Комплекс разработан на кафедре гуманитарных дисциплин.
Авторы комплекса:
| преп. Воробьев А.А.
|
Заведующий кафедрой _____________________ к. филос. н. Р.Э. Лильеберг
Выписка из Государственного образовательного стандарта
ГСЭ.Ф.03.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Сущность, формы, функции исторического знания; методы и источники изучения истории; понятия и классификация исторического источника; отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное; методология и теория исторической науки; история России – неотъемлемая часть всемирной истории; античное наследие в эпоху Великого переселения народов; проблема этногенеза восточных славян; основные этапы становления государственности; Древняя Русь и кочевники; византийско-древнерусские связи; особенности социального строя Древней Руси; этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности; принятие христианства; распространение ислама; эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв.; социально-политические изменения в русских землях в XII-XV вв.; Русь и Орда: проблемы взаимовлияния; Россия и средневековые государства Европы и Азии; специфика формирования единого российского государства; возвышение Москвы; формирование сословной системы организации общества; реформы Петра I; век Екатерины; предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма; дискуссии о генезисе самодержавия; особенности и основные этапы экономического развития России; эволюция форм собственности на землю; структура феодального землевладения; крепостное право в России; мануфактурно-промышленное производство; становление индустриального общества в России: общее и особенное; общественная мысль и особенности общественного движения России XIX века; реформы и реформаторы в России; русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру; роль XX столетия в мировой истории; глобализация общественных процессов; проблемы экономического роста и модернизации; революции и реформы; социальная трансформация общества; столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма; Россия в начале XX века; объективная потребность индустриальной модернизации России; российские реформы в контексте общемирового развития в начале века; политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика; Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса; революция 1917 года; гражданская война и интервенция, их результаты и последствия; российская эмиграция; социально-экономическое развитие страны в 20-е годы; НЭП; формирование однопартийного политического режима; образование СССР; культурная жизнь страны в 20-е годы; внешняя политика; курс на строительство социализма в одной стране и его последствия; социально-экономические преобразования в 30-е годы; усиление режима личной власти Сталина; сопротивление сталинизму; СССР накануне и в начальный период второй мировой войны; Великая отечественная война; социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы; холодная война; попытки осуществления политических и экономических реформ; НТР и ее влияние на ход общественного развития; СССР в середине 60–80-х гг.: нарастание кризисных явлений; Советский Союз в 1985-1991 гг.; перестройка; попытка государственного переворота в 1991 году и ее провал; распад СССР; Беловежские соглашения; октябрьские события 1993 г.; становление новой российской государственности (1993-1999 гг.); Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации; культура в современной России; внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.
Цели и задачи дисциплины
Целью изучения курса «Отечественная история» является личностное формирование и жизненное самоопределение студентов в процессе приобретения исторических знаний.
Среди задач изучения курса «Отечественная история» наиболее важными являются следующие:
Создать цельное, с учётом последних достижений отечественной и зарубежной историографии представление об историческом пути России, выявить основные этапы этого пути, его логику и тем самым обнаружить связь исторического прошлого нашей страны с её настоящим.
Определить особенности исторического развития России и её место в мировом сообществе, для чего потребуется сопоставление принципиальных моментов отечественной истории с историей зарубежных (как западных, так и восточных) государств.
Показать влияние Запада и Востока на течение отечественной истории – эволюцию российской государственности, социально-экономических отношений, культуры.
Выявить альтернативы общественного развития России на разных этапах её истории, в том числе – современном, и, изучая реально осуществившиеся и осуществляющиеся пути развития нашей страны, обосновать причастность каждого человека к выбору будущего своей страны и тем самым способствовать воспитанию чувства ответственности за то, каким это будущее будет.
Обращая особое внимание на научные споры по дискуссионным вопросам отечественной истории, сформировать навыки самостоятельного исторического анализа и умение обоснованно высказывать собственную точку зрения, предельно важные именно в условиях современного плюрализма мнений в области исторических исследований.
По окончании изучения дисциплины «Отечественная история» студент должен овладеть определенными знаниями, умениями и навыками. Он должен:
Иметь представление:
о крупнейших отечественных и зарубежных научных трудах по истории России, основных научных направлениях, школах и современных концепциях в историографии российской истории, а также главных достижениях и проблемах в области её изучения.
об основных видах исторических источников, формах и функциях исторического познания, общепризнанных методах исторического исследования.
Знать:
общие закономерности и особенности исторического развития России по сравнению с историей западных и восточных цивилизаций.
конкретно-исторический материал по курсу «Отечественная история» в объёме, предусмотренном Государственным образовательным стандартом специальности (в этот материал входят важнейшие события отечественной истории в хронологической последовательности, имена и основные факты биографий политических, военных и общественных деятелей, представителей российской культуры); причины основных событий, явлений и процессов отечественной истории; суть и аргументацию различных точек зрения на важнейшие спорные проблемы отечественной истории.
Уметь:
определять содержание основных понятий и терминов дисциплины вообще и каждой её темы в частности; выделять основные этапы отечественной истории, а внутри каждого этапа – его основные события; связывать каждое крупное событие отечественной истории с предшествующими и последующими её событиями; проводить сравнительный анализ принципов политического, социально-экономического и культурного развития России на разных этапах её истории; критически относиться к изучаемому материалу, грамотно высказывать и аргументировать собственные суждения о событиях, явлениях, процессах и перспективах отечественной истории, быть готовым достойно признать своё поражение в споре.
применять исторические знания для анализа и оценки сегодняшних отечественных и зарубежных реалий.
Объём дисциплины и виды учебной работы.
-
Вид учебной работы
| Количество часов
| очная форма обучения
| 1 семестр
| Аудиторные занятия, в т.ч.:
| 36
| - лекции
| 20
| - практические занятия и семинары
| 16
| - лабораторные работы
|
| Самостоятельная работа:
| 14
| - курсовая работа (проект)
|
| - реферат
|
| - контрольные, расчётно-графические работы
| 4
| - другие виды самостоятельной работы
| 10
| - подготовка к экзамену
|
| Вид итогового контроля
| экзамен
| Итого за семестр:
| 50
| Общая трудоёмкость дисциплины:
| 50 часов
|
Содержание дисциплины.
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий.
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Часов
| Всего
| Лек-ции
| Практи-ческие занятия
| Лабора-торные работы
| Самостоя-тельная работа
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 5 семестр
| 1.
| История как наука
| 6
| 2
| 2
|
| 2
| 2.
| Восточные славяне в древности. История Киевской Руси
| 8
| 4
| 4
|
| 2
| 3.
| История Московской Руси
| 10
| 4
| 2
|
| 2
| 4.
| История Российской империи
| 12
| 4
| 2
|
| 4
| 5.
| История Советской России и СССР
| 8
| 4
| 4
|
| 2
| 6.
| Современная Россия
| 6
| 2
| 2
|
| 2
| Всего за семестр
| 50
| 20
| 16
|
| 14
| ИТОГО
| 50
| 20
| 16
|
| 14
|
Содержание разделов дисциплины.
Тема 1. ИСТОРИЯ КАК НАУКА.
Сущность, формы и функции исторического знания. Методы изучения истории. Понятие исторического источника, классификация исторических источников. Основные современные достижения зарубежной и отечественной историографии истории России. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное; методология и теория исторической науки; история России – неотъемлемая часть всемирной истории. Тема 2. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ. ИСТОРИЯ КИЕВСКОЙ РУСИ.
Античное наследие в эпоху Великого переселения народов, проблема этногенеза восточных славян. Формы политической и социально-экономической организации восточных славян в догосударственный период. Государство и его признаки. Причины и основные этапы становления государственности у восточных славян: политические и социально-экономические изменения в недрах восточнославянского общества в VI – первой половине IX вв. н. э. (характер земледелия, ремесленного производства и торговых связей, эволюция общины, формирование союзов племён, появление князей и дружин) и возникновение элементов государственности у восточных славян. Роль варягов в процессе образования Древнерусского государства: Норманнская теория происхождения древнерусского государства, её аргументы и критика. Гипотезы происхождения слова «Русь».
Русская государственность конца IX – начала XII вв., её особенности и эволюция. Социальная структура и особенности социального строя Древней Руси. Законодательство Киевской Руси. Основные направления её внешней политики – Древняя Русь и кочевники, византийско-древнерусские связи, Русь и европейские страны.
Древнерусское язычество. Принятие христианства: причины, история и особенности христианизации Руси. Начальная история русской православной церкви. Оценка факта крещения Руси в исторической литературе. Последствия принятия православия для истории России. Распространение ислама.
Сравнение политического и социально-экономического уклада Киевской Руси с жизненным укладом западных и восточных государств: общее и особенное.
Материальная и духовная культура Древней Руси.
Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв.: причины, движущие силы и история распада Киевской Руси. Сравнение периода раздробленности Руси с аналогичным периодом зарубежной истории. Формирование различных социально-политических моделей развития древнерусских государств. Оценка периода раздробленности Руси в исторической литературе.
Образование империи монголов. История монголо-татарского завоевания Руси. Формы зависимости Руси от Золотой Орды. Социальные, экономические, политические, демографические, культурные изменения в русских землях в период монголо-татарского господства. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
Попытки западной экспансии на территорию Руси и их последствия. Тема 3. ИСТОРИЯ МОСКОВСКОЙ РУСИ.
Первые упоминания о Москве, начальный этап её истории. Возвышение Москвы: формирование Московского княжества, борьба его князей за лидерство в деле объединения русских земель и их главные конкуренты – Тверское княжество и Великое княжество Литовское. Научная дискуссия о причинах возвышения Москвы.
Объединительная политика московских князей (этапы объединения, его основные события, пути и методы, итоги). Специфика формирования специфика формирования единого российского государства.
Сущность, эволюция и особенности политической системы Московского государства.
История борьбы с ордынским игом и его свержение (стихийные народные выступления, Куликовская битва, стояние на реке Угре).
Современные дискуссии об альтернативах исторического развития России XV – XVI вв. и их предпочтительности.
Предпосылки и история формирования самодержавия в России. Специфика самодержавной политической системы. Дискуссии о генезисе самодержавия.
Формирование сословной системы организации общества: российская социальная служилая система, её происхождение и суть. Характеристика российских служилых сословий, виды их «службы». Укрепление дворянства и его значение для государства.
Крепостное право в России: Генезис крепостничества и его связь с развитием российской служилой системы. Решающая роль государства в становлении крепостного права. Этапы закрепощения крестьянства. Категории крепостных крестьян. Роль служилой системы и крепостного права в становлении и упрочении российской государственности. Эволюция форм собственности на землю, структура феодального землевладения.
Царствование Ивана IV Грозного: борьба альтернативных путей социально-политического развития России. Формирование Избранной Рады и её реформаторская деятельность (реформа центральных и местных органов власти, военная, судебная и денежная реформы). Цель и итоги реформ Избранной Рады, их оценка в исторической литературе. Ликвидация Избранной Рады и учреждение опричнины. Длительный научный спор о сущности и целях опричнины. Общее и особенное в реформаторской деятельности Избранной Рады и опричной политике Ивана Грозного.
Россия и средневековые государства Европы и Азии. Внешнеполитические задачи России в царствование Ивана Грозного и попытки их решения: борьба за ликвидацию татарских ханств – осколков Золотой Орды, начало военного покорения Сибири, военное противостояние с европейскими государствами за выход к Балтийскому морю. Общая оценка итогов внешней политики Ивана Грозного.
Последствия опричнины. Династический кризис и ослабление государственных начал России. Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский как персонифицированное отражение борьбы различных путей развития страны. Феномен самозванчества. Польская и шведская экспансия в пределы России. Формирование народных ополчений и их роль в освобождении страны. Земский собор 1613 г. и воцарение династии Романовых.
Преодоление последствий Смуты. Соборное уложение 1649 г. и его историческое значение. Городские бунты и крестьянская война под руководством Степана Разина. Эволюция политического строя Российского государства (угасание практики Земских соборов, бюрократизация управления). Причины, история и последствия воссоединения Украины с Россией, оценка воссоединения в исторической литературе. Церковная реформа патриарха Никона и раскол Русской православной церкви. Социально-политическая сущность раскола.
Материальная и духовная культура русского средневековья.
|