Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 117.95 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации31.01.2014
Размер117.95 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок

Урок по истории Древнего мира в 5 классе

тема «Восстание Спартака»

учитель истории Яценко А.В. МБОУ СОШ №43 города Белгорода

Курс «История Древнего мира»

Учебник «История Древнего мира» для 5 кл. общеобразовательных учреждений

Авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. М.: Просвещение, 2011.

Глава «Гражданские войны», урок 2; время изучения - 1 час.

Тип урока: урок открытия новых знаний и первичного закрепления.

Используемые технологии: ИКТ, технология ЛОО, ТРКМ, технология решения проблемных задач.
Цели урока: организовать работу по определению обучающимися причин, событий и итогов крупнейшего восстания рабов эпохи древнего мира под предводительством Спартака, подвести к пониманию обучающимися тезиса о социальном угнетении, жестоких нравах римского общества и формулированию учениками выводов о личности Спартака.

Пятиклассники путем анализа законов и логических выводов решают главную проблемуо справедливости социального протеста рабов древнего Рима и определения результативности их действий. Спартак - преступник или борец за справедливость?
Задачи:

  • активизировать мыслительную деятельность учеников;

  • формировать у обучающихся навык работы с текстом учебника;

  • развивать умение учащихся определять причинно-следственные связи, самостоятельно анализировать изучаемые события, делать выводы, правильно показывать на карте изучаемые объекты;

  • развивать умение объективно оценивать себя и свои результаты;

  • воспитание чувства гуманного отношения друг к другу, гражданственности, понимания сущности понятия «справедливость»


Вопрос обучающимся: Что будем делать на уроке для достижения поставленной цели?
Дадим определение понятия «восстание» и будем изучать восстание под руководством Спартака по плану

  • работать с историческим документом;

  • учебными картами учебника, найдём места сражений армии Спартака

  • Необходимо узнать о Спартаке. Что он сделал выдающегося? Оценку человеку дают по его поступкам и результатам дел.

  • Составим личностный портрет Спартака, отметив его качества (Написать на листе)

  • Выполним задания на рабочем листе с целью закрепления


Формируемые универсальные учебные действия:
Личностные УУД: ориентировать обучающихся на умение организовать свою деятельность на уроке; содействовать формированию ценностно – смысловых ориентаций: умению выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами - подвести учеников к пониманию, что состояние рабства предполагает унижение личности, а в современном обществе необходимо уважать личность и её достоинство, содействовать формированию у обучающихся отношения нетерпимости к любым видам насилия, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию.
Познавательные УУД: через самостоятельную исследовательскую работу с рисунками, иллюстрациями учебника, картой, цитатами высказываний Спартака путем выдвижения гипотез, анализа, логических выводов решить проблему справедливости борьбы рабов за свободу, определить результаты борьбы и причины неудач восстания;
Регулятивные УУД: содействовать обеспечению организации учебной деятельности: определить целеполагание, пути решения учебных задач на основе того, что уже усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно, осуществлять пошаговый контроль, вносить коррективы в действия обучающихся;
Коммуникативные УУН: уметь работать в группе, сотрудничать, контролировать свои действия, учиться анализировать деятельность в группе.
Работа обучающихся в 4-х группах.
Оборудование:

  • Настенная карта «Рост Римского государства в III - II вв. до н. э.» и «Восстание Спартака 74-71 гг. до н.э.» (врезка)

  • учебник “История Древнего мира ”- авторы А.А. Вигасин, Г.И. Годер,

И.С. Свенцицкая

  • карточки с текстом для групп;

  • историческая справка о Спартаке;

  • фрагменты из книг о Спартаке

  • рабочий лист по теме «Восстание Спартака»;

  • иллюстрации, разрезанные на 4 части разной формы, характеризующие положение рабов в Риме

  • основные понятия и даты: г.Капуя, Галлия, Везувий, Фракия, Красс, Лукулл, Помпей, Альпы, Брундизий. 74 – 71 гг.. до н.э.;

  • компьютер, проектор, презентация «Восстание Спартака»

  • раздаточный материал

  • иллюстрация или рисунок ученика «Бой Спартака с римским отрядом»

Словарь урока
Восстание – высшая форма борьбы за освобождение с целью смены власти.

Город Капуя, Везувий, Мутина, Апулияместа сражений восставших рабов с римской армией.

Лукулл, Помпей, Красс – римские полководцы, воевавшие с восставшими рабами.

Фракия – родина Спартака.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Переход к изучению новой темы – стадия вызова:

Учитель: Послушайте следующие стихотворные строки и подумайте, о ком из жителей Древнего мира они сказаны (на фоне слайда презентации – картина «Рынок рабов» )

Он родился свободным

Под отеческим кровом,

Но в железные цепи

Был врагами закован.

Он теперь на чужбине,

Он теперь не свободен-

Никогда не увидит

Он Отчизны просторы.

- О ком идет речь в стихах? - Кто такой «раб»? ( Раб – несвободный, бесправный человек, который наряду с орудиями производства являлся собственностью своего хозяина-рабовладельца)

III. Актуализация опорных знаний обучающихся.

Учитель: - На берегу реки Тибр, недалеко от Рима ученые археологи при раскопках нашли старинные изображения. Они пожелтели от времени, и в руках ученых распались на части. Нам с вами нужно помочь ученым собрать эти изображения (см. приложение: рисунки, разрезанные на 4 части «Триумф в Роме», «Гладиаторские бои», «Труд рабов в имении богатого рабовладельца, в каменоломнях», «Рабы несут своего хозяина, мостят дорогу»).

- Попытайтесь собрать в группах. Кто желает восстановить их у доски? (прикрепляются магнитами)

- Кто изображен? Что делают рабы? (комментарий учеников к рисункам)

- Сделайте вывод по всем рисункам о положении рабов.

– Беседа с учащимися об источниках рабства. (Войны, пиратство, дети рабов – рабы, неуплата налогов в провинциях).

- Где использовался труд рабов? (В каменоломнях, на строительстве дорог, в домашнем хозяйстве римлян, в сельском хозяйстве, в качестве гладиаторов) .

Вывод: С середины 3 века до н.э. Рим вёл активную завоевательную политику, в результате которой в Римском государстве появилось большое количество дешёвых рабов. Оторванные от своих семей, от родной земли, они были глубоко несчастны, бесправны. Не дорожа жизнью рабов, римляне прибегали к жестоким мерам, чтобы заставить их работать, насильно заставляли учиться ремеслу гладиаторов.

Во времена Второй пунической войны рабов в Риме было примерно столько же, сколько и свободных. Ни в одной стране мира не было такого числа рабов и такой жестокого угнетения рабов.

– Как вы думаете, как рабы реагировали на такое к ним отношение? (Многие боролись с эксплуатацией).

- О чем рабы могли мечтать? (о свободе)

- А как они могли бороться? (порча орудий труда, побеги, неповиновение хозяину, заговоры, восстания). Определяем понятия «восстание»:

Восстание – высшая форма борьбы за освобождение или смену власти.

Учитель сообщает ученикам цель урока. Изучить восстание рабов под руководством Спартака. Справедливы ли были их действия? Спартак - преступник или борец за справедливость?



- По какому плану мы будем изучать восстание ?

(На доске – памятка- план изучения восстания)

1. Причины восстания

2.Состав восставших

3. Цели восставших

4. Руководитель восстания - Спартака

5. Ход восстания

6. Причины поражения

7. Значение восстания


Работа по плану изучения восстания
На какой вопрос плана изучения восстания мы уже можем ответить? (п.1, 2, 3 плана)

Рабы хотели стать свободными, но ведь можно было просто убежать от хозяина, а войско Спартака проделало огромный путь через весь Аппенинский полуостров. (Карта) Зачем, как вы думаете? (Свобода, возвращения рабов домой, борьба против Рима, установление связей с Сицилией, раздел имущества рабовладельцев)

п.4 плана. Сообщение ученика о Спартаке. Дополнение учителя.


   О биографии Спартака известно очень немногое. Например, то, что Спартак происходил из Фракии (нынешняя Болгария) из племени медов. В качестве конкретного места его рождения принято указывать город Сандански в Родопских горах, почти на границе с Югославией.

 Скорее всего, Спартак родился в аристократической семье. На этот факт указывает не только его имя, созвучное с родовым именем боспорского царского рода Спартокидов, в нем самом заметно обаяние властной силы, присущее людям, привыкшим находиться у вершины власти. Да и та уверенность, с какой Спартак управлял своей огромной армией, может свидетельствовать в пользу предположения о его принадлежности к знати.
     Фракийцы слыли людьми воинственными. Они не только вели бесконечные межплеменные войны, но и поставляли наемников в армии других государств. В восемнадцать лет он уже служил в римской армии, во вспомогательных фракийских частях. Римская армия на то время не знала себе равных, и Спартак имел возможность познакомиться с ее организацией, практикой ведения военных действий, сильными и слабыми сторонами. Этот опыт впоследствии очень пригодился ему.
     После нескольких лет службы Спартак дезертирует и возвращается во Фракию, где в это время возобновилась война против римлян.  Спартак знал все перемены военного счастья, дважды оказывался в Риме в качестве раба. В первый раз ему удалось бежать, и он, возможно, присоединился к одной из многочисленных в то неспокойное время разбойничьих шаек, действовавших на территории Италии. Об этом как будто говорят слова Флора: "Спартак, этот солдат из фракийских наемников, ставший из солдата дезертиром, из дезертира - разбойником, а затем за почитание его физической силы - гладиатором."

Через какое-то время Спартак вторично попал в плен; смертная казнь, предписанная законом, была заменена ему службой гладиатором в школе Лентула Батиата в Капуе.

Прошло более двух лет, как Спартак попал в ряды гладиаторов; он объездил почти все города Италии, участвовал более чем в ста боях и ни разу не был серьезно ранен.

Другие гладиаторы тоже были сильны, но Спартак настолько превосходил их, что постоянно оставался победителем и заслужил себе великую славу в амфитеатрах и цирках Италии.

Высказывания Спартака. Согласны ли вы с ними? Объясните свою позицию.

1) «Наше дело свято и справедливо и не умрёт с нами…Мужественная и почётная смерть лучше постыдной и гнусной жизни». (Р. Джованьоли «Спартак»)

2) «Там мы найдём свободу, вы слышите это чудное слово – свобода! Мы построим своё небывалое государство свободных, равных, счастливых людей».

3) «И в странах позора, где царствует гнёт,

Пусть самый ленивый оружье берёт!»
4) Перед последней битвой Спартак, указывая товарищам на распятого римлянина, крикнул: «Вот что нас ждёт, если вы живыми попадётесь в руки врагов! Надо биться до последнего вздоха! Либо свобода навсегда, либо смерть для всех!»
Написать на листе Составить личностный портрет Спартака, отметив его качества:

Мужество, гордость, нежелание унижаться, ум, организаторские способности, хороший воин и полководец, сильный физически, справедливый, борец за свободу и других рабов.
п.5 плана Ход восстания

Каждой из 4-х групп даётся задание: в ходе работы с п. 51 учебника определить действия восставших, их результаты.

1-я группа: п.1

2-я группа: п.2

3-я группа: п.3

4-я группа: п.4

По плану: 1) место действий рабов (показать на карте)

2) что они делали

3) какими путями, способами действовали

4) чего добились

5) причины успеха или неудачи
Кем же был Спартак: преступником, как считали рабовладельцы, требуя немедленно расправиться с ним, или борцом за справедливость?

Почему даже враги-римляне вспоминали о нём с уважением? Каждая группа на листе составляет личностный портрет Спартака, отметив его качества (мужество, гордость, нежелание унижаться, справедливость, желание бороться за свободу и других рабов, ум, организаторские способности, хороший воин и полководец, сильный физически).
П. 6 плана. Какими были итоги восстания?

Желание к свободе и мужество восставших было велико, но все же восстание потерпело поражение. – Почему? Причины поражения восставших рабов:

а) Войско Спартака уступало по своей организации регулярной армии
римлян.

б) У Спартака не было четкого плана действий. Планы менялись.

в) Восставших обманули пираты.

г) Тактические разногласия между восставшими
п.7 плана Значение восстания?
Выводы: Восстания рабов обычно заканчивались поражением и отличались одной, особенностью: мятежные рабы жестоко мстили свободным людям за свои былые унижения, но даже и не думали отменять рабовладельческие порядки. В захваченных ими областях возникали временные государства рабов, в которых бывшие невольники делались господами, а бывшие свободные - рабами. Вожди повстанцев, как правило, провозглашали себя царями.

В противоположность им Спартак по-настоящему сражался за свободу, пытаясь увести своих товарищей из страны рабства, старался отучить их от рабских пороков, чтобы из них получилась не разбойничья шайка, а дисциплинированное войско, достойное свободных людей. Поэтому даже враги-римляне вспоминали о нем с уважением. А во всемирной истории, в памяти человечества благородный предводитель рабов занял почетное место рядом со знаменитыми полководцами древнего мира.

Рефлексия

Рабочий лист для каждой группы

Задание №1. Выберите правильный ответ.


1. С каким событием из истории Древнего Рима вы познакомились?

а) завоеванием Римом Италии

б) восстанием рабов

в) войне Рима с Карфагеном

2. Причинами борьбы было

а) жестокое обращение с рабами

б) у рабов не было жилища

в) римские легионы поддержали рабов

3. Каким был главный итог борьбы?

а) армия Спартака захватила Рим

б) восставшие покинули Италию

в) армия восставших потерпела поражение

Задание №2. Впишите недостающие слова.

______________ , предводитель восставших, был родом из Фракии. Лагерь бежавшие рабы устроили на вершине вулкана _____________ . Главной целью восстания было _________________ .

Задание №3. Тест «Да – Нет». Впишите в клетки свой ответ на вопрос:


  1. Восстание Спартака началось в 74 г. до н.э. в гладиаторской школе в г.Капуя.

  2. Спартак был родом из Греции.

  3. Восставшие рабы сражались в Сицилии.

  4. Первый лагерь восставших находился на вершине вулкана Фракии.

  5. Последний бой Спартака произошел в Альпах в 71г. до н.э.




1

2

3

4

5

















Проверьте себя и поставьте оценку группе в целом и каждому ученику в отдельности.

Оценка___

Подведение итогов урока
Учитель: Ребята, какую цель мы поставили с вами сегодня на уроке? Достигли мы этой цели? Что узнали на уроке нового?

Затем обучающиеся вместе с учителем выставляют оценки за работу на уроке с комментированием. Выставление оценок в дневник.

Рефлексия:

Что понравилось на уроке ...

Что было трудно ...

Что хотелось бы ...
Всем спасибо за работу!

Домашнее задание: Прочитать § 51 стр.234-238.

Задания по выбору


  • Написать сочинение – миниатюру о восстании от имени Спартака, раба - участника восстания, рабовладельца.

  • Нарисовать рисунок «Восстание Спартака».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск