Скачать 70.46 Kb.
|
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ В 7 КЛАССЕ. Тип урока: декоративное рисование Тема: «СИНИЕ УЗОРЫ НА БЕЛОСНЕЖНОМ ПОЛЕ» ЦЕЛЬ УРОКА: исследовать с учащимися народный промысел Гжель, ее истоки, особенности росписи. ЗАДАЧИ УРОКА: Образовательная:
Развивающая:
Воспитательная:
ОБОРУДОВАНИЕ: Оборудование для учителя:
Оборудование для учащихся:
Ход урока:
-Здравствуйте, ребята! И прежде чем я объявлю тему урока, давайте вместе рассмотрим представленные вашему вниманию произведения искусства. Посмотрите, как они прекрасны. Мы видим, что в декоративно-прикладном искусстве видное место занимают народные художественные промыслы. Синие птицы по белому небу, Море цветов голубых, Кувшины и кружки - быль или небыль? Изделия рук золотых. Синяя сказка - глазам загляденье! Словно весною капель. Ласка, забота, тепло и творенье- Русская, звонкая гжель.
(1 слайд) И тема сегодняшнего урока звучит следующим образом: «СИНИЕ УЗОРЫ НА БЕЛОСНЕЖНОМ ПОЛЕ». Основная задача нашего урока - вспомнить историю происхождения гжельской росписи, особенности этого искусства и выполнить роспись на наших изделиях, которые сами изготовили на прошлом уроке. 3.1 Беседа: - Ребята, давайте вспомним, какой цвет краски применяют в гжельской росписи? (2-3 слайд) Действительно, основной цвет гжельской майолики – синий и все его оттенки – это голубой, тёмно-синий, фиолетовый на белом фоне. 3.1. Легенда о гжельской росписи: Ребята, а вы знаете, существует легенда о том, как появилась Гжельская роспись. Сейчас мы ее услышим. Я предоставляю слово учащимся. Спасибо, ребята.
Друзья, а сейчас мы с вами совершим небольшую экскурсию в старинный, подмосковный городок Гжель. Снежно – белая посуда, расскажи – ка, ты откуда? ( 4 слайд) Недалеко от Москвы средь лесов и полей стоит город, а чуть более 500 лет назад это была деревенька. Жили в той деревеньке люди мастеровые, которые нашли тут глину особенную, белую. Деревня в Подмосковье Прославилась теперь Известно всем в народе Ее названье Гжель. Пришло это названье из седой старины от слова «жечь, обжигать». Работали гжельцы, посуду делали самую разнообразную и игрушки презабавные. Не потерялось народное искусство во глубине столетий, наоборот, только ярче стало, жизнерадостнее. Велика Россия наша, И талантлив наш народ. О Руси родной, умельцах На весь мир молва идет. (5 слайд) В 1818 году по приказу Петра I была открыта фабрика по производству майоликовой посуды. Майолику изготавливают из белой глины, а рисунок наносится на сырое изделие, т.е. до обжига. (6 слайд) А сейчас мы познакомимся с технологией изготовления изделий с гжельской росписью. Мы - на фабрике. Формовочный цех. Рабочее место мастера. (7 слайд) Каждое изделие мастер расписывает вручную. Что украшали гжельскими узорами? Действительно, мы можем смело сказать: работа в технике Гжель бело-синим чудом. Давайте посмотрим образцы гжели. (8 слайд) А теперь полюбуемся на это синее чудо. Какой положительный заряд и радость несут в себе эти чудесные изделия? (9 слайд) Печка Гжель. Таких нигде больше не делали. (10 слайд) Посуда. (11 слайд) Сувениры. (12 слайд) Сколько художников – столько и разных форм (13слайд) Настольные лампы, Подсвечники, часы ( 14-15слайд Расписные платки и кухонные принадлежности. (16 слайд) Ребята, обратите внимание на слайд. Вы видите, что гжельскую роспись мы с вами можем встретить не только на фарфоре, но и даже на одежде в стиле Гжель. (17 слайд) Работа гжельских мастеров, о каком времени года напоминает нам? Ребята, мы с вами завершаем экскурсию и плавно переходим к практической части урока. Обобщение: предметы быта в Гжели отличаются от других промыслов своей изысканностью, декоративностью, причудливой формой, а также декоративным украшением. Формы предметов не повторяются. У каждого мастера своя роспись и форма.
- Давайте вспомним основные традиционные элементы гжельской росписи. (19 слайд) Обратите внимание на экран: Линии и точки. Бордюры (20 слайд) Капельки Этот мазок лежит в основе многих узоров. Капелькой изображают листочки, лепестки. (21 слайд) Агашка – гжельская роза. Синяя роза – один из главных мотивов росписи. Самое трудное в гжельской росписи - это "мазок с тенями". Роспись самого цветка начинают с середины, затем наносят два мазка слева и два мазка справа. (22 слайд)6. КРОССВОРД 1.название промысла, с которым мы сегодня познакомились - Гжель 2.основной цвет гжельской росписи - синий 3.элемент росписи – листок 4.инструмент художника – кисть 6.приём работы кистью – мазок 7.керамика, покрытая глазурью - майолика Ребята, посмотрите внимательно, я расписал несколько работ акриловыми красками специально для нашего урока. А теперь – внимание! Сейчас у нас с вами очень важный этап работы: вы будете расписывать свои изделия и представьте, что находитесь в цехе гжельской росписи в роли мастера. Вам необходимо проявить фантазию, воображение и придумать свой узор. Ну а теперь начинаем работать! Желаю вам удачи в творчестве, и пусть ваше творчество сопровождает легкая музыка. (звучит музыка) 7.ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ. (22-23 слайд) Шаги рисования цветка. Из этих элементов вы составите узор для своих работ. -Давайте вспомним некоторые правила перед началом работы. Все элементы рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку берут почти за основание тремя пальцами перпендикулярно поверхности изделия. Концом кисти наносят штриховку, завитки, жилки и изогнутые стебельки. Чёткие мазки лепестков и листьев наносят всей кистью. Форма цветков упрощённая, но живописная. (23слайд) 8. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Ребята, а сейчас я предлагаю вам немного отвлечься от работы и вместе спеть короткую песню о гжели. (Звучит песня «Тонкая рябина») Спасибо! Я уверен, что вы зарядились энергией, и мы снова продолжаем работу. 9 . ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЯ
10. АНАЛИЗ РАБОТ УЧАЩИХСЯ Обсуждение работ, подведение итогов занятия. - С творчеством народных мастеров какого промысла мы сегодня познакомились? - Гжельская роспись. - Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи? - Используется только синяя краска на белом фоне, особые элементы росписи, приём «растяжения» цвета. - Почему работы гжельских мастеров напоминают нам о зиме? - Белая, как снег, посуда, синие и голубые «морозные» узоры. - Было ли вам интересно? - Что запомнилось на занятии? Понравилось? Не понравилось? - Приятно видеть красивые вещи, учиться самим украшать их, интересно узнавать что-то новое из истории родного края. - Что вы можете сказать о своих работах? Всё ли удалось, почему? 11. Домашнее задание. Придумайте свой узор и распишите дома в технике гжельской росписи. (25 СЛАЙД) Спасибо, ребята! На этом наш урок окончен. До свидания! |