Открытый урок по теме:
"История ленты.
Корзиночка из мыла и ленты." Группа ШВ-15 (оператор швейного оборудования), коррекционная группа.
Форма проведения: нетрадиционный урок - межпредметный интегрированный урок.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Цель:
- обучающая - ознакомить учащихся с историей возникновения лент, украшений из лент; научить подбирать гармоничные цветовые сочетания; научить учащихся работать с мылом и лентами;
- развивающая – способствовать формированию и развитию познавательного интереса к эстетике, к виду рукоделия, вносить красоту в повседневную жизнь, развивать творческий подход к выполнению работ и кругозор школьников, развивать самостоятельность;
- воспитывающая – способствовать формированию у учащихся навыков культуры труда: точности, аккуратности, экономного расхода материалов; воспитывать дисциплинированность, бережное отношение к оборудованию.
Задачи:
Эстетическое развитие личности обучающихся, развитие творческих способностей- стремление вносить красоту в повседневную жизнь, развитие общей эмоциональной культуры и эстетической восприимчивости.
Наглядности: презентация, выставка «Вышивка лентами».
Оборудование:
Мыло, булавы, атласные ленты разной ширины и цвета, ножницы, кусочки проволоки.
Слайдовые презентации, ноутбук, телевизор. I. Организационный момент
Не губи ты жизнь бездельем – Занимайся рукодельем! Шей, вяжи – не унывай, Или гладью вышивай. Вот иголки, нитки, пяльца, Для проворных наших пальцев. Ткани, ленточки, кайма – Закружилась голова! Файлы, форум, интернет ( ой, забыла про обед!)... То, что любим - выполняем, Всё прилежно оформляем. Результат – на радость нам, Нашим близким и друзьям. А закончена работа, Тут уж новая забота, Вновь поделки выбирать - В магазин всё закупать...
Не губи ты жизнь бездельем – Занимайся рукодельем! (слайд 4) II. Cообщение новой темы
- Что лежит у вас на столе? (лента)
Лента – это тканевая полоса. На этом занятии мы познакомимся с историей лент и разнообразием изделий из лент, материалами и приспособлениями, используемыми в работе с лентами.
III. Информация об истории лент
Прародительницей ленты можно считать веревку из растительных волокон, которая постепенно превратилась в тесьму, а затем в ленту (слайд_5)
История лент уходит в далекое прошлое…..
С давних времен узкие полоски ткани применялись в повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей (слайд_6).
В Древней Греции женщины вплетали в волосы полоски ткани, чтобы "оживить" свой образ. А в Древнем Риме такие полоски ткани стали украшать ещё
драгоценными камнями (слайд_7). Со временем в Италии цветными лентами отделывалась и одежда, причём каждому социальному классу соответствовал свой цвет и материал (слайд_8). В Средние века в Италии лентами стали декорировать спинки стульев и балдахины, а также подвязывать тяжелые занавеси, которыми закрывались окна для защиты от холода в зимнее время (слайд_9). Средневековье привнесло в историю лент еще одну интересную главу: сначала появились расшитые лентами и драгоценностями платья, потом — туфли, позже — тончайшее белье: вышивка лентами всегда привлекала ценителей роскоши и придворных модников (слайд_10). Настоящая слава декоративных лент началась во Франции, в XIV веке, когда стали производить драгоценную шелковую нить, а король Людовик XI пригласил в г.Лион искусных итальянских ткачей, чтобы те обучили местных мастеров. В общем, затея провалилась, но итальянцы привезли несколько хитроумных станков
для изготовления шелковых лент (слайд_11). Спрос на ленты продолжал расти, и Лион постепенно превращался в крупный текстильный центр.
Людовик XIV украшал лентами, унизанными драгоценными камнями, всё и призывал двор одеваться также оригинально и с выдумкой (слайд_12). Наступила эпоха рококо.
Король Людовик XV любил вышивать и часто дарил придворным дамам милые безделушки, изготовленные им самим (слайд_13). Платья стали объемными и просторными, богато украшенными лентами.
В моду вошли "летящие платья" с не застроченными складками (защипами) на груди и многочисленными лентами. Именно в это время во Франции появилась вышивка шелковыми лентами (слайд_14). Сначала знатные дамы стали украшать свои платья, оформляя корсажи мелкими розочками "а ля рококо", листьями и множеством разбросанных цветов с жемчужинами и хрусталиками. Затем настал черед белья. Оно становилось все более роскошным и утонченным (слайд_15). Появились специальные ателье – поставщики королевского двора, мастера которых с помощью шелковых лент и иглы создавали настоящие произведения искусства. Сейчас их изделия можно увидеть в различных музеях мира (слайд_16). Постепенно вышивка шелковыми лентами распространилась по всему миру, лентами стали украшать не только женские наряды, но и одежду мужчин. Даже облачение священников было украшено лентами (слайд_17). Из Франции это искусство быстро распространилось и в другие европейские страны. Не стала исключением и Россия.
В нашей стране ленты в декоративных целях применялись с незапамятных времен. Об этом свидетельствуют многочисленные музейные экспонаты, литературные источники и народные песни. В давние времена засватанная невеста надевала на голову венок, который был украшен лентами и назывался
поэтично — «красота» (слайд_18). В Ржевском уезде носили головной убор-повойник, который покрывался лентами и узорами, вышитыми золотыми нитками. Очень нарядно выглядел старинный девичий убор, который назывался «ленты», так как отделывался разноцветными лентами в сочетании с бусинками и узорами из золотых ниток. Подол праздничных рубах принято было обшивать двумя полосками шелковых кумачовых лент. Обшивались пестрыми лентами и рубахи — «сенокосицы». Подол сарафанов украшался ажурной строчкой и также обкладывался ленточками. Вертикальная полоса, проходившая по центру сарафана и называвшаяся накладом, зачастую выполнялась из хлопчатобумажных или шелковых лент. Иногда вышитые ленты использовались в качестве поясов (слайд_19). После Второй мировой войны интерес публики ко всем видам рукоделия стал снижаться. Но в течение двух последних десятилетий началось возрождение. Вернулся интерес, искусство работы с лентами вновь заблистало всеми своими гранями (слайд_20). Шелковые ленты и тесьма, применяемые для отделки прочно вошли и в нашу повседневную жизнь. О них обычно вспоминают перед праздниками и торжественными событиями, когда возникает необходимость украсить и расцветить окружающий нас мир. В Италии торжества, удавшиеся на славу, даже называются "праздниками с бантиками" (слайд_21). Красивая лента придает хорошо упакованному подарку изысканность, подчеркивая торжественность момента. Перевязанный ленточкой букет выглядит не только привлекательнее, но и богаче. Ленты оживляют прическу, а отделанные ими и тесьмой шляпки, сумочки и платья приобретают так называемую изюминку. Наверное, большинство из нас замирали от восхищения, рассматривая свадебные наряды невест, богато украшенные кружевами, лентами и рюшами (слайд_22). У нас сложился обычай украшать автомобили свадебного кортежа лентами и перевязывать конверты с новорожденными голубыми или розовыми лентами, в зависимости от пола ребенка (слайд_23). Кроме того, лентами украшают интерьеры домов (слайд_24). Лентами можно вышивать по ткани и канве, а так же из лент можно изготавливать цветы, листья… (слайд_25). Давайте вместе посмотрим на красоту, которую мы представили на смотр-конкурс (слайд_26, 27). IV. Практическая часть урока
– Девочки, сегодня мы познакомились с историей лент. Узнали, что лента это не только тканевая полоска, но и украшение. А теперь переходим к практической части. Сегодня мы с вами изготовим корзиночку из мыла и лент (слайд_28). Для этого нам понадобятся вот такие материалы и инструменты.
Прежде чем приступить к работе, повторим правила техники безопасности (слайд_31). Повторение правил безопасности проводится в игровой форме. Я хотела взять булавку
Кончик острым оказался,
Я сломала вдруг её, Может бросить?
Булавы на пол не бросайте,
Их учителю отдайте, Булава не игрушечка
Ей нужна подушечка.
Если ножницы даёшь
Помни четко правило:
Два колечка другу дай
Это будет правильно.
Проволока не игрушка
Ты не тычь ею подружку.
В рот не суй, в глаза не лезь,
Будет у тебя болезнь.
Ты с проволокой не шути,
Лучше рядом положи.
Мыло – это не конфета,
Не мороженое это,
Это даже не печенье,
А предмет для обученья.
Если мыло в руки взял,
То не три себе глаза. Вводный инструктаж: Показ и объяснение последовательности выполнения работы (презентация). Текущий инструктаж. Контроль над качеством выполнения работы и соблюдением правил техники безопасности.
Заключительный инструктаж. Учащиеся представляют готовые работы. Выбирается наиболее качественно сделанная работа.
V. Итог занятия. Рефлексия. Могут руки людей сделать чудо любое: И по белому полю могут выткать цветы, И по синему небу вышить солнце златое, Чтобы стало побольше на земле красоты. Я возьму в руки нить и простую тряпицу, И немножко фантазии и волшебства – И сошью я такое, что вам и не снится, Только чтобы жила на земле красота! (слайд_41)
VI. Домашнее задание: придумайте и реализуйте свои новые идеи, с помощью
лент (слайд_42). Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования
профессиональное училище №9 г. Рошаль
Московской области
Методическая разработка совместного урока на тему:
История ленты.
Корзиночка из мыла и ленты.
Разработали:
преподаватель этики ГБОУ НПО ПУ №9 МО
Смирнова Т.И. и
мастер п\о ГБОУ НПО ПУ №9 МО Макаренко Е.И.
2013г. |