Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Павловка
муниципального района Нуримановский район
Республики Башкортостан
Конспект урока
по истории Башкортостан
на тему:
«Советская власть и башкирское национальное движение»,
проведенного в 9 «в» классе
Урок провела
учитель истории Башкортостан
Тагарифуллина Л.З.
2009-2010 учебный год
с.Павловка
Тема : Советская власть и башкирское национальное движение Цель урока: выяснить отношения новой власти с национальным движением. Задачи: - развивать умения работы с историческими документами, делать
самостоятельные выводы;
- развивать творческие способности учащихся на базе пройденного
материала и сформированных навыков свободного использования
основных знаний;
- воспитывать чувства патриотизма. Тип урока: изучение нового материала. Форма урока: традиционная, с использованием ИКТ. Оборудование: хрестоматия по истории Башкортостана, проектор, слайды -карта, портреты членов башкирского национального движения, распечатка документов, учебник. тестовые задания, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ. Основные понятия: национально- территориальная автономия, суверенитет План изучения материала:
Башкирское центральное (областное) шуро;
Ш.Манатов, А.З.Валиди (сообщение);
Провозглашение автономии;
Временный революционный Совет Башкортостана;
Б.Шафеев (сообщение);
Татаро- Башкирская советская республика
Использованная литература:
Ф.Х.Гумеров «Хрестоматия по истории Башкортостана», г.Уфа, 2001г.
М.М.Кульшарипов «История Башкортостана ХХ век»,г.Уфа2005 г.
З.Ф. Мубинова «История и культура Башкортостана ХХ век»,г.Уфа, 2003г.
А.И.Чигрина «История Башкортостана ХХ век», г.Уфа, 2005г.
М.А.Бикмеева «Передовой опыт- достояние всех», г.Уфа,2009г.
М.Б.Ямалова «История Башкортостана в ХХ веке», г.Уфа, 2007 г.
Т.Х.Ахмадиев «История Башкирской АССР», г.Уфа, 1980 г.
Малая юношеская энциклопедия. Г.Уфа, 2007 г.
ХОД УРОКА
Этапы
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| I.
Органи-зационный 1 мин.
| Приветствие.
Отметка об отсутствующих (отвечает дежурный)
|
Отвечает дежурный
| II.
Изучение нового материала
26 мин.
| Открываем рабочие тетради и записываем дату и тему « Советская власть и башкирское национальное движение» (слайд №1).
Цель нашего урока выяснить отношения новой власти с национальным движением за самоопре-делением. Начнем урок с стихотворения Даута Юлтыя «Голос свободы» (Приложение № 1) - Ребята, что хотел выразить в стихотворении автор ? -Ребята ,вспомните с прошлого урока первые декреты советской власти… - Молодцы! Уже в обращении 11 Всероссийско-го съезда Советов «Рабочим, солдатам и крестья-нам!» говорилось, что Советская власть немед-ленно обеспечит всем нациям, населяющим Рос-сию, подлинное право на самоопределение. Это право подтверждалось «Декларацией прав наро-дов России» (2 ноября 1917 года)- -Откройте хрестоматию.стр.101. Да, в декларации все написано хорошо. Было прекрасное начало претворения в жизнь положе-ния этой декларации: например автономия Фин-нляндии, право на самоопределение польскому народу, проживающему в царстве Польском, находившемся в составе России. Давайте выясним сущность двух понятий. Кто сможет дать объяснение «Суверенитет», «Автономия»? (слайд № 2). Национальный вопрос в конце 1917 года сводил-ся к самоопределению башкирского народа и полному отделения от России. (слайд № 3). Башкирское национальное движение (шуро) в составе 13 человек разместилось в Оренбурге,
в Уфе- губернское представительство шуро,
на местах – уездные и волостные башкирские шуро.( Председатель Шариф Манатов, члены: А.З.Валиди, Шайхзада Бабич.(слайд № 4,5,6) (сообщение) Цель: национально- политическое объединение всего башкирского народонаселения независимо от территориального разброса. В своей деятельности опиралось на все слои населения башкирского крестьянства. Шуро выпустило 11.11.1917 года фарман № 1. (Прило-жение № 2)
Краткое содержание:
- провозглашение автономии;
- отрицательное отношение к временному правительству(недовольство, нет возврата к старому);
-отношение к октябрьской революции( вызовут беспорядки, беззаконие, самоуправство;
- предвидение конфликта между большевиками и сторонниками старых порядков;
-позиция нейтралитета. 15 ноября 1917 года провозгласило демократи-ческую автономию Башкирии, назвав ее «Малой Башкирией» -фарман № 2(учебник стр.73. ).
Многие историки сегодня считают, что эту дату нужно считать днем рождения Башкирской авто-номии. У вас будет возможность принять сторо-ну и этой и другой точки зрения.
-Какие территории занимала «Малая Башкирия»? (слайд № 7) А.З.Валидов: «Когда объявлялась автономия, имелся в виду не весь Башкортостан, а та его часть, где мусульмане составляют не менее 70 процентов населения; она известна как Малая Башкирия». Он считал, что в Малой Башкирии тюрко- мусульмане составляют 72 %.
Третий курултай решили провести с 8 декабря 1917 года. Этот курултай сыграл главную роль нашей родины. Третий курултай узаконил самостоятельность Башкирии, было создано правительство. Председателем правительства стал Юнус Бикбов. (слайд №8 ).
27 января отправили телеграмму в Москву, в которой выразили свое согласие признать верховную власть Советов с теми условиями, что они не будут препятствовать нам форми-ровать войска и не лишат самостоятельности во внутренних делах. Арест членов Башправительства стр.110 Хрестоматия. Таким образом советское правительство не спе-шило признавать автономию башкир. 17 февраля 1918 г.создание Временного Революционного Совета Башкортостана(ВРСБ)-сторонники большевиков «Тулкын». В состав нового башкирского шуро- РСБ- Давлетшин, Б.Шафеев.( сообщение) (слайд № 9) В конце марта проект автономии с Б.Шафиевым направлен в столицу. Но на этот проект не был рассмотрен, так как к тому времени был подготовлен другой проект о Татаро- Башкирской Республике. Но и этот проект не был осуществлен. Во-первых против такого проекта выступило Башкирское правительство, во- вторых начавшаяся гражданская война не позволила осуществить это намерение. Сегодня на уроке мы рассмотрели :
- возрождение национального движения в Башкортостане;
- создание областного шуро;
- борьба за автономию;
- образование ВРСБ. Итак, закрываем тетради и учебники ,открываем тетради для контрольных работ, записываем дату и вариант.
| Записывают
Ученик читает стихи Д.Юлтыя
Анализ стихотворения
Декрет о земле, декрет о мире
Читают
Запись в тетрадях
Сообщение о Ш.Манатове и АЗ.Валиди.
Запись в тетрадях
читают
Оренбургская, Уфимская, Самарская, Пермская
Читают
Сообщение о Б.Шафееве
| IY. Закреп-ление
10 мин.
| Тестовые задания на 10 минут(Приложение № 4)
|
| Y .
Задание
на дом
1 мин.
| Открываем дневники, записываем задание на дом &6, &7, &8, &9, &13- подготовиться к контрольной работе
| Записывают в дневники
| Y I.
Итог
2 мин
| Оценивание учащихся .
Спасибо всем за участие, до свидания!
|
|
Приложение № 1
Мы жадно ждали все свободу.
«Приди!...»- твердили вновь и вновь.
Мы видели глаза свободы-
Их слезы залили и кровь.
Когда ж царя спихнули с трона,
Сказали мы: «Пришла пора!»
Но оказалось, что свобода
Открыть еще не в силах глаз,
Опять ложатся ей на спину
Удары плеток всякий раз.
-Крестьянам – землю, а заводы
Навек рабочим отдадим.
Буржуев с плеч рабочих сбросим
И прочный гроб сколотим им.
Идем в рядах вооруженных, б
Бьем дружинным залпом по дворцам.
Сожгли все старые законы-
Народ законы издал сам…
Приложение № 2 Фарман № 1
«В связи с тем, что 25.Х сего 1917 года правительство России свергнуто партией большевиков, в России начались междоусобные войны. Бедствия, возникшие вместе с большевистским движением ни в коем случае не должны распространяться на нашей Башкирии. Для Башкирии единственной мерой к спасению является захват власти башкирским народом в свои руки, забота народа о себе самом, охрана своей жизни, крови, души своим собственными силами.
Большевистское правительство в своей декларации от 2 ноября официально объявило, что каждая нация имеет право на самоопределение, как это ей угодно, и даже, при желании отделиться от России. Башкирия совершенно безвинно может превратиться в театр военных действий двух враждующих сторон и таким образом очутиться в положении фронтовой полосы. Сможет ли наша прекрасная Башкирия переносить на своей шее войну этих дух лагерей? Должна ли поэтому одна часть башкирских войск сцепиться с другой? Нет. Этого у нас не должно быть. Ибо мы не большевики и не меньшевики , мы лишь башкиры. На какой стороне мы должны быть? Ни на какой. Мы на своей собственной стороне. Нам нечего делать в этих спорных вопросах. Наше дело охранять нашу личную и имущественную безопасность. Двухмиллионный башкирский народ не может быть игрушкой в таких ничтожных политических забавах. У него должны быть свои нужды, своя потребность, своя политика, своя точка зрения». Приложение № 3
Вариант 1.
Председателем Башкирского центрального (областного)шуро был избран:
А.А.З.Валиди; В. Ш.Манатов;
Б.Садри Максудов; Г. С.Мрясов
Новое башкирское областное шуро – Временный революционный совет Башкортостана (ВРСБ) образовано:
А. 11 ноября 1917 г.; В. Февраль 1918 г.;
Б. 17 февраля 1918 г.; Г. март 1918 г.
Автономия –это…
Вариант 2.
1. Башкирское центральное (областное)шуро ставило своей целью:
А. национально-политическое объединение всего башкирского народонаселения независимо от территориального разброса;
Б. Вести дела всех мусульман, населяющих Башкирию;
В. Сохранение старых порядков и вотчинного права на землю Башкортостана.
2. Башкирское шуро провозгласило демократическую автономию Башкортостана:
А. 15 ноября 1917 г.; В. Март 1918г;
Б. 25 декабря 1918 г. Г.апрель 1918 г.
3. Суверенитет – это… |