Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/7
Дата публикации18.12.2013
Размер0.83 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7





Комплекс разработан на кафедре гуманитарных дисциплин.


Авторы комплекса:

преп. Воробьев А.А.


Заведующий кафедрой _____________________ к. филос. н. Р.Э. Лильеберг

  1. Выписка из Государственного образовательного стандарта

ГСЭ.Ф.03.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Сущность, формы, функции исторического знания; методы и источники изучения истории; понятия и классификация исторического источника; отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное; методология и теория исторической науки; история России – неотъемлемая часть всемирной истории; античное наследие в эпоху Великого переселения народов; проблема этногенеза восточных славян; основные этапы становления государственности; Древняя Русь и кочевники; византийско-древнерусские связи; особенности социального строя Древней Руси; этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности; принятие христианства; распространение ислама; эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв.; социально-политические изменения в русских землях в XII-XV вв.; Русь и Орда: проблемы взаимовлияния; Россия и средневековые государства Европы и Азии; специфика формирования единого российского государства; возвышение Москвы; формирование сословной системы организации общества; реформы Петра I; век Екатерины; предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма; дискуссии о генезисе самодержавия; особенности и основные этапы экономического развития России; эволюция форм собственности на землю; структура феодального землевладения; крепостное право в России; мануфактурно-промышленное производство; становление индустриального общества в России: общее и особенное; общественная мысль и особенности общественного движения России XIX века; реформы и реформаторы в России; русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру; роль XX столетия в мировой истории; глобализация общественных процессов; проблемы экономического роста и модернизации; революции и реформы; социальная трансформация общества; столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма; Россия в начале XX века; объективная потребность индустриальной модернизации России; российские реформы в контексте общемирового развития в начале века; политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика; Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса; революция 1917 года; гражданская война и интервенция, их результаты и последствия; российская эмиграция; социально-экономическое развитие страны в 20-е годы; НЭП; формирование однопартийного политического режима; образование СССР; культурная жизнь страны в 20-е годы; внешняя политика; курс на строительство социализма в одной стране и его последствия; социально-экономические преобразования в 30-е годы; усиление режима личной власти Сталина; сопротивление сталинизму; СССР накануне и в начальный период второй мировой войны; Великая отечественная война; социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы; холодная война; попытки осуществления политических и экономических реформ; НТР и ее влияние на ход общественного развития; СССР в середине 60–80-х гг.: нарастание кризисных явлений; Советский Союз в 1985-1991 гг.; перестройка; попытка государственного переворота в 1991 году и ее провал; распад СССР; Беловежские соглашения; октябрьские события 1993 г.; становление новой российской государственности (1993-1999 гг.); Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации; культура в современной России; внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

  1. Цели и задачи дисциплины


Целью изучения курса «Отечественная история» является личностное формирование и жизненное самоопределение студентов в процессе приобретения исторических знаний.

Среди задач изучения курса «Отечественная история» наиболее важными являются следующие:

  • Создать цельное, с учётом последних достижений отечественной и зарубежной историографии представление об историческом пути России, выявить основные этапы этого пути, его логику и тем самым обнаружить связь исторического прошлого нашей страны с её настоящим.

  • Определить особенности исторического развития России и её место в мировом сообществе, для чего потребуется сопоставление принципиальных моментов отечественной истории с историей зарубежных (как западных, так и восточных) государств.

  • Показать влияние Запада и Востока на течение отечественной истории – эволюцию российской государственности, социально-экономических отношений, культуры.

  • Выявить альтернативы общественного развития России на разных этапах её истории, в том числе – современном, и, изучая реально осуществившиеся и осуществляющиеся пути развития нашей страны, обосновать причастность каждого человека к выбору будущего своей страны и тем самым способствовать воспитанию чувства ответственности за то, каким это будущее будет.

  • Обращая особое внимание на научные споры по дискуссионным вопросам отечественной истории, сформировать навыки самостоятельного исторического анализа и умение обоснованно высказывать собственную точку зрения, предельно важные именно в условиях современного плюрализма мнений в области исторических исследований.


По окончании изучения дисциплины «Отечественная история» студент должен овладеть определенными знаниями, умениями и навыками. Он должен:

Иметь представление:

  • о крупнейших отечественных и зарубежных научных трудах по истории России, основных научных направлениях, школах и современных концепциях в историографии российской истории, а также главных достижениях и проблемах в области её изучения.

  • об основных видах исторических источников, формах и функциях исторического познания, общепризнанных методах исторического исследования.

Знать:

  • общие закономерности и особенности исторического развития России по сравнению с историей западных и восточных цивилизаций.

  • конкретно-исторический материал по курсу «Отечественная история» в объёме, предусмотренном Государственным образовательным стандартом специальности (в этот материал входят важнейшие события отечественной истории в хронологической последовательности, имена и основные факты биографий политических, военных и общественных деятелей, представителей российской культуры); причины основных событий, явлений и процессов отечественной истории; суть и аргументацию различных точек зрения на важнейшие спорные проблемы отечественной истории.

Уметь:

  • определять содержание основных понятий и терминов дисциплины вообще и каждой её темы в частности; выделять основные этапы отечественной истории, а внутри каждого этапа – его основные события; связывать каждое крупное событие отечественной истории с предшествующими и последующими её событиями; проводить сравнительный анализ принципов политического, социально-экономического и культурного развития России на разных этапах её истории; критически относиться к изучаемому материалу, грамотно высказывать и аргументировать собственные суждения о событиях, явлениях, процессах и перспективах отечественной истории, быть готовым достойно признать своё поражение в споре.

  • применять исторические знания для анализа и оценки сегодняшних отечественных и зарубежных реалий.



  1. Объём дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Количество часов

очная форма обучения

1 семестр

Аудиторные занятия, в т.ч.:

36

- лекции

20

- практические занятия и семинары

16

- лабораторные работы




Самостоятельная работа:

14

- курсовая работа (проект)




- реферат




- контрольные, расчётно-графические работы

4

- другие виды самостоятельной работы

10

- подготовка к экзамену




Вид итогового контроля

экзамен

Итого за семестр:

50

Общая трудоёмкость дисциплины:

50 часов



  1. Содержание дисциплины.


4.1. Разделы дисциплины и виды занятий.

№ п/п

Раздел дисциплины

Часов

Всего

Лек-ции

Практи-ческие занятия

Лабора-торные работы

Самостоя-тельная работа

1

2

3

4

5

6

7

5 семестр

1.

История как наука

6

2

2




2

2.

Восточные славяне в древности. История Киевской Руси

8

4

4




2

3.

История Московской Руси

10

4

2




2

4.

История Российской империи

12

4

2




4

5.

История Советской России и СССР

8

4

4




2

6.

Современная Россия

6

2

2




2

Всего за семестр

50

20

16




14

ИТОГО

50

20

16




14



    1. Содержание разделов дисциплины.

Тема 1. ИСТОРИЯ КАК НАУКА.

Сущность, формы и функции исторического знания. Методы изучения истории. Понятие исторического источника, классификация исторических источников. Основные современные достижения зарубежной и отечественной историографии истории России. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное; методология и теория исторической науки; история России – неотъемлемая часть всемирной истории.
Тема 2. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ. ИСТОРИЯ КИЕВСКОЙ РУСИ.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов, проблема этногенеза восточных славян. Формы политической и социально-экономической организации восточных славян в догосударственный период. Государство и его признаки. Причины и основные этапы становления государственности у восточных славян: политические и социально-экономические изменения в недрах восточнославянского общества в VI – первой половине IX вв. н. э. (характер земледелия, ремесленного производства и торговых связей, эволюция общины, формирование союзов племён, появление князей и дружин) и возникновение элементов государственности у восточных славян. Роль варягов в процессе образования Древнерусского государства: Норманнская теория происхождения древнерусского государства, её аргументы и критика. Гипотезы происхождения слова «Русь».

Русская государственность конца IX – начала XII вв., её особенности и эволюция. Социальная структура и особенности социального строя Древней Руси. Законодательство Киевской Руси. Основные направления её внешней политики – Древняя Русь и кочевники, византийско-древнерусские связи, Русь и европейские страны.

Древнерусское язычество. Принятие христианства: причины, история и особенности христианизации Руси. Начальная история русской православной церкви. Оценка факта крещения Руси в исторической литературе. Последствия принятия православия для истории России. Распространение ислама.

Сравнение политического и социально-экономического уклада Киевской Руси с жизненным укладом западных и восточных государств: общее и особенное.

Материальная и духовная культура Древней Руси.

Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв.: причины, движущие силы и история распада Киевской Руси. Сравнение периода раздробленности Руси с аналогичным периодом зарубежной истории. Формирование различных социально-политических моделей развития древнерусских государств. Оценка периода раздробленности Руси в исторической литературе.

Образование империи монголов. История монголо-татарского завоевания Руси. Формы зависимости Руси от Золотой Орды. Социальные, экономические, политические, демографические, культурные изменения в русских землях в период монголо-татарского господства. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

Попытки западной экспансии на территорию Руси и их последствия.
Тема 3. ИСТОРИЯ МОСКОВСКОЙ РУСИ.

Первые упоминания о Москве, начальный этап её истории. Возвышение Москвы: формирование Московского княжества, борьба его князей за лидерство в деле объединения русских земель и их главные конкуренты – Тверское княжество и Великое княжество Литовское. Научная дискуссия о причинах возвышения Москвы.

Объединительная политика московских князей (этапы объединения, его основные события, пути и методы, итоги). Специфика формирования специфика формирования единого российского государства.

Сущность, эволюция и особенности политической системы Московского государства.

История борьбы с ордынским игом и его свержение (стихийные народные выступления, Куликовская битва, стояние на реке Угре).

Современные дискуссии об альтернативах исторического развития России XV – XVI вв. и их предпочтительности.

Предпосылки и история формирования самодержавия в России. Специфика самодержавной политической системы. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Формирование сословной системы организации общества: российская социальная служилая система, её происхождение и суть. Характеристика российских служилых сословий, виды их «службы». Укрепление дворянства и его значение для государства.

Крепостное право в России: Генезис крепостничества и его связь с развитием российской служилой системы. Решающая роль государства в становлении крепостного права. Этапы закрепощения крестьянства. Категории крепостных крестьян. Роль служилой системы и крепостного права в становлении и упрочении российской государственности. Эволюция форм собственности на землю, структура феодального землевладения.

Царствование Ивана IV Грозного: борьба альтернативных путей социально-политического развития России. Формирование Избранной Рады и её реформаторская деятельность (реформа центральных и местных органов власти, военная, судебная и денежная реформы). Цель и итоги реформ Избранной Рады, их оценка в исторической литературе. Ликвидация Избранной Рады и учреждение опричнины. Длительный научный спор о сущности и целях опричнины. Общее и особенное в реформаторской деятельности Избранной Рады и опричной политике Ивана Грозного.

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Внешнеполитические задачи России в царствование Ивана Грозного и попытки их решения: борьба за ликвидацию татарских ханств – осколков Золотой Орды, начало военного покорения Сибири, военное противостояние с европейскими государствами за выход к Балтийскому морю. Общая оценка итогов внешней политики Ивана Грозного.

Последствия опричнины. Династический кризис и ослабление государственных начал России. Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский как персонифицированное отражение борьбы различных путей развития страны. Феномен самозванчества. Польская и шведская экспансия в пределы России. Формирование народных ополчений и их роль в освобождении страны. Земский собор 1613 г. и воцарение династии Романовых.

Преодоление последствий Смуты. Соборное уложение 1649 г. и его историческое значение. Городские бунты и крестьянская война под руководством Степана Разина. Эволюция политического строя Российского государства (угасание практики Земских соборов, бюрократизация управления). Причины, история и последствия воссоединения Украины с Россией, оценка воссоединения в исторической литературе. Церковная реформа патриарха Никона и раскол Русской православной церкви. Социально-политическая сущность раскола.

Материальная и духовная культура русского средневековья.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск