ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
По истории в 8 классе: « Внешняя политика России в 1860-первой половине 1870 х гг»
(Тема урока)
| ФИО
| Байназарова Алия Атбаевна
|
| Место работы
| МОБУ «Саратовская СОШ»
|
| Должность
| Учитель
|
| Предмет
| История
|
| Класс
| 8
|
| Тема и номер урока в теме
| Внешняя политика России в 1860-первой половине 1870 х гг, урок № 25
|
| Базовый учебник
| История России XIX век. М. «Русское слово» 2008г., А.Н.Боханов
|
Цель урока: Познакомить учащихся с основными событиями внешней политики России при Александре II.
Задачи урока:
- обучающие: выяснить причины и ход действий России по отмене нейтрализации Черного моря; изучить основные этапы завоевания Средней Азии; выявить достижения и промахи российской дипломатии при Александре II;
-развивающие:развивать навыки работы с картами, в том числе и контурными, анализировать исторические источники, отвечать на вопросы, делать выводы.
- воспитательные: интерес к предмету, чувства патриотизма и любви к своей Родине.
План урока:
Российская внешняя политика после Крымской войны.
Расстановка сил в Европе в 60-70-е гг.
Триумф российской дипломатии.
«Союз трех императоров».
Завоевание Средней Азии.
Новые термины и даты: Лондонская конференция 1871 г.; отмена нейтрализации Черного моря; 60-80-е гг. - присоединение Средней Азии к России; 1875 г. - Петербургский договор с Японией о передаче ей Курильских островов, а России - о. Сахалин; 1858 г. - Айгунский договор, 1860 - Пекинский договор России с Китаем о разграничении территории.
Предварительная подготовка: Сообщение учащегося «Министр иностранных дел - светлейший князь А. М. Горчаков».
Тип урока: Изучение нового материала
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный
Формы работы учащихся: проблемно-поисковая, фронтальная, самостоятельная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, индивидуальные задания, презентация по теме.
Структура и ход урока
1.Организационный момент (1 минута);
2.Проверка домашнего задания (5 минуты);
3. Изучение нового материала (20 минут)
4.Закрепление знаний умений и навыков (12 минут);
6. Подведение итогов урока (5 минут)
7. Домашнее задание (2 минуты).
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
|
Этап урока
| Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
|
Деятельность ученика
|
Время
(в мин.)
| 1.
| 2.
| 3.
| 4.
| 5.
| 6.
| 1.
| Организационный момент.
|
| - приветствие учащихся;
- проверка их явки и готовности к уроку;
- положительный настрой на работу на уроке.
| - приветствие учителя;
-положительный настрой на работу на уроке.
|
1
| 2.
| Проверка домашнего задания.
|
| - В чем выразился кризис внутренней политики Александра II?
- Какие шаги были предприняты правительством для выхода из кризиса? - Насколько они были результативны?
- Как повлияло убийство Александра II на внутреннюю ситуацию в стране и на внутриполитический курс правительства?
|
|
5
| 3.
| Изучение нового материала
1. Направления российской внешней политики после Крымской войны
2. Расстановка сил в Европе в 60-70 - е гг.
3.Триумф российской дипломатии
4. «Союз трех императоров»
5. Завоевание Средней Азии
|
Лондонская конвенция 1871 г.
ЭОР № 1
Союз трех императоров
ЭОР № 2
К.П. Кауфман
ЭОР № 4
М. Д. Скобелев
ЭОР № 5
| Объявляет тему урока. План, по которому работать.
Беседа с учащимися
-Что такое внешняя политика?
- Подумайте, какова была основная задача внешней политики России после Крымской войны? Запись на доске и в тетради:
Внешняя политика Александра II:
-Ближневосточное направление;
-Европейское направление;
-Среднеазиатское направление;
-Дальневосточное направление.
Россия добивалась отмены нейтрализации Черного моря дипломатическими средствами, проводила переговоры и использовала противоречия между державами. Беседа с учащимися
- Вспомните, после какой войны в 1870-е годы изменилась расстановка сил в Европе?
Успех Пруссии в борьбе против Дании, Австрии, а затем и разгром Франции привел к тому, что ни Франция, ни Австрия не могли противостоять России. Англия не решалась единолично участвовать в войнах. Турция без европейской поддержки не смела выступать против России. Пруссия же поддерживала Россию в её намерениях. В этой обстановке Россия предложила правительствам всех государств, подписавших Парижский договор, собраться для обсуждения вопроса отмены нейтрализации Черного моря. Запись на доске и в тетради:
Лондонская конференция (март 1871 г.) - протокол о нейтрализации Черного моря.
Вывод: Россия вернула себе право строить крепости, держать флот на черном море. Таким образом, были укреплены южные границы страны. Эта дипломатическая победа России свидетельствовала о росте ее международного авторитета. Большая заслуга в этом принадлежала министру иностранных дел А. М. Горчакову.
В 1870-е годы после Лондонской конференции происходит сближение России и Германией. В подобном сближении Россия могла видеть определенную гарантию от нападения на нее Германии, чрезвычайно усилившейся после ее победы над Францией. Для России это так же был способ выйти из международной изоляции, в которой она оказалась после Крымской войны. В результате в 1873 г. между Россией, Германией и Австрией было заключено соглашение, согласно которому в случае нападения на одну из этих стран между союзниками начинались переговоры о совместных действиях. В истории это соглашение России, Германии и Австрии получило название «Союз трех императоров». Работа учащихся с контурной картой. По мере своего дальнейшего
рассказа учитель предлагает учащимся отметить в контурной карте:
1) Кокандское, Хивинское ханства, Бухарский эмират;
2) Афганистан;
3) Оренбург, Сыр-Дарьинская и Западносибирская линии укреплений;
4) г. Аулие-Ата, Туркестан, Чимкент;
5) Ташкент и год его вхождения в Россию;
6) Ходжент, Ура- Тюбе;
7) Хива, год взятия русскими войсками;
8) Закаспийская область;
9) Каспийское море, Аральское море, р. Сырдарья, Амударья.
К середине XIX в. в Азии и Казахстане сложилась следующая ситуация.
Казахские жузы (объединения) номинально состояли в подданстве России. Далее на юге существовало три самостоятельных государства - Кокандское, Хивинское ханства и Бухарский эмират. Еще южнее располагался Афганистан.
В первой половине XIX в. российское правительство пытал ось наладить торгово-экономические отношения со Средней Азией. Однако р06сийские купцы облагались высокими пошлинами, а караваны грабились. Среднеазиатские народы совершали постоянные грабительские набеги на территорию России. Четкой линии укрепления на границе со среднеазиатскими государствами не было. С другой стороны, действия и влияние Англии в Афганистане и Иране, ее стремление продвигаться дальше беспокоило Россию, которая вступила в борьбу с Великобританией за государства в Средней Азии и на Среднем Востоке.
С 1864 г. начинается военное наступление. Сначала на Кокандское ханство. Малочисленные русские войска захватили города Аулие-Ата, Туркестан, Чимкент. В результате чего Оренбургское и Западносибирское укрепления были соединены.
Предположите, каковы бьти дальнейшие планы российского командования?
На продолжении наступления настаивали военные, находившиеся в Средней Азии, но Министерство иностранных дел и Военное министерство предлагали закрепиться на занятых рубежах.
Пока принималось решение, генерал-майор Черняев с отрядом в составе 1000 человек начал наступление на Ташкент с 100-тысячным населением. Несмотря на первую неудачу, попытка взять Ташкент была повторена, и в 1866 г. город был включен в состав России.
В 1864 г. вышел закон об образовании Туркестанского генералгубернаторства, главой которого был назначен К. П. Кауфман.
В результате продолжительных военных действий против Бухарского эмирата часть его территории вошла в состав России. Военные действия против Хивинского ханства были успешными и взятие Хивы - доказательство этого.
Запись на доске и в тетради:
Хива, Бухара, Коканд к 1873 г. стали вассальными владениями России при сохранении за их правителями права решать вопросы внутренней политики.
В начале 70-80-x гг. российские войска под командованием генерала М. Д. Скобелева продолжали подчинять силой оружия территории закаспийской области.
Одним из результатов завоевания Средней Азии стала ликвидация рабства и работорговли в Хивинском ханстве. Российское правительство освободило до 40 000 невольников.
Работа с учебником
ДК-2001, с. 196 (последний абзац) - с. 197 (первый абзац); ДК-2003, с. 174 (3-4 абзац);
Назовите другие результаты завоевания Средней Азии.
| Записывают в тетрадь тему урока.
Взаимоотношения с другими государствами.
Отмена статей Парижского договора, запрещавших России иметь на Черном море военный флот, арсеналы и крепости. Это условие договора делало южные границы России незащищенными и подрывало ее влияние на Балканах и Ближнем Востоке.
Записывают в тетрадь. Расстановка сил в Европе изменилась после франко-прусской войны.
Записывают в тетрадь. Сообщение учащегося: «Министр иностранных дел - светлейший князь А. М. Горчаков».
а) продолжить наступление;
б) остановиться на достигнутом.
Записывают в тетрадь.
Прекращение набегов, начало более активного экономического освоения края торговля, использование природных богатств (хлопководство, шелководство) Установление влияния в Средней Азии, на которое претендовала Англия.
|
20
| 4.
| Закрепление знаний.
| Задания к параграфу « Внешняя политика России в 1860-первой половине 1870 х гг»
ЭОР № 6
|
|
Выполняют тестовое задание
|
12
| 5.
| Подведение итогов работы и оценка деятельности учащихся.
|
|
| Выставляют оценки
|
5
| 6.
| Домашнее задание.
|
| Прочитать § 27, устно ответить на вопросы после параграфа
| Записывают домашнее задание.
|
2
| Приложение к плану-конспекту урока «Внешняя политика Александра II»
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР КОНЕЦ ФОРМЫ |