Обобщающий урок по теме "Имя числительное". 6 класс Цель урока: расширить и обобщить знания учащихся об имени числительном.
Задачи урока:
обучающие: познакомить с историей происхождения имени числительного; углубить знания об имени числительном.
развивающие: развивать творческую, речевую и мыслительную активность, используя различные формы работы, развивать интерес учащихся с помощью дополнительной информации.
воспитательные: формирование интереса и уважения к родному языку.
ХОД УРОКА
Компьютерная презентация (Приложение 1, слайд 1)
Организационный момент
Наша задача сегодня – обобщение знаний по теме «Имя числительное». Мы постараемся повторить как можно больше, а возможно, узнаем что-нибудь новое.
II. Устная разминка
Продолжите предложения
1. Все числительные по значению делятся на…. (количественные и порядковые) 2. Среди количеств. числительных выделяются…(целые, дробные, собирательные) 3. Количеств.числительные по составу бывают.. (простые, сложные и составные) 4. Дробные числительные, кроме слов... составные (полтора, полтораста) 5. Числитель дроби представляет собой…числительное, знаменатель –… (количественное, порядковое)
Запишите ответы на вопросы, используя числительные
1. Сколько лет жили старик со старухой в сказке «О рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина? 2. Сколько богатырей было в сказке «О мёртвой царевне»? 3. Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не поймать? 4. Сколько было мушкетёров в романе А.Дюма? 5. Сколько было месяцев в известной сказке Маршака? (30 лет и 3 года,7 богатырей,2 зайца,3 мушкетёра, 12 месяцев)
Определите часть речи (слайд 2)
Двойной, двойка, удвоить, пятеро, пятидневный, двадцать пять, шестиклассник, две седьмых, одинокий, два.
Записать числительные:
1 вариант: с ь на конце (Приложение 1, слайд 3) 2 вариант: с ь в середине
11, 50, 12, 17, 70, 800, 900, 18, 15, 60.
Склонение дробных числительных (Приложение 1, слайды 4, 5)
Записать словами:
9 5/6 +1/6 7 3/8+5/8
III. Синтаксическая роль имён числительных (Приложение 1, слайды 6, 7).
Подчеркните числительные как члены предложения
Семь и семь – четырнадцать.
Семеро ребят отправились в поход.
Первый луч солнца разбудил девочку.
Солнце всходит на Венере всего два раза в году.
Прибавьте к десяти шесть.
– Продолжим наш разговор о числительном. В старину на Руси существовали различные меры длины (учащиеся получили предварительное задание: найти в толковом словаре значение данных слов) (Приложение 1, слайд 8)
Сажень – (2,134 м) Локоть – (54 см.) Пядь – (17,78 см) Вершок – (4,4 см) Аршин – (71 см)
Эти устаревшие слова встречаются в произведениях авторов, описывающих определённую историческую эпоху. Например, Пётр Павлович Ершов и его знаменитое произведение «Конёк – горбунок»
Задание: Прочитайте отрывок. Какого роста был конёк и какие у него были уши? (Приложение 1, слайды 9, 10)
– Интересно возникновение слова «миллион», которое хотя и обозначает количество, но относится к существительным. Что же интересного в его происхождении? Оказывается, если бы не знаменитый путешественник Марко Поло, в нашем языке было бы ещё одно необыкновенное числительное, (Приложение 1, слайд 11)
Вставьте вместо точек числительные оба, обе в нужном падеже (слайд 12)
На … стенах висели стенды.
… братьев взяли в секцию.
Взять в руки … конца верёвки.
IV. Тест с последующей взаимопроверкой (Приложение 1, слайды 13, 14)
V. Творческая работа.
Составьте прогноз погоды на завтрашний день.
VI. Подведение итогов урока. Оценки.
– Ребята, завершая урок, я хочу сказать: мир числительных удивителен! То, что мы с вами узнали на уроке, это лишь его маленькая часть. Я надеюсь, что сегодняшний урок станет началом познания не только мира числительных, но и всего русского языка.
VII. Домашнее задание
– Я вам предлагаю на выбор два задания. Вы должны выбрать то, которое кажется вам наиболее интересным и занимательным: 1. Обратиться к дополнительной литературе. Подготовить сообщение «Вот это числительное!» 2. Написать сказку о происхождении числительного (один, два и т.д) |