Скачать 417.6 Kb.
|
Святая Равноапостольная княгиня Российская Ольга Внеклассное мероприятие Цель: патриотическое воспитание учащихся Задачи: - обогатить знания учащихся о героическом прошлом своей малой Родины на примере ратной, трудовой и духовной славы наших земляков - воспитание гордости и бережного отношения к истории родного края План 1.Происхождение 2. Брак и начало правления 3. Месть древлянам 4. Правление Ольги 5. Крещение Ольги и церковное почитание 6. Исторические источники по Ольге 7. Память о Святой Ольге Княгиня Ольга (890-969) была незаурядной правительницей. Она с успехом управляла Киевской Русью после кончины в 945 году князя Игоря и фактически оставалась во главе государства уже в период княжения сына Святослава, который почти все свое время посвящал дальним боевым походам. К числу заслуг Ольги относятся установление размеров дани и оброка, а также организация своеобразных административных централов древности – погостов. Дальновидная княгиня Ольга одной из первых на Руси поняла преимущественное значение православия сравнительно с бытовавшими у славян языческими верованиями и приняла христианство ( крестилась в Константинополе в 955г). Этот факт послужил впоследствии церкви основанием для причисления Ольги к лику святых. В особенности псковичи гордились своей землячкой – Ольгой-«псковкой», как назвал ее один из местных летописцев: недаром же на протяжении без малого двух столетий они благоговейно сберегали у себя дорогую реликвию – ее сани. Церковь, возведя Ольгу в ранг святых, приписало ей основание в Пскове Троицкого собора. Мало того: последующая традиция стала связывать с именем древнерусской княгини и само возникновение города Пскова. Ольгинскими не случайно были названы построенный в 1911году первый постоянный мост через реку Великую и набережная на ней. Святая Равноапостольная великая княгиня Российская Ольга, во Святом Крещении Елена Память святой празднуется 11 июля (24 июля по новому стилю) в день преставления, во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших, и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с собором Псковских святых Древние летописи говорят, что святая княгиня Ольга была славянкой из Псковской земли и языческое имя ее было Прекрасна. Княгиня Ольга принадлежала к роду древнерусской княжеской династии Изборских, родословие ее восходило к Гостомыслу, по совету которого были призваны на Русь князи-варяги. Родилась она в селении Выбуты под Псковом. Однажды при переезде через реку Великую она познакомилясь с молодым князем Игорем и поразила его своей красотой и мудростью. После этого опекун Игоря князь Олег сам поехал за ней, привез ее в Киев и выдал замуж за Игоря, причем ее славянское имя заменил своим собственным, варяжским, и назвал ее Хельгой, поизносимым по-русски-Ольга. В 945 году князь Игорь был убит древлянами. Ольга, по языческому обычаю, повелевавшему вдовам мстить за смерть своего мужа, жестоко отомстила им. И так как сын ее Святослав был еще мал, она стала управлять своим народом вместо него, и управляла с мудростью и милосердием. В Киеве было уже много христиан, и в христианство обратилась Ольга в Киеве, но она крестилась в Константинополе в 955 году приняв во Святом Крещении имя Елена, причем Патриарх благословил ее крестом с надписью:"Земля Русская была воздвигнута для жизни в Боге крещением блаженной Ольги". Крест этот исчез во время разгрома Киева татарами в 1240 году. В Константинополе святая Ольга была еще раз, причем посещение ее было описано императором Константином VII Порфирогенетом (или Багрянородным)-в книге его "Об обрядах и крещениях Византийской империи". С Ольгой была большая свита и племянник ее князь Глеб, который, по кончине ее, был убит, как христианин, князем Святославом. Крестившись, Ольга обошла всю Русскую землю с проповедью Христа и многих обратила к Нему. На своей родине-на месте слияния рек Великой и Псковы-она основала город Псков, причем ей было явление трех светоносных лучей, сходивших на землю. На этом месте был воздвигнут впоследствии собор во имя Пресвятой Троицы, который существует до сих пор (нынешний собор четвертый по счету). Первый собор был деревянным и был воздвигнут при финансовой поддержке самой святой княгини Ольги. В отсутствии своего сына Святослава, занятого походами, святая Ольга воспитываля трех его сыновей: Ярополка, Олега и Владимира. Двое старших сыновей были склонны к христианству, а Владимир был еще мал. Но окрестить их она не могла, так как отец их был убежденный язычник. В 969 году святая Ольга заболела предсмертной болезнью и сделала последнюю попытку обратить его в христианство. Но Святослав решительно отказался. Тогда святая Ольга предсказала обращение всей Руси ко Христу, а сыну своему плохой конец и вечную погибель. Скончалась она 11 июля 969 года и была погребена по-христиански, без языческих обрядов. А сын ее, Святослав, был убит через три года печенегами, которые сделали из его черепа чашу своему князю. Внук святой равноапостольной Ольги великий князь Владимир (память 15 июля), став христианином, перенес ее святые мощи в Десятинную церковь, но во время частых разорений Киева они были скрыты в неизвестном месте. Ольга (княгиня Киевская)
Спустя примерно 140 лет после её смерти древнерусский летописец так выразил отношение русских людей к первому правителю
Биография Происхождение Летописи не сообщают год рождения Ольги, однако поздняя Степенная книгасообщает, что скончалась она в возрасте около 80 лет, что относит дату её рождения к концу IX века. Согласно самой ранней древнерусской летописи «Повесть временных лет», Ольга была родом из Пскова (др.-рус. Плесковъ, Пльсковъ). Житие святой великой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне ВыбутыПсковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой[2]. Имена родителей Ольги не сохранились, по Житию они были незнатного рода, «от языка варяжска». По мнению норманистов, варяжское происхождение подтверждается её именем, имеющим соответствие в древнескандинавском как Helga[3]. Присутствие предположительно скандинавов в тех местах отмечено рядом археологических находок, возможно датируемых первой половиной X века.[4] С другой стороны, в летописях имя Ольги часто передано славянской формой «Вольга». Известно и древнечешское имя Olha[5]. Княгиня Ольга на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде Типографская летопись (конец XV века) и более поздний Пискаревский летописец передают слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега, который стал править Киевской Русью как опекун малолетнего Игоря, сына Рюрика: «Нецыи же глаголют, яко Ольгова дщери бе Ольга»[6]. Олег же поженил Игоря и Ольгу. Так называемая Иоакимовская летопись, достоверность которой ставится историками под сомнение, сообщает о знатном славянском происхождении Ольги: «Когда Игорь возмужал, оженил его Олег, выдал за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал её и нарек в своё имя Ольга. Были у Игоря потом другие жены, но Ольгу из-за мудрости её более других чтил». Болгарские историки[7] выдвигали также версию о болгарских корнях княгини Ольги, опираясь в основном на сообщение «Нового Владимирского Летописца»[8] («Игоря же ожени [Олег] въ Болгарехъ, поятъ же за него княжну Ольгу»[9].) и переводя летописное название Плесков не как Псков, но какПлиска — болгарская столица того времени. Названия обоих городов действительно совпадают в древнеславянской транскрипции некоторых текстов, что и послужило основанием для автора «Нового Владимирского Летописца» перевести сообщение «Повести временных лет» об Ольге из Пскова как об Ольге из болгар, так как написание Плесков для обозначения Пскова давно вышло из употребления. На местных преданиях основываются утверждения о происхождении Ольги из летописного прикарпатскогоПлеснеска[10], громадного городища (VII-VIIIв. - 10-12 Га, до Хв. - 160 Га, до ХІІІв. - 300 Га) со скандинавскими и западнославянскими материалами |