Скачать 71.77 Kb.
|
Левина Наталья Валентиновна Учитель истории 1 квалификационная категория Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с. Перевесино-Михайловка Турковского района Саратовской области. План – конспект урока «Родовые общины охотников и собирателей» Базовый учебник: А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая, «Просвещение», 2009г p-mi@ yandex.ru Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с. Перевесино-Михайловка Турковского района Саратовской области. План – конспект урока «Родовые общины охотников и собирателей» Учитель: Левина Наталья Валентиновна Место работы: МОУ «СОШ» с. Перевесино-Михайловка Турковского района Саратовской области. Должность: учитель истории Предмет: история Класс: 5 Тема и номер урока: « Родовые общины охотников и собирателей» урок № 3 Базовый учебник: А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая, «Просвещение», 2009 Цель урока: - Формировать у школьников историческое сознание, четкое представление об историческом прошлом, понимание настоящего и прошлого; - развивать умения по применению исторических знаний в жизни; - вырабатывать навыки работы с текстом учебника. Задачи урока: - сформировать умения и навыки свободно использовать полученный учебный материал через способность выделять главное и второстепенное, обобщать, анализировать и делать выводы. - повысить мотивацию к познанию, формирующую познавательный интерес учеников класса, что значительно способствует самообразованию и повышению уровня обученности. Тип урока: ознакомление с новым материалом, комбинированный. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный. Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, . Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, карта. Ход урока.
1.Учащимся предлагаются два рисунка по которым они должны сравнить древнейшего человека и «человека разумного», проанализировать, найти сходства, различия и сделать вывод.
Прошли сотни тысяч лет. Менялся облик человека, увеличивался его мозг. Возникла речь. Первобытные люди постепенно расселились по холодным странам Европы и Азии. Более полумиллиона лет назад они появились на юге нынешней России. Они научились добывать огонь. Первоначально люди брали огонь от загоревшихся после попадания молнии деревьев. За ним строго следили, и если огонь потухал, то виновников изгоняли. Такой способ получения огня был очень ненадежен и люди стали искать как получить пламя не завися от природы. Огонь приходилось хранить постоянно поддерживая, в пещерах. Когда племя перебиралось на новое место, огонь, почитавшийся священным, с почестями переносили в особых корзинах, наполненных мхом и медленно тлеющими листьями. Утрата огня считалась огромным несчастьем. До середины 20-го века многие племена использовали древнейший способ получения огня – трение двух палочек. В одной делалось углубление, в нее вставлялась другая палочка, и как только после вращения они нагревались, люди подкладывали мох. Применение огня изменило жизнь людей. Самым важным следствием стало употребление вареной и жареной пищи. Это привело к резкому скачку в умственном развитии человека. За короткий срок после овладения огнем древний человек приобрел современный облик. Приблизительно 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его « человеком разумным».
Действуя слаженно и дружно, десятки мужчин гнали стадо лошадей, оленей, бизонов к крутому обрыву, в болото или глубокий овраг, откуда им было трудно выбраться. На смену древнейшему копью пришло новое изобретение: к длинному древку волокнами растений или кожаными ремешками привязывали остроконечник. Такое составное, из дерева и камня, копье стало грозным и надежным оружием в борьбе со зверями. Люди изобрели также костяной гарпун, необходимый при охоте на крупную рыбу. Охотились также на животных, которых ныне уже нет на Земле – мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей. Самой желанной добычей был мамонт – огромный слон с длинной желтовато – бурой шерстью и сильно изогнутыми бивнями. Как на него охотились? Точно не известно. Некоторые ученые считают, что люди рыли ямы – ловушки на тропах к водопою. При этом пользовались палками – копалками и ребрами убитых прежде мамонтов. Землю относили в сторону на шкурах животных. На дне ям забивали острые колья. Ловушки замаскировывали жердями и зелеными ветками. Затем ждали, пока один из шествующих на водопой мамонтов попадет в ловушку.
Многие тысячи лет охота на мамонтов в изобилии доставляла людям мясо, шкуры и бивни. Но постепенно по неизвестным науке причинам мамонты вымерли. Меньше стало и других крупных зверей. А для охоты на мелких и быстро бегающих животных нужно было создать оружие, которым можно поразить цель на большом расстоянии. Люди заметили, что согнутое деревце распрямляется с силой. Это свойство деревьев помогло сделать величайшее изобретение – охотничий лук и стрелы. Меткий охотник издалека, с расстояния сотен шагов поражал животное стрелами. Более успешной стала и охота на птиц.
Несколько десятков тысяч лет назад на смену стаду пришла родовая община-коллектив родственников ведущих совместное хозяйство. Сородичи были связаны кровными узами, поэтому основным законом была «Кровная месть». Главными считались женщины, как продолжательницы рода. Люди тогда рассуждали так: это мой сородич, - значит, он «свой», ему надо помогать всегда и во всем. Если на охоте раненый мамонт поднимет хобот, чтобы нанести моему сородичу удар, я поспешу ему на помощь, заслоню собой. Так же он поступит в отношении меня. Если «чужой» обидит человека из нашего рода, нанесет ему увечье или убьет его, то весь наш род будет мстить обидчику и его роду. В родовой общине действовал обычай: один за всех все за одного. При раскопках археологи находят фигурки женщин, которых первобытные люди почитали как прародительниц и хранительниц домашнего очага. Общим у рода было жилище, костер, запасы дров, пищи и шкуры животных. Предки всех ныне населяющих Землю народов жили некогда родовыми общинами.
Выполнение в рабочих тетрадях заданий на усвоение нового материала (задание № 2-4 стр 3-5)
§ 2 прочитать, подготовиться к пересказу, выполнить задания в рабочей тетради № 6-8 Литература.
|