№
| Тема
урока
| Тип урока
| Виды учебной
деятельности
| Виды
контроля, измерители
| Планируемые
результаты
освоения
материала
| Дата проведения
|
План
| Факт
|
1.
| Введение. История России
| Урок-лекция/презентация
| Беседа
| КИМ – Т3
| История России как часть всемирной истории. Что изучает история Отечества. Источники знаний о прошлом.
|
|
|
2
| Древние жители Северной Евразии
| Комбинированный
| Работа с дополнительной литературой
| Вопросы
| Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования
|
|
|
3
| Северная Евразия в начале Средневековья
| Комбинированный
| Работа с дополнительной литературой
| Сообщения
| Скифское царство и упадок Причерноморских государств. Тюркские народы и их государства на территории нашей Родины.
|
|
|
4
| Мир восточных славян
| Урок –презентация
| Подготовка информации, проверка карты
| Вопросы
| Иметь представление о предках славян и районе их расселения. Уметь составлять связный рассказ об основных занятиях, быте, верованиях, общественном устройстве.
|
|
|
5
| Становление Древнерусского государства
| Урок-практикум
| Практическое занятие,
работа по карте, беседа
| КИМ – Т4
| Уметь представлять связный рассказ о процессе формирования государства у восточных славян. Знать основные точки зрения о норманнской теории в исторической науке.
|
|
|
6
| Князь Владимир и крещение Руси
| Лабораторное занятие по учебнику и документу
| Беседа, решение творческих задач, самостоятельная работа
| КИМ – Т6
| Уметь вычленять особенности принятия христианства по сравнению с язычеством.
|
|
|
7
| Жители Древнерусского государства
| Комбинированный
| Комбинированный
| Вопросы
| Уметь описать экономико-социальное положение, быт, нравы различных категорий жителей Древней Руси. Учиться работать в группах.
|
|
|
8.
| Расцвет Руси при Ярославе Мудром
| Урок-практикум
| Решение творческих задач, работа с терминами
| КИМ – Т7
| Знать деятельность Ярослава Мудрого в деле укрепления государственности на Руси.
|
|
|
9
| Распад Древнерусского государства
| Лабораторное занятие по учебнику и документу
| Беседа, решение творческих задач, самостоятельная работа
| Вопросы
| Умение раскрыть причины княжеских междоусобиц – ослабление строя. Уметь определять роль личности в истории. (Владимир Мономах)
|
|
|
10
| Достижения культуры Древней Руси.
| Урок-семинар
| Дискуссия, презентация,
беседа
| КИМ – Т8
КИМ– Т10
| Знать процесс развития культуры Древней Руси.
|
|
|
11
| Повторение «Эпоха Древнерусского государства»
| Обобщаю
щий урок
| Письменный опрос
| КИМ – Т11
|
|
|
|
12
| Раздробленность русских земель
| Урок-лекция/презентация
| Беседа,
дискуссия
| КИМ – Т12
| Уметь объяснять закономерности феодальной раздробленности. Знать причины обособления княжеств и уметь объяснять последствия этого процесса.
|
|
|
13
| Владимиро- Суздальское княжество
| Урок-семинар
| Беседа, дискуссия, презентация
| вопросы
| Иметь представление об особенностях развития крупных русских княжеств
|
|
|
14
| Великий Новгород
| Лабораторное занятие по учебнику и документу
| Работа по карте, беседа,
самостоятельная работа с текстом
| КИМ – Т13
КИМ – Т14
| Иметь представление об особенностях развития крупных русских княжеств.
|
|
|
15
| Повторение «Русские земли и княжества»
| Обобщаю
щий
урок/игра
| Решение творческих задач, игра
| Вопросы
|
|
|
|
16
| Монгольское нашествие
| Урок-практикум
| Анализ источников, работа по карте, практическая работа
| КИМ – Т15
| Уметь объяснять причины завоевания Руси монголами и последствия монголо–татарского ига. Развивать умения работать с картой и историческими документами.
|
|
|
17
| Русь между Западом и Востоком
| Урок-практикум
| Беседа,
работа по карте
| КИМ – Т16
| Иметь представление о полководческом искусстве Александра Ярославича.
|
|
|
18
| Золотая Орда
| Лабораторное занятие по учебнику и документу
| Беседа,
самостоятельная работа с текстом
| КИМ – Т17
| Уметь объяснять сущность монголо-татарского ига
|
|
|
19
| Великое княжество Литовское и Русское
| Урок-практикум
| Работа по карте, анализ источников
| КИМ – Т18
| Уметь объяснять сущность
Литовско – Русского государства.
|
|
|
20
| Возвышение Москвы
| Урок –лекция
| Беседа,
работа по карте
| Сообщения
| Уметь анализировать историческую карту: определять территории крупнейших княжеств и территории, утраченные Русью. Причина возвышения Московского княжества.
|
|
|
21
| Собирание русских земель вокруг Москвы
| Урок-практикум
| Анализ источников, практическая работа
| Сообщения
| Уметь излагать исторический материал
|
|
|
22
| Возрождение русской культуры.
| Урок-презентация
| Беседа,
дискуссия
| КИМ – Т21
| Знать особенности русской культуры в XII – XIII вв. Уметь объяснять основные научные знания в изучаемый период. Знать основные каноны русского зодчества и храмового искусства. Иметь представление об основных жанрах русской литературы, церковном искусстве и храмовом зодчестве.
|
|
|
23
| Повторение «Эпоха монгольского нашествия»
| Обобщаю
щий
урок/игра
| Решение творческих задач, игра
| Вопросы
|
|
|
|
24
| Распри в Московском княжестве
| Лабораторное занятие по учебнику и документу
| Самостоятельная работа с текстом, беседа
| КИМ – Т23
| Уметь анализировать внутреннюю политику Василия I, ход и итоги междоусобной войны второй четверти ХIV в.; определять основные направления внутренней и внешней политики Ивана III.
|
|
|
25
| Судьба Золотой Орды
| Урок-лекция/презентация
| Беседа, работа с картой
| Вопросы
| Уметь устанавливать причинно-следственные связи: изменения в жизни страны. Уметь выделять исторические закономерности. Решать проблемные и познавательные задачи.
|
|
|
26
| Создание Российского государства
| Урок-лекция/презентация
| Беседа,
дискуссия
| КИМ – Т
| Уметь выявлять новые черты в развитии земледелия, политического устройства и характера княжеской власти на Руси в XVI веке.
|
|
|
27
| Власть в Российском государстве
| Лабораторное занятие по учебнику и документу
| Анализ источников
| Таблица
| Уметь выделить главную суть явления. Причинно-следственные связи, итоги. Уметь анализировать исторические источники, осмысление их. Давать оценки историческим явлениям.
|
|
|
28
| Жители Российского государства
| Урок-презентация
| Беседа
| Вопросы
| Умение определять изменения в социально-экономическом развитии. Сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы.
|
|
|
29
| Культура Российского государства
| Урок-презентация
| Беседа,
дискуссия
| КИМ – Т26
КИМ – Т27
| Умение выделять главное. Сравнивать с культурой начала XVв. Давать характеристику описательную произведениям искусств. Учиться писать краткие сообщения.
|
|
|
30
| Обобщение «История России»
| Обобщаю
щий урок
| Решение исторических задач
|
|
|
|
|
№
модуля
| Тема
урока
| Тип урока
| Характеристика
деятельности учащихся
или виды
учебной
деятельности
| Виды
контроля, измерители
| Планируемые
результаты
освоения
материала
| Дата проведения
|
План
| Факт
|
1.
| Введение. Древние люди на территории Среднего Поволжья
| Урок изучения нового материала
| Беседа
| Вопросы
| Характеризовать источники по курсу И.Т., иметь представление об основных племенах, населявших край
|
|
|
2.
| Древние тюрки и ранние тюркские государства
| Комбинированный
| Работа по карте, беседа
| Тест
| Знать образ жизни тюркских народов, характеризовать государственные образования древних тюрков
|
|
|
3.
| Волжская Булгария в X-начале XIII веках
| Лабораторное занятие по учебнику и документу
| Самостоятельная работа с текстом, беседа
| Тест
| Иметь представление об особенностях развития В.Б.
|
|
|
4
| Города, международные связи и культура
| Комбинированный
| Беседа, решение творческих задач, самостоятельная работа
| Вопросы
| Сравнивать развитие средневековых городов
|
|
|
5.
| Волжская Булгария и монгольские завоевания
| Комбинированный
| Беседа, решение творческих задач, самостоятельная работа
| Тест
| Характеризовать процесс столкновения булгар с монголами, знать последствия монгольских походов
|
|
|
6.
| Образование Золотой Орды
| Медиаурок
| Решение творческих задач, работа с терминами, просмотр иллюстраций
| Тест
| Знать особенности развития Золотой Орды
|
|
|
7
| Расцвет Золотой Орды
| Комбинированный
| Самостоятельная работа с текстом, беседа
| тест
| Определять причины расцвета Золотой Орды.
|
|
|
8.
| Булгарский улус. Распад Золотой Орды
| Комбинированный
| Дискуссия, презентация,
беседа
| Тест
| Иметь представление об успехах в развитии экономики и культуры булгар, знать причины распада З.О.
|
|
|
9.
| Казанское ханство в XIV-XV веках
| Комбинированный
| Беседа, работа по учебнику, работа с терминами
| Тест
| Уметь характеризовать территорию, население Казанского ханства
|
|
|
10
| Хозяйство и культура Казанского ханства
| Комбинированный
| Решение творческих задач, работа с терминами, просмотр иллюстраций
| Вопросы
| Иметь представление об особенностях развития хозяйства и культуры Казанского ханства.
|
|
|
11
| Казанское ханство II половины XV-первой половины XVI в.
| Комбинированный
| Беседа, самостоятельная работа по учебнику
| Письменный опрос
| Знать причины ослабления и падения Казанского ханства, иметь представление о последствиях завоевания
|
|
|
12
| Повторение «История Татарстана»
| Обобщающий урок
| Решение творческих задач, работа с терминами
| Тест
|
|
|
|
№
модуля
| Тема
урока
| Тип урока
| Виды
учебной
деятельности
| Виды
контроля, измерители
| Планируемые
результаты
освоения
материала
| Дата проведения
|
План
| Факт
|
1.
| Что изучает история средних веков
| Вводный
| Беседа
| Вопросы
| Раскрывать смысл понятия «Средние века». Называть источники наших знаний об истории средних веков.
|
|
|
2.
| Древние германцы и Римская империя
| Урок изучения нового материала
| Работа по карте, беседа
| Тест
| Определять роль семьи, рода, общины племени в жизни варваров. Называть причины
Великого переселения народов и его результаты. Выделять отличия в обществе варваров от общества Римской империи. Сравнивать религиозные верования древних греков и варваров.
|
|
|
3.
| Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII веках
| Комбинированный
| Самостоятельная работа с текстом, беседа
| Тест
| Называть отличия власти короля от власти вождя, изменения у франков в управлении и суде после завоевания Галлии. Объяснять смысл и последствия военной реформы Карла Мартелла
|
|
|
4.
| Завоевания Карла Великого и образование империи Франков
| Лабораторное занятие по учебнику и документу
| Беседа, решение творческих задач, самостоятельная работа
| Тест
| Давать оценку деятельности Карлу Великому. Сравнивать управление государством при Хлодвиге и Карле Великом. Называть причины распада империи Карла Великого и начала феодальной раздробленности.
|
|
|
5.
| Англия в раннее средневековье
| Комбинированный
| Решение творческих задач, работа с терминами
| Тест
| Называть причины набегов норманнов на Европу и их последствия.
|
|
|
6
| Средневековая деревня и ее обитатели
| Комбинированный
| Беседа
| Вопросы
| Называть повинности крестьян и причины их установления. Пояснять, в чем состояла власть Определять причины неизбежности господства натурального хозяйства.
|
|
|
7.
| Культура раннего Средневековья
| Урок-семинар
| Дискуссия, презентация,
беседа
| Тест
| Составлять рассказ о представлениях человека в раннее Средневековье о мире. Называть отличия обучения в средневековой школе от современного обучения.
|
|
|
8.
| Византийская империя. Культура Византии.
| Комбинированный
| Решение творческих задач
| Тест
| Сравнивать управление государством в Византии и в империи Карла Великого. Называть причины неудач в попытке Юстиниана восстановить римскую империю. Дать оценку правлению и личности Юстиниана.
|
|
|
9.
| Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад
| Урок изучения нового материала
| Беседа
| Тест
| Определять влияние природы и климата на занятия населения Аравии. Определять причины и условия объединения арабов. Сравнивать религиозные представления мусульман и христиан. Объяснять причины военных успехов арабов и последующего распада халифата.
|
|
|
10.
| Культура стран халифата
| Урок-семинар
| Дискуссия, презентация,
беседа
| Тест
| Сопоставлять достижения науки в странах халифата и в Византии. Определять различие в назначении христианских и мусульманских храмов.
|
|
|
11
| Повторение «Ранее средневековье»
| Контрольный
|
| Тест
|
|
|
|
12.
| Формирование средневековых городов
| Урок-практикум
| Анализ источников, работа по карте, практическая работа
| Тест
| Пояснять причины возникновения городов. Определять роль в развитии городов королей, монастырей, феодалов. Показывать связь между ростом городов и расширением торговли.
|
|
|
13.
| Торговля и денежное дело в Европе
| Урок-семинар
| Беседа,
дискуссия
| Тест
| Иметь представление о жизни горожан в средневековье
|
|
|
14.
| Католическая церковь и духовенство.
| Лабораторное занятие по учебнику и документу
| Беседа,
самостоятельная работа с текстом
| Тест
| Выделять главную причину разделения церквей. Определять различия между католической и православной церквами. Называть причины появления ереси.
|
|
|
15.
| Крестовые походы и их последствия
| Урок-практикум
| Работа по карте, анализ источников
| Тест
| Называть причины и последствия крестовых походов. Определять роль духовно-рыцарских орденов в государствах крестоносцев.
|
|
|
16.
| Образование централизованных государств в Европе
| Урок-презентация
| Беседа,
дискуссия
| Тест
| Выделять слои населения и причины их заинтересованности в поддержке власти короля в его борьбе за объединение Франции. Определять роль Филиппа II Августа в объединении Франции.
|
|
|
17.
| Англия в XI-XII вв.
| Комбинированный
| Работа по учебнику, беседа, работа по карте
| Тест
| Определять главные последствия нормандского завоевания Англии. Называть реформы в управлении государством при Генрихе II, определять значение реформ. Выявлять причины недовольства в стране Иоанном Безземельным.
|
|
|
18.
| Столетняя война
| Урок изучении нового материала
| Работа по карте, беседа, работа по учебнику
| Тест
| Определять причины Столетней войны. Сравнивать английскую и французскую армии. Определять причины поражения французской армии в начале 15 века и причины перелома в войне с появлением Жанны д Арк.
|
|
|
19.
| Франции и Англии в конце XV в. Реконкиста
| Урок-практикум
| Работа по карте, анализ источников, беседа
| Тест
| Сравнивать цели и средства достижения у Людовика XI и Карла Смелого. Оценивать значение победы Людовика XI над Карлом Смелым. Называть причины успехов и неудач Реконкисты. Определять особенности развития христианских государств на Пиренейском полуострове
|
|
|
20.
| Феодальная раздробленность в Центральной Европе
| комбинированный
| Анализ источников, работа с картой, беседа
| Тест
| Определять условия и причины роста богатств городов.
|
|
|
21.
| Гуситское движение в Чехии
| Комбинированный
| Самостоятельная работа с текстом, беседа
| Тест
| Сравнивать цели умеренных и таборитов. Определять причины победы гуситов над крестоносцами, умеренных над таборитами. Определять последствия гуситских войн.
|
|
|
22.
| Османская империя в XIV-XVI вв.
| Комбинированный
| Решение творческих задач
| Тест
| Определять причины падения Византии. Приводить доказательства о борьбе народов Балканского государства против османского нашествия.
|
|
|
23
| Повторение
| Контрольный
|
| Тест
|
|
|
|
24.
| Культура Западной Европы в средневековье
| Урок-презентация
| Беседа, просмотр иллюстраций
| Тест
| Давать характеристику университета как корпорации. Сравнивать взгляды средневековых богословов. Раскрывать представления гуманистов о роли, значении и цели человека.
|
|
|
25.
| Народы Азии и Америки в средние века
| Урок-лекция/презентация
| Беседа,
дискуссия
| Тест
| Называть последствия объединения Китая в 6 веке. Выделять причины крестьянской войны в Китае в конце IX века, отличия от обычных крестьянских восстаний. По тексту и рисункам определять особенности китайской архитектуры.
Сравнивать причины распада Делийского султаната с причинами распада Арабского халифата. Используя иллюстрации описывать индийские архитектурные сооружения. Определять особенности цивилизаций американского континента. Характеризовать главные достижения культуры народов Америки
|
|
|
26.
| Африка в средние века
| Медиаурок
| Беседа,
самостоятельная работа с текстом, дискуссия
| Тест
| Определять особенности развития народов стран Африканского континента
|
|
|
27
| Великие географические открытия и колониальные захваты
| Урок-лекция/презентация
| Беседа,
дискуссия
| Тест
| Уметь устанавливать причинно-следственные связи. Уметь выделять исторические закономерности. Решать проблемные и познавательные задачи.
|
|
|
28
| Урок обобщение «Средние века в истории человечества»
| Контрольный
|
| Тест
|
|
|
|