Скачать 71.46 Kb.
|
Конспект урока по истории Древнего мира в 5-м классеТема: Зарождение демократии в Афинах. Цель:
Оборудование:
Организационный момент. (Эмоциональный настрой детей) Актуальные знания учащихся. Один никому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление в 356г. до н.э. Герострат поджег красивый храм Артемиды в г. Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став тем самым известным. Каждый человек хочет он того или нет, оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей. А как еще можно прославиться? Совершая хорошие поступки. Кто хочет прославиться, совершая добрые дела? Совершая зло? Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставить как можно больше следов в истории. Чтобы увидеть, кто оставил более значительный след, за каждый ответ вы будете получать свои следы, а в конце урока мы увидим, чей след оказался самым значительным. (За правильные ответы даю ребятам жетоны – “следы ног”) Проверка домашнего задания. Индивидуальные задания трем учащимся.
Изучение нового материала. Тема нашего сегодняшнего урока “Зарождение демократии в Афинах”. План изучения нового материала:
Работа по меловой схеме. Всё население Аттики в VII в. до н.э. можно разделить на свободных и рабов.
Знатных людей называли - аристократы в переводе с греческого благородные, лучшие, знатные люди, господа.
Большую часть демоса составляли бедняки. Немногие из них могли разбогатеть. Например, сын бедняка с детства любил рисовать. Отец отдал его к владельцу гончарной мастерской. Мальчик научился расписывать глиняные вазы, стал опытным рисовальщиком, накопил денег, открыл свою мастерскую, купил 2 рабов для черной работы, стал знаменитым художником. Но по-прежнему он принадлежал к демосу, а не к знати. Почему? Он принадлежал к демосу потому, что его отец был из демоса. (Знаменитые роды (аристократы) вели свое происхождение от богов, героев и древних царей. Знатные роды считали, что от рождения по крови, по породе им дано особое благородство тела и души). Богатым мог становиться и ремесленник, занимающийся морской торговлей, которому повезло, морская торговля принесла ему большую прибыль, он стал богачом. Но этот богач не мог причислить себя к знати. Почему?
Демос начал борьбу за то, чтобы отнять власть у знатных людей и самим управлять Афинами. Демос требовал отменить долговое рабство, поделить землю, т.е. отобрать часть земли у знатных и раздать ее бедным. Солон в V в. до н.э. был избран архонтом (правителем Афин). Он желал примирить между собой знатных и демос. Поступить так, чтобы те и другие остались довольны. Но всем угодить очень трудно. В результате Солон не угодил никому и навлек на себя ненависть большинства афинян. Что же он сделал? Работа по учебнику. Громкое чтение § 30 п.1. со слов “В 554 г. до н.э. знать и демос…” Составление таблицы. Законы Солона 594 г. до н.э.
Законы можно разделить на 2 части:
Рассматривание рисунка, посвященного отмене Солоном долгов стр. 138. Солон приказал выкинуть с полей ненавистные земледельцам камни. Опишите рисунок. Почему ликуют одни афиняне и негодуют другие. Кто эти люди? Все старые долги были отменены. Однако, если кто-нибудь вновь возьмет в долг зерно или серебро, придется отдавать. Если должник не сможет этого сделать в условленный срок, то у него, как и прежде отберут его имущество. В этом случае, если имущества не хватит для уплаты долга, то самого неоплатного должника уже не сделают рабом. Он повелел выкупить за государственные деньги всех рабов- должников, даже тех, которых продали в заморские страны. Разбор отрывка из стихов Солона, в которых описаны его законы. (стр.139) Вычеркните из схемы то слово, которое стало лишним после законов Солона. (слово “должники”) Означает ли, что законы Солона полностью уничтожили рабство в Афинах? (Рабы- чужеземцы остались) Почему Солон не отобрал землю у знати и не разделил ее между бедняками? (Знать не отдаст земли и начнется кровавая вооруженная борьба. Отказавшись от передела земли, Солон вызывал недовольство бедняков, т.е. никому он не угодил). Главная перемена состояла в том, что знатные люди перестали пользоваться преимуществами в управлении государством. Правителей стали избирать из богатых, а судьями по жребию становились все свободные афиняне независимо от их имущества. Большинство суровых законов Драконта было отменено. Со временем Солона вновь регулярно стали созывать Народное собрание, в котором участвовали все свободные афиняне – граждане. Работа с 5 пунктом плана “Солон покидает Афины” – краткий рассказ учителя.
Законы Солона заложили в Афинах основы “демократии” - по-гречески означает “власть народа”. Закрепление пройденного материала. Работа в рабочих тетрадях по истории Древнего Мира с.15. Задание. Выпишите недостающие слова. Главное в законах Солона _________________ (Учащиеся вписывают в текст недостающие слова). Прочитайте выполненные задание. Итог урока. Итак, ребята, близится к концу наш урок. Каждый из вас сегодня постарался прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставлять как можно больше следов в истории.
Оценивание (по количеству).
|