Рабочая учебная программа по историидля 5- 9 классов350 часов (базовый уровень)490 часов (с углубленным изучением истории)СОДЕРЖАНИЕ
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2
2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 8
2.1. 5 класс (70 часов) 8
2.2. 6 класс (70 часов) 11
2.3. 7 класс (70 часов) 15
2.4.1. 8 класс – базовый уровень (вариант А) (70 часов) 19
2.4.2. 8 класс – с углубленным изучением истории (вариант Б) (140 часов) 24
2.5.1. 9 класс. Базовый уровень. (Вариант А) (70 часов) 31
2.5.2. 9 класс. С углубленным изучением истории. (Вариант Б) (140 часов) 39
3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 52
3.1 Базовый уровень (вариант А) (350 часов) 52
3.1 С углубленным изучение истории (вариант Б) (490 часов) 55
Литература для учителя 59
Литература для обучающихся 61
Приложение1. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся 63
Приложение 2. Список ключевых терминов и понятий 65
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документаДанная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории 5-9 кл. для образовательных учреждений (Сборник нормативных документов. История. М.: Дрофа, 2008) и авторских программ:
Программа «История Древнего мира» - 5 класс. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. М.: Просвещение, 2006;
А.А.Данилов «История России 6-9 классы», Вигасин А.А. «История средних веков, 6 класс» (сб. «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание 5-11/ М.: Просвещение , 2010»);
«Новая история 7-8 кл.» под редакцией А.Я.Юдовской и Л.М.Ванюшкиной. М.: Просвещение, 2006;
Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. «Новейшая история зарубежных стран» и Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России ХХ – начало XXI века» (Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. М.: Просвещение, 2008).
Настоящая программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания исторического образования.
Рабочая программа соответствует Федеральному компоненту государственных образовательных стандартов и учебному плану образовательного учреждения.
Структура документаРабочая программа включает в себя: пояснительную записку, основное содержание учебного предмета с примерным распределением учебных часов по разделам курса; основные требования к уровню подготовки учащихся, учебно-методический план, перечень учебно-методического обеспечения.
Цели изучения предмета:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Задачи изучения истории:
познакомить обучающихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути человечества;
вырабатывать у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем;
развивать у обучающихся способности рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приёмами исторического анализа, применять исторические знания при рассмотрении современных событий;
развивать гуманитарную культуру школьников, приобщать к ценностям культуры;
воспитывать уважение к истории, культуре, традициям своего и других народов
сформировать у учащихся целостное представление об историческом пути России и о судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, о важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории ХIХ и ХХ веков;
сформировать у обучающихся понимание места и роли России во всемирно – историческом процессе, значения наследия этого периода для современного общества.
Место предмета в базисном учебном планеСогласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение предмета «История» на базовом уровне отводится не менее 350 часов из расчета: 2 часа в неделю с 5 по 9 класс; в классах с углубленным изучением истории не менее 490 часов из расчета: 2 часа в неделю в 5-7 классах и 4 часа в неделю в 8-9 классах.
Рабочая программа рассчитана на 350/490 учебных часов: 70 часов в 5 классах, 70 часов в 6 классах, 70 часов в 8 классах на базовом уровне, 140 часов в 8 классах с углубленным изучением истории, 70 часов в 9 классах на базовом уровне, 140 часов в 9 классах с углубленным изучением истории.
Данная программа соответствует Федеральному компоненту государственных образовательных стандартов (по ступеням обучения) и учебному плану образовательного учреждения.
Особенности данной программы преподавания историиПрограмма 5 класса рассчитана на 70 учебных часов.
Программа 6 класса рассчитана на 70 учебных часов. Из них 35 часов – история России, 35 часов – История Средних веков. Образовательный стандарт основного общего образования по истории устанавливает хронологические рамки курса истории России в 6 классе по 15 в. Однако учебники 6 класса включают материал по 16 в. Поэтому для удобства учеников и учителя тематическое планирование составлено по 16 в. включительно.
Программа 7 класса рассчитана на 70ч. Из них 40 часов – история России, 30 часов – История Нового времени. Примерная программа по истории России предусматривает изучение 16 века в 7 классе, однако с учётом материала учебников для 7 класса, тематическое планирование начинается с 17 века и заканчивается концом 18.
Преподавание истории в 8 и 9 классах варьируется на А) классы с базовым уровнем изучения истории,Б) классы с углубленным изучением истории.А) Программа 8 класса с базовым уровнем изучения истории рассчитана на 70ч. Из них 40 часов – история России, 30 часов – История Нового времени. В тематическое планирование курса История Нового времени не вошла тема «Первая мировая война», рекомендованная Примерной программой для изучения в 8 классе. Это связано с тем, что в учебниках первая мировая война не освещается. Поэтому в интересах учителя и учеников, тема оставлена для прохождения в 9 классе. Примерная программа по истории России предполагает изучение истории в 8 классе с 1800 по 1917г, однако, в связи с тем, что учебники по курсу в 8 классе заканчиваются концом 19 века, для удобства внесены изменения в рабочую программу. А материал 20 века переносится в 9 класс.
Рабочая программа 9 класса с базовым уровнем изучения истории рассчитана на 70 часов. Курс 9 класса является интегрированным. Программой предусмотрено изучение материала блоками тем, поочередно из курса истории России и новейшей истории зарубежных стран. Из 70 часов, предусмотренных рабочей программой на изучение Новейшей истории отводится 28 часов, на изучение Истории России – 42 час.
Б) Особенности программы 8-9 класса с углубленным изучением истории Авторские программы А.А. Данилова, А.Я. Юдовской, Л.М.Ванюшкиной, О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования в соответствии с Примерной программой по истории для 5-9 классов.
Эти программы соответствует современным требованиям, предъявляемым к организации исторического образования в классах возрастной нормы, однако предлагаемое количество часов является недостаточным для изучения предмета в классах с углубленным изучением истории.
В этой связи для проведения современных, рационально спланированных уроков в классе с углубленным изучением истории необходимо составление специализированных учебных, которые бы решили проблему несоответствия программного материала со спецификой преподавания в классах с углубленным изучением истории.
Именно этим и объясняется необходимость данной учебной программы. Данная программа построена на базе авторских программ А.А. Данилова, А.Я. Юдовской, Л.М.Ванюшкиной, О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа , однако имеет ряд отличий, обусловленных как большим количеством часов, отводимых на изучение отечественной истории, так и необходимостью более глубокого изучения исторических процессов. В программе, в каждом ее разделе, предусмотрены часы для изучения регионального компонента. Особый акцент в программе сделан на возможность использования нестандартных уроков, работу с историческими источниками, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса. Данная программа позволяет организовать учебный процесс с учетом возрастных особенностей учащихся, обучающихся в классах с углубленным изучением истории.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение установочных лекций, проведение экскурсий, кино- уроков, практических занятий и семинаров, диспутов, обобщающих уроков. При изучении курса предусмотрены возможности для самостоятельной работы учащихся с источниками и дополнительной исторической литературой.
Учебная программа разработана на основе учебного плана для 8 класса с углубленным изучением истории, рассчитана на 140 часов в год. Из них – 105 часов – история России, 35 – история Нового времени.
Учебная программа для 9 класса разработана на основе учебного плана с углубленным изучением истории. Курс 9 класса является интегрированным. Программой предусмотрено изучение материала блоками тем, поочередно из курса истории России и новейшей истории зарубежных стран. Из 140 часов, предусмотренных рабочей программой на изучение Новейшей истории отводится 35 часов, на изучение Истории России – 105 часов.
Требования к уровню подготовки обучающихся по историиВ результате изучения истории ученик должен знать
основные виды исторических источников;
основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
В результате изучения истории ученик должен уметь
работать с хронологией (соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории);
работать с историческим источником (отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на текст исторического документа; использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе об исторических событиях; сравнивать свидетельства разных источников);
работать с исторической картой (показывать на картах России и мира территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий);
описывать исторические события и памятники культуры (рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ, отчетов об экскурсиях, рефератов, сочинений);
анализировать, объяснять, оценивать исторические факты и явления (соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл основных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий);
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
В результате изучения истории ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимать особенности современной жизни, сравнивая события и явления прошлого и настоящего;
анализировать причины текущих событий в России и мире;
высказывать свое отношение к современным событиям и явлениям, опираясь на представления об историческом опыте человечества;
использовать знания об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.