Скачать 282.53 Kb.
|
Раздел 2. Подготовка и проведение уроков различного типа по истории и обществознанию в основной школе на основе ЭОРТема 1. Подготовка и проведение уроков разного типа на основе использования ЭОР при обучении историческому и обществоведческому содержанию: урок – изучение нового материалаЯвляясь сложным педагогическим объектом, урок имеет множество характерных признаков, которые позволяют предложить разнообразные классификации уроков. Традиционно классификацию уроков дают по дидактической цели или по методу (форме) их проведения. В случае выбора первого основания выделяют следующие типы уроков: вводный урок, урок изучения нового материала, урок закрепления изученного, урок применения знаний и умений, урок проверки и коррекции знаний и умений, смешанный (комбинированный) урок. Во втором варианте классификации среди основных форм уроков выделяют: урок-беседу; урок-лекцию; урок самостоятельную работу; урок-практикум; урок ролевая игра; урок-исследование и т.п. Выбор ЭОР зависит от цели и формы проведения урока. Например, ЭОР, применяемые на уроке изучения нового материала по обществознанию будут следующие:
Основной упор при выборе ЭОР должен быть сделан на то, что именно познавательная деятельность учащихся является главным условием усвоения ими изучаемого материала. В основу конструирования моделей использования ЭОР в учебном процессе могут быть положены следующие принципы:
Особенности, определяющие условия конструирования урока с использованием ЭОР, приведены в таблице: Таблица 1. Конструирование урока
В целом, последовательность действий педагога для подготовки урока может быть следующей:
Рассмотрим на примере, как можно использовать информационный, практический и контрольный модули конкретного ЭОР при изучении нового материла.
На уроках изучения нового материала могут использоваться следующие типы ЭОР: 1. ЭОР информационного типа, которые знакомят с содержанием темы. Таких модулей на сайте ФЦИОР достаточно много. Например, по истории для 8 класса можно подобрать модули по истории России практически по всем темам курса: «Особенности социально-экономического развития России в XVIII – начале XIX века», «Дворцовые перевороты», «Реформы Александра I», «Внешняя политика России в первой половине XIX века», «Сражения Крымской войны», «Отмена крепостного права в России», «Русско-турецкая война 1877-1878 годов», «Культура России второй половины XIX века». Аналогично можно сделать подборку информационных модулей для 9 класса по обществознанию: «Понятие права. Основы права», «Право: понятие, система, источники», «Правовое регулирование трудовых отношений. Трудовой кодекс», «Право на образование. Закон об образовании», «Конституция Российской Федерации — ядро правовой системы. Всеобщая декларация прав человека; личность, право, правовое государство», «Нормы морали и нравственность. Понятие совести», «Проблема смысла жизни человека». 2. Для отработки знаний и умений используются ЭОР практического типа. К рассмотренным выше примерам можно порекомендовать модули с одноименным наименованием. По истории, к примеру, можно предложить следующие модули: «Реформы Александра I», «Практика. Русско-турецкая война 1877-1878 годов». Например, практические модули по обществознанию для 9 класса: «Нормы морали и нравственность. Понятие совести. Практикум», «Проблема смысла жизни человека. Практикум». 3. ЭОР контрольного типа, применяемые для выполнения контрольного задания по теме, подбираются так же, как и практические модули. Поисковый запрос формулируется согласно теме урока. К примеру, контрольные модули по истории: «Реформы Александра I», «Культура России второй половины XIX века». Или, контрольные модули по обществознанию: «Всеобщая декларация прав человека. Конституция Российской Федерации. Контрольное занятие», «Нормы морали и нравственность. Понятие совести. Контроль», «Проблема смысла жизни человека. Контроль». 4. Ресурсы ЕК ЦОР многоплановы и могут быть с успехом использованы учителем истории в своей практике. Например, фрагменты работ социальных мыслителей: Петровский А. В. Три стороны образа "Я"; Джеймс У. Структура личности; Ольшанский В. Б. Я-концепция; Кант И. О сознании самого себя. Тексты исторических источников: «Обстоятельная реляция» о Полтавской битве, Берлинский трактат – текст исторического источника. Фрагменты научных статей: Философские и научные теории разума. Фрагменты документальных и художественных фильмов: Рекламный ролик АО "МММ", Испытание ядерной бомбы. Учебные видео- и аудио- материалы: Электронная фонотека «Песни Гражданской войны», Выступление И. В. Сталина 3 июля 1941 г.. Анимированная интерактивная карта «Внешняя политика Петра Первого».
Общая схема реализации урока изучения нового материала по обществознанию/истории с применением ЭОР представлена в таблице: Таблица 2. Схема реализации урока изучения нового материала с использованием ЭОР
|