Скачать 164.65 Kb.
|
ГБОУ СОШ с углубленным изучением физики и математики №2007 Рабочая программа по истории 6 класс (история Средних веков) Учитель Кузнецов Сергей Иванович, учитель истории 2013-2014 учебный год Москва Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по истории 5-9 классы (Стандарты второго поколения). М.: Просвещение, 2010. При составлении программы также использованы: 1. История средних веков. 6 класс (Ведюшкин В.А.) // Программы общеобразовательных учреждений. История. 5-11 классы. - М.: Просвещение, 2008. Программа предназначена для изучения курса истории средних веков на базовом уровне в его традиционном варианте в объеме 28 ч (2 ч в неделю) на основе учебно-методического комплекта по курсу «История средних веков» В.А. Ведюшкина издательства «Просвещение». Учебно-методический комплект адаптирован для преподавания по программе базового уровня для общеобразовательных школ. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории и проявления творческой инициативы учителей. Рабочая программа выполняет две основные функции: Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся. Календарно-тематическое планирование
Содержание обучения Введение (1 ч). Происхождение понятия «Средние века». «Светлый и темный» образы Средневековья. Географические и хронологические рамки Средневековья. Периодизация истории Средних веков. Источники по истории Средних веков. Раздел 1. Раннее Средневековье (8 ч). Тема 1. Западная Европа в раннее Средневековье (4 ч). Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Образование и отличительные черты германских королевств. Остготская Италия. Франкское завоевание Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Организация управления государством. «Салическая правда». Принятие франками христианства. Изменения в положении церкви в IV в. Споры вокруг понимания христианства и формирование христианских догматов. Отцы церкви. Никейский собор. Ереси. Структура и иерархия духовенства. Возникновение папства. Монашество. Жизнь средневекового монастыря. Церковь и культура. Система образования. Франкское государство в VI-VIII вв. Усиление власти майордомов. Карл Мартелл и его реформа. Бенефиций и феод. Создание Папского государства. Войны Карла Великого. Принятие императорского титула и его значение. Управление империей. «Каролингское Возрождение». Верденский раздел, его причины и значение. Походы викингов, их причины и последствия для Западной Европы. Норманны и Англия.Франция и Германия в IX-XI вв. Феодальная раздробленность во Франции. Борьба германских королей с венгерской опасностью. Усиление королевской власти в Германии и создание Священной Римской империи. Императоры и церковь. Опорные понятия и термины: «средние века», христианские догматы, иерархия, монашество, папство, бенефиций, феод, феодальная раздробленность. Тема 2. Византия и славянский мир (2 ч) Особенности развития Восточной Римской империи по сравнению с Западной. Территория и население. Константинополь – столица Византии и воплощение её могущества. Особенности императорской власти. Расцвет Византийской империи при Юстиниане. Судьба Византии в VII-XI вв. Взаимоотношения с Русью. Роль античного наследия в культуре Византии. Возникновение и отличительные черты византийской церковной архитектуры. Собор Святой Софии. Храм как образ мира и синтез искусств. Византийская иконопись. Прародина и расселение славян. Западные, восточные и южные славяне. Складывание славянских государств: Болгарии, Великой Моравии, Чехии, Польши. Принятие христианства в славянских странах в условиях соперничества Рима и Константинополя. Значение принятия христианства. Создание славянской письменности. Опорные понятия и термины: иконопись, прародина и расселение славян. Тема 3. Арабский мир в VI-XI вв. (1 ч). Условия жизни и занятия арабов. Племенное устройство и верования. Проповедь Мухаммада. Причины и ход объединения арабов. Ислам. Коран. Обязанности мусульман. Возникновение Халифата. Арабские завоевания. Причины успехов арабов. Омейяды и Аббасиды. Распад Халифата. Ислам и культура стран Халифата. Роль арабского языка. Расцвет науки, литературы и искусства. Мечеть. Быт и культура повседневной жизни. Опорные понятия и термины: мусульмане, ислам, Халифат, мечеть. Повторительно-обобщающий урок по теме «Раннее Средневековье» (1 ч) Раздел 2. Расцвет Средневековья (11 ч) Тема 4. Феодальное общество (3 ч) Складывание нового устройства общества. Формирование зависимого крестьянства. Сословия. Феод и установление вассальных отношений. Понятие феодализма. Сеньоры и вассалы. Феодальная иерархия. Рыцарство. Вооружение и боевая тактика рыцарей. Воспитание, занятия и образ жизни рыцарей. Замок. Геральдика. Рыцарская культура. Кодекс рыцарской чести. Крестьяне и сеньоры. Понятие и структура сеньории. Повинности. Жизнь крестьянина. Натуральное хозяйство. Крестьянская община, её функции и значение. Быт и культура крестьян. Средневековый город. Упадок городской жизни в раннем Средневековье. Причины возникновения и расцвета средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Социальная структура города. Организация управления. Облик средневекового города. Жизнь и быт горожан. Средневековое ремесло. Цехи, их роль в экономике и повседневной жизни городов. Организация торговли. Торговые пути. Ярмарки. Возникновение банков. Опорные понятия и термины: сословия, феодализм, повинности, натуральное хозяйство, община, средневековый город, цехи. Тема 5. Католическая церковь в XI-XIII вв. (2 ч) Основы могущества церкви. Материальные богатства церкви, их источники. Упадок морального авторитета церкви в X-XI вв. Клюнийская реформа. Разделение церквей. Различия между католицизмом и православием. Борьба империи и папства в XI в. Ереси в XI-XIII вв. (катары, вальденсы), причины их широкого распространения. Борьба церкви с ересями. Альбигойские войны. Инквизиция. Нищенствующие ордены – францисканцы и доминиканцы, их роль в укреплении католической церкви. Причины и начало Крестовых походов, их участники. Ход и результаты Первого крестового похода. Государства крестоносцев на Востоке. Духовно-рыцарские ордены. Третий крестовый поход. Четвертый крестовый поход. Упадок и конец крестоносного движения. Значение Крестовых походов. Опорные понятия и термины: разделение церквей, католицизм, православие, инквизиция, крестовые походы. Тема 6. Разные судьбы государств (3 ч). Начало объединения Франции. Слабость и сила королевской власти, её союзники в деле объединения страны. Успехи Филиппа II Августа. Укрепление королевской власти при Людовике IX Святом. Филипп IV Красивый и возникновение Генеральных штатов. Сословная монархия. Конфликт с папством и Авиньонское пленение. Воздействие Нормандского завоевания на развитие Англии. Могущество королевской власти в конце XI-XII в. Анжуйская держава. Реформы Генриха II Плантагенета. Столкновение с церковью. Великая хартия вольностей, ее историческая роль. Возникновение и отличительные черты английского парламента. Новый этап борьбы империи и папства. Политика Фридриха I Барбароссы и Фридриха II Гогенштауфена в Италии и Германии. Колонизация земель западных славян. Возникновение Швейцарского союза. Усиление князей и ослабление императорской власти во второй половине XIII-XIV вв. Опорные понятия и термины: сословная монархия Тема 7. Культура Западной Европы в XI-XIII вв. (2 ч) Возникновение университетов. Университетское образование. Жизнь студентов. Вера, разум и опыт в средневековой науке. Рационализм и мистика. Схоластика. Архитектура и изобразительное искусство эпохи расцвета Средневековья. Романский и готический стили, их отличительные черты. Опорные понятия и термины: университет, рационализм, мистика, схоластика, романский стиль, готический стиль. Повторительно-обобщающий урок по теме «Расцвет Средневековья» (1 ч) Раздел 3. «Осень» Средневековья (6 ч). Тема 8. Западная Европа в XIV-XV вв. (4 ч) Ухудшение условий жизни европейцев в XIV в. «Черная смерть», её экономические и социальные последствия. Освобождение крестьян от личной зависимости. Обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Причины и начало Столетней войны. Франция на краю гибели. Жанна д'Арк и перелом в ходе войны. Завершение Столетней войны и ее итоги. Владения герцогов Бургундских в XV в. Борьба французских королей с бургундскими герцогами и завершение объединения Франции. Централизаторская политика Людовика XI. Война Алой и Белой розы в Англии. Усиление королевской власти в Англии при Генрихе VII Тюдоре. Объединение Испании и завершение Реконкисты. Религиозная политика Фернандо и Изабеллы. Изменения в культуре Западной Европы в XIV-XV вв. Развитие личностного начала. Изобретение книгопечатания и его значение. Возникновение культуры Возрождения в Италии. Гуманизм и гуманисты. Литература и искусство раннего Возрождения в Италии. Опорные понятия и термины: «черная смерть», централизаторская политика, книгопечатание, Возрождение, гуманизм. Тема 9. Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV-XV веках (1 ч.). Польша в XIV-XV вв. Внутренняя политика Казимира III Великого. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Битва при Грюнвальде. Расцвет Чехии в XIV в. Нарастание социальных, этнических и религиозных противоречий. Ян Гус. Гуситские войны и их значение. Страны Балканского полуострова в XIV-XV вв. Ослабление Византии, Болгарии и Сербии. Усиление Османской империи. Османские завоенвания на Балканах. Византия в поисках спасения. Гибель империи ромеев. Воздействие поздневизантийской культуры на другие страны. Опорные понятия и термины: уния Повторительно-обобщающий урок по теме «Осень» Средневековья (1 ч) Раздел 4. Вдали от Европы (2 ч) Тема 10. Страны Азии, Африки и Америки (2 ч). Природные условия Индии и ее богатства. Занятия населения. Индийская община. Варны и касты. Роль кастовой системы в индийском обществе. Делийский султанат. Религии Индии. Достижения индийской культуры. Периодизация истории Китая в эпоху Средневековья. Китай и его соседи. Великий шёлковый путь. Борьба с северными кочевниками. Монгольское владычество и его свержение. Императорская власть и чиновничество. Достижения китайской науки, литературы и искусства. Япония. Отличительные черты японского общества и культуры. Объединение монголов и создание державы Чингисхана. Завоевания монголов, причины их успехов. Распад монгольской державы. Завоевания Тимура. Самарканд во времена Тимура и Улугбека. Особенности развития Африки. Освоение Америки. Проблема контактов доколумбовой Америки со Старым Светом. Цивилизации майя, ацтеков и инков, их достижения и особенности развития. Опорные понятия и термины: варны, касты. Цели обучения Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной. К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества: - осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; - освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; - понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах: - способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность -учебную, общественную и др.; - владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; - способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); - готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. Предметные результаты изучения истории учащимися 5-9 классов включают: - овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; - способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; - умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; - расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; - готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. Требования к уровню подготовки учащихся Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями: 1. Знание хронологии, работа с хронологией: - указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; - соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий. 2.Знание исторических фактов, работа с фактами: - характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; - группировать (классифицировать) факты по различным признакам. 3.Работа с историческими источниками: - читать историческую карту с опорой на легенду; - проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.); - сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия. 4. Описание (реконструкция): - рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; - характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; - на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников. 5. Анализ, объяснение: - различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); - соотносить единичные исторические факты и общие явления; - называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; - раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; - сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; - излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий. 6. Работа с версиями, оценками: - приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; -определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку. 7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде: - применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; - использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде; - способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры). Учебно-методическое обеспечение Программа предназначена для изучения курса «История Средних веков» в его традиционном варианте в объеме 28 ч (2 ч в неделю) на основе учебно-методического комплекта:
|