Скачать 0.72 Mb.
|
Министерство образования Калининградской области ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ РОССИИ. КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ: ИСТОРИЯ КРАЯ Программа общего образования по истории края Калининград 2006 История западной России. Калининградская область: История края: Программа общего образования по истории края/ Авт.-сост. Г.В. Кретинин, Н.А. Строганова. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2006. – 59 с. Составители: Г.В. Кретинин, д-р ист. Наук, профессор; Н.А. Строганова, канд. ист. наук. Программа разработана в рамках федерального и регионального компонентов государственного стандарта основного общего образования. Рекомендуется к использованию при составлении авторских учебных программ и учебников по истории края, а также в качестве рабочей программы при тематическом планировании учебного курса. Включены разовые (переходные) программы, облегчающие тематическое планирование при одновременном введении курса истории края для всех параллелей. Предназначена для учителей общеобразовательных школ, а также других учреждений образования. © Г.В. Кретинин, Н.А. Строганова, авт.-сост., 2006 © Издательство РГУ им. И. Канта, 2006 СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Статус Программы Программа по истории края (далее — Программа) составлена на основе федерального и регионального компонентов государственного стандарта общего (основного) образования, с использованием программы для студентов исторического факультета РГУ им. И. Канта «История края с основами исторического краеведения» (составители — М.А. Клемешева и В.Н. Маслов). Программа конкретизирует содержание предмета истории края, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом, прежде всего, внутрипредметных (история России) связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов по истории края и проявления творческой инициативы учителей. Программа выполняет следующие функции: — информационно-методическую, которая позволяет участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии изучения истории России и ее регионов, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета; — организационно-планирующую, предусматривающую выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его качественных и количественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, и участие в содержательном наполнении промежуточной аттестации учащихся. Программа может быть ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников по истории края, а также использоваться в качестве рабочей программы при тематическом планировании курса учителем. Она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса. Вариативная часть курса должна формироваться на основе резерва свободного учебного времени, предусмотренного федеральным компонентом по истории России. Принципы построения вариативной части курса истории края определяются либо авторами учебных программ и учебников, либо самостоятельно учителем (если он использует Программу как рабочую). При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить и собственный подход к структурированию учебного материала в рамках основных тематических блоков, установленных Программой, определение последовательности изучения этого материала, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Структура Программы Программа включает четыре раздела: пояснительную записку, основное содержание с примерным (в модальности «не менее») распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения тематических блоков, разовые (переходные) программы, требования к уровню подготовки выпускников и список источников и литературы. Общая характеристика курса Изучение истории в общеобразовательной школе с точки зрения личностного развития и социализации учащихся играет важную роль в приобщении их к национальным и культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. История края конкретизирует формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов различных исторических эпох, представлений не только о выдающихся, общемировых деятелях и ключевых событиях прошлого, но и о деятелях регионального масштаба, о субрегиональных событиях. Изучая историю края, учащиеся приобретают специфические исторические знания, сведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать местной исторической терминологией, соответствующей особенностям определенных эпох, расширяют свое представление об основных формах исторического анализа. Всему этому будет способствовать подбор необходимого учебного материала. Курс истории края ориентирован, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала региональной исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих и патриотических убеждений и ценностных ориентаций. Основная содержательная линия Программы реализуется путем синхронно-параллельного изучения трех курсов: «История России», «Всеобщая история» и «Истории края». Внутренняя периодизация курса истории края учитывает сложившиеся традиции преподавания классических курсов и предполагает сбалансированное распределение учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции Программа устанавливает также примерное распределение учебного времени в рамках трех этапов (V-VI, VII-VIII и IX классы)1 и крупных тематических блоков (см. табл.). Распределение учебного времени
Продолжение табл.
Окончание табл.
Изучение курса истории края предполагает широкое использование межпредметных связей. В частности, особенности истории региона дают возможность говорить об интегрированном взаимодействии курсов истории и обществоведения, позволяют не только формировать у учащихся целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, но и расширять это представление за счет примеров из довоенной и послевоенной истории края. Географические знания учащихся о пространственной организации мира значительно дополнятся специфическими статистическим и картографическим материалами по региональной истории. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного развития региона, его исторических связей с Россией расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной отрасли «Искусство». |