Консультация для воспитателей Непосредственно-образовательная деятельность в ДОУ
В настоящее время воспитатели и педагоги ДОУ ищут ответы на этот и многие другие вопросы. Например, чем же отличаются занятия от непосредственно образовательной деятельности? Каковы составляющие образовательного процесса в ДОУ? Как индивидуализировать виды деятельности с учетом разного темпа и уровня развития детей даже в одно- возрастной группе?
Найти ответы на эти вопросы помогут нормативно-правовые документы нового поколения. Так, СанПиН 2.4.1.2791-10 «Изменение № 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.12.2010 № 164, вносит изменения в п. 12.16 СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемио- логические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 № 91 (далее - СанПиН 2.4.1.2660-10), а именно слово "занятия" заменяется словами "непосредственно образовательная деятельность". В связи с этим возникает вопрос, в чем же отличие "занятий" от "непосредственно образовательной деятельности"?
Отличительные особенности непосредственно организованной деятельности
Прежде всего в обновлении структуры и форм организации всего образовательного процесса, в его индивидуализации, изменении позиции воспитателя (взрослого) по отношению к детям.
За годы существования системы дошкольного образования наиболее распространенной моделью организации образовательного процесса была модель, включающая три составляющие: * проведение занятий (в соответствии с расписанием, на которых решались образовательные задачи, сформулированные в комплексных программах по разделам - методикам); решение образовательных задач и формирование у детей навыков и умений в ходе режимных моментов в рамках совместной деятельности взрослого и детей (утренний прием, прогулка, подготовка ко сну, питание и др.); закрепление полученных детьми знаний и умений в индивидуальной работе и самостоятельной деятельности.
Такая модель существовала до введения и утверждения приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - ФГТ).
Наиболее распространенная модель организации образовательного процесса (до введения в действие ФГТ)
Учебный блок
| Блок совместной деятельности взрослого и детей
| Самостоятель-
ная деятельность детей
| Основная форма – занятие (в соответствии с сеткой занятий)
| Режимные моменты, в ходе которых осуществляется решение образовательных задач (утренний прием, прогулка, подготовка ко сну, питание и др.)
| Актуальная предметно-развивающая среда
|
Модель организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ
Совместная деятельность взрослого и детей
| Самостоятельная деятельность детей
| Непосредственно образовательная деятельность
Основные формы:
игра,
наблюдение,
экспериментирование,
разговор,
решение проблемных ситуаций,
проектная деятельность и др.
2) Решение образовательных задач в ходе режимных моментов
| Деятельность ребенка в актуальной предметно-развивающей среде + организованная взрослым самостоятельная деятельность
| Отличие учебной модели от комплексно-тематической
1. Ребенок – объект формирующих воздействий взрослого человека (взрослый управляет (манипулирует) ребенком, занимает более активную позицию)
| 1. Ребенок – субъект взаимодействия со взрослым (сотрудничество взрослого и ребенка; ребенок, если и не равен, то равноценен взрослому; ребенок активен не менее взрослого)
| 2. Большая регламентированность образовательного процесса, использование готовых образцов и шаблонов (готовых конспектов занятий)
| 2. Гибкость в организации образовательного процесса, учет потребностей и интересов детей
| 3. Основная форма – учебное занятие, основная деятельность - учебная
| 3. Организация детской деятельности в различных, адекватных дошкольному возрасту формах
| 4. Монолог взрослого (преобладание словесных методов работы)
| 4. Диалог (общение) взрослого и ребенка
| 5. Расположение «взрослый напротив ребенка»
| 5. Расположение взрослых и детей «по кругу»
| 6. Обязательность участия в образовательном процессе
| 6. Необязательность участия
| 7. Основной мотив участия в образовательном процессе – авторитет взрослых (педагога, родителей)
| 7. Основной мотив участия (неучастия) в образовательном процессе – наличие (отсутствие) интереса у ребенка
| 8. Легкость в осуществлении контроля образовательного процесса
| 8. Трудности в осуществлении контроля образовательного процесса
|
Новая модель организации образовательного процесса, согласно п. 2.4. ФГТ, предусматривает "решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования".
НОД организуется как совместная деятельность взрослого и ребенка, выстраиваемая на основе увеличения доли самостоятельности ребенка
- Делай как я
- Я делаю, ты – помогаешь
- Ты делаешь, Я – помогаю
- Каждый делает свою часть работы Следовательно, с учетом ФГТ' модель образовательного процесса должна предусматривать две составляющие:
совместная деятельность взрослого и детей (непосредственно образовательная деятельность и режимные моменты);
самостоятельная деятельность дошкольников.
Когда речь идет о совместной деятельности взрослого и детей в процессе непосредственно образовательной деятельности и режимных моментов, необходимо помнить основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А. Короткова
включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
«игра - учебные занятия", приводящее к разрыву целостности образовательного процесса, на более подходящую с точки зрения психологии и соответствующую возрасту структуру: игра и родственные ей виды деятельности.
В своих пособиях Н.А. Короткова разъясняет, что образовательный процесс должен осуществляться с использованием форм работы с воспитанниками, адекватных их возрасту. При этом основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Следовательно, непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.
Формы образовательной деятельности
Двигательная детская деятельность
(Примеры форм работы)
Подвижные игры с правилами
Подвижные дидактические игры
Игровые упражнения, игровые ситуации
Соревнования, досуги
Ритмика, аэробика, детский фитнес
Спортивные игры и упражнения.
Аттракционы
Спортивные праздники
Гимнастика (утренняя и пробуждения)
Организация плавания
Игровая детская деятельность (Примеры форм работы)
Сюжетные игры, игры с правилами
Создание игровой ситуации (по режимным моментам используя произведения писателей)
Игры с речевым сопровождением
Пальчиковые игры
Театрализованные игры
Продуктивная детская деятельность
Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
Реализация проектов
Детский дизайн
Опытно-экспериментальная деятельность
Выставки, мини музеи
Чтение детской художественной литературы
Чтение, обсуждение
Заучивание, рассказывание
Беседа
Театрализованная деятельность
Самостоятельная художественная речевая деятельность
Викторина, КВН
Вопросы и ответы
Презентации книжки
Выставки в книжном уголке
Литературные праздники, досуги.
Познавательно – исследовательская деятельность
Наблюдение , экскурсия
Решение проблемных ситуаций
Экспериментирование, исследование
Коллекционирование
Моделирование
Реализация проекта
Интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады)
Конструирование
Увлечения
Коммуникативная детская деятельность
Беседа, ситуативный разговор
Речевая ситуация
Составление и отгадывание загадок
Игры и игровые ситуации (сюжетные, с правилами, театрализованные)
Этюды и постановки.
Логоритмика.
Трудовая детская деятельность
Дежурство, поручения, задания
Самообслуживание
Совместные действия
При планировании и составлении расписания непосредственно образовательной деятельности необходимо учитывать следующее:
общий объем непосредственно образовательной
деятельности в неделю;
продолжительность периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности;
количество периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня;
распределение периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня (в первую и во вторую половину);
перерывы между периодами непрерывной непосредственно образовательной деятельности. Пояснения к каждому из этих условий можно найти в СанПиН 2.4.1.2660-10.
Длительность НОД не должна превышать норм, определенных СанПин
Пункт 12.10:
"Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет:
в младшей группе - 2 часа 45 мин. (165 мин.) – 2 НОД в день, 1 занятие дополнительным образованием в неделю,
в средней группе - 4 часа (240 мин.) – 2 НОД в день, 2 занятия дополнительным образованием в неделю,
в старшей группе - 6 часов 15 минут (375 мин.) - 3 НОД ежедневно или 13 НОД+ 2 занятия дополнительным образованием в неделю,
в подготовительной - 8 часов 30 минут (510 мин.) – 3 НОД в день или 14 НОД + 3 занятия дополнительным образованием в неделю.
Пункт 12.11:
"Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет:
для детей 4-го года жизни - не более 15 минут,
для детей 5-го года жизни - не более 20 минут,
для детей 6-го года жизни - не более 25 минут,
для детей 7-го года жизни - не более 30 минут. Особое внимание следует обратить на то, что в соответствии с п. 12.14 при планировании непосредственно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического
цикла должна занимать не менее 50% общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность. Общественно полезный труд детей старшей и подготовительной групп в соответствии с п. 12.22 проводится в форме самообслуживания, элементарного хозяйственно-бытового труда и труда на природе (сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям). Его продолжительность не должна превышать 20 мин в день.
Все эти и другие положения новых санитарно- эпидемиологических правил и нормативов, касающиеся организации непосредственно образовательной деятельности, должны учитываться при составлении как расписаний образовательной деятельности, так и режима дня каждой возрастной группы.
Таким образом, в современном дошкольном учреждении образовательный процесс не должен сводиться только к непосредственно образовательной деятельности, он растянут в режиме всего дня. Именно поэтому "Режим дня" является главным документом, в котором отражается многообразие форм взаимодействия взрослых с детьми и самостоятельная деятельность воспитанников. В режимах должно найти отражение "проживание" детьми разнообразных тем в разных видах детской деятельности, поэтому режимов должно быть много на разные случаи (например, плохой погоды, тематического дня и др.). |