Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 142.49 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации03.02.2014
Размер142.49 Kb.
ТипСтатья
100-bal.ru > История > Статья
УДК 94(470.57) «15/19»

ББЛ 63.3(2Рос.Баш)6
ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫХ

ПРОГРАММ В МЕДРЕСЕ «ГАЛИЯ»

Features of drawning up of curriculums in madrasa Galya
Ахмадуллин Вадим Кадимович

Akhmadullin Vadim K.

Соискатель Башкирского государственного университета
Статья посвящена изучению особенностей составления учебных планов, организации учебного процесса одного из самых известных медресе Уральского региона, раскрытию его внутренней структуры, целей и учебных планов, дисциплин и особенностей преподавания. В статье особое внимание уделено сравнению особенностей преподавания «Галии» с «Гусманией», отличию джадидистских медресе от старометодных (кадимистских), соотношению дисциплин джадидистских и кадимистских медресе. Дается описание методики преподавания и традиций учебного заведения

The paper studies the peculiarities of curriculum development and learning process of one of the most famous madrasahs of Uralsk region. It reveals its internal structure, goals and curricula, disciplines, and teaching peculiarities. In this article, special attention is given to the comparison of "Galya’s" teaching peculiarities with "Gusmanya’s", to the correlation of Jadid and kadimistic madrassah disciplines, and to the differences of Jadid madrassas in terms of old-method based madrassas. It also provides the description of methodology of teaching and school traditions.

Ключевые слова: медресе, мусульманская интеллигенция, учебные планы, шакирды, джадидизм, новый метод, мударрис, имам-хатыб, мусульманский приход, конфессиональное образование.

Keywords: madrasas, Muslim intellectuals, curricula, shakirdy, Jadidism, the new method, mudarris, Imam-Khatib, Muslim parish, confessional education.
Современная система образования находится на сложном переходном этапе. Меняются стандарты образования, происходит вхождение России в систему Болонского процесса, акцент ставится на формирование общекультурных компетенций. Для осмысления процессов современности необходимо обратиться к опыту прошлого, к истории педагогики, в частности, к истории медресе «Галия», чьи преподаватели стояли перед сложными вопросами модернизирования конфессионального образования, приближения его к светскому. Если на рубеже XVIII-XIX вв. модернизация религиозного образования подразумевала в основном ввод светских дисциплин, то сейчас, наоборот, в учебный процесс медресе вводятся традиционные религиозные дисциплины.

Система образования мусульманского населения России в начале XX в. была конфессиональной, включала в себя такие типы учебных заведений, как мектебе и медресе. Программы и предметы в основном были традиционные для того времени: арабский язык, тюрки, богословие, тафсир, мусульманское законоведение, начала арифметики и пр. Данные программы не имели тогда четкой единой формы, не существовало четкого определения термина «урок». Такая ситуация не могла долго продолжаться. В результате джадидистской реформы образования, мектебе и медресе стали модернизироваться, включать светские дисциплины, внедрять новейшие достижения и опыт европейской и русской педагогики. Среди таких реформированных заведений в Урало-Поволжье выделялось медресе «Галия».

Джадидистское движение начинает формироваться в 80-е гг. XIX в. Во главе его стояла прогрессивно настроенная интеллигенция, протестовавшая против затхлой атмосферы социальной действительности той поры1 [9, C.128]. Первым среди них был Исмаил-бей Гаспринский. В 1883 г. в Бахчисарае он стал издавать газету «Тарджиман», в том же году он открыл там же показательную школу под названием «Ходжаи-Сабиян», издал подготовленную им «Алифбу» (букварь) и выдвинул идею обучения детей по новому методу. От этого нового звукового метода обучения новое общественное движение и получило свое название «җәдитчелек» – джадидизм.

Одним из главных компонентов системы образования являлись учебные планы, программы. В медресе «Галия» имелась своя специфика обучения и воспитания, отличные учебные планы и методика преподавания. Хотя об этом учебном заведении было достаточно написано трудов, но все же в стороне оставался именно аспект специфичности преподавания в «Галие».

Создателем и бессменным директором Уфимского медресе «Галия» был почтенный человек родом из деревни Кляшево Чишминского района Башкортостана, сын бедного крестьянина, получивший качественное образование за рубежом, крупный ученый и философ – Зия ад-дин Джамалетдинович Камалетдинов (1873 – 1842). Он в своих сочинениях подписывался сокращенно «Зия Камали».

Проработав некоторое время в медресе «Гусмания», Зия Камали решил, что оно уже не полностью удовлетворяет требования современного конфессионального образования и с идеями о качественном преобразовании «Гусмании» в медресе иного типа обратился к своему наставнику мулле Хайрулле Гусманову (Усманову). Но Х. Усманов не согласился с этим предложением. Тогда Зия Камали обратился к имаму 3-го прихода г. Уфы Сабир мулле Хасанову. Он тоже не одобрил его идеи. Наконец, Зия Камали обратился к имаму 2-го прихода Зариф мулле Галикаеву. В результате последний принял его предложение с удовольствием и пообещал сделать все возможное, чтобы открыть в своем приходе медресе «Галия». Для медресе отвели помещение при мечети.

На деятельность в Уфе новометодного медресе Зия Камали было получено официальное разрешение властей, выданное попечителем Оренбургского учебного округа (1906-1908) Н.А. Бобровниковым (1854-1916).

Таким образом, в 1906 г. с 6-8 октября проводились приемные экзамены, а 10 октября в подвале мечети 2-го прихода г. Уфы, где был имамом хазрат Галикаев, состоялось первое занятие, иначе говоря, в этот день официально открывается медресе «Галия»2[1, С.4].

В первом учебном году в медресе было принято всего 70 учащихся. В этом учебном году мугаллимы преподавали бесплатно.

С целью показа на практике преимущества медресе «Галия» в обучении, 6 января 1906 г. для учащихся организовали экзамены. Испытания проходили очень интересно и дали хорошие результаты.

Цель медресе – дать образование мусульманской молодежи и приобщить к исламской и европейской культуре независимо от национального происхождения. Профессиональное религиозное образование было нацелено на подготовку широко образованных мусульманских священнослужителей – имам-хатыбов, имамов, преподавателей исламских дисциплин, а также на воспитание мусульманского мировоззрения. Поэтому там училась молодежь многих национальностей – татары, крымские татары, узбеки, казахи, киргизы, туркмены, башкиры и черкесы. Для вступавших также не было и возрастного ограничения. Принимались в медресе от 15 до 45 летнего возраста. Там учились даже 60-летние имамы. Принимали окончившие мектебе рушдия (школы средней ступени) со вступительными экзаменами. При этом в «Галие» учились люди, окончившие высшую духовную школу или проработавшие долгие годы учителем.

Медресе «Галия» было высшей школой с шестилетним обучением, в котором первые 3 года считались подготовительными классами, а последние 3 года основными (высшими) курсами. Медресе изначально задумывалось как высшее учебное заведение, название должно было соответствовать внутреннему содержанию заведения. Название имеет несколько значений с арабского языка: «Гали» - 1) Выдающийся; великий. 2) Высокий, возвышенный. 3) Знатный3. Для сравнения необходимо дать информацию о медресе «Гусмания»: обучение в медресе было двенадцатилетним. Приготовительный (ибтидаи) и второй (игдадия) классы имели четырёхгодичную программу обучения, первый (рушди) - трехгодичную. Число шакирдов достигало 180-190. В его стенах учили азбуку (Алифба), написанную для детей башкир и татар, учебник по арабскому языку (морфология и синтаксис, в 3 частях), написанный для шакирдов 5-7 классов Х. Гусмановым; курс русского языка вели учителя Идиятулла Еникеев и Гумер Терегулов, с 1915 года историю тюрков преподавал Ахмет-Заки Валиди4 [2].

Преподавались в «Галие» следующие предметы:

1) Тафсир – комментарии к Корану. 2) Хадис – рассказ, предание, хадис (слова приписываемые пророку Мухаммеду). 3) Осулы Хэдие – методы изучения хадисов. 4) Сияеннэби – жизнеописание Мухаммеда. 5) Фикх – мусульманское законоведение, юриспруденция. 6) Фэраиз – правила распределения наследства. 7) Арабский язык – морфология, синтаксис, литература, красноречие, грамматика). 8) Татарский язык – морфология, синтаксис, литература, грамматика, теория словесности. 9) Русский язык – грамматика. 10) Всеобщая история – древняя, средневековая, новая история. 11) История тюрков и татар, хуннов, монголов, угро-финнов, казанских татар. 12) География физическая и политическая, география частей света. 13) Арифметика – 4 действия, дроби, пропорция, проценты. 14) Алгебра – полный курс. 15) Геометрия – планиметрия, стереометрия, тригонометрия. 16) Психология, 17) Педагогика, дидактика, методика история педагогики. 18) Химия – средний курс органической и неорганической химии. 19) Физика, естественные науки. 20) Физиология и анатомия человека. 21) Экономика. 22) Физкультура5[1, С.11].

Всего около 30 религиозных и светских дисциплин.

Исследователь истории медресе Тузбекова Л.С. отмечает: «Центральное место в обучении занимали общерелигиозные предметы и арабский язык. Им отводилось, со слов Зия Камали, 82 часа учебного времени. На уровне 4 класса городского училища преподавался русский язык. Наука была только вспомогательной частью программы, - отмечает он. На этом месте следует обратить внимание на тот факт, что Зия Камали об этом говорил в своей речи, произнесенной им на торжественном меджлисе, посвященном празднованию 10-летнего юбилея «Галии». На дворе стоял еще 1916 год, и он, как руководитель учебного заведения, отчетливо понимал ответственность за свои слова, произносимые даже в такой торжественной и праздничной атмосфере. Сегодня о программе «Галия» известно, что «из преподаваемых здесь предметов религиозным дисциплинам отдавалось 28,2 %, арабскому языку – 14,7 %, тюрки – 4,9 %, русскому – 14,1 %, светским наукам – 35,6 %, другим – 2,5 % времени». Медресе «Галия» стало мусульманской школой нового направления, программа которого была составлена на основе согласования религиозных знаний с научными6» [10, С.339].

Медресе «Гусмания» вначале было чисто духовным учебным заведением и готовило профессиональных служителей мечети; позже, наряду с муллами, готовили и учителей начальных классов медресе (мугаллимов и хальфов). Будущих мулл обучали канонам исламской религии и языкам: арабских и фарси. В начале 1890-х гг. был введен новый метод обучения «Усул-и джадид», медресе «Галия» же изначально создавалось как новометодное (джадидистское) и, соответственно, светские дисциплины были включены в план сразу.

Общее между двумя медресе было то, что, кроме традиционных дисциплин, большое внимание в них уделялось светским и естествественно-научным предметам, а также изучению тюрки и русского языка.

Для сравнения кадимистских и джадидистских учебных заведений можно привести следующие факты. Преподавание в новометодных медресе и мектебе перешло с арабского и тюрки на татарский язык, который обрел статус учебного предмета. В то же время существенно расширилось изучение и других светских дисциплин. Был установлен твердый учебный год и осуществлен переход к классно-урочной системе преподавания. В 1912 г. впервые вводятся как предмет преподавании история и татарский язык.

В конце XIX- начале XX вв. для татар разрешалось открывать только религиозные школы. Поэтому и медресе «Галия» создавалось как религиозная школа и таким оно существовало. Однако по своей учебной программе и в идеологическом отношении это учебное заведение резко отличалось от старых школ того времени.

В учебную программу была введено много научных дисциплин, в то же время религиозные были свободны от схоластики и изучались на основе логики, беседы. Шакирды глубоко знакомились с историей и политикой, изучали вопросы, касающиеся жизни восточных народов. Учащиеся получали разносторонние глубокие знания. Программа изучаемых религиозных дисциплин ничуть не уступала программе богословских факультетов современных университетов. Также на высоком уровне изучались языки, особенно арабский и татарский. Ввиду отсутствия учебников на татарском языке, все дисциплины преподавались по учебным пособиям на арабском, турецком, русском языке. Поэтому каждый окончивший медресе хорошо знал турецкий язык, свободно мог разговаривать на узбекском, казахском, туркменском, башкирском, уйгурском языках, а также мог объясняться на арабском. Преподавание велось преимущественно лекционным методом.

До сих пор идет дискуссия о том, насколько «Галия» отвечала стандарту религиозного вуза. И тут многое зависит от методики подсчета. В 1914 году чисто религиозным предметам в медресе отводилось 28,2 % времени. Однако арабскому языку – языку Священного Корана – 14,7 %, светским наукам – 35,6 %. При этом шакирды на занятиях по арабскому языку явно читали не светские газеты и романы, а предметы философского (философия Ислама), исторического (история Ислама), религиоведческого (история религий) цикла преподавались с точки зрения мусульманкой догматики. При этом татарскому языку отводилось 4,9%, государственному русскому – 14,1%, другим предметам – 2,5% времени7 [4]. Таким образом, несмотря на значительное количество часов по светским предметам, 43% из них было отведено религиозным предметам.

Для сравнения предметов, включенных в программу медресе «Галия», можно привести дисциплины, изучавшиеся в одном из известнейших заведений «Мухаммадия», которое существует и поныне. В учебные программы были включены: толкование Корана, хадисы, вероучение, история ислама, фикх, арабская литература и арабское чтение, арабский язык, изложение, догматика, стихи, вероучение, изречения и нравоучение, жизнь Мухаммада, арабская этимология, перевод, диктовка, всеобщая история, татарский язык, этимология, синтаксис арабского языка, арифметика, перевод, диктовка, естественная история, арабская ритмика, география, история татар, чистописание, рисование, сочинение, русский язык, история ислама, рисование, счет, этимология, Коран, чтение, заучивание наизусть, рисование, чтение, счет, переложение, основы юриспруденции, философия, психология, логика и т.д.8[7].

Интересную тенденцию отмечала исследователь Хабибуллина Г.Ю.: «Вначале педагоги не были жестко ограничены учебными планами и программами. Учебные программы составлялись коллективом преподавателей и утверждались руководителем данного учебного заведения. Учебные планы иногда менялись – в процессе опыта работы выявлялись ошибки. Характерен бессистемный подход к выбору преподаваемых дисциплин: кроме традиционных для мусульманских учебных заведений религиозных дисциплин – Корана, таджвида, акиды, хадисоведения, ахляка, фикха, тафсира, жизнеописания пророка, исламского законодательства, – в учебных планах, программах, составленных до 2000 г., можно обнаружить самые неожиданные дисциплины. К примеру, учебный план казанского высшего мусульманского медресе «Мухаммадия», учрежденного в 1991 г. Духовным управлением мусульман Республики Татарстан, кроме перечисленных выше, предполагает преподавание таких дисциплин, как страноведение, мировые религии и религиозные течения, стилистика арабского языка, история литературы, арабская литература, история Татарстана, методика преподавания ислама, теория наследства, теория перевода, женщина в исламе, закон стихосложения и т. д.»9 [8].

Таким образом, большинство дисциплин схожи с теми, которые изучались в Уфимском медресе «Галия» в начале XX в. В период существования этого учебного заведения указанных дисциплин вполне хватало для того, чтобы выпускать высококвалифицированных специалистов.

В 1913 году в медресе «Галия» насчитывалось 94 учащихся и 20 вольнослушателей, национальный и социальный состав которых был очень разнородным: среди них были дети мулл, крестьян, торговцев. Обучение было платным. В 1915 году по просьбе демократически настроенной учащейся молодежи в медресе начали преподавать татарский язык и литературу татарский писатель, публицист, общественный деятель Галимджан Ибрагимов и востоковед-тюрколог Ахмет-Заки Валидов10 [5].

Методика приемов экзаменов в медресе ничем не отличалась от современных.

В стенах медресе «Галия» царил свободолюбивый дух. По четвергам учащиеся собирались на диспуты, где обсуждали политические темы. Проходили литературные вечера даже вне стен медресе – в зале Дома дворянского собрания, в Сибирской гостинице, издавались многочисленные рукописные журналы. Медресе было прогрессивным учреждением.

Отличие «Галии» от таких известных джадидистских мусульманских учебных заведений, как «Мухаммадия», «Усмания», «Хусаиния», состояло не только в том, что сюда принимались лица, уже закончившие среднюю ступень образования (рушдия), но и в большом удельном весе светских дисциплин11 [6, С. 106].

Зия Камали на 10-летии медресе признавался, что преподаватели медресе терпели большие неудобства из-за отсутствия учебников и учебных принадлежностей по преподаваемым ими предметам на родном языке. Поэтому учебники вынуждены были привозить в большинстве случаев из других стран. Традиционно самые лучшие издания Коранов ввозились в Россию из Индии и Константинополя, а наиболее полный и полярный сборник хадисов – книга «аль-Сахих ал-Булгари» – из Египта. Наряду с иноязычными учебными пособиями в медресе «Галия» использовались и уже существовавшие учебники, написанные специально для татарских медресе. Например, первая татарская грамматика – учебник татарского языка «Татар телига кыскача гыйльми сарыф» (1886 г., 32 стр.) Г. Фаезхани и его же учебник географии «Гомуми география рисалесе» (1888 г.). Учебники татарского языка «Татар сарфы» (1911), «Татар нехесе» (1911), «Татар имлясы» (1914) Г. Ибрагимова, его же «Адабият дареслере»12 [10, С.340-341].

Советский режим быстро остановил деятельность «Галии». В 1917-1918 году на базе медресе были организованы учительские курсы. В 1919 году медресе «Галия» было преобразовано в светскую мужскую общеобразовательную школу (гимназию) второй ступени для башкир и татар. Позже в восстановленном здании находилась школа-интернат № 92.

В марте 1919 года Уфу заняли войска Колчака. Сначала в здании медресе была устроена казарма. Перед отступлением колчаковцы подожгли здание, остался только выгоревший остов13 [3].

В наши дни в стенах «Галии» находится Российский Исламский университет. Следовательно, медресе, хотя и в реорганизованном виде, но до сих пор существует.

Таким образом, учебные программы, дисциплины в медресе были как традиционные, так и новые, отличные от многих других мусульманских учебных заведений. Образование было более качественным в сравнении с кадимистскими типами учебных заведений. Зия Камали и его коллеги понимали, насколько велико значение системы образования в жизни, всячески стремились повысить престиж «Галии» и с этой целью приглашали лучших специалистов в своей области, создавали комфортные условия, оснащали учебное заведение необходимым оборудованием. Светские предметы, преподававшиеся шакирдам, были в значительной степени из цикла гуманитарных, естественных наук. Примечательно было также включение физкультуры в учебную программу. При всем том, что медресе резко выделялось от остальных, имело значительный процент светских предметов, оно оставалось высшим религиозным учебным заведением.
Список литературы:


  1. ЦГИА РБ. Р-4767.Оп.№1. Д.1. Краткая история медресе «Галия».

  2. Медресе «Гусмания». URL: http://encikl.bashedu.ru/mmmm/m_gusman.htm

  3. Вековая история медресе «Галия». URL: http://muslimpress.ru/raznoe/vekovaya-istoriya-medrese-galiya.htm.

  4. Муслимов А. Сегодня отмечается столетие медресе «Галия диния» URL: http://www.islamnn.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1356

  5. Шумилова М. Медресе «Галия»: основные исторические вехи. URL: http://www.vsesmi.ru/news/98127/252597

  6. Ямаева Л.А. Мусульманский либерализм начала XX века как общественно-политическое движение (по материалам Уфимской и Оренбургской губерний). – Уфа: Гилем, 2002.

  7. История медресе «Мухаммадия» URL: http://muhammadiya.ru/index/0-8

  8. Хабибуллина Г.Ю. Состояние современного профессионального исламского религиозного образования в России. URL: http://www.islamrf.ru/news/analytics/point-of-view/1741/

  9. Очерки истории татарской общественной мысли. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2000. – 191 с.

  10. Тузбекова Л.С. Медресе «Галия» - высшее мусульманское учебное заведение Башкортостана (1906-1919 гг.) // Медресе Южного Урала и Приуралья: история и современность: Хрестоматия / сост. Т.М. Аминов [текст]. – Уфа, Изд-во БГПУ, 2010. – С.316-361. [эл. ресурс].


1 Очерки истории татарской общественной мысли. – Казань: Татар. кн. Изд-во, 2000. – С.128.

2 ЦГИА РБ. Р-4767.Оп.№1. Д.1. Краткая история медресе «Галия». – С.4.


3 Тузбекова Л.С. Медресе «Галлия» - высшее мусульманское учебное заведение Башкортостана (1906-1919 гг.). // Медресе Южного Урала и Приуралья: история и современность: хрестоматия. – Уфа, Изд-во БГПУ, 2010. – С.328.

4 Медресе «Гусмания». URL: http://encikl.bashedu.ru/mmmm/m_gusman.htm


5 ЦГИА РБ. Р-4767.Оп.№1. Д.1. Краткая история медресе «Галия». – С.11.

6 Тузбекова Л.С. Медресе «Галия» - высшее мусульманское учебное заведение Башкортостана (1906-1919 гг.) // Медресе Южного Урала и Приуралья: история и современность: хрестоматия. – Уфа, Изд-во БГПУ, 2010. – С.339.

7 Муслимов А. Сегодня отмечается столетие медресе «Галия диния». URL: http://www.islamnn.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1356

8 История медресе «Мухаммадия». URL: http://muhammadiya.ru/index/0-8


9 Хабибуллина Г.Ю. Состояние современного профессионального исламского религиозного образования в России. URL: http://www.islamrf.ru/news/analytics/point-of-view/1741/

10 Шумилова М. Медресе «Галия»: основные исторические вехи. URL: http://www.vsesmi.ru/news/98127/252597

11 Ямаева Л.А. Мусульманский либерализм начала XX века как общественно-политическое движение (по материалам Уфимской и Оренбургской губерний). – Уфа: Гилем, 2002. – С.106.

12 Тузбекова Л.С. Медресе «Галия»… - С.340-341.

13 Вековая история медресе «Галия». URL: http://muslimpress.ru/raznoe/vekovaya-istoriya-medrese-galiya.htm.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск