Скачать 229.88 Kb.
|
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 490 с углубленным изучением иностранных языков Красногвардейского района Санкт-Петербурга ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО на Педагогическом совете Директор школы: школы ________ Н.Б.Александрова Протокол № Приказ № от _________________ от __________________ Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для базового уровня изучения истории и культуры Санкт-Петербурга в средней школе 5«а» класс Срок реализации – 1 год Разработчик рабочей программы: Углова Наталия Сергеевна, учитель русского языка и литературы Год разработки программы – 2013 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО на заседании МО учителей зам. директора по УВР Кафедры социально-экономических наук ___________А.В.Голубицкая Председатель МО ________________ 2013 года ____________В.И.Скородумов Протокол № от _____________ Содержание
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга в 5 классе составлена на основе Федерального государственного стандарта второго поколения, программы Л.К. Ермолаевой, И.М. Лебедевой, И.З. Захваткина, Учебного плана ГБОУ Средней образовательной школы №490 на 2013-2014 учебный год, Образовательной программы школы на 2013-2014 год и Закона об Образовании. Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: Л.К. Ермолаева, И.М. Лебедева, И.З. Захваткин, Страницы жизни нашего края; СПб: «СМИО Пресс», 2003. К данному варианту программы прилагается рабочая тетрадь в двух частях Л.К. Ермолаева, Л.В. Искровская, Н.Г. Штейн, С.А. Давыдова, Петербург – город-музей. Петербургская тетрадь; СПб: «СМИО Пресс», 2012. Рабочая программа рассчитана на 32 часа (из расчёта 1 урок в неделю). Основные цели обучения в 5-ом классе: Способствовать тому, чтобы, ученик смог воспринимать: • городские объекты, музейные экспозиции, семейные реликвии, городские и семейные традиции как наследие, необходимое всем петербуржцам (в том числе и лично ему), оставленное предками и обогащаемое ныне живущими; • себя как «наследника Великого Города», «пользователя» петербургского наследия и участника процесса его формирования.. Данные цели обусловливают решение следующих задач: 1. Формировать познавательный интерес к изучению города, предоставив каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами, традициями и памятниками, традициями всемирного культурного наследия. 2. Способствовать пониманию учащимися ценности (значимости) петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо расширить имеющиеся у них знания: - о петербургских музейных экспозициях, памятниках городской среды и традициях, имеющих «связь» с культурой других времен и народов; - о создателях и хранителях этого уникального петербургского наследия. 3. Способствовать формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни: - ориентироваться по карте города; - ориентироваться в реальном городском пространстве; - работать с источниками информации о городе; - применять полученные знания в новых учебных ситуациях и повседневной жизни. 4. Совершенствовать общеучебные умения 5. Выражать впечатление от памятников наследия и их создателей. 2. Содержание тем учебного курса ВВЕДЕНИЕ В НОВЫЙ КУРС. (3 ч.) Всемирное культурное наследие. Санкт-Петербург — молодой город Европы. Петербургские памятники всемирного и отечественного культурного наследия. Каждый петербургский памятник, напоминающий о всемирном культурном наследии, является частью петербургского наследия, хранит память о своих создателях, о жизни петербуржцев. ОТ БЕРЕГОВ ЗАГАДОЧНОГО НИЛА НА БЕРЕГА ПЛЕНИТЕЛЬНОЙ НЕВЫ (8 ч.) Эрмитаж - хранилище подлинных древнеегипетских памятников в Петербурге. Ценность этих памятников как источников о жизни древних египтян. Пристань на Университетской набережной Петербурга. Сфинксы, скульптура, светильники, пристань, Академия художеств — напоминание о наследии древних; уникальный петербургский уголок, хранящий память об истории города, петербургских мастерах, учебном заведении. Сфинксы, созданные в Петербурге. Сфинксы на Египетском мосту, у фонтана на Пулковском шоссе, на набережной Робеспьера, на Каменном острове, во дворах Строгановского дворца или Горного института (*отбор объектов по усмотрению учителя). Скульптуры напоминают о наследии Древнего мира. Скульптуры — часть петербургского наследия: хранят память о петербуржцах, жизни города. Обелиски, созданные в Петербурге. Обелиски «Румянцева победам», у Никольского собора, на площади Восстания, на Египетском мосту, верстовые столбы и другие (* отбор объектов по усмотрению учителя). Обелиски – «отголоски» наследия древних и уникальное петербургское наследие. Египетские мифы, застывшие в камне. Уникальное скульптурное убранство дома 23 по Захарьевской улице. Дом-памятник напоминает о наследии Древнего Египта; «рассказывает» о петербургском наследии. Загородные постройки в египетском стиле (Пушкин, Петергоф, Павловск) «ОТГОЛОСКИ» ДРЕВНЕГО ВАВИЛОНА В ПЕТЕРБУРГЕ. (5 ч.) Висячий сад — «второе чудо света» в Петербурге напоминает о Древнем Вавилоне; «рассказывает» о жизни города, о петербуржцах, о мастерстве создателей. (*) Висячий сад в Малом Эрмитаже, в Царском Селе (* отбор объектов по усмотрению учителя). Петербургские здания, украшенные изразцами, - памятники, напоминающие о наследии древних, рассказывающие о жизни петербуржцев, их вкусах и мастерстве. Ваулинская майолика. Соборная мечеть, дом Баженова (* отбор объектов по усмотрению учителя). Петербургские здания, украшенные рельефами, — памятники, напоминающие о наследии древних, рассказывающие о жизни петербуржцев, их вкусах и мастерстве. Комплекс жилых зданий (ул. Некрасова, д. 58—62), украшенных рельефами на ассирийские мотивы. Скульптуры, созданные петербургскими мастерами, напоминают о наследии древних, «рассказывают» о жизни петербуржцев, их мастерстве. Скульптуры львов около усадьбы Безбородко-Кушелева, у дома Лобанова-Ростовского, на Дворцовом причале, у дома Лаваль, на Львином мосту и другие. Скульптуры грифонов на Университетской пристани, на Банковском мосту. Скульптуры быков (около предприятия «Самсон»). АНТИЧНОЕ НАСЛЕДИЕ И НАСЛЕДИЕ ПЕТЕРБУРГА (13 ч.) Научные учреждения Петербурга — центры исследования античности. Петербургские ученые-антиковеды, внесшие вклад в отечественную и мировую науку. Петербургские школы, гимназии, лицеи, академии, напоминают о наследии древности; хранят память о нашем городе как центре образования. Экспонаты Эрмитажа, рассказывающие о жизни древних греков и древних римлян. Литературное наследие античности. Петербургские поэты, чье творчество напоминает о литературном наследии античности. (Отбор произведений по усмотрению учителя). Библиотеки — хранилища литературного наследия. Архитектурное наследие античного мира: «золотое сечение», ордерная система, соответствие скульптурного убранства зданий их назначению. «Российский Парфенон» — здание Биржи — уникальный петербургский памятник, напоминающий о традициях древнегреческих зодчих. Петербургские здания разного назначения, напоминающие о традициях античных архитекторов. Их создатели. Уникальность этих зданий как памятников петербургского наследия. Скульптурное наследие античности. Атрибуты античных богов. Скульптурные изображения Афины (Минервы), Гермеса (Меркурия), Аполлона и муз в Петербурге — бывшей столице, торговом и культурном центре России (выбор статуй, горельефов, барельефов на петербургских зданиях по усмотрению учителя). Античные боги, герои мифов на петербургских улицах и площадях (выбор объектов по усмотрению учителя). Создатели скульптурного убранства Петербурга. Конные монументы нашего города: императорам, Александру Невскому. Их уникальность, неповторимость как памятников отечественной и петербургской истории, культуры. Создатели монументов. Триумфальные арки и колонны в Петербурге — «отголоски» наследия античного мира, уникальные петербургские и отечественные памятники истории и культуры. Петровские ворота Петропавловской крепости, Нарвские триумфальные ворота, Арка Главного штаба, Ростральные колонны, Александровская колонна, колонны Славы на Конногвардейском бульваре (выбор других объектов по усмотрению учителя). ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ (3 ч.)
Познавательный интерес учащихся проявляется в их ориентированности на познание культурного наследия города: желании выполнить дополнительное задание; посетить изученные памятники и найти новые, побывать в музее; прочитать рекомендованную книгу; самостоятельно «добыть» новую информацию; принять участие во внеклассной краеведческой деятельности. Выпускники 5 класса - грамотно произносят, пишут и используют термины и понятия, обозначенные в программе; - перечисляют петербургские музеи, в коллекциях которых хранятся подлинные памятники всемирного культурного; называют конкретные экспонаты (соответственно программе); узнают их по изображению; рассказывают о них как памятниках культурного наследия мира и Петербурга (в соответствии с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем); объясняют их историко-культурную значимость; - перечисляют петербургские традиции, «пришедшие» в современную жизнь из далекого прошлого (соответственно программе); рассказывают о них как об уникальных традициях всемирного и петербургского культурного наследия (в соответствии с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем); - называют фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия; соотносят фамилию и конкретный памятник; рассказывают о вкладе конкретного человека в формирование петербургского наследия; разъясняют причины появления подлинных и стилизованных памятников, а также причины их сохранения. Ориентируются: - по карте-схеме и карте достопримечательностей города, пригородов; схеме метрополитена и карте транспорта Санкт-Петербурга (соответственно программе); - в реальном городе (по природным ориентирам, по городским ориентирам и доминантам; по маршрутному листу; по карте достопримечательностей); - объясняют необходимость соблюдения правил поведения горожанами; бережного отношения к памятникам наследия; дают оценку собственного поведения; - регулярно посещают учебные экскурсии и прогулки; сообщают одноклассникам об «открытиях», сделанных во время самостоятельных учебных прогулок, совершенных с родителями; Умеют: - работать с письменным источником: находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях, рекомендованных учителем или библиотекарем; - узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; описывать объекты по памятке, как памятники всемирного и петербургского культурного наследия; - рассматривать на учебных прогулках реальные городские объекты и музейные экспонаты, извлекая из них информацию с помощью познавательных заданий, составленных учителем, или самостоятельно, делая вывод о значение (значимости) этого петербургского памятника; составлять отчет об исследованном городском объекте (заполнить Лист прогулки); - обращаться к родственникам как к источникам краеведческой информации (формулировать вопросы; записывать ответы). - используя ранее полученные знания (по другим учебным дисциплинам, из СМИ, музейных экспозиций, дополнительной литературы, сайтов Интернета), разъяснить, объяснить влияние какой культуры (цивилизации, народа) нашло отражение в конкретном петербургском памятнике (архитектурном, скульптурном, литературном, живописном, музейном экспонате, произведении декоративно-прикладного искусства) или традиции; соотнести мифы, библейские сказания, легенды, литературные произведения с изучаемыми объектами; - применять полученные знания и умения (на уроках, на учебных прогулках по городу, при подготовке сообщений, при выполнении творческих работ, а также в общении с родственниками, младшеклассниками, во внеклассных мероприятиях, главное при рассмотрении реальных объектов); - сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также и их изображения; - комментировать текст, выделять главную мысль в тексте, составлять простой план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения по дополнительной литературе (не более 2 источников); - обосновывать, аргументировать свой ответ (собственное мнение, оценку); - извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательные задания. Эмоционально-ценностное отношение к городу учащихся проявляется: - при выполнении оценочных заданий и высказывании оценочных суждений о памятниках и их состоянии, музеях, о деятельности петербуржцев и отношении современных горожан к памятникам; - при выполнении творческих заданий и мотивации их выполнения; - в стремлении применить свои знания в реальной жизни; - в самооценке («я знаю», «я умею», «я хочу узнать»). Контроль за деятельностью учащихся предполагается осуществлять при помощи оценки ведения рабочей тетради.
освоения учебной программы Оценка «5»ставится в случае:
Оценка «4»:
Оценка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
Оценка «2»:
Оценка «1» ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.
Для учителя: Методическая литература:
Электронные ресурсы
Для ученика: Методическая литература:
Электронные ресурсы
|