Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 71.77 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации30.11.2013
Размер71.77 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Левина Наталья Валентиновна

Учитель истории

1 квалификационная категория

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с. Перевесино-Михайловка Турковского района Саратовской области.

План – конспект урока

«Родовые общины охотников и собирателей»

Базовый учебник: А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая, «Просвещение», 2009г

p-mi@ yandex.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа»

с. Перевесино-Михайловка Турковского района Саратовской области.
План – конспект урока

«Родовые общины охотников и собирателей»

Учитель: Левина Наталья Валентиновна

Место работы: МОУ «СОШ» с. Перевесино-Михайловка Турковского района Саратовской области.

Должность: учитель истории

Предмет: история

Класс: 5

Тема и номер урока: « Родовые общины охотников и собирателей» урок № 3

Базовый учебник: А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая, «Просвещение», 2009

Цель урока:

- Формировать у школьников историческое сознание, четкое представление об историческом прошлом, понимание настоящего и прошлого;

- развивать умения по применению исторических знаний в жизни;

- вырабатывать навыки работы с текстом учебника.

Задачи урока:

- сформировать умения и навыки свободно использовать полученный учебный материал через способность выделять главное и второстепенное, обобщать, анализировать и делать выводы.

- повысить мотивацию к познанию, формирующую познавательный интерес учеников класса, что значительно способствует самообразованию и повышению уровня обученности.
Тип урока: ознакомление с новым материалом, комбинированный.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, .

Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, карта.

Ход урока.

  1. Организационный этап.(2 мин)

  2. Актуализация опорных знаний по пройденному материалу.(5 мин)

    • Где жили древнейшие люди?

    • Чем древнейшие люди отличались от людей нашего времени?

    • В чем было главное отличие древнейших людей от животных?

    • Всегда ли охота обеспечивала людей мясной пищей?

    • Почему древнейший человек не мог прожить в одиночку?

  3. Создание проблемной ситуации. (3 мин)

1.Учащимся предлагаются два рисунка по которым они должны сравнить древнейшего человека и «человека разумного», проанализировать, найти сходства, различия и сделать вывод.

  1. Изучение нового материала. (Презентация) (20 мин)

    • Что помогло первобытным людям выжить морозными зимами?

    • Как охотники добывали зверя?

    • Лук и стрелы.

    • От человеческого стада к родовой общине.

  1. Что помогло первобытным людям выжить морозными зимами. Сто тысяч лет назад на территорию Европы начал свое наступление мощный ледник. Толщине ледяного покрова превышала 1000 метров. Такой период в истории Земли называют ледниковым. Это был суровый экзамен для человечества, но люди были уже готовы к этому испытанию. Люди, расселившиеся к этому моменту на бескрайних просторах евразийского материка, были вынуждены вести тяжелую борьбу за выживание. В условиях длинной и холодной зимы, люди начали шить одежду из шкур животных, из их костей они возводили каркас для жилища, который покрывали теми же шкурами.

Прошли сотни тысяч лет. Менялся облик человека, увеличивался его мозг. Возникла речь. Первобытные люди постепенно расселились по холодным странам Европы и Азии. Более полумиллиона лет назад они появились на юге нынешней России. Они научились добывать огонь. Первоначально люди брали огонь от загоревшихся после попадания молнии деревьев. За ним строго следили, и если огонь потухал, то виновников изгоняли. Такой способ получения огня был очень ненадежен и люди стали искать как получить пламя не завися от природы. Огонь приходилось хранить постоянно поддерживая, в пещерах. Когда племя перебиралось на новое место, огонь, почитавшийся священным, с почестями переносили в особых корзинах, наполненных мхом и медленно тлеющими листьями. Утрата огня считалась огромным несчастьем.

До середины 20-го века многие племена использовали древнейший способ получения огня – трение двух палочек. В одной делалось углубление, в нее вставлялась другая палочка, и как только после вращения они нагревались, люди подкладывали мох.

Применение огня изменило жизнь людей. Самым важным следствием стало употребление вареной и жареной пищи. Это привело к резкому скачку в умственном развитии человека. За короткий срок после овладения огнем древний человек приобрел современный облик.

Приблизительно 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его « человеком разумным».

  1. Как охотники добывали зверя?

Действуя слаженно и дружно, десятки мужчин гнали стадо лошадей, оленей, бизонов к крутому обрыву, в болото или глубокий овраг, откуда им было трудно выбраться.

На смену древнейшему копью пришло новое изобретение: к длинному древку волокнами растений или кожаными ремешками привязывали остроконечник. Такое составное, из дерева и камня, копье стало грозным и надежным оружием в борьбе со зверями. Люди изобрели также костяной гарпун, необходимый при охоте на крупную рыбу.

Охотились также на животных, которых ныне уже нет на Земле – мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей. Самой желанной добычей был мамонт – огромный слон с длинной желтовато – бурой шерстью и сильно изогнутыми бивнями.

Как на него охотились? Точно не известно. Некоторые ученые считают, что люди рыли ямы – ловушки на тропах к водопою. При этом пользовались палками – копалками и ребрами убитых прежде мамонтов. Землю относили в сторону на шкурах животных. На дне ям забивали острые колья. Ловушки замаскировывали жердями и зелеными ветками. Затем ждали, пока один из шествующих на водопой мамонтов попадет в ловушку.

  1. Лук и стрелы.

Многие тысячи лет охота на мамонтов в изобилии доставляла людям мясо, шкуры и бивни. Но постепенно по неизвестным науке причинам мамонты вымерли. Меньше стало и других крупных зверей. А для охоты на мелких и быстро бегающих животных нужно было создать оружие, которым можно поразить цель на большом расстоянии.

Люди заметили, что согнутое деревце распрямляется с силой. Это свойство деревьев помогло сделать величайшее изобретение – охотничий лук и стрелы. Меткий охотник издалека, с расстояния сотен шагов поражал животное стрелами. Более успешной стала и охота на птиц.

  1. От человеческого стада к родовой общине.

Несколько десятков тысяч лет назад на смену стаду пришла родовая община-коллектив родственников ведущих совместное хозяйство.

Сородичи были связаны кровными узами, поэтому основным законом была «Кровная месть». Главными считались женщины, как продолжательницы рода. Люди тогда рассуждали так: это мой сородич, - значит, он «свой», ему надо помогать всегда и во всем. Если на охоте раненый мамонт поднимет хобот, чтобы нанести моему сородичу удар, я поспешу ему на помощь, заслоню собой. Так же он поступит в отношении меня. Если «чужой» обидит человека из нашего рода, нанесет ему увечье или убьет его, то весь наш род будет мстить обидчику и его роду.

В родовой общине действовал обычай: один за всех все за одного.

При раскопках археологи находят фигурки женщин, которых первобытные люди почитали как прародительниц и хранительниц домашнего очага. Общим у рода было жилище, костер, запасы дров, пищи и шкуры животных. Предки всех ныне населяющих Землю народов жили некогда родовыми общинами.


  1. Динамическая пауза. (2мин)

  2. Первичное усвоение новых знаний (5мин)

Выполнение в рабочих тетрадях заданий на усвоение нового материала (задание № 2-4 стр 3-5)

  1. Тестирование по теме: «Родовые общины охотников и собирателей» (Учебное электронное издание. История Древнего мира 5 класс. Издательство «Кордис.медиа). (3 мин)

  2. Рефлексия (подведение итогов занятия, вывод) (3мин)




Появление новых орудий труда было связано с...


Похолоданием


С развитие охоты

С освоением Севера.

Древние люди охотились на...


Зайцев и белок

Стада коз и оленей

Крупного зверя

Появление лука и стрел было связано с...


Развитием человека

Вымиранием

Переселением в лес

В родовой общине люди были связаны...


Местом проживания

Общим делом

Родственными узами.

Отличие древнейшего человека от «человека разумного»







  1. Домашнее задание. (2 мин)

§ 2 прочитать, подготовиться к пересказу, выполнить задания в рабочей тетради № 6-8
Литература.

  • А.А.Вигасин, Г.И.Годер,И.С.Свенцицкая «История Древнего мира»

  • О.А.Северина. Поурочные планы по учебнику «История Древнего мира. 5класс».

  • Б.Е.Андюсев. Опорные конспекты по истории Древнего мира.

  • Учебное электронное издание по истории Древнего мира. 5 класс. Издательство «Кордис.медиа»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск