика России в эпоху Петра I» в тетрадь
|
1.3. Определение цели урока.
(приложение 1-«Презентация урока»)
-Какой результат мы должны получить?
-Определите в своей группе для чего, зачем мы изучаем эту тему, что вы должны узнать и запомнить нового сегодня Педагог дает возможность двум-трем представителям ученических групп высказаться.
Затем определяет результат урока, опираясь на мнения учащихся:
«Охарактеризуйте основные направления и важнейшие события внешней политики России в начале XVIII века»
| Участвуют в целеполагании:
1. Обсуждают в группе предложенный вопрос, вырабатывают общий ответ
«Сегодня на уроке мы узнаем о направлениях и важнейших событиях внешней политики России в начале XVIII века для того, чтобы узнать наиболее яркие страницы истории Родины» Смотрят слайд
|
1.4.Мотивация учащихся.
(приложение 1-«Презентация урока»)
Президент Чувашской Республики Н.В.Федоров в своем декабрьском Послании «Чувашия из будущего и для будущего» депутатам Государственного совета и соотечественникам отмечает, что сегодня стране нужны грамотные, здоровые и культурные люди. Ваша профессия-« продавец, контролер-кассир». Ежедневно
вам придется взаимодействовать с покупателями, а значит, очень важно для вас быть грамотным и культурным человеком. Изучение различных предметов, в том числе и истории, делает каждого из вас образованным человеком. Только знания позволяют нам решать жизненно важные проблемы, находить правильные решения в сложных ситуациях. Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего,- сказал кто-то из великих. Изучение этой темы, я думаю, позволит вам лучше понять некоторые современные события. В 2008 году первый канал проводил цикл передач по теме «Имя России». Петр I вошел в число самых выдающихся деятелей России.
Посмотрите фрагмент этой передачи (5 мин.).
(приложение2 «Видеофрагмент Петр1»)
-Что вам запомнилось, посмотрев кадры передачи? Итак, какую внешнюю политику проводила Россия в начале XVIII века?
| Смотрят слайд с темой урока
Смотрят видеоролик
Отвечают на вопросы
|
II. Актуализация знаний учащихся
(3 мин.)
| (приложение 1-«Презентация урока»)
Раз мы будем говорить о внешней политике, давайте вспомним сначала военные реформы Петра I
- Подведем итоги.
Все перечисленные вами факты являются обязательным условием для проведения активной внешней политики.
| Отвечают на вопросы фронтально:
Петр Первый:
-создал регулярную армию на основе рекрутских наборов,
-создал флот-900 кораблей
-открылись Навигацкая школа, Артиллерийская школа, Медицинская, Инженерная и др. для подготовки командиров
-открывались «военные» заводы и мануфактуры
| Коммуникативная (способность давать ответы на поставленные вопросы, четко выразить свои мысли, обосновывать свои высказывания)
|
III. Предвари-тельное определение уровня знаний учащихся
(2 мин.)
| Приложение 3 «Учебный материал урока 39»
Выявляет предварительные знания учащихся по теме урока.
-Откройте лист «Предварительное определение уровня знаний» и ,прочитав вопросы, попытайтесь на них ответить. -Не все хорошо помнят историю школьного курса, поэтому нам необходимо еще раз ознакомиться с материалом темы.
| Читают вопросы и пытаются на них ответить
| Коммуникативная (способность давать ответы на поставленные вопросы)
|
IV. Физкультминутка
(1 мин.)
| -Чтобы ваша работа была успешной, проведем физкультминутку
| Учащиеся выполняют упражнения под руководством физорга
| Здоровьесберегающая (уметь заботиться о своем собственном здоровье)
|
V. Изучение нового материала
(20 мин.)
| Приложение 3 «Учебный материал урока 39»
Организация самостоятельной работы учащихся.
-Ваша задача – с материалом ознакомиться самостоятельно: прочитать учебный раздаточный материал в течение 13 минут, изученный материал не конспектируете, а оформите в таблицу (см. Задание 1 Лист 39.1).
-Составляя таблицу, можно обсуждать в группах некоторые вопросы.
Преподаватель наблюдает, консультирует и осуществляет контроль за деятельностью учащихся.
| Читают текст раздаточного учебного материала и заполняют таблицу
| Коммуникативная
(способность выделять главное в тексте, работать в команде, выслушать точку зрения другого человека); информационная (работать с письменными источниками)
|
VII. Проверка степени усвоения материала
(23 мин.)
| -Давайте проверим выполнение Задания 1.
(2 мин.)
Преподаватель раздает эталон ответа - таблицу
-Какие трудности вы испытывали при написании таблицы?
| Получают эталон заполнения таблицы и проверяют, корректируют свои записи.
Отвечают на вопрос преподавателя.
| Компетенция «готовность к самообразованию»(способность выявлять пробелы в своих знаниях при решении новой задачи); коммуникативная (способность давать ответы на поставленные вопросы)
|
-Выполняем Задание 2.
(2 мин.) «Ответьте на вопросы»
Преподаватель слушает ответы учащихся и показывает верные ответы на слайдах
| Учащиеся читают вопрос и отвечают на него
Смотрят на слайдах верные ответы на вопросы
| Коммуникативная
(способность давать ответы на поставленные вопросы, способность четко выразить свои мысли)
|
Презентация учащегося (3 мин.)
(приложение 4 «Шереметьев Б.П.»)
-Успехам внешней политики способствовали не только проводимые Петром реформы, но и высокий патриотизм, любовь к отчизне русского человека. -К этому уроку учащийся Шадрин Никита получил опережающее задание и подготовил информацию о первом российском фельдмаршале
| Смотрят электронную презентацию и слушают выступление учащегося по теме «Первый российский фельдмаршал» (Б.Шереметев).
Записывают имя в тетрадь
| Информационная (способность использовать информационные технологии, способность составить устное сообщение на основе обработанной информации);
учебно-познавательная (способность выступать устно с результатами своего исследования с использованием компьютерных средств);
|
Презентация учащегося (3 мин.)
(приложение 5 «Генерал-адмирал Федор Апраксин.») -К этому уроку учащаяся Анисимова Ирина получил опережающее задание и подготовила информацию о первом российском фельдмаршале
| Смотрят электронную презентацию и слушают выступление учащейся.
Записывают имя в тетрадь
| Информационная (способность использовать информационные технологии, способность составить устное сообщение на основе обработанной информации);
учебно-познавательная (способность выступать устно с результатами своего исследования с использованием компьютерных средств);
|
-Выполняем Задание 3.
(2 мин.)
«Показать на карте присоединенные к России территории»
-Территория России расширялась за счет войн, страданий простого народа.
Это политика XVIII века всех государств.
Организация работы над проблемным вопросом:
-Чем отличается внешняя политика России начала XXI века от внешней политики в начале XVIII века
| Учащиеся выходят к доске и показывают по карте присоединенные к России территории.
На местах смотрят в атласах.
Учащиеся сравнивают внешнюю политику по
следующим пунктам:
1) цель внешней политики
2) направления внешней политики
3) результаты внешней политики.
Учащиеся отмечают, что раньше Россия вела бесконечные войны за расширение территории, а в настоящее время Россия проводит политику нерушимости границ и сохранения своих территорий (Курильские острова, Чеченская Республика);
направления внешней политики остаются
те же самые;
результаты политики-
мир и взаимное сотрудничество со всеми государствами
| Информационная
(способность давать ответы на поставленные вопросы, четко выразить свои мысли, свою точку зрения)
|
| Подводя итоги урока, проведем дискуссию по теме «Петр I-вседержавный защитник или активный завоеватель?» (13 мин.)
| Смотрят презентацию по теме «Петр I-вседержавный защитник или активный завоеватель?».
Обсуждают в группах этот вопрос и делают вывод:
Петр I был и вседержавным защитником и активным завоевателем.
| Информационная, коммуникативная
(способность составить устное сообщение, четко выразить свои мысли, свою точку зрения);
компетенция социального взаимодействия
(способность работать в команде, участвовать в совместном принятии решений);
|
VIII. Закрепление нового материала
(10 мин.)
| -Выполните тестовые задания по новой теме урока.
Выполняют тестовые задания, работая на компьютерах
-Поднимите руку те, кто написал на оценку «5», «4», «3».
-Кто не справился с заданиями?
Вывод: все с заданиями справились.
| Выполняют тестовые задания по новой теме.
| Информационная
(способность выполнять электронные тестовые задания)
|
IX. Подведение итогов урока
(6 мин.)
| -Мне приятно сегодня отметить, что цель урока достигнута.
Задачи, поставленные в начале урока, выполнены.
Запишите домашнее задание.
| Слушают
| Компетенция «готовность к самообразованию» (способность самостоятельно осваивать знания, необходимые для решения поставленной задачи); коммуникативная (способность слушать, обобщать информацию, давать ответы на поставленные задачи); учебно-познавательная (способность организовать рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности)
|
Домашнее задание (2 мин.)
(приложение 1 «Презентация урока»)
Комментирует домашнее задание.
Задания дифференцированные, творческие, по выбору учащихся.
-Запишите домашнее задание.
Выберите то задание из предложенных, которое вам больше нравится.
-Проводя активную внешнюю политику, Петр I не решил вопрос о преемнике, поэтому начались дворцовые перевороты, о которых мы узнаем на следующем уроке.
| Смотрят слайд и записывают домашнее задание:
-составить кроссворд по теме урока;
-подготовить сообщение о сподвижнике Петра I;
-написать мини-сочинение на тему «Эпоха Петра Первого глазами современника», объем-1 страница
|
Рефлексия (3 мин.)
(приложение 1 «Презентация урока»)
-Давайте подведем итоги.
Подведение итогов урока.
Преподаватель обращает внимание на выставку книг и репродукций об эпохе Петра I
Оценка деятельности учащихся и преподавателя.
(метод шести шляп).
На одного из учащихся наделается шляпа и тот отвечает на поставленный вопрос.
-Прошу вас ответить на поставленные вопросы.
В группах определите учащегося, заслужившего сегодня за работу на уроке оценку «отлично».
| Отвечают на вопросы
Какую тему мы изучали на уроке? (белая шляпа)
-Что нового вы узнали? (синяя шляпа)
-Что понравилось? (красная шляпа)
-Что не понравилось? (черная шляпа)
-Какие эмоции вы сегодня испытали на уроке? (зеленая шляпа)
-Кто активно работал на уроке? (желтая шляпа)
|