Скачать 32.46 Kb.
|
Конспект занятия в старшей группе на тему: «История возникновения родного города» МДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 108» г. Саратова Воспитатель: Бендюкова О.М Программное содержание: расширить и закрепить знания детей о родном городе: название города, основные достопримечательности. Познакомить детей с историей возникновения города, его названия, именами основателей. Воспитывать интерес к истории родного города и страны. Наглядный материал: картина с изображением старого города; герб города; иллюстрации и фотографии современного города. Словарная работа: древний, рубленый город, крепость, герб, пристань. Предшествующая работа: беседы о родном городе, рассматривание фотографий; экскурсии по достопримечательным местам. Ход занятия Воспитатель: - Сегодня, ребята мы поговорим с вами о городе, в котором мы живем. Как называется наш город? - Давайте посмотрим, какой наш город красивый (выставляю на мольберт иллюстрации с видами родного города). - Вы узнаете это место? Кто из вас там был? (дети рассказывают о том, месте где они побывали). - Что вы можете сказать о нашем городе? Какой он? (предположительные ответы детей). - Вы правильно сказали, что наш город очень красивый. Но наш город еще и древний. Что значит – древний? (дети высказывают свои предположения). - Древний – это значит, что он возник очень, очень давно. «Всякому мила своя сторона» - так говорится в русской народной поговорке. Нам мил и дорог наш родной город Саратов. - Дети, вы любите путешествовать? - Сегодня мы с помощью колеса истории совершим путешествие в прошлое. - Наш город был основан очень давно, в 1590 году, в июле месяце князе Григорием Осиповичем Засекиным и боярином Федором Михайловичем Туровым. - Не зря наш город возвели на берегу реки. Ведь река и напоит, и умоет, и рыбой накормит. А еще по реке удобно перемещаться с места на место. Но человеку невозможно обойтись без пищи. Как вы думаете, где люди добывали себе еду? (предположительные ответы детей). - Добывали люди еду в лесах. В лесу есть и звери и птицы, на которых можно охотиться. Есть грибы, ягоды, лекарственные растения. Выходит лес – и кормилец и лекарь. - Что еще нужно человеку? (жилье) - Из чего его строить? И тут лес поможет. - Наш город рубленый, т. е строительный материал использовался древесный. Город был небольшой крепостью. Времена тогда были неспокойные, людям часто приходилось защищаться от врагов, и они окружали свои селения высокими стенами из бревен с башнями и воротами (рассматриваем с детьми картину, обсуждаем увиденное). - Дома строили из бревен, которые соединялись между собой без гвоздей. На концах бревен делали топором вырубки и закрепляли бревна. Поэтому и говорили «срубить дом» (рассматриваем иллюстрацию). Физминутка - После возникновения города, необходимо дать ему название. Слово «Саратов» произошло от татаро-монгольских слов: «сары» -желтая и «тау» - гора. Имя городу дала Соколовая гора. Желтая по окраске, она возвышается над окружающей местностью и в свое время служила прекрасным ориентиром всем путешествующим по Волге. - Позднее Саратову был присвоен герб. Герб есть у каждого города. Это отличительный знак, имеющий форму щита – символизирующего «защиту» города (рассматриваем герб города). - Герб всегда отражает исторические события. Герб нашего города голубого цвета. - Как вы думаете, что символизирует голубой цвет нашего герба? (предположительные ответы детей). - Верно, это цвет воды нашей красавицы Волги. На голубом фоне изображены три стерляди. Это символ рыбных богатств нашего края. - Постепенно, с каждым годом город рос, становился торговым городом, т.к расположен на реке Волге. Особенно важной в городе была пристань. Туда приходили корабли из разных городов с товарами (рассматриваем иллюстрацию с изображением пристани). - Шло время. Город продолжал расти и строиться. Так появилась железная дорога. Она связала Саратов с Москвой и другими городами.(рассматриваем с детьми иллюстрации). - Затем в городе начали открываться учебные заведения, приходские училища, гимназии. Открывается университет. - Так университет выглядит в настоящее время (рассматриваем иллюстрацию). -Открывается консерватория, художественный музей имени Радищева (предлагаю рассмотреть иллюстрации). - Саратов становится культурным центром. - А теперь с помощью « колеса истории» мы вновь вернемся в настоящее время. Сегодня я вам рассказала о прошлом нашего города. Разговор о нашем городе мы продолжим на других занятиях. Впереди нас ждет много интересного. |