Скачать 48.59 Kb.
|
Конспект открытого урока по литературе в 6 «б» классе с применением здоровьесберегающих технологий Тема: Мастерство портретных характеристик в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг». Цели: обобщить изученный материал о героях рассказа; развивать умение ориентироваться в тексте произведения, узнавать героя по его характеристике; воспитывать у ребят интерес к произведениям И. С. Тургенева. Оборудование: портрет писателя, книги с произведениями писателя, презентация к уроку, детские рисунки, музыка (отрывок из Первой сонаты «Утро»). Тип урока: обобщение изученного материала. Ход урока.
Слайд № 1. Сегодня на уроке мы окунемся в мир детства, созданный в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг». Но сначала обратите внимание на эпиграф к уроку. Как вы понимаете слова известной писательницы? Слайд № 2. Это новый мир, в который вы позволили нам проникнуть; ни один исторический памятник не может раскрыть нам Россию лучше, чем эти образы, столь хорошо вами изученные, и этот быт, так хорошо увиденный вами. Жорж Санд. (Эти слова говорят о мастерстве писателя…).
Закройте глаза и представьте себе летнюю ночь (звучит музыка). Опишите, что вы представили. Слайд № 3. Мы представили себе тихую росистую ночь, неподалеку река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Это крестьянские дети. Они пасут коней и коротают время, рассказывая друг другу страшные истории. Учитель. Почему Тургенев выбрал для рассказа крестьянских ребятишек? (Хотел раскрыть мир крестьянского детства). – Давайте познакомимся с ними. Прочитайте портреты детей. Начнем с Феди. Слайд № 4. – На что (какие детали) обращает наше внимание автор во внешности этого мальчика? (на лицо, на одежду). Армячок (знакомство с лексическим значением). – Как ведет себя Федя на протяжении всего рассказа? (Он самый старший, из зажиточной семьи, снисходителен к младшим, но не зазнается. Ночь для него развлечение). Слайд № 5. – Каким предстает перед нами Павлуша? – Какая деталь привлекла внимание автора в этом образе. (Глядел он очень умно и прямо, в голосе звучала сила). – Павлуша – единственный мальчик, которого Тургенев называет полным именем – Павел. Почему? – Какие истории он рассказывал? Как он относится к непонятному , странному, которое пугает других мальчиков? (Павел старается все объяснить, понять, у него есть знания о мире, приобретенные благодаря наблюдательности, жизненному опыту. У него пытливый ум и серьезная рассудительность). – О чем говорит поступок Павлуши, когда он вскакивает на лошадь, услышав шум? (О смелости, ловкости, решительности). Слайд № 6. – Здесь изображен Илюша. Докажите тургеневскими слова, что это он (стр. 178) «Тупая, болезненная заботливость…». – Что же заботит 12-летнего мальчика? (он вместе с братом и другими ребятами работает на бумажной фабрике. Работа очень тяжелая, поэтому он как будто чем-то придавлен, ему тяжело так жить). – Что вы еще можете рассказать о нем? (Он больше всех знает поверий, умеет заинтересовать ребят своими рассказами, значит он хороший рассказчик. Его речь богата синонимами, обращениями, сравнениями.
раковинах, на висках).
– Чем же возбуждал любопытство Тургенева четвертый мальчик Костя? (У него задумчивый и печальный взор: глаза его хотели что-то высказать). – О чем рассказывал Костя? (О русалке, Гавриле-плотнике, о Васе). Слайд № 8. Портрет Вани. – Какого героя становится жалко первых строк описания? Почему? Как Тургенев относится к нему? (Ваню. Тургенев подбирает слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, говорящие о том, что Ваня маленький, тщедушный).
– Итак, мальчики сидят у костра и рассказывает страшные истории. Прочитайте и назовите имя мальчика по его описанию.
( Илюша).
– Вспомните себя в лагере. О чем вы разговариваете после отбоя? Конечно, о страшилках. Вот и мальчики в 19в тоже рассказывают разные истории. Как их можно назвать? Россказни, предания, поверья? Современные историки называют их быличками – это рассказы о фактических событиях, участником или свидетелем которых был рассказчик. В рассказе 11 быличек. Расскажите о тех, которые вам понравились (Выборочный пересказ).
– Как эти рассказы характеризуют самих мальчиков? (Мальчики суеверны, боятся непонятного, но таинственное притягивает их, живой ум и богатое воображение стараются все объяснить. Они эмоциональные рассказчики, верят в свои рассказы. Павел относится иронично. – О чем говорит финал рассказа? (Не все так гладко, благополучно в жизни. Горько автору. Но жизнь продолжается - утро).
– Как относится автор к крестьянским детям? (С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе «Бежин луг» крестьянских детей, их богатый духовный мир, умение тонко чувствовать красоту природы). – Как вы представляете мир крестьянских детей в 19 в.: чем он наполнен? Как они жили? (С одной стороны, самостоятельные с пеленок, впитавшие все русское: отношение к природе, поверья, приметы, живой ум. С другой стороны, тяжелый труд, отсутствие возможности учиться). IX. Домашнее задание. Характеристика Павлуши (письменно). X. Отметки за урок с оценкой работы учащихся. |