Скачать 0.66 Mb.
|
РГОУ СПО «Чебоксарский техникум технологий питания и коммерции» Минобразования Чувашии Рабочая программа по дисциплине ИСТОРИЯ Профессия: Продавец, контролер-кассир Образовательный уровень НПО Форма обучения: очная Нормативный срок обучения 2 года 5 месяцев На базе основного общего образования Разработана преподавателем Архиповой Светланой Леонидовной Рассмотрена на заседании ЦК преподавателей общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин «__»_______2011г. Протокол №___ Председатель ЦК С.Л.Архипова ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа учебной дисциплины «История» предназначена для изучения истории в учреждении среднего профессионального образования, реализующего образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Основой для разработки рабочей программы стала «Примерная программа учебной дисциплины «История» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования», разработанная докторами исторических наук Гладышевым А.В. и Чудиновым А.В. и одобренная ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10 апреля 2008 года. Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) история изучается с учетом социально-экономического профиля получаемого профессионального образования. При освоении профессий НПО социально-экономического профиля история изучается как базовый учебный предмет в объеме 117 часов. Рабочая программа рассчитана на 117 часов. Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
Необходимым условием реализации этих целей является адекватная методика, которая предполагает широкое использование активных и интерактивных методов и приемов (проект, эвристический метод, самостоятельная работа, проблемное изложение, дискуссия, дебаты). Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня. Содержание учебного материала структурировано по проблемно-хронологическому с учетом полученных обучающимися знаний и умений в общеобразовательной школе. Так, учебный материал по истории России подается в контексте всемирной истории. Отказ от «изоляционизма» в изучении истории России позволяет формировать у обучающегося целостную картину мира, глубже прослеживать исторический путь страны в его своеобразии и сопричастности к развитию человечества в целом. Кроме того, предлагается интегрированное изложение отечественной и зарубежной истории, преемственность и сочетаемость учебного материала «по горизонтали». Объектом изучения являются основные ступени историко-цивилизационного развития России и мира в целом. Проводится сравнительное рассмотрение отдельных процессов и явлений отечественной и всеобщей истории, таких, как социально-экономические и политические отношения в странах Европы и на Руси в раннее Средневековье, политическая раздробленность и формирование централизованных государств, отношения светской и церковной властей, история сословно-представительных органов, становление абсолютизма, индустриализация и др. Раскрываются не только внутренние, но и внешние факторы, влиявшие на развитие страны. Сравнительный анализ позволяет сопоставить социальные, экономические и ментальные структуры, политические и правовые системы, культуру и повседневную жизнь России и зарубежных стран. Особое значение придается роли нашей страны в контексте мировой истории ХХ—XXI вв. Значительная часть материала посвящена роли географической среды и климата, путей и средств сообщения, особенностям организации поселений и жилищ, одежды и питания, то есть тому, что определяет условия жизни людей. Обращается внимание на формы организации общественной жизни (от семьи до государства) и «механизмы» их функционирования. Знакомство с религиозными и философскими системами осуществляется с точки зрения «потребителя», то есть общества их исповедующего, показывается, как та или иная религия или этическая система определяла социальные ценности общества. Важное значение придается освещению «диалога» цивилизаций, который представлен как одна из наиболее характерных черт всемирно-исторического процесса XIX—XXI вв. Подобный подход позволяет избежать дискретности и в изучении новейшей истории России. Особенность изучения истории как учебного предмета заключается в увеличении доли самостоятельной работы обучающихся, различных форм творческой работы (подготовки и защиты рефератов, проектов). На самостоятельную работу отводится 33 часа учебного рабочего плана. Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности, общих и профессиональных компетенций, что предполагает организацию различных форм деятельности учащихся. С целью выявления усвоения содержания программного материала запланированы уроки-зачеты. В результате изучения учебной дисциплины «История» обучающийся должен знать/понимать:
уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Изучение учебного материала завершается экзаменом. |