Скачать 0.63 Mb.
|
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3».
Рабочая программа основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд». 5 – 8 класс. Разработана: учителем высшей категории Чуркиной Т.А. г. Череповец 2013 г. Пояснительная записка. Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации на основе программы «Технология» 1-9 классы, ред. М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица, В. Д. Симоненко, М.: Просвещение. 2010г. Национально-региональные особенности содержания представлены в программе соответствующими технологиями, видами и объектами труда. В основе рабочей программы формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Интегративная образовательная область «Технология» включает базовые технологии и предусматривает творческое развитие учащихся в рамках системы проектов, при этом необходимое внимание уделяется восстановлению и сохранению семейных, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей. Практико-ориентированный принцип обучения предоставляет обучающимся широкий спектр направлений деятельности, что позволяет им на практике попробовать свои силы и оценить возможности в разнообразных сферах человеческой деятельности. Таким образом, разнообразие видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор обучающихся, но позволяет каждому раскрыть свои индивидуальные, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии. Такой подход способствует формированию и развитию у школьников функциональной технологической грамотности, общетрудовых политехнических знаний и умений, необходимых по всех сферах профессиональной деятельности, предоставляя возможность применить на практике знания основ наук. Формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, уважительное отношение к труду, бережливость, упорство в достижении поставленной цели, предприимчивость, творческий подход к принятию решений. В связи с этим были определены следующие цели и задачи:
Рабочая программа предусматривается изучение учебного материала по следующим образовательным линиям:
Исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал отбирается с учетом следующих положений:
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. С переходом на новую программу обучающиеся 7 класса в этом учебном году осваивают технологию изготовления изделий поясной группы. Исходя из личностных потребностей обучающихся и в связи с невозможностью изучения раздела «Кулинария» в полном объеме в школьных мастерских увеличено количество часов на разделы:
При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются:
Учебно-познавательная деятельность строится на организации самостоятельной работы с использованием приемов само- и взаимоконтроля, что стимулирует формирование профессионально-творческой личности. Самостоятельная работа учащихся зависит от уровня их общего развития, уровня сформированности социальных притязаний, ценностно-нравственной ориентации. Образование происходит на основе соединения репродуктивной и творческой деятельности учащихся. Для этого используются упражнения, решение прикладных и творческих задач, практических работ, моделирование и конструирование, экскурсии, а также проблемные и эвристические приемы и методы. Наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям. Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов. Творческая проектная деятельность дает учащимся возможность для самореализации и самовыражения, раскрывает их потенциальные возможности и способности. В процессе выполнения программы «Технология» осуществляется:
Тематическое планирование 5 – 8 классы.
Содержание программы.
5 класс (1ч) Теоретические сведения. Технология как учебная дисциплина и как наука. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 5 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно – гигиенические требования и правила внутреннего распорядка при работе в школьных мастерских. Организация теоретической и практической частей урока. Практические работы. Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология». Знакомство с библиотечкой кабинета, электронными средствами обучения. Варианты объектов труда. Учебник «Технология» для 5 класса, библиотечка кабинета. Электронные средства обучения. 6 класс (1ч). Теоретические сведения. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 6 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно – гигиенические требования при работе в школьных мастерских. Организация учебного процесса. Практические работы. Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология». Знакомство с библиотечкой кабинета, электронными средствами обучения. Варианты объектов труда. Учебник «Технология» для 6 класса, библиотечка кабинета. Электронные средства обучения. 7 класс (1ч). Теоретические сведения. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 7 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно – гигиенические требования при работе в школьных мастерских. Организация учебного процесса. Практические работы. Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология». Знакомство с библиотечкой кабинета, электронными средствами обучения. Варианты объектов труда. Учебник «Технология» для 7 класса, библиотечка кабинета. Электронные средства обучения. 8 класс (1ч). Теоретические сведения. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 8 классе. Содержание предмета и организация учебного процесса. Санитарно – гигиенические требования при работе в школьных мастерских. Практические работы. Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология». Знакомство с библиотечкой кабинета, электронными средствами обучения. Варианты объектов труда. Учебник «Технология» для 8 класса, библиотечка кабинета. Электронные средства обучения.
В результате изучения этого раздела ученик должен: знать (понимать) назначение различных швейных изделий; основные стили в одежде и современные направления моды; виды декоративно – прикладного искусства; уметь выбирать вид ткани для определения типов швейных изделий; снимать мерки с фигуры человека; строить чертежи простых поясных и плечевых швейных изделий; выбирать модель с учетом особенностей фигуры; выполнять не менее трех видов художественного оформления швейных изделий; проводить примерку изделия; выполнять не менее трех видов рукоделия с текстильными и поделочными материалами; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием швейных машин, оборудования и приспособлений, приборов влажно – тепловой и художественной обработки изделий и полуфабрикатов; выполнение различных видов художественного оформления изделий.
5 класс. Теоретические сведения. История создания швейной машины. Назначение и устройство бытовой швейной машины. Правила безопасного труда при выполнении машинных работ. Организация рабочего места. Правильная посадка. Подготовка швейной машины к работе. Правила работы на швейной машине. Неполадки, связанные с неправильной заправкой верхней и нижней ниток. Регуляторы швейной машины. Практические работы. Заправка швейной машины нитками. Выполнение прямой и зигзагообразной строчек с изменением длины стежка, закрепки в начале и конце сточки. Варианты объектов труда. Бытовая швейная машина. Образцы прямой и зигзагообразной строчек. 6 класс. Теоретические сведения. Регуляторы натяжения верхней и нижней ниток. Причины возникновения и способы устранения дефектов машинной строчки. Устройство и установка машиной иглы. Правила подбора машинной иглы и ниток в зависимости от вида ткани. Уход за швейной машиной. Практические работы. Регулировка качества машинной строчки. Установка машинной иглы. Подбор иглы и ниток в зависимости от вида ткани. Очистка швейной машины. Варианты объектов труда. Бытовая швейная машина. Машинные иглы. Образцы машинной строчки. 7 класс. Теоретические сведения. Применение зигзагообразной строчки для обметывания срезов и выполнения аппликации. Применение приспособлений к швейной машине: обметывание петель, пришивание пуговиц, подшивание потайным швом, штопка. Выкраивание и стачивание косых беек. Практические работы. Применение приспособлений к швейной машине. Изготовление образцов машинных швов. Варианты объектов труда. Бытовая швейная машина. Приспособления к швейной машине. Образцы зигзагообразной строчки, машинной аппликации, косых беек.
5 класс. Теоретические сведения. Производство ткани. Понятие о прядении, ткачестве и отделке тканей. Определение направления долевой нити в ткани. Виды переплетения нитей в тканях. Определение лицевой стороны ткани. Виды растительных волокон. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Выбор тканей для изготовления швейных изделий с учетом их технологических, гигиенических и эксплуатационных свойств. Практические работы. Определение долевой нити в ткани. Определение лицевой стороны тканей. Изучение видов и свойств хлопчатобумажных и льняных тканей. Выбор материалов для проектного изделия. Варианты объектов труда. Образцы хлопчатобумажных и льняных тканей. 6 класс. Теоретические сведения. Натуральные волокна животного происхождения. Способы их получения, первичная обработка. Виды шерстяных и шелковых тканей. Признаки определения волокнистого состава тканей из натуральных волокон. Виды ткацких переплетений. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Механические, гигиенические и технологические свойства тканей из волокон животного происхождения. Прокладочные материалы. Способы их соединения с тканью. Понятие «фурнитура». Виды фурнитуры. Выбор материалов для изготовления изделия с учетом их технологических, гигиенических и эксплуатационных свойств. Практические работы. Определение сырьевого состава материалов и изучение их свойств. Выбор материалов и фурнитуры для проектного изделия. Варианты объектов труда. Образцы шерстяных и шелковых тканей, прокладочных материалов, фурнитуры. 7 класс. Теоретические сведения. Виды, свойства химических волокон и тканей из них. Нетканые материалы. Термоклеевые прокладочные материалы. Выбор материалов для изготовления изделия с учетом их технологических, гигиенических и эксплуатационных свойств. Практические работы. Определение сырьевого состава материалов и изучение их свойств. Выбор материалов и фурнитуры для проектного изделия. Варианты объектов труда. Образцы тканей из химических волокон, нетканых материалов. Прокладочные материалы.
5 класс. Теоретические сведения. Понятия «снятие мерок», «конструктивные линии», «моделирование». Мерки, необходимые для построения основы чертежа швейного изделия прямоугольной формы. Правила снятия мерок. Последовательность построения чертежа швейного изделия прямоугольной формы (фартук, юбка). Способы моделирования выкроек. Подготовка выкройки швейного изделия к раскрою. Способы контроля качества выкройки. Практические работы. Снятие мерок. Изготовление выкройки проектного швейного изделия. Моделирование выкройки. Подготовка выкройки к раскрою. Варианты объектов труда. Чертеж и выкройка фартука. 6 класс. Теоретические сведения. Силуэт и стиль в одежде. Экономические требования, предъявляемые к одежде. Виды и характеристика поясных изделий. Мерки для изготовления основы чертежа клиньевой юбки. Правила снятия мерок. Последовательность построения чертежа основы чертежа клиньевой юбки. Способы моделирования. Подготовка выкройки к раскрою. Способы контроля качества выкройки. Расчет количества ткани. Получение выкройки швейного изделия из пакета готовых выкроек, журнала мод, с помощью мультимедийных программ. Практические работы. Снятие мерок. Изготовление выкройки проектного швейного изделия одним из способов. Моделирование выкройки. Подготовка выкройки к раскрою. Варианты объектов труда. Чертеж и выкройка конической, клиньевой юбок. Выкройки швейных изделий из пакета готовых выкроек, журналов мод, мультимедийных программ. 7 класс. Теоретические сведения. Понятия «одежда», «проектирование», «конструирование». Эстетические, гигиенические, эксплуатационные требования к одежде. Ассортимент женской одежды. Мерки, необходимые для построения основы чертежа юбки. Правила снятия мерок. Последовательность построения чертежей конической, клиньевой и прямой юбок. Способы моделирования юбок. Подготовка выкройки к раскрою. Способы контроля качества выкройки. Практические работы. Снятие мерок. Изготовление выкройки проектного изделия. Моделирование выкройки. Подготовка выкройки к раскрою. Варианты объектов труда. Чертежи и выкройки конической, клиньевой и прямой юбок. Выкройки швейных изделий из пакета готовых выкроек, журналов мод, мультимедийных программ.
5класс. Теоретические сведения. Понятия «раскрой», «выкраивание». Правила безопасного труда при выполнении раскройных работ. Организация рабочего места. Инструменты и приспособления для раскроя. Подготовка ткани к раскрою. Способы раскладки выкроек на ткани в зависимости от модели и ширины ткани. Экономически требования. Припуски на швы. Способы контроля качества разметки и раскроя. Последовательность раскроя швейного изделия. Практические работы. Выкраивание деталей кроя для изготовления образцов швов и узлов. Раскладка выкройки проектного изделия на ткани. Выкраивание проектного изделия. Варианты объектов труда. Ткань. Выкройки. 6 класс. Теоретические сведения. Способы раскладки выкройки изделия на ткани в зависимости от модели, ширины ткани и направленности рисунка. Припуски на швы. Способы контроля качества разметки и раскроя. Практические работы. Выкраивание деталей кроя для изготовления образцов швов и узлов. Раскладка выкройки проектного изделия на ткани. Выкраивание проектного изделия. Варианты объектов труда. Ткань. Выкройки. Клеевой прокладочный материал. |