Скачать 223.75 Kb.
|
КГКСКОУ «Коррекционная школа-интернат III – IV видов» Программа работы учителя истории и классного руководителя 11 «б» класса по сохранению и укреплению здоровья учащихся Выполнил: учитель истории Манич В.В. Артемовский городской округ 2013 г. СОДЕРЖАНИЕ I. Введение (обоснование программы). II. Проблемность. III. Целепологание. IV. Направления работы. V. Содержание работы учителя и классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся. VI. План работы учителя, классного руководителя на год по сохранению и укреплению здоровья учащихся. VII. Здоровьесберегающие технологии на уроках истории VIII. Гигиенические показатели урока IX. Заключение. I. ВВЕДЕНИЕ. Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием “здоровье” обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие. Учёными установлено, что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % – от наследственных факторов, на 20 % от экологии, на 50% – от самого человека. Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам. По современным представлениям в понятие “здоровый образ жизни”, как одна из составляющих, входит организация двигательной активности. Гиподинамию (недостаток двигательной активности) называют одним из главных пороков 21 века, который коснулся не только взрослого населения, но и детей. Школьники по 5 – 6 часов проводят за партой, затем занимаются дома. “По результатам исследований российских психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится на “4” и “5”,проводит за письменным столом дома не менее 2,5 – 3часов; шестиклассник – 3 – 4 часа; старшеклассник– 6 и более часов”. Родители, в последние годы, всё больше времени тратят на улучшение материального благосостояния, всё чаще отдаляются от детских проблем, а потом, пытаясь загладить свою вину перед ребёнком, идут навстречу его просьбам – и в квартире появляется компьютер, за которым подросток проводит более двух – трёх часов в сутки, примерно столько же он просиживает у телевизора. В последнее время радио и телевидение, средства массовой информации поднимают вопрос о том, что двигательная активность подрастающего поколения стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми для молодёжи. Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире. Однако, в результате порожденных социальной ситуацией противоречий, сложившихся сегодня в нашем обществе, здоровью человека уделяется все меньше и меньше внимания. Качественные медицинские услуги, как правило, становятся платными, отдых и лечение в санатории может позволить себе далеко не каждый, систематические занятия физкультурой на базе спортивных комплексов под руководством грамотных специалистов также доступны лишь немногим. В такой ситуации, как никогда, актуальной для любого человека становится задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Очевидно, что значительную помощь в решении этой задачи должна оказать школа. На современном этапе развития образования необходимо стабилизировать, а затем и улучшить ситуацию по оздоровлению детей. В этом плане необходимы совместные усилия всего социального комплекса школы. II. ПРОБЛЕМНОСТЬ. По мнению доктора медицинских наук И.И. Горехмана, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. На фоне благополучного здоровья более эффективно достигается одна из главных задач образования – развитие способностей ребенка. Для того, чтобы данная программа помогла ребенку стать физически, психически и социально здоровой личностью, необходимо, прежде всего, чтобы она учитывала следующие проблемы:
Критериями работы учителя по данному направлению являются:
III. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ. ЦЕЛИ: 1) Создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса. 2) Сохранение, укрепление и коррекция здоровья учащихся на каждом возрастном этапе. 3) Формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре. ЗАДАЧИ: 1) Разработать и внедрить наиболее рациональные формы и методы диагностики физического здоровья детей. 2) Создать систему учебных и внеучебных форм и методов, способствующих становлению физически, психически и эмоционально здоровой личности. 3) Сформировать навыки здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности учащихся. IV. НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ. V. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ. Системную комплексную программу по сохранению и укреплению здоровья учащихся целесообразно сформировать из следующих блоков: I блок – ресурсное обеспечение:
II блок – организация учебного процесса:
III блок –просветительско-воспитательная работа с учащимися и родителями:
IV блок – физкультурно-оздоровительная работа:
V блок – профилактика, динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся:
Гигиенические требования к организации и проведению урока:
Принципы работы учителя на уроке:
Деятельность учителя – классного руководителя по здоровьесбережению:
VI. ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ НА ГОД ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.
Примерная тематика родительских собраний, лекториев, бесед с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Тематика классных часов, бесед, конкурсов с учащимися по проблеме сохранения и укрепления их здоровья.
VII. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКЕ ИСТОРИИ. Здоровье – отсутствие болезни. Здоровье имеет три составляющих: - психическое - физическое - социальное. Факторы, формирующие здоровье:
ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ – это физкультура, спорт, физминутки, физические переменки. УЧИТЕЛЬ должен учить:
ПСИХИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ – Учитель должен оказывать помощь ребенку в психологических и социальных трудностях. Ребенка нужно уметь выслушать, понять, принять таким, какой он есть без условий, включать его в разнообразную деятельность, учить следовать нормам человеческого общежития, милосердия, прививать полезные привычки. На уроке истории можно использовать :
Упражнения на гармоничную работу мозга.
ОБЩЕОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ: Обычные физкультминутки на уроке истории можно сделать тематическими, например: - учитель называет термины и просит детей – -встать-сесть ( встать, если термин относится к Древнему Египту, а сесть, если к другой стране древнего мира., и т.д.) - поднять руки-опустить руки (называть разные сражения, дать задание поднимать руки, если в этом сражении победили, опустить – если проиграли, и т.д.) - шаг вперед – шаг назад ( утверждение верно-вперед, неверно-назад, и т.д.) КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА. Цель – развитие межполушарной специализации. -развитие межполушарного взаимодействия, - синхронизация работы полушарий, - развитие мелкой моторики, - развитие памяти, мышления. Комплекс упражнений: 1.КОЛЕЧКО: поочередно и как можно быстрее перебирают пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Выполнять в прямом и обратном порядке ( мизинец – большой палец), можно выполнять каждой рукой, можно одновременно. 2. КУЛАК, РЕБРО, ЛАДОНЬ: Три положения на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости,- сжатая в кулак,- ладонь ребром на плоскости – ладонь на плоскости. Выполнять поочередно и одновременно двумя руками по 8 – 10 раз. 3. ЛЕЗГИНКА: Левую руку сложить в кулак, большой палец в сторону, кулак развернуть пальцем к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой, после этого сменить положение рук. Повторить 6-8 раз.
Положить на стол чистый лист бумаги, взять в обе руки по карандашу, начать рисовать одновременно двумя руками. При этом упражнении расслабляются глаза и руки.
Левой рукой взять за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо, одновременно отпустить и хлопнуть в ладоши поменять положение рук с точностью наоборот.
Выполнять перекрестные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад), затем поменять руку и ногу.
Дышать глубоко. Отпустить голову вперед, закрыть глаза, медленно раскачивать головой из стороны в сторону.
Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости 8-ку 3 раза сначала каждой рукой по очереди, потом одновременно.
Рисовать руками в воздухе симметричные рисунки.
Качаться из стороны в сторону, подражая медведю.
Предварительно нарисовать на карточке две пересекающиеся линии в виде Х . Зафиксировать взгляд на этом пересечении, выполняя упражнение: стоя поднять невысоко левую ногу, согнув ее в колене, и кистью левой руки дотронуться до колена левой ноги, затем то же с правой ногой и левой рукой. Когда рука касается ноги, а взгляд сконцентрирован на Хх, пересекаются полушария мозга, упражнение помогает полушариям работать согласованно. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ. Снимает усталость и напряжение с глаз, корректирует зрение.
Учащимся предлагается закрыть глаза и держать их закрытыми 3-4 секунды. Широко открыть глаза, смотреть вдаль и не моргать в течение 5-6 секунд.
Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать «носом» выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку.
На кончик указки прикрепить искусственную бабочку или листок и отправиться с ней в путешествие. Дети должны глазами следить за траекторией движения.
Посмотреть на кончик носа, перевести глаз на заданный объект( в разных углах доски, можно карты или картины) со словами « у меня на нос ЭЛЕМЕНТЫ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ: 1. Произносить скороговорки, переводя дыхание - после каждой строчки - через строчку - произнести на одном дыхании. 2. выполнить шумный вдох носом, на выдохе через рот проговорить буквы «! БР-ФР. 3. Шумные вдохи и выдохи «грудная клетка – живот» 4. Динамическая – руки вверх – вдох, руки вниз – выдох. ГИМНАСТИКА ДЛЯ РУК ВО ВРЕМЯ ПИСЬМА:
УПРАЖНЕНИЯ ПСИХОЛОГЧЕСКИЕ НА СНЯТИЕ АГРЕССИИ:
VIII. Гигиенические показатели, характеризующие урок.1.Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха; рациональность освещения класса и доски; 2.Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, работа с тестами, творческая и самостоятельная, работы и т.д. 3.Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут. 4.Различные методы преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная, работа и т.д. Норма – не менее трех. 5.Чередование видов преподавания: ориентировочная норма – 10-15 минут. 6.Наличие и выбор на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.; активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар ,ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (эмоций, интеллекта, общения, воображения, самооценки.). 7.Место и длительность применения ТСО ( в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссий, обсуждения. 8.Физкультминутки и другие. оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма-15-20 минут урока, по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-мя повторениями каждого упражнения. 9.Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности. 10.Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации. 11.Психологический климат на уроке Важным компонентом эффективного урока является благоприятный эмоциональный фон. Его создание возможно, в частности, благодаря позиции учителя не «над», а рядом с учениками, введению самоконтроля и самооценки обучающихся, согласуемых с учителем. Критерии оценки должны быть четко определены на каждом этапе урока (подготовка оценочных карт, рефлексия приучают ребят к ответственности, самостоятельности в принятии решений.). На заключительном этапе занятия необходимо провести итоговую рефлексию: выставить отметки в рабочие карты, а также использовать эмоциональную оценку, задав вопросы ребятам: «Чем понравилось занятие?», «Удачно ли оно прошло?», « В чем оказалось неудачным?». Рефлексия повышает ответственность учеников за результаты своего труда, снимает страх перед плохой отметкой, т.к. «2», «1» не ставятся. Если знания ученика ниже требуемого уровня, ему предоставляется возможность улучшить результат в течение урока, используя помощь др. ребят или в процессе самостоятельной работы. Самопроверка и взаимопроверка сразу после выполнения работы важны для мотивации познавательной деятельности учащихся. . Интеграция используется на разных этапах обучения, помогая восприятию и осмыслению материала. 12.Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных фрагментов и т.д. .13. В соответствии с особенностями каждого обучающегося учитель составляет задания, разные по степени сложности и требующие разнообразных видов деятельности: обучающимся с высоким интеллектуальным, уровнем, хорошей работоспособностью и сильным типом нервной системы предлагаются сложные и большие по объему задания; школьникам со средним интеллектуальным уровнем, средней или низкой работоспособностью, сильным типом нервной системы даются задания средней сложности, но большие по объему, эти учащиеся хорошо переносят нагрузку, прекрасно работают самостоятельно, не теряются в трудных ситуациях. Обучающимся со средним интеллектуальным. уровнем, средней или низкой работоспособностью и слабым типом нервной системы предлагаются задания средней или низкой сложности, небольшие по объему. Эти ребята быстро устают, им нужно часто менять виды деятельности. Школьникам с неуравновешенным типом нервной системы не в состоянии длительное время сосредоточиться на одном виде деятельности. Таким детям необходимо предлагать больше разных нетрудных заданий и осуществлять систематическую поддержку и наблюдение за их выполнением (особенно у детей со слабым типом нервной системы). Второй уровень сложности предполагает какие-либо формальные, фактические наблюдения (например, найти стилистические фигуры и тропы), а задания третьего уровня сложности - целостное восприятие произведения - в единстве формы и содержания (например, определить композиционную. роль того или иного эпизода). 13.Темп и окончание урок --спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом. Учителя истории убеждены в том, что сегодня, изучая Отечественную историю, имеется возможность говорить о духовно – нравственных категориях, живительным источником которых всегда для русского человека являлось своя земля. Нравственность есть не что иное, как деятельность, обусловленная идеей добра. Это жизнь на основе добра, справедливости, искренности, совести, бескорыстия. Но эти качества не падают как манна небесная, нужно приложить много усилий, чтобы наполнить ими себя. С древнейших времен люди понимали, что труднее всего человечеству дается не добыча пищи, не технический прогресс, а нравственное совершенствование. Поэтому не случайно, что во всех священных книгах подробно раскрывается , каким должен быть человек в этом мире, на грешной земле. И наша цель, педагогов, «разбудить» в детях то сокровенное, что затаилось в глубинах их душ. В своих классах у меня задача выстраивать работу так, чтобы учащиеся осознавали тот глубочайший культурный, религиозный и психологический опыт русской истории. Каждый урок имеет направленность диспута («Поспорь со мной», «Помоги нам разобраться»). IX. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Учителю необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. В идеальном приближении школьник должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия учащихся. |