Скачать 92.06 Kb.
|
Приложение 3 «Преобразования в области культуры в эпоху ПетраI» Учитель - Мельник Виктория Олеговна Место работы – МБОУ СОШ № 1 р. п. Хор Должность – Учитель истории и обществознания Предмет – История Класс – 7 класс Базовый учебник - Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: конец XVI—XVIII век. М., Просвещение, 2009 (Приложение 1 – технологическая карта урока. Приложение 2 – фотографии этапов урока). Цель урока: Охарактеризовать нововведения Петра 1 в области культуры и быта Цели для учеников:
Тип урока - урок «открытия нового знания». Технология: критическое мышление Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, дискуссия, самостоятельная работа. (Приложение 1) Методы и приемы:
Оборудование: 1) игровые поля для каждой команды 2) раздаточные карточки для каждой команды 3) Базовый учебник - Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: конец XVI—XVIII век. М., Просвещение, 2009 г. 4) презентация в MS Power Point, фрагменты видеофрагментов Ход урока: Действия учителя: Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. ( Приложение 2) Учитель: - 21.02 1913 года Россия отмечала 300-летие царствования династии Романовых. Много событий произошло за эти три века: Россия стала империей, добилась славных побед, терпела горькие поражения. - Давайте вспомним известные события, даты, исторические имена и термины, изученные уже нами в курсе история России, связанные со временем Петра Алексеевича Романова. Учитель предлагает повторить домашнее задание в форме игры на интерактивной доске «Море деятельности Петра», для продуктивности работы отвечающим можно советоваться с классом. Слайды 4-23 - Вы изучили внешнюю, внутреннюю политику Петра 1, его реформы в экономической, политической сфере. Какую сферу жизни нам еще необходимо рассмотреть, чтобы окончательно сложилось представление о жизни общества в эпоху Петра Великого? (Ответ учащихся: духовная сфера) Сегодня мы с вами начнем рассматривать духовную жизнь общества, а, именно, поговорим о культуре первой четверти 18 века. Запишите тему в тетрадь. Слайд 24 Учитель: - Что такое «культура»? Что она в себя включает? Это очень широкая сфера человеческой деятельности, поэтому сегодня мы рассмотрим лишь развитие просвещения, образования и науки. - Реформы Петра I коснулись всех областей жизни. Но наиболее ярко они отразились в культуре и быте. Различные историки по-разному оценивали деятельность Петра 1.
Учитель ставит проблемный вопрос: Давайте рассмотрим преобразования Петра I в области культуры и определим Полезны или вредны были изменения в образовании и культуре, приемлема ли была форма их внедрения? Учитель: - Что нам нужно сделать, чтобы ответить на данный вопрос? (ответы уч-ся) Учитель активизирует учебную деятельность по технологии критического мышления Перед началом изучения темы попробуйте ответить: 1 стадия. Вызов. ( Методический приём - Верные и неверные утверждения) Верите ли вы? «Верные и неверные утверждения» Слайд 26 Учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, обосновывая свой ответ:
Учитель: - После знакомства с темой урока мы вернемся к данным утверждениям и оценим их достоверность, используя полученную на уроке информацию 2 стадия. Осмысление. Учащиеся делятся на группы по 4 – 5 человек. Каждая группа получает игровые поля и набор карточек. Слайд 27 Осмысление 1. Набор карточек №1 «Просвещение и наука» - учащимся предлагается прочитать параграф 24 пункт 1 учебника. (Базовый учебник - Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: конец XVI—XVIII век. М., Просвещение, 2009) Слайды 28-29 Ведется запись в тетради.
Учащиеся в группе раскладывают карточки на поля, объясняя их местоположение. Дополнение учителя Слайды 31 – 33 Рефлексия общая. (Методический приём - Таблица «тонких» и «толстых»вопросов) Таблица «тонких» и «толстых» вопросов служит при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного. Целесообразно на уроке использовать таблицу. ( Приложение 2)
Работа по вопросам ведется в несколько этапов. 1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают "тонкие" вопросы, потом "толстые". 2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала –"тонкие", а потом "толстые". 3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам. Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться. После этого учащимся предлагается просмотреть видеофрагмент и прочитать параграф 24 пункт 3 учебника. (Базовый учебник - Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: конец XVI—XVIII век. М., Просвещение, 2009). После этого они вновь раскладывают карточки и комментируют полученные результаты. Ведется запись в тетради. Слайды 37-39 Учитель: - В 1718 г. Петр ввел в столице ассамблеи – приемы гостей в знатных домах. На московских пирах присутствовали только мужчины, а на ассамблеи надлежало являться с женами и дочерьми. Вводя ассамблеи, Петр навсегда покончил с изоляцией женщин в теремах. Ассамблея сочетала черты пира и бала. Здесь танцевали, музицировали, беседовали, играли в карты и шашки. С появлением ассамблей дворянам, особенно молодым, пришлось учиться музыке, иностранным языкам, политесу (хорошим манерам). Дочерям надо было шить модные туалеты. На ассамблеях подавали невиданные прежде в России чай и кофе, курили трубки (прежде церковь запрещала табак как дьявольское зелье). Пожилые дворяне воспринимали ассамблеи как тяжкую повинность, но молодежь быстро вошла во вкус новшеств. Учитель: - Сразу по возвращении из Великого посольства Петр провозгласил указ о брадобритии. Для желающих носить бороды была установлена пошлина: для дворян – 60 руб. в год, для купцов гостиной сотни – 100 руб., для прочих посадских людей – от 30 до 60 руб., смотря по доходам. Уплатившим выдавался особый знак для ношения на груди. С крестьян-бородачей при входе в город и выходе из него взималась пошлина в размере 1 копейки. Беспошлинно носить бороды в городах могли только церковнослужители. В 1700 г. вышел указ об обязательном ношении немецкого или венгерского платья. Ношение русской долгополой одежды было запрещено. Человек, рискнувший в петровское время появиться в такой одежде на улице, рисковал тем, что его поставят на колени и обрежут полы вровень с землей. Учитель: - Чем объяснялась такая ненависть Петра I к традиционному облику русских людей? (Ответы учеников: По-видимому, для Петра борода и традиционное русское платье были зримыми символами старины, противостояния Европе). Осмысление 2. Набор карточек №2 «Европейские обычаи» Слайды 40-41
Учащиеся в группе раскладывают карточки на поля, объясняя их местоположение. Рефлексия общая. (Методический приём - Таблица «тонких» и «толстых»вопросов) Таблица «тонких» и «толстых» вопросов служит при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного. ( Приложение 2) Целесообразно на уроке использовать таблицу.
Презентация таблицы вопросов. Работа по вопросам ведется в несколько этапов. 1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают "тонкие" вопросы, потом "толстые". 2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала –"тонкие", а потом "толстые". 3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам. Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться. Учитель: А теперь подведем первый итог урока: В начале урока вы выбирали «верные утверждения» из предложенных и обосновывали свой ответ: Слайд 44
Учитель: - После знакомства с темой урока давайте оцените достоверность ваших ответов, сделанных в начале урока - А теперь подведем второй итог урока: Учитель ставит проблемный вопрос: Слайд 45 - Полезны или вредны были изменения в образовании и культуре, приемлема ли была форма их внедрения? (Ответы уч-ся) Слайд 47 Итоговая рефлексия урока Учитель задаёт вопросы о цели занятия. - Хочу предоставить слово тому, кто хотел бы оценить свою работу и работу своих товарищей. (Оценки уч-ся) Подведение итогов урока. Оценки за урок. Домашнее задание: Параграф 24 - Базовый учебник - Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: конец XVI—XVIII век. М., Просвещение, 2009. Придумать «тонкие» и «толстые» вопросы к пункту 2 «Искусство». |