Скачать 356.85 Kb.
|
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Учебно-методический комплекс дисциплины МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВ Разработала: Даценко А.А. Идентификационный номер: УМКД 13(15)-035400.68-М 2.В.ОД.4-2012 Контрольный экземпляр находится на кафедре культурологии и искусствоведения Лист из МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) ШколА ИСКУССТВА, КУЛЬТУРЫ и СПОРТА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)Методика преподавания истории искусств«История искусств» — 035400.68 «история искусств»Форма подготовки - очнаяШкола искусства, культуры и спорта Кафедра культурологии и искусствоведения курс _2__ семестр _3__ лекции _18_ (час.) практические занятия час. семинарские занятия___час. лабораторные работы____18___час. консультации всего часов аудиторной нагрузки__36___ (час.) самостоятельная работа _36____ (час.) реферативные работы (количество) контрольные работы (количество) зачет _____3___ семестр экзамен___________ Рабочая учебная программа составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утверждённого приказом Минобразования и науки РФ № 748 от 21.12. 2009 г. Рабочая учебная программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры_культурологии и искусствоведения_____«_21___» _апреля______2012__г. Заведующая кафедрой__Г.В. Алексеева______________________ 2012_г. Составитель :__ст.преп. Даценко А.А. I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «___» _______ 2012 г. № ____ Заведующий кафедрой _______________________ ____________ (подпись) (И.О. Фамилия) II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (И.О. Фамилия) АННОТАЦИЯ Дисциплина «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВ» входит в вариативную часть базового профессионального цикла (М.2.В.ОД.4).Курс читается студентам 2 курса и предназначен для студентов, обучающихся по направлению 035400.68 – История искусств. Он закладывает основы общей профессиональной подготовки студентов и создает для них возможности дальнейшей специализации. Цель курса – изучение методики преподавания истории искусства. В курсе рассматривается история становления основных методологических направлений в различных искусствоведческих школах, в зарубежной и отечественной науке. Учебные задачи дисциплины – дать студентам необходимый объем знаний в области методики преподавания истории искусства, способствовать углублению их теоретической подготовки, овладению навыками методологического подхода к изучению истории искусства, применения полученных знаний в исследовательской деятельности, сформировать у студентов целостное представление об искусствоведении как составной части научной мысли и духовной культуры общества. Специфика курса обусловлена его историографическим характером, ориентацией на освоение искусствоведческой литературы (от памятников античной историографии до современных научных трудов), закономерности развития ее видов и жанров. Лекционные занятия, виды самостоятельной работы, вошедшие в структуру курса, направлены на формирование навыков работы с источниками, самостоятельного, творческого подхода в освоении материала искусства. Студенты также знакомятся с основными методами преподавания истории искусств и учатся применять их на практике. Поскольку дисциплина имеет прикладное значение, она предусматривает проведение лекций и лабораторных занятий и предназначена для изучения студентами-магистрами 1 курса направления 035400.68 «История искусств». Непосредственно связана с такими дисциплинами, как «Философия и методология науки», «Междисциплинарные подходы в современной истории и теории искусства», «Проблемы истории, социологии и психологии искусства», «Направления и школы отечественного искусствознания (историография)», «Направления и школы зарубежного искусствознания (историография)», «Методологические проблемы изучения раннехристианского и византийского искусства», данный курс призван способствовать всесторонней и углублённой профессиональной подготовке магистра-искусствоведа, а также является важным вспомогательным средством для написания различного рода научных исследовательских работ и, прежде всего, магистерской диссертации. Цель освоения дисциплины – обретение практических навыков в оформлении содержания и ведения урока по истории искусств. Задачи освоения дисциплины: - изучение жанровых и структурных особенностей научных работ; - освоение алгоритма написания различных работ; - приобретение навыков поиска и оформления библиографических источников; - овладение методикой визуализации аналитических данных. -овладение техниками удержания внимания аудитории. В процессе обучения магистрант формирует следующие общекультурные и профессиональные компетенции: способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК- 1); способен порождать новые идеи (креативность) (ОК-2); способен к адаптации к новым ситуациям, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, социокультурных и социальных условий деятельности, переоценке накопленного опыта (ОК- 3); способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение (ОК-9); способен применять современные методы и методики исследования (ОК-11); способен к междисциплинарному взаимодействию и умению сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач; обладает пониманием места истории искусства (искусствоведения), теории искусства в системе современного гуманитарного знания; взаимосвязи и взаимодействия истории искусства, как науки, с другими науками об обществе и человеке (ОК-12); способен анализировать, синтезировать и критически осмыслять информацию на основе комплексных научных методов (ОК-15); способен к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в соответствии с профилем магистерской программы, с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин магистерской программы (ПК-1); способен к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов (ПК-2); знает современные методологические принципы и методические приемы исследования по истории искусства (ПК - 3); способен использовать в исследованиях по истории искусства тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы (ПК-4); способен к подготовке и проведению научных семинаров, конференций, подготовке и редактированию научных публикаций (ПК-5); имеет навыки практического использования полученных знаний в преподавании курсов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в общеобразовательной школе (на всех уровнях), а также в учебных заведениях, дающих среднее специальное и высшее образование (ПК-6); умеет анализировать и объяснять историко-культурные, формально-образные, семантические, социокультурные и прочие аспекты в эволюции истории искусства, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей в развитии процессов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства (ПК- 7); способен к применению современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе (ПК-8); способен формулировать и решать задачи, связанные с реализацией организационно-управленческих функций, умеет использовать для их осуществления методы изученных наук (ПК-9); умеет организовывать работу исполнителей, принимать управленческие решения (ПК-10); способен к подготовке аналитической информации (с учетом историко-культурного, искусствоведческого, художественного, цивилизационного контекста) для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления (ПК-11); способен к использованию баз данных и информационных систем при реализации организационно-управленческих функций (ПК-12); способен к осуществлению историко-культурных, краеведческих функций, функций по сохранению, изучению, пропаганде художественного наследия в деятельности организаций и учреждений культуры (органы государственного управления и местного самоуправления, музеи, галереи, художественные фонды, архивы и т.п.) (ПК-13); способен к разработке историко-культурных, искусствоведческих, художественных аспектов, аспектов, связанных с всеобщей историей искусства, историей отечественного искусства, сохранением и изучением, а также пропагандой художественного наследия в деятельности информационно-аналитических центров, общественных, государственных и муниципальных учреждений и организаций, СМИ, учреждениях историко-культурного туризма (ПК-14). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать - характерные черты художественных стилей изобразительного искусства различных исторических эпох; - художественные особенности изученных произведений искусства; - основные методы и принципы организации лекционных и практических занятий; - продвинутые методики преподавания гуманитарных дисциплин; уметь - применять полученные навыки в преподавательской и организаторской работе; - проектировать, планировать и осуществлять процесс обучения истории искусства на основе анализа и оценки образовательного уровня слушателей; -выявлять отличия, стилистические черты творческого почерка отдельных авторов; - анализировать художественное произведение, быть в состоянии проследить отдельные черты воздействия на него социокультурной ситуации; - пользоваться аудиовизуальными средствами обучения с целью подготовки и проведения лекций; владеть - профессиональной лексикой; - педагогическими и воспитательными методиками; - навыками передовых образовательных технологий. Общая трудоемкость дисциплины составляет __2_ зачётные единицы _72__ час. I. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА – 18 ЧАСОВ Студент, изучающий данную дисциплину, должен освоить полный курс, решать задачи теоретического и практического характера, предусмотренные программой курса. Занятия проводятся в форме лекции, сопровождаются показом иллюстративного материала (репродукций, диапозитивов, видеофильмов и т.п.). Занятия в интерактивной форме- 4 часов, предусмотрены для темы 3 (проблемная лекция), и связаны c использованием интернет ресурсов для визуализации материала. Опорный конспект отражает проблемные темы (выделены жирным). Тема 1. История искусств как учебный предмет – 2 ч. История искусств - механизм исследования художественной культуры как исторически развивающегося, многогранного, сложного общественного явления, способа жизни человека. История искусства как фактор формирования знания о культурном наследии, о поисках и открытиях, о памятниках художественной культуры, о ценностях и нормах жизни, идеалах и символах разных народов; как инструмент исследования происхождения, истоков культурных явлений, процесса их распространения. История искусства – катализатор творческого развития личности. Тема 2. Специфика истории искусства разных периодов -4 часа Искусство – как специфический вид духовного отражения и освоения действительности, одна из жизненных функций общества. Искусство как помощник для людей в освоении мира и природы, сплачивании их для совместной жизни и борьбы за существование, организатор совместных трудовых усилий. Подчиненность искусства законам, управляющим развитием общества, отражение в искусстве изменений в социально-экономической структуре общества, в общественных отношениях в целом. Внутренние закономерности своего развития и функционирования искусства, художественно-эстетическая специфика, несводимая к тем или иным общественным функциям. Искусство – культурный феномен, созданный человеком для познания, прежде всего, самого себя, собственной человеческой природы, собственной души, для познания своего собственного внутреннего мира и его формирования и развития. Тема 3. Художественные средства выразительности и художественный образ. Язык искусства и его терминология – 4 часа Реализация характерного для искусства художественного способа мышления, мышления в образах, через специальный язык, средствами которого можно было бы осуществить художественное моделирование мира. Язык искусства как специальный, искусственно выработанный язык, организованный в соответствии с определенными общими правилами и законами, целью которых является сделать его универсальным и совершенным средством художественной коммуникации. Художественный язык искусства - результат творчества многих поколений мастеров, вобравший в себя из художественного опыта развития искусства все самое лучшее и действенное – приемы, способы, средства выражения, что выдержало проверку временем. Приемы художественно-эстетической организации - результат привнесения в стихию исходного материала определенного порядка, имеющего целью придать ему эстетическое качество, облечь в художественно значимую форму. Этот преднамеренно выработанный для специальных целей язык представляет собой особым образом организованную систему, предназначенную для того, чтобы служить максимально точному и действенному выражению содержания и осуществлению воздействия на разум и чувства человека. Тема 4. Принципы организации лекции разного типа – 2 часа. Искусство - средство воспроизведения, воплощения в своих формах красоты мира. Искусство как форма организации и нового ощущения человеком полноты своих возможностей. Поиски гармонии и порядка в искусстве как средство воплощения общественной энергии и организации соответствия внешней гармонии мира и внутренней гармонии мира человека. Искусство как борьба гармонии с хаосом, организующий фактор на всех уровнях своего существования и функционирования, человеческий способ овладения действительностью с помощью образного осмысления ее, воспроизведения посредством построения ее общей, человечески ориентированной модели. Процесс становления искусства как отражение процесса становления самого человека, формирования его как личности. Отклик в искусстве на изменение интересов и запросов человека изменением круга основных тем, усложнением структуры, обогащением языка. Искусство как способ коммуникации: в нем закрепляется связь между человеком и обществом; благодаря искусству человек может переносится в другие эпохи и страны, общаться с другими поколениями, людьми (пусть даже вымышленными), в чьих образах художник отразил не только свои собственные представления, но и современные ему взгляды, настроения, чувства. Функции искусства в обществе, условия реализации художественных способностей человека. Средства и методы искусства. Искусство как способ адаптации к миру в особых формах художественного отражения. Познающая (гносеологическая) функция искусства. Смертный во времени и конечный в пространстве человек создает искусство, в котором овладевает бесконечностью пространства и вечностью времени мира через организацию пространственных и временных ощущений. Тема 5. Лекция – историко-художественный обзор – 2 часа История искусства как возможность приобщиться к духовному опыту старших поколений, соизмерить его с личным опытом, создать потенциальные возможности для всестороннего развития личности и приобщения ее к общечеловеческим идеалам. Изучение истории искусств как способ овладения знаниями об основных формах и закономерностях мирового процесса развития художественной культуры в ее общих и единичных характеристиках, выработки навыков самостоятельного овладения миром ценностей культуры и умения использовать эти знания для совершенствования своей личности и профессионального мастерства. Тема 6. Биографическая лекция – 2 часа. Основные закономерности описания биографии творца и специфики художественного творчества. Способы донесения сведений до аудитории. Роль интерактивных средств обучения. Мультимедийный материал к курсу. Тема 7. Теоретические обоснования преподавания истории искусств 2 часа. Изучение истории искусств направлено на достижение следующих задач: • освоение систематизированных знаний об искусстве, его сущности и особенностях, месте и роли в жизни человека и общества, тенденциях и проблемах его исторической эволюции. • овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами искусствоведческих источников, поиска и систематизации информации, навыками анализа памятников культуры и произведений искусства. • формирование способности понимать историческую и этническую обусловленность развития мирового искусства, определять собственную позицию по отношению к ряду традиционных и современных направлений художественного творчества. Курс методики преподавания истории искусства призван подготовить студента к педагогической деятельности, вооружить его методическими знаниями и навыками, помочь овладеть искусством преподавания истории искусств. II. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА - 18 ЧАСОВ (лабораторные занятия) Лабораторные занятия предполагают подготовку студентами предварительных конспектов лекций по различным темам курса «Истории искусств» и апробацию на своей учебной группе вместе с преподавателем. Занятия в интерактивной форме- 2 часа- преимущественно в форме дискуссий. Лабораторные занятия закрепляют знания, полученные на лекциях. Лабораторное занятие 1. История искусств как учебный предмет – 2 ч. История искусств - механизм исследования художественной культуры как исторически развивающегося, многогранного, сложного общественного явления, способа жизни человека. История искусства как фактор формирования знания о культурном наследии, о поисках и открытиях, о памятниках художественной культуры, о ценностях и нормах жизни, идеалах и символах разных народов; как инструмент исследования происхождения, истоков культурных явлений, процесса их распространения. История искусства – катализатор творческого развития личности. Разработка вопроса на индивидуальном творчестве художника (на выбор). Лабораторное занятие 2. Специфика истории искусства разных периодов -4 часа. Студенты готовят конспекты лекций по искусству разных времен и народов. Искусство – как специфический вид духовного отражения и освоения действительности, одна из жизненных функций общества. Искусство как помощник для людей в освоении мира и природы, сплачивании их для совместной жизни и борьбы за существование, организатор совместных трудовых усилий. Подчиненность искусства законам, управляющим развитием общества, отражение в искусстве изменений в социально-экономической структуре общества, в общественных отношениях в целом.Внутренние закономерности своего развития и функционирования искусства, художественно-эстетическая специфика, несводимая к тем или иным общественным функциям. Искусство – культурный феномен, созданный человеком для познания, прежде всего, самого себя, собственной человеческой природы, собственной души, для познания своего собственного внутреннего мира и его формирования и развития. Лабораторное занятие 3. Художественные средства выразительности и художественный образ. Язык искусства и его терминология – 4 часа. Готовятся студенческие лекции по средствам художественной выразительности и ведется дискуссионное обсуждение этих лекций. Реализация характерного для искусства художественного способа мышления, мышления в образах, потребовала создания специального языка, средствами которого можно было бы осуществить художественное моделирование мира. Язык искусства представляет собой специальный, искусственно выработанный язык, организованный в соответствии с определенными общими правилами и законами, целью которых является сделать его универсальным и совершенным средством художественной коммуникации. Это результат творчества многих поколений мастеров, вобравший в себя из художественного опыта развития искусства все самое лучшее и действенное – приемы, способы, средства выражения, что выдержало проверку временем. В то же время приемы художественно-эстетической организации не созданы произволом того или иного, пусть и великого, художника, они являются результатом привнесения в стихию исходного материала определенного порядка, имеющего целью придать ему эстетическое качество, облечь в художественно значимую форму. Таким образом, этот преднамеренно выработанный для специальных целей язык представляет собой особым образом организованную систему, предназначенную для того, чтобы служить максимально точному и действенному выражению содержания и осуществлению воздействия на разум и чувства человека. Лабораторное занятие 4. Принципы организации лекции разного типа – 2 часа. Готовятся студенческие лекции разного типа и ведется дискуссионное обсуждение этих лекций.. Искусство своим образным строем, своей специфической работой с формами действительности стремится воспроизвести, воплотить в своих формах красоту мира и привнести ее в человеческую жизнь. Создавая новую, рукотворную красоту, искусство стало организацией и нового ощущения человеком полноты своих возможностей. Поиски гармонии и порядка сделали искусство средством воплощения общественной энергии и организации соответствия внешней гармонии мира и внутренней гармонии мира человека. Искусство как борьба гармонии с хаосом выступило организующим фактором на всех уровнях своего существования и функционирования, стало человеческим способом овладения действительностью с помощью образного осмысления ее, воспроизведения посредством построения ее общей, человечески ориентированной модели. Процесс становления искусства был отражением процесса становления самого человека, формирования его как личности. В свою очередь искусство оказывало на человека обратное воздействие. И это взаимодействие, взаиморазвитие человека и искусства как его художественно воплощенного сознания определяет то, что искусство откликается на изменение интересов и запросов человека изменением круга основных тем, усложнением своей структуры, обогащением языка. Искусство может рассматриваться как способ коммуникации: в нем закрепляется связь между человеком и обществом; благодаря искусству человек может переносится в другие эпохи и страны, общаться с другими поколениями, людьми (пусть даже вымышленными), в чьих образах художник отразил не только свои собственные представления, но и современные ему взгляды, настроения, чувства. Искусство выполняет в обществе множество функций и отвечает разнообразным потребностям человека, реализуя его художественные способности. Средства и методы искусства приходят на помощь человеку, когда оказываются недостаточными или неприемлемыми методы и средства науки. Само искусство возникает как способ адаптации к миру в особых формах художественного отражения. Человек в искусстве воспроизводит мир, чтобы понять, познать его. Смертный во времени и конечный в пространстве человек создает искусство, в котором овладевает бесконечностью пространства и вечностью времени мира через организацию пространственных и временных ощущений. Лабораторное занятие 5. Лекция – историко-художественный обзор – 2 часа. Занятие посвящено анализу обзорных лекций (круглый стол). Знание истории искусства дает человеку возможность приобщиться к духовному опыту старших поколений, соизмерить его с личным опытом, создать потенциальные возможности для всестороннего развития личности и приобщения ее к общечеловеческим идеалам. Изучение истории искусств помогает овладеть знаниями об основных формах и закономерностях мирового процесса развития художественной культуры в ее общих и единичных характеристиках, выработать навыки самостоятельного овладения миром ценностей культуры и научиться использовать эти знания для совершенствования своей личности и профессионального мастерства. Основные цели преподавания истории искусств: дать целостное представление об искусстве, его сущности и особенностях, видах, жанрах, месте и роли в жизни человека и общества, тенденциях и проблемах его исторической эволюции; систематизировать и обобщить теоретический материал, очерки, воспоминания и т.д., выявить причинно-следственные связи между мировой историей и развитием искусства; раскрыть религиозно-нравственные и духовные основы русского искусства, его взаимодействие с мировой художественной культурой, традиционным и современным художественным процессом; раскрыть взаимосвязи изобразительного искусства с мировой художественной культурой - религией, философией, литературой, психологией, театром; научить студентов оценивать достижения искусства, анализировать основные памятники художественной культуры. В ходе изучения Истории искусств студент должен овладеть знаниями основных этапов художественно-духовного и культурного развития мирового искусства, эстетической специфики стилей, течений, искусствоведческих названий, терминов; приобрести умения извлекать информацию из искусствоведческих источников, применять ее для решения познавательных задач; овладеть приемами описания (рассказа об основных направлениях, стилях, художественном творчестве их представителей) и объяснения (раскрытие закономерностей развития искусства, причин и следствий возникновения того или иного вида и жанра искусства, стилей и направлений в ту или иную эпоху, выявление в них общего и различного, определение их характера, классификация др.); показывать эволюцию художественного процесса в контексте традиций архаического и современного искусства: мифологии образов и архетипы сюжетов, теории пространства и времени; различать этногеографические особенности искусства; понимать и уметь объяснить роль искусства в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, основных ценностях культуры и искусства в частности. Лабораторное занятие 6. Биографическая лекция – 2 часа. Студент готовит биографическую лекцию и докладывают ее содержание.. Основные закономерности описания биографии творца и специфики художественного творчества. Способы донесения сведений до аудитории. Роль интерактивных средств обучения. Мультимедийный материал к курсу. Лабораторное занятие 7. Теоретические обоснования преподавания истории искусств 2 часа. Подготовка студентами лекции по основам терминологии. Изучение истории искусств направлено на достижение следующих задач: • освоение систематизированных знаний об искусстве, его сущности и особенностях, месте и роли в жизни человека и общества, тенденциях и проблемах его исторической эволюции. • овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами искусствоведческих источников, поиска и систематизации информации, навыками анализа памятников культуры и произведений искусства. • формирование способности понимать историческую и этническую обусловленность развития мирового искусства, определять собственную позицию по отношению к ряду традиционных и современных направлений художественного творчества. Курс методики преподавания истории искусства призван подготовить студента к педагогической деятельности, вооружить его методическими знаниями и навыками, помочь овладеть искусством преподавания истории искусств. III. КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КУРСА В процессе обучения студенты получают возможность самостоятельной проработки терминологии, исходя из установок курса. Даются задания интерактивного плана, например, по прошествии 1 месяца обучения предлагается подготовить самостоятельные лекции в искусствоведении. По прошествии 2 месяцев обучения студент способен к самостоятельному составлению плана лекции. Вопросы к зачету
IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Основная литература
Дополнительная литература Тема 1.
|