Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 247.8 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/2
Дата публикации19.12.2013
Размер247.8 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > История > Методические рекомендации
  1   2
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
Цели освоения дисциплины

Формирование у студентов целостного системного представления о философском понимании истории как социального прошлого и особой формы познания этого прошлого.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1) Знать:

- этапы становления философии истории;

- основные категории философского исследования истории;

- наиболее распространенные в мировой и отечественной философской мысли подходы и концепции изучения истории.

2) Уметь:

- самостоятельно анализировать энциклопедическую, справочную, научную и методическую литературу, составлять конспекты, грамотно излагать суть изученного, выступать с сообщениями и докладами;

- применять теоретические знания для анализа многообразных явлений и событий исторической жизни общества и давать им самостоятельную оценку;

- ориентироваться в вопросах мирового, российского и регионального исторического развития;

- находить междисциплинарные связи философии истории с другими учебными дисциплинами.

3) Иметь навык:

- активного поиска необходимой информации, умения четко формулировать мысль, высказывать и защищать собственную точку зрения по актуальным философско-историческим проблемам;

- выработки объективной и принципиальной философской позиции в осмыслении проблем исторического процесса.


Тема: универсалистские и «региональные» философско-исторические концепции (6 ч.).

План.

1. Христианско-теологическая концепция всемирной истории.

2. Рационально-телеологическая концепция всемирной истории (на примере концепций эпохи Просвещения).

3. Объективно-детерминистская концепция всемирной истории (на примере марксистской философии).

4. «Региональные» концепции всемирной истории (А.Тойнби, О. Шпенглер, Н.Я. Данилевский, Л.Н. Гумилёв).
Вопросы для коллективного обсуждения:

  • Универсальна ли всемирная история?

  • Существуют ли универсальные закономерности в истории?

  • Всемирная история: процесс, судьба, скопление случайностей?

  • Реальные ли крупные социально-исторические «региональности» (культуры, цивилизации, культурно-исторические типы, супер-этносы)?


Задания для самостоятельной работы:

1. Конспект одного первоисточника на выбор.
Литература (научная, учебная):

  1. Губин В.Д. Философия истории : учеб. пособие по дисц. "Философия" для гуманит. и социально-экон. спец. и направл. подгот. / Губин В. Д., Стрелков В. И. ; РАО, Моск. психол.-соц. ин-т. - М. : МПСИ, 2010.

  2. Абачиев С. К. Социальная философия : [учеб. пособие для студ. ВПО, обуч. по направл. подгот. бакаклавров 030000 "Гуманит. науки"] / Абачиев С. К. - Ростов н/Д : Феникс, 2012.

  3. Воронов В.М. Мировоззренческая функция философии истории: связь смысла жизни и смысла истории. // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. – Петрозаводск, 2011. – № 1 (114). – С. 77–80.

  4. Спиркин А. Г. Философия : учебник для бакалавров : [учебник для студ. вузов] / Спиркин А. Г. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012.


Первоисточники (любой год издания):

  1. Энгельс Ф. Письма об историческом материализме.— М.: Издательство политической литературы, 1978.

  2. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.— М. Издательство политической литературы, 1980.

  3. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека.— М.: Политиздат, 1979.

  4. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта.— М.: Издательство политической литературы, 1983.— 120 с.

  5. Маркс К. К критике политической экономии // К. Маркс и Ф. Энгельс Сочинения Т. 13/издание второе.— М.: Издательство политической литературы, 1968.— С. 1-167.

  6. Маркс К. Капитал Т 1 // К. Маркс и Ф. Энгельс Сочинения. Т 23/издание второе.— М.: Издательство политической литературы, 1960.— 908 с.

  7. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии с приложением К. Маркс Тезисы о Фейербахе.— М. Издательство политической литературы, 1985.— С. 105-110.

  8. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859гг. // К. Маркс и Ф. Энгельс Сочинения.— Т 46 Ч1/издание второе.— М.: Издательство политической литературы, 1968.— 560 с.

  9. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844г. // К. Маркс Социология. Сборник.— М.: “Канон-пресс-Ц”, “Кучково поле”, 2000.— С. 177-324.

  10. Кант Им. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском план/пер. Шапиро И.А. // Кант И. Собрание сочинений в 8 т./ юб. издание 1794-1994 под. общ. ред. А.В. Гулыги.— Т. 8.— М.: “ЧОРО”, 1994.— С. 12-28.

  11. Кант Им. К Вечному миру // Кант Им. Собрание сочинений в 8т./юб. издание 1794-1994 под общ. ред. А.В. Гулыги.— Т. 7.— М.: “ЧОРО”, 1994.—С. 5-56.

  12. Кант Им. Предполагаемое начало человеческой истории // Кант Им. Собрание сочинений в 8т./юб. издание 1794-1994 под общ. ред. А.В. Гулыги.— Т. 8.— М.: “ЧОРО”, 1994.— С. 72-88.

  13. Кондорсе Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума/пер. И.А. Шапиро.— М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1936.— 265 с.

  14. Тойнби А.Дж. Постижение истории: Сборник/пер. с англ. С.Д. Жаркова.— 2-е изд.— М.: Айрис-пресс, 2002.— 637 с.

  15. Шпенглер О. Закат Европы: В 2 т./пер. с нем.— Т 1-2.— М.: Мысль, 1998.

  16. Данилевский Н.Я. Россия и Европа.— М.: Книга, 1991.— 574 с.

  17. Гумилёв Л.Н. Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведенью.— СПб.: СЗКЭО, Издательский дом “Кристалл”, 2003.— 414 с.

  18. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера земли.— М.: ООО “Издательство АСТ”, 2002.— 556 с.


Электронные ресурсы (для доступа к первоисточникам и литературе):

  1. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: полнотекстовая база данных научных периодических изданий. – Режим доступа: http://www.elibrary.ru/

  2. PSYLIB: самопознание и саморазвитие: Психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психической культуры. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/index.html

  3. Библиотека Гумер. – Режим доступа: http://www.gumer.info


Тема: гносеологическая специфика истории (4 ч.).

План.

  1. Проблема принципиального разграничения наук о природе/естественных наук и наук о культуре/социогуманитарных наук (о духе, о человеке).

  2. Философско-историческая концепция Р.Дж. Коллингвуда.

  3. Проблема онтологического статуса прошлого.

  4. Принцип историзма.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  • Познаваемо ли прошлого?

  • Познание истории: специфично или тождественно естественнонаучному?

  • Возможно ли сведение причин исторических событий к мотивам (мыслям) действующих лиц?

  • Существует (бытийствует в модусе «было») или не существует прошлое (его уже нет)?

  • Проблема конструктивности понятий «современность», «современная эпоха» и «настоящее время»?

  • Что «открывает» и что «закрывает» для нас принцип историзма в гносеологическом аспекте?


Задания для самостоятельной работы:

1. Конспект одного первоисточника на выбор.


Литература (научная, учебная):

  1. Губин В.Д. Философия истории : учеб. пособие по дисц. "Философия" для гуманит. и социально-экон. спец. и направл. подгот. / Губин В. Д., Стрелков В. И. ; РАО, Моск. психол.-соц. ин-т. - М. : МПСИ, 2010.

  2. Розов, Н. С. Философия и теория истории [Текст] / Н. С. Розов. – М. : Логос, 2002. – Кн. 1 : Пролегомены. – 656 с.

  3. Спиркин А. Г. Философия : учебник для бакалавров : [учебник для студ. вузов] / Спиркин А. Г. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012.

  4. Абачиев С. К. Социальная философия : [учеб. пособие для студ. ВПО, обуч. по направл. подгот. бакаклавров 030000 "Гуманит. науки"] / Абачиев С. К. - Ростов н/Д : Феникс, 2012.


Первоисточники (любой год издания):

  1. Данто А. Аналитическая философия истории/пер. с англ. А.Л. Никифорова, О.В. Гавришиной; под ред. Л.Б. Макееевой.— М.: Идея-пресс, 2002.— 289 с.

  2. Дрей У. Еще раз к вопросу об объяснении действий людей в исторической науке // Философия и методология истории. Сб. ст./общ. ред. и вступительная ст. проф. И.С. Кона, пер. с англ., нем., франц., Ю.А. Асеева.— М.: Изд-во “Прогресс”. 1977.— С. 37-71.

  3. Коллингвуд Р. Дж. Автобиография. // Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография./пер. и комментарии Ю.А. Асева.— М.: Наука, 1980.— С. 321-417.

  4. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории // Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография./пер. и комментарии Ю.А. Асева.— М.: Наука, 1980.— С. 5-320.

  5. Кроче Б. Теория и история историографии/пер. с ит. И.М. Заславской.—М.: Школа “Языки русской культуры”, 1998.— 191 с.

  6. Дильтей В. Собрание сочинений в 6 т./под ред. A.B. Михайлова и Н.С. Плотникова.— Т. 3. Построение исторического мира в науках о духе/пер. с нем. под ред. В.А. Куренного.— М.: Три квадрата, 2004.— 413 с.

  7. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре/пер. с нем. под ред. С.И. Гессена.— М.: Республика, 1998.— 414 с.

  8. Хайдеггер М. Что зовется мышлением?/пер. с нем. Э. Сагетдинова.— М.: Акад. проект, 2007.— 351 с.

  9. Барг М.А. Эпоха и идеи: становление историзма.— М.: Мысль, 1987.— 348 с


Электронные ресурсы (для доступа к первоисточникам и литературе):

  1. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: полнотекстовая база данных научных периодических изданий. – Режим доступа: http://www.elibrary.ru/

  2. PSYLIB: самопознание и саморазвитие: Психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психической культуры. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/index.html

  3. Библиотека Гумер. – Режим доступа: http://www.gumer.info


Тема: постмодернизм в философии истории (4 ч).

План.

1. Нарративизм Ж.Лиотара.

2. Литературоцентристская концепция Х.Уайта.

3.Концепция власти-знания М.Фуко.

4.Концепция исторического опыта Ф.Анкерсмита: преодоление постмодерна?

Вопросы для коллективного обсуждения:

  • История: литература или наука?

  • Идеология и история.

  • Возможность преодоления постомдерна.



Задания для самостоятельной работы:

1. Конспект одного первоисточника на выбор.

Литература (научная, учебная):

  1. Губин В.Д. Философия истории : учеб. пособие по дисц. "Философия" для гуманит. и социально-экон. спец. и направл. подгот. / Губин В. Д., Стрелков В. И. ; РАО, Моск. психол.-соц. ин-т. - М. : МПСИ, 2010.

  2. Абачиев С. К. Социальная философия : [учеб. пособие для студ. ВПО, обуч. по направл. подгот. бакаклавров 030000 "Гуманит. науки"] / Абачиев С. К. - Ростов н/Д : Феникс, 2012.

  3. Спиркин А. Г. Философия : учебник для бакалавров : [учебник для студ. вузов] / Спиркин А. Г. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012.


Первоисточники (любой год издания):

  1. Делёз, Ж. Логика смысла [Текст] // Логика смысла / Ж. Делез. Theatrum philosophicum / М. Фуко [к сб. в целом: пер. с фр. Я. С. Свирского]. – М., 1998. – С. 13-437.

  2. Деррида, Ж. Письмо и различие / Ж. Деррида ; пер. с фр. Д. Ю. Кралечкина. – М. : Акад. проект, 2007. – 494 с.

  3. Лиотар, Ж. Ф. Состояние постмодерна [Текст] / Ж. Ф. Лиотар ; пер. с фр. Н. А. Шматко. – М. : Ин-т эксперим. социологии ; СПб. : Алетейя, 1998. – 159 с.

  4. Доманска Э. Философия истории после постмодернизма: интервью с Х. Уайтом, Ф. Анкерсмитом, Е. Топольски, Й. Рюзеном и др. / Э. Доманска ; пер. с англ. М. А. Кукарцевой. – М., 2010. – С. 198-235.

  5. Уайт, Х. Метаистория: историческое воображение в Европе XIX века [Текст] / Х. Уайт ; пер. с англ. под ред. Е. Г. Трубиной и В. В. Харитонова. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2002. – 527 с.

  6. Фейерабенд, П. Наука в свободном обществе [Текст] // Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейербенд ; пер. с англ. и нем., общ. ред. и вступ. ст. И. С. Нарский. – М. : Прогресс, 1986. – С. 467-523.

  7. Фейерабенд, П. Против методологического принуждения [Текст] // Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейерабенд ; пер. с англ. и нем., общ. ред. и вступ. ст. И. С. Нарский. – М., 1986. – С. 125-466.

Фуко, М. Theatrum philosophicum [Текст] // Делез Ж. Логика смысла, Фуко М.

  1. Theatrum philosophicum : пер. с фр. / Ж. Делез, М. Фуко. – М. ; Екатеринбург, 1998. – С. 441-473.

  2. Фуко, М. Надзирать и наказывать [Текст] / М. Фуко ; пер. с фр. В. Наумова ; под ред. И. Борисовой. – М. : Ad Marginem, 1999. – 478 с.

  3. Фуко, М. Слова и вещи [Текст] / М. Фуко ; пер. с фр. Н. С Автономова, В. П. Визгин. – М. : Прогресс, 1977. – 406 с.

  4. Фуко, М. Что такое автор? [Текст] // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности : работы разных лет. / М. Фуко ; сост., пер. с фр. С. Табачникова. – М., 1996. – С. 7-46.

  5. Анкерсмит, Ф. Р. Возвышенный исторический опыт [Текст] / Ф. Р. Анкерсмит ; пер. с англ. А. А. Олейникова [и др.]. – М. : Европа, 2007. – 612 с.



Электронные ресурсы (доступ к первоисточникам и литературе):

  1. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: полнотекстовая база данных научных периодических изданий. – Режим доступа: http://www.elibrary.ru/

  2. PSYLIB: самопознание и саморазвитие: Психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психической культуры. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/index.html

  3. Библиотека Гумер. – Режим доступа: http://www.gumer.info



Тема: проблема описания, объяснения и понимания социального прошлого (4 ч.).

План.

1. Проблема достоверности описания социального прошлого.

2. Объяснение в истории: логические схемы К. Гемпеля и У. Дрея.

3. Проблема понимания истории.
Вопросы для коллективного обсуждения:

  • Что такое объяснение и понимание в истории?

  • Формально-логический и содеражательный аспект исторического понимания.

  • Схемы К. Гемпеля и У. Дрея: возможен ли синтез?



Задания для самостоятельной работы:

1. Конспект одного первоисточника на выбор.
Литература (научная, учебная):

  1. Губин В.Д. Философия истории : учеб. пособие по дисц. "Философия" для гуманит. и социально-экон. спец. и направл. подгот. / Губин В. Д., Стрелков В. И. ; РАО, Моск. психол.-соц. ин-т. - М. : МПСИ, 2010.

  2. Абачиев С. К. Социальная философия : [учеб. пособие для студ. ВПО, обуч. по направл. подгот. бакаклавров 030000 "Гуманит. науки"] / Абачиев С. К. - Ростов н/Д : Феникс, 2012.

  3. Спиркин А. Г. Философия : учебник для бакалавров : [учебник для студ. вузов] / Спиркин А. Г. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012.


Первоисточники (любой год издания):

  1. Гемпель, К. Г. Мотивы и охватывающие законы в историческом объяснении [Текст] // Философия и методология истории : сб. ст. / общ. ред. и вступ. ст. проф. И. С. Кона ; пер. с англ., нем., франц., Ю. А. Асеева. – М., 1977. – С. 72-93.

  2. Гемпель, К. Г. Функция общих законов в истории [Текст] // Логика объяснения / К. Г. Гемпель ; сост., пер., вступ. ст., прилож. О. А. Назаровой. – М., 1998. – С. 16-31.

  3. Вригт, фон Г. Х Объяснение и понимание [Текст] // Логико-философские исследования : избр. труды : пер. с англ. / Г. Х. фон. Вригт. – М., 1986. – С. 35-241.

  4. Данто, А. Аналитическая философия истории [Текст] / А. Данто ; пер. с англ. А. Л. Никифорова, О. В. Гавришиной ; под ред. Л. Б. Макееевой. – М. : Идея-пресс, 2002. – 289 с.

  5. Арон, Р. Историческое объяснение [Текст] // Философия и общество. – 2003. – № 4. – С. 156-192.



Электронные ресурсы (для доступа к первоисточникам и литературе):

  1. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: полнотекстовая база данных научных периодических изданий. – Режим доступа: http://www.elibrary.ru/

  2. PSYLIB: самопознание и саморазвитие: Психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психической культуры. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/index.html

  3. Библиотека Гумер. – Режим доступа: http://www.gumer.info



  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск