Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 164.65 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации05.02.2014
Размер164.65 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
ГБОУ СОШ с углубленным изучением

физики и математики №2007
Рабочая программа

по истории

6 класс

(история Средних веков)
Учитель

Кузнецов Сергей Иванович, учитель истории

2013-2014 учебный год

Москва

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по истории 5-9 классы (Стандарты второго поколения). М.: Просвещение, 2010.

При составлении программы также использованы:

1. История средних веков. 6 класс (Ведюшкин В.А.) // Программы общеобразовательных учреждений. История. 5-11 классы. - М.: Просвещение, 2008.

Программа предназначена для изучения курса истории средних веков на базовом уровне в его традиционном варианте в объеме 28 ч (2 ч в неделю) на основе учебно-методического комплекта по курсу «История средних веков» В.А. Ведюшкина издательства «Просвещение».

Учебно-методический комплект адаптирован для преподавания по программе базового уровня для общеобразовательных школ.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории и проявления творческой инициативы учителей.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Пункты учебника

Содержание учебного материала

1.




Вводный урок (1 ч).







Тема 1. Западная Европа в раннее Средневековье (4 ч)

2.

1

Великое переселение народов и образование германских королевств.

3.

2

Христианская церковь в раннее Средневековье.

4.

3

Империя Карла Великого: возникновение, расцвет и распад

5.

4

Среди невзгод и опасностей: Западная Европа в IX-XI веках







Тема 2. Византия и славянский мир (2 ч)

6.

5,6

Византийское тысячелетие. Культура Византии.

7.

7

Образование славянских государств.







Тема 3. Арабский мир в VI-XI вв. (1 ч)

8.

8,9

Рождение новой религии. Мир ислама.

9.




Повторительно-обобщающий урок по теме «Раннее Средневековье» (1 ч)







Тема 4. Феодальное общество (3 ч)

10.

10

Сеньоры и вассалы.

11.

11

Средневековая деревня.

12.

12

Средневековый город.







Тема 5. Католическая церковь в XI-XIII вв. (2 ч)

13.

13

Католическая церковь: путь к вершине могущества.

14.

14

Крестовые походы.







Тема 6. Разные судьбы государств (3 ч).

15.

15

Франция: долгий путь к единству.

16.

16

Англия: от Нормандского завоевания до парламента.

17.

17

Несбывшиеся надежды германских императоров.







Тема 7. Культура Западной Европы в XI-XIII веках (2 ч)

18.

18

Образование, наука и философия в эпоху расцвета Средневековья.

19.

19

Время соборов.

20.




Повторительно-обобщающий урок по теме «Расцвет Средневековья» (1 ч)







Тема 8. Западная Европа в XIV-XV вв. (4 ч)

21.

20

Столетие бедствий.

22.

21

Самая долгая война в истории.

23.

22

Трудный путь к торжеству королевской власти.

24.

23

Культура Западной Европы в XIV-XV веках: новые горизонты.







Тема 9. Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV-XV веках (1 ч.).

25.

24,25

Польша и Чехия: время расцвета. Полумесяц против креста.

26.




Повторительно-обобщающий урок по теме «Осень» Средневековья (1 ч)







Тема 10. Страны Азии, Африки и Америки (2 ч)

27.

26,27

Индия, Китай, Япония.

28.

28

Народы и государства Африки и Америки.

Содержание обучения

Введение (1 ч).

Происхождение понятия «Средние века». «Светлый и темный» образы Средневековья. Географические и хронологические рамки Средневековья. Периодизация истории Средних веков. Источники по истории Средних веков.

Раздел 1. Раннее Средневековье (8 ч).

Тема 1. Западная Европа в раннее Средневековье (4 ч).

Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Образование и отличительные черты германских королевств. Остготская Италия. Франкское завоевание Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Организация управления государством. «Салическая правда». Принятие франками христианства. Изменения в положении церкви в IV в. Споры вокруг понимания христианства и формирование христианских догматов. Отцы церкви. Никейский собор. Ереси. Структура и иерархия духовенства. Возникновение папства. Монашество. Жизнь средневекового монастыря. Церковь и культура. Система образования. Франкское государство в VI-VIII вв. Усиление власти майордомов. Карл Мартелл и его реформа. Бенефиций и феод. Создание Папского государства. Войны Карла Великого. Принятие императорского титула и его значение. Управление империей. «Каролингское Возрождение». Верденский раздел, его причины и значение. Походы викингов, их причины и последствия для Западной Европы. Норманны и Англия.Франция и Германия в IX-XI вв. Феодальная раздробленность во Франции. Борьба германских королей с венгерской опасностью. Усиление королевской власти в Германии и создание Священной Римской империи. Императоры и церковь.

Опорные понятия и термины: «средние века», христианские догматы, иерархия, монашество, папство, бенефиций, феод, феодальная раздробленность.

Тема 2. Византия и славянский мир (2 ч)

Особенности развития Восточной Римской империи по сравнению с Западной. Территория и население. Константинополь – столица Византии и воплощение её могущества. Особенности императорской власти. Расцвет Византийской империи при Юстиниане. Судьба Византии в VII-XI вв. Взаимоотношения с Русью. Роль античного наследия в культуре Византии. Возникновение и отличительные черты византийской церковной архитектуры. Собор Святой Софии. Храм как образ мира и синтез искусств. Византийская иконопись. Прародина и расселение славян. Западные, восточные и южные славяне. Складывание славянских государств: Болгарии, Великой Моравии, Чехии, Польши. Принятие христианства в славянских странах в условиях соперничества Рима и Константинополя. Значение принятия христианства. Создание славянской письменности.

Опорные понятия и термины: иконопись, прародина и расселение славян.

Тема 3. Арабский мир в VI-XI вв. (1 ч).

Условия жизни и занятия арабов. Племенное устройство и верования. Проповедь Мухаммада. Причины и ход объединения арабов. Ислам. Коран. Обязанности мусульман. Возникновение Халифата. Арабские завоевания. Причины успехов арабов. Омейяды и Аббасиды. Распад Халифата. Ислам и культура стран Халифата. Роль арабского языка. Расцвет науки, литературы и искусства. Мечеть. Быт и культура повседневной жизни.

Опорные понятия и термины: мусульмане, ислам, Халифат, мечеть.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Раннее Средневековье» (1 ч)

Раздел 2. Расцвет Средневековья (11 ч)

Тема 4. Феодальное общество (3 ч)

Складывание нового устройства общества. Формирование зависимого крестьянства. Сословия. Феод и установление вассальных отношений. Понятие феодализма. Сеньоры и вассалы. Феодальная иерархия. Рыцарство. Вооружение и боевая тактика рыцарей. Воспитание, занятия и образ жизни рыцарей. Замок. Геральдика. Рыцарская культура. Кодекс рыцарской чести. Крестьяне и сеньоры. Понятие и структура сеньории. Повинности. Жизнь крестьянина. Натуральное хозяйство. Крестьянская община, её функции и значение. Быт и культура крестьян. Средневековый город. Упадок городской жизни в раннем Средневековье. Причины возникновения и расцвета средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Социальная структура города. Организация управления. Облик средневекового города. Жизнь и быт горожан. Средневековое ремесло. Цехи, их роль в экономике и повседневной жизни городов. Организация торговли. Торговые пути. Ярмарки. Возникновение банков.

Опорные понятия и термины: сословия, феодализм, повинности, натуральное хозяйство, община, средневековый город, цехи.

Тема 5. Католическая церковь в XI-XIII вв. (2 ч)

Основы могущества церкви. Материальные богатства церкви, их источники. Упадок морального авторитета церкви в X-XI вв. Клюнийская реформа. Разделение церквей. Различия между католицизмом и православием. Борьба империи и папства в XI в. Ереси в XI-XIII вв. (катары, вальденсы), причины их широкого распространения. Борьба церкви с ересями. Альбигойские войны. Инквизиция. Нищенствующие ордены – францисканцы и доминиканцы, их роль в укреплении католической церкви. Причины и начало Крестовых походов, их участники. Ход и результаты Первого крестового похода. Государства крестоносцев на Востоке. Духовно-рыцарские ордены. Третий крестовый поход. Четвертый крестовый поход. Упадок и конец крестоносного движения. Значение Крестовых походов.

Опорные понятия и термины: разделение церквей, католицизм, православие, инквизиция, крестовые походы.

Тема 6. Разные судьбы государств (3 ч).

Начало объединения Франции. Слабость и сила королевской власти, её союзники в деле объединения страны. Успехи Филиппа II Августа. Укрепление королевской власти при Людовике IX Святом. Филипп IV Красивый и возникновение Генеральных штатов. Сословная монархия. Конфликт с папством и Авиньонское пленение. Воздействие Нормандского завоевания на развитие Англии. Могущество королевской власти в конце XI-XII в. Анжуйская держава. Реформы Генриха II Плантагенета. Столкновение с церковью. Великая хартия вольностей, ее историческая роль. Возникновение и отличительные черты английского парламента. Новый этап борьбы империи и папства. Политика Фридриха I Барбароссы и Фридриха II Гогенштауфена в Италии и Германии. Колонизация земель западных славян. Возникновение Швейцарского союза. Усиление князей и ослабление императорской власти во второй половине XIII-XIV вв.

Опорные понятия и термины: сословная монархия

Тема 7. Культура Западной Европы в XI-XIII вв. (2 ч)

Возникновение университетов. Университетское образование. Жизнь студентов. Вера, разум и опыт в средневековой науке. Рационализм и мистика. Схоластика.

Архитектура и изобразительное искусство эпохи расцвета Средневековья. Романский и готический стили, их отличительные черты.

Опорные понятия и термины: университет, рационализм, мистика, схоластика, романский стиль, готический стиль.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Расцвет Средневековья» (1 ч)

Раздел 3. «Осень» Средневековья (6 ч).

Тема 8. Западная Европа в XIV-XV вв. (4 ч)

Ухудшение условий жизни европейцев в XIV в. «Черная смерть», её экономические и социальные последствия. Освобождение крестьян от личной зависимости. Обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Причины и начало Столетней войны. Франция на краю гибели. Жанна д'Арк и перелом в ходе войны. Завершение Столетней войны и ее итоги. Владения герцогов Бургундских в XV в. Борьба французских королей с бургундскими герцогами и завершение объединения Франции. Централизаторская политика Людовика XI. Война Алой и Белой розы в Англии. Усиление королевской власти в Англии при Генрихе VII Тюдоре. Объединение Испании и завершение Реконкисты. Религиозная политика Фернандо и Изабеллы. Изменения в культуре Западной Европы в XIV-XV вв. Развитие личностного начала. Изобретение книгопечатания и его значение. Возникновение культуры Возрождения в Италии. Гуманизм и гуманисты. Литература и искусство раннего Возрождения в Италии.

Опорные понятия и термины: «черная смерть», централизаторская политика, книгопечатание, Возрождение, гуманизм.

Тема 9. Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV-XV веках (1 ч.).

Польша в XIV-XV вв. Внутренняя политика Казимира III Великого. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Битва при Грюнвальде. Расцвет Чехии в XIV в. Нарастание социальных, этнических и религиозных противоречий. Ян Гус. Гуситские войны и их значение. Страны Балканского полуострова в XIV-XV вв. Ослабление Византии, Болгарии и Сербии. Усиление Османской империи. Османские завоенвания на Балканах. Византия в поисках спасения. Гибель империи ромеев. Воздействие поздневизантийской культуры на другие страны.

Опорные понятия и термины: уния

Повторительно-обобщающий урок по теме «Осень» Средневековья (1 ч)

Раздел 4. Вдали от Европы (2 ч)

Тема 10. Страны Азии, Африки и Америки (2 ч).

Природные условия Индии и ее богатства. Занятия населения. Индийская община. Варны и касты. Роль кастовой системы в индийском обществе. Делийский султанат. Религии Индии. Достижения индийской культуры. Периодизация истории Китая в эпоху Средневековья. Китай и его соседи. Великий шёлковый путь. Борьба с северными кочевниками. Монгольское владычество и его свержение. Императорская власть и чиновничество. Достижения китайской науки, литературы и искусства. Япония. Отличительные черты японского общества и культуры. Объединение монголов и создание державы Чингисхана. Завоевания монголов, причины их успехов. Распад монгольской державы. Завоевания Тимура. Самарканд во времена Тимура и Улугбека. Особенности развития Африки. Освоение Америки. Проблема контактов доколумбовой Америки со Старым Светом. Цивилизации майя, ацтеков и инков, их достижения и особенности развития.

Опорные понятия и термины: варны, касты.

Цели обучения

Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.


К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.


Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность -учебную, общественную и др.;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения истории учащимися 5-9 классов включают:

- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Требования к уровню подготовки учащихся

Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2.Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3.Работа с историческими источниками:

- читать историческую карту с опорой на легенду;

- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция):

- рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках;

- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

- соотносить единичные исторические факты и общие   явления;

- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

-определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Учебно-методическое обеспечение

Программа предназначена для изучения курса «История Средних веков» в его традиционном варианте в объеме 28 ч (2 ч в неделю) на основе учебно-методического комплекта:

  1. Ведюшкин В.А. История средних веков. 6 класс – М.: Просвещение, 2010.

  2. Ведюшкин В.А., Крючкова Е.А. История Средних веков. 6 класс. Рабочая тетрадь. - М.: Просвещение, 2011.

  3. Дополнительная литература

  1. Загадки истории. Средние века. (Энциклопедия тайн и загадок). М., 2002

  2. Викинги. Мифы и легенды народов мира. М., 2008

  3. Средние века. М., 2005. (Мировая история. Школьная энциклопедия «Руссика»)





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск