№ урока
п/п
| Тема урока
| К-во
часов
| Тип урока
| Элементы обязательного содержания образования
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Вид контроля, измерители
| Дата проведения
план/факт.
| Домашнее задание
|
Раздел I. На пути к современной цивилизации.
Глава 1. Страницы истории общества и общественной мысли (11 часов)
|
1.
| Смысл и направленность общественного развития.
| 1
| изучение нового материала
| Разные подходы анализа мировой истории, формационная модель, стадиальная модель, развитие культуры и цивилизации неразрывно связано
| Объяснять основные значения понятия «история», характеризовать стадиально-линейный подход к истории, основные черты локально-циклического подхода
| Табл. «Два взгляда на мировую историю»
|
| п.1
|
2.
| Восток и Запад.
| 1
| комбинированный
| Ценности Востока, ценности Запада, влияние христианства на западную цивилизацию, типология, теократическое государство, иерархия, мировая цивилизация
| Характеризовать черты, присущие западному и восточному обществам, факторы, влияющие на складывание менталитета человека западного общества
| Табл. «Характерные черты двух типов цивилизаций»
|
| п. 2
|
3.
| Особенности древних цивилизаций.
| 1
| комбинированный
| Единство древних цивилизаций, древность - первобытность - цивилизация, взаимное обогащение культур
| Выявлять отличия древних цивилизаций от первобытности, определять связи, существовавшие между древними цивилизациями
| Табл. «Переход от первобытности к цивилизации»
|
| п. 3
|
4.
| Древние цивилизации Европы
| 1
| комбинированный
| Зарождение и расцвет древнегреческой цивилизации, цивилизация эллинизма. Ценности древнеримской цивилизации
| Выявлять особенности и характерные черты древнегреческой цивилизации, древнеримской
| Исследовать вклад греческой и римской цивилизации
|
| п. 4, доп. Литература
|
5-6.
| Древние мыслители о мире и человеке.
| 2
| семинар
| Мифы древности, древнеиндийские веды о происхождении мира, мудрецы даоской школы, конфуцианство, Платон и Аристотель об обществе и государстве
| Характеризовать основные идеи древнеиндийской философии, буддизма, конфуцианства
Характеризовать идеальное государство у Платона, демократию по Аристотелю
| Работа с дополнительной литературой
|
| п.5
|
7.
| Цивилизация эпохи средневековья.
| 1
| лабораторная работа
| Особенности средневековой цивилизации, основные черты феодализма, ценности средневековья, социальный состав средневекового города
| Выявлять роль религии в средневековом обществе, характеризовать достижения средневековой цивилизации
| План-конспект
|
| п. 6
|
8.
| Переход к индустриальной цивилизации.
| 1
| комбинированный
| Технические предпосылки ускорения общественного прогресса, зарождение капитализма, зарождение парламентаризма, новые ценности новой цивилизации
| Сравнивать эпоху Возрождения и Реформацию. Основные черты индустриального общества. Содержание промышленной революции.
| Работа в группах, обсуждение проблемных вопросов
|
| п. 7
|
9.
| Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху.
| 1
| лабораторная
работа
| Договорная теория. Концепция естественного права. Идеи Дж. Локка, Ф.М.А. Вольтера, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Т. Мора, Т. Кампанелла, а. Сен-Симона, Ж. Фурье, Р. Оуэна, А. Смита о государстве и обществе. Марксизм и ревизионизм
| Характеризовать и сравнивать идеи мыслителей XVII-XX вв.
| Работа в группах, обсуждение проблемных вопросов
|
| п. 8
|
10.
| Российская цивилизация.
| 1
| лекция
| Предпосылки развития российской цивилизации, самобытность исторического пути развития.
| Анализировать различные точки зрения о российском пути цивилизационного развития
| План-конспект
|
| п. 9
|
11.
| Повторительно-обобщающий урок
| 1
| семинар
|
|
| Тест
|
|
|
Раздел II. Современное общество.
Глава 2. Современный этап мирового цивилизационного развития (3 урока)
|
12.
| Многообразие современного мира.
| 1
| изучения нового материала
| Многообразие форм общественной жизни. Традиционное, индустриальное, постиндустриальное общества, противоречия переходного периода
| Характеризовать традиционное, индустриальное, постиндустриальное общества, доказывать необходимость реформ в России, определять условия выхода страны из кризиса и его последствия
| Работа в группах, обсуждение проблемных вопросов
|
| п. 10, эссе «Каким вы видите будущее России?»
|
13.
| Целостность и противоречивость современного мира.
| 1
| лабораторная работа
| Глобализация мирового хозяйства. Глобальные проблемы современности
| Доказывать, что глобализация играет положительную роль, выявлять негативные последствия глобализации. Называть причины глобальных проблем и выявлять пути их решения
| Работа в группах, обсуждение проблемных вопросов
|
| п. 11
|
14.
| Научно-технический прогресс.
| 1
| комбинированный
| НТП, экономические и социальные последствия, противоречия НТП
| Находить отличия НТП и НТР, выделять признаки и противоречия НТП, этапы НТП
| План-конспект
|
| п. 12
|
Глава 3. Современная экономика (2 часа)
|
15.
| Экономика и ее роль в жизни современного общества.
| 1
| комбинированный
| Состояние экономики и состояние жизни, отношения собственности, основные черты рыночной экономики
| Находить факторы производства, выделять формы собственности, отношения собственности. Раскрывать основные черты рыночной экономики
| Составление схем, сравнительной табл. «Рыночная экономика: достоинства и недостатки»
|
| п. 13, 14
|
16.
| Экономическая политика государства.
| 1
| лабораторная работа
| Экономическая политика, бюджетно-налоговая политика, денежно-кредитная политика, дефицит бюджета, денежная масса, госбюджет
| Характеризовать экономические цели государства, экономическую политику, сравнивать монетаризм и кейнсианство
| Составление таблиц
|
| п. 15-16
|
Глава 4. Социальное развитие (5 часов)
|
17.
| Социальная структура и социальные отношения.
| 1
| комбинированный
| Социальная дифференциация. Классы, страты, социальная мобильность, социальные лифты, люмпены и маргиналы, семья в современном обществе
| Характеризовать социальную структуру общества, выявлять функции семьи
| Составление схем, таблиц
|
| п. 17
|
18.
| Молодежь в современном обществе.
| 1
| семинар
| Гражданское совершеннолетие, образование и профессиональная подготовка, начало трудовой деятельности, молодежная культура
| Осознать особенности юношеского возраста, изменения социальных ролей и статуса человека
| Вопросы для самопроверки
|
| п. 18
|
19.
| Нации и межнациональные отношения.
| 1
| комбинированный
| Этнические общности. Национальное самосознание, Развитие межнациональных отношений в современном мире. Национализм. Межнациональные конфликты. Национальная политика
| Выделять признаки нации, формы межнациональной дифференциации, формы интеграции. Характеризовать причины межнац. конфликтов и пути их разрешения
| План-конспект
|
| п. 19
|
20.
| Социальный статус личности.
| 1
| комбинированный
| Социальный статус. Социальные роли. Социализация личности, Социальная адаптация
| Выделять институты социализации, стадии социализации, социальные роли. Раскрывать содержание социальной адаптации
| Составление таблиц, схем
|
| п. 20
|
21.
| Повторительно-обобщающий по гл. 2, 3, 4.
| 1
|
|
|
| Тест
|
|
|
Глава 5. Политическая жизнь современного общества (6 уроков)
|
22.
| Политическая система и ее роль в жизни общества.
| 1
| изучение нового материала
| Государство - главный институт политической системы. Роль политических партий. Политические нормы. Политические режимы и типы политических систем.
| Выделять признаки государства, объяснять структуру политической системы общества. Характеризовать формы государственного устройства, типологию политических партий и их функции
| Составление таблиц, схем
|
| п. 21
|
23.
| Правовое государство и гражданское общество.
| 1
| комбинированный
| Правовое государство, его признаки; принцип разделения властей, взаимоотношения общества и государства
| Характеризовать признаки правового государства, систематизировать международные документы о правах человека
| План-конспект
|
| п. 22
|
24.
| Отрасли российского права. Основные понятия и нормы.
| 1
| лабораторная работа по группам
| Система российского права. Отрасли права.
| Анализировать документы: конституционное право, административное право, уголовное право, гражданское и трудовое
| Представление другим группам
|
| п. 23, документы
|
25.
| Демократия.
| 1
| изучение нового материала
| Демократия, представительная, непосредственная, многопартийность, парламентаризм, референдум, политический плюрализм
| Выявлять признаки демократии, виды и формы демократии, характерные черты. Характеризовать основные теории демократии
| План-конспект
|
| п. 24
|
26.
| Политический статус личности.
| 1
| комбинированный
| Правовой и политический статус личности, ее политические роли. Политическая культура, ее основные элементы. Формы политического участия. Избирательная компания
| Характеризовать политический статус личности, анализировать схемы, делать выводы
| Составление схем
|
| п. 25
|
27.
| Повторительно-обобщающий к главе 5
| 1
|
|
|
| Тест
|
|
|
Глава 6. Духовные ценности современного мира (7 уроков)
|
28.
| Духовная культура.
| 1
| комбинированный
| Духовная сфера общества, ее взаимосвязи с другими сферами общества
| Выявлять проблемы современной отечественной культуры
| План-конспект
|
| п. 26, эссе
|
29.
| Наука, образование, искусство.
| 1
| семинар
| Человек - творец науки, становление науки, ее роль в жизни общества и человека
| Систематизировать имеющиеся знания
| Компьютерные презентации
|
| п. 27, доп. литература
|
30.
| Религия в современном мире
| 1
| лекция с элементами практической работы
| Сущность религии, уровни религиозного сознания, особенности религиозной веры
| Характеризовать основные подходы к изучению религии, функции религии, мировые религии
| Задания № 3,4,5,7 с. 347
|
| п. 28
|
31.
| Средства массовой коммуникации и культура.
| 1
| лабораторная работа по группам
| Массовая коммуникация, СМИ, средства массового воздействия, технические средства коммуникации
| Характеризовать роль СМИ в современном мире
| Решение проблемных вопросов
|
| п. 29
|
32.
| Духовный мир человека.
| 1
| комбинированный
| Духовный мир личности - важнейшая ценность современного общества. Сознание - высшая способность личности, Микрокосм человека
| Характеризовать различные взгляды на смысл жизни
| Работа с терминологией
|
| п. 30, эссе
|
33.
| Путь к духовной личности.
| 1
| комбинированный
| Нравственные ценности - важнейшее условие существования общества
| Характеризовать самобытность менталитета россиянина.
| Вопросы для самопроверки на с. 375
|
| п. 31
|
34.
| Повторительно-обобщающий к главе 6.
| 1
|
|
|
| Тест
|
|
|
Экзаменационное повторение.
|
35.
| Общество.
| 1
| комбинированный
| Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества. Общество и культура. Важнейшие институты общества
| Уметь объяснить сущность всех сфер жизни общества, их взаимосвязь
| Проблемные задания
|
| П. 1
|
36.
| Общество как сложная динамичная система.
| 1
| комбинированный
| Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества
| Объяснять взаимосвязь на конкретных примерах
| Проблемные задания
|
| П. 2
|
37.
| Человек как духовное существо.
| 1
| комбинированный
| Духовные ориентиры личности. Мировоззрение и его роль в жизни человека
| Характеризовать моральные ценности, объяснять сущность мировоззрения
| Устный опрос
|
| П. 3,4
|
38.
| Деятельность - способ существования людей.
| 1
| комбинированный
| Деятельность человека, структура деятельности, виды деятельности
| Характеризовать основные черты деятельности, раскрывать на примерах
| Опрос в форме диспута
|
| П. 5
|
39-40.
| Познание и знание.
| 2
| комбинированный
| Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное. Спор эмпириков и рационалистов. Агностицизм. Особенности научного познания
| Объяснять сущность чувственного и рационального познания; анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира
| Тест
|
| П. 6, эссе
|
41.
| Человек в системе социальных связей.
| 1
| комбинированный
| Биологическое и социальное в человеке. Личность. Самооценка.
| Характеризовать основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке. Свобода и необходимость
| Групповые письменные задания по карточкам
|
| П. 7
|
42.
| Культура и духовная жизнь общества.
| 1
| комбинированный
| Формы и разновидности культуры. Диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры.
| Уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия
| Тест со свободными ответами
|
| П. 8
|
43.
| Наука и образование.
| 1
| практическое занятие
| Система образования в России. Роль науки в современном обществе. Научно-исследовательские и академические институты
| Уметь разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до настоящего времени
| Тест на восстановление соответствия данных формулировок понятий их значению
|
| П. 9
|
44.
| Мораль. Религия.
| 1
| комбинированный
| Категории морали. Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий
| Знать роль морали в жизни человека. Знать некоторые особенности моровых религий
| Устные сообщения по проблемным вопросам
|
| П. 10
|
45, 46
| Социальная сфера.
Социальная структура общества.
| 2
| комбинированный
| Взаимосвязь статуса и роли. Социальная стратификация и социальное неравенство. Социальное расслоение и дифференциация. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс
| Уметь объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью; уметь анализировать положение человека в обществе
| Устный опрос
|
| П. 14
|
47.
| Социальные взаимодействия.
| 1
| комбинированный
| Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Источники доходов. Средний класс. Бедность. Социальные аспекты труда. Культура труда
| Знать причины и последствия социальных конфликтов, уметь анализировать влияние неравенства на трудовую деятельность
| Устный опрос
|
| П. 15
|
48.
| Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
| 1
| комбинированный
| Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Преступность. Социальный контроль
| Знать, что такое социальный контроль; приводить примеры, характеризующие виды социальных норм; значение самоконтроля; объяснять социальную опасность преступности
| Устный опрос
Итоговый тест по социальной сфере
|
| П. 16
|
49.
| Нации и межнациональные отношения.
| 1
| комбинированный
| Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. Причины этнических конфликтов
| Разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на конкретные исторические примеры. Уметь анализировать этнические конфликты
| Устный опрос
Тест со свободными ответами
|
| П. 17
|
50.
| Политическая сфера. Политика и власть.
| 1
| комбинированный
| Формы правления: сила, власть, авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Борьба за власть
| Уметь анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть
| Устный опрос
|
| П. 21
|
51.
| Политическая система.
| 1
| комбинированный
| Структура и функции политической системы. Политические режимы. Общие признаки государства. Функции государства. Сущность и классификация политических режимов. Формы авторитаризма. Происхождение и особенности парламентского режима. Структура парламента
| Знать основные понятия политической системы. Уметь анализировать разновидности политических режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории
| Устный опрос
Тест со свободными ответами
|
| П. 21
|
52.
| Гражданское общество и правовое государство.
| 1
| комбинированный
| Признаки гражданского общества. Правовое государство и его признаки. Черты тоталитарного государства
| Знать основные положения темы. Уметь анализировать, делать выводы
| Опрос в форме диспута
|
| П. 22
|
53.
| Демократические выборы и политические партии.
| 1
| комбинированный
| Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартийность и партийные системы.
| Анализировать типологии политических партий и их сущность
| Творческие задания
|
| П. 23
|
54.
| Участие гражданина в политической жизни.
| 1
| комбинированный
| Голосование. Политические предпочтения. Электорат. Роль референдума
| Объяснять сущность основных понятий темы. Анализировать политическую активность масс, их политические приоритеты
| Творческие задания
|
| П. 24
|
55.
| Повторительно-обобщающий по политической сфере.
| 1
|
|
|
| Тест
|
|
|
56.
| Право.
Право в системе социальных норм.
| 1
| комбинированный
| Социальные нормы. Функции и сущность права. Правовая культура. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов
| Объяснять взаимосвязь права и закона, их различия. Разъяснять сущность права, различные его значения
| Устный опрос
|
| П. 25
|
57.
| Источники права.
| 1
| комбинированный
| Основные источники права. Виды нормативных актов
| Уметь теоретические знания подкреплять определенными жизненными ситуациями
| Творческие задания
|
| П. 26
|
58-59.
| Правоотношения и правонарушения.
| 2
| комбинированный
| Правоотношения, правонарушения. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека
| Определять особенности правонарушений. Объяснять основные цели деятельности судебной системы
| Устный опрос
|
| П. 27
|
60-62.
| Современное российское законодательство.
| 3
| комбинированный
| Конституционное право.
Административное. Гражданское. Трудовое. Семейное. Уголовное. Экологическое
| Объяснять общие черты и специфику отраслей российского права
| Устный опрос
|
| П. 28
|
62-63.
| Предпосылки правомерного поведения.
| 1
| комбинированный
| Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение
| Характеризовать основные элементы правосознания
| Устный опрос
|
| П. 29
|
64.
| Повторительно-обобщающий по праву.
| 1
|
|
|
| Тест
|
|
|
65-68.
| Резервные уроки
| 4
| контрольный
|
|
| диагностические работы в формате Статград.
|
|
|