Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 95.66 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации08.03.2014
Размер95.66 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы

Тема. Московская битва.
Цели урока:

  • Показать, что война с Германией носила со стороны СССР справедливый освободительный характер, раскрыть основные события Московской битвы, выделить причины победы Красной Армии и определить историческое значение Московской битвы.

  • Формировать умения учащихся работать с исторической картой, историческими документами, анализировать ,обобщать, делать выводы, развивать навыки работы в группах (собрать материал для выступления по теме, создать компьютерную презентацию, работа с историческими документами).

  • Воспитание патриотизма и интереса к истории.

Основные понятия:

Оборонительные сражения под Москвой, контрнаступление, предпосылка коренного перелома в войне.

Учебное оборудование:

  1. Историческая карта «Великая Отечественная Война».

  2. Учебный видеофильм «Великая Отечественная Война», фрагмент «Московская битва».

  3. Компьютерная презентация «Московская битва».

  4. Книжная выставка о Московском Сражении

  5. Исторические документы

  6. Данилов, Косулина: Хрестоматия по истории России ХХ век.- М: Просвещение, 1999г.

  7. Потемкин: Историко-художественная хрестоматия по Великой Отечественной Войне.- М: Просвещение, 1993г.

Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ход урока.
I. Опрос

На прошлых уроках мы начали изучение большой темы «Великая Отечественная Война». Давайте вспомним основные события начального периода войны.

Вопросы:

  1. Годы Великой Отечественной Войны. Её периодизация?

  2. Назвать основные события лета 1941 года.

  3. В чем заключались причины неудач Красной Армии в первые месяцы Великой Отечественной Войны?

  4. Приведите примеры героизма и стойкости советских людей в начале войны.


II. Изучение нового материала.

План.

  1. Оборонительные бои под Москвой.

  2. Разгром немецких войск под Москвой.

  3. История Московской битвы в лицах.

  4. Причины победы Красной Армии под Москвой. Историческое значение Московской битвы.


Перед уроком класс был разделен на группы, каждая получила свое задание.

1группа. Найти материал о Московском сражении

(используя различные источники) и предоставить его на уроке.

2группа. Сделать компьютерную презентацию по Московской битве.

3группа. История Московской битвы в лицах

4 группа. Роль деятелей культуры в победе Красной Армии под Москвой


  1. Оборонительные бои под Москвой.


Главным военным событием первого года войны была битва за Москву. Она продолжалась более 6 месяцев с 30 сентября 1941 по 20 апреля 1942 и была одной из крупнейших битв Второй мировой войны
.

Дата

Сражение

Результаты и значение сражения



После захвата Киева главной целью гитлеровского верховного командования явилось овладение Москвой, падение которой, по его мнению, неизбежно приведет к капитуляции советских войск и победоносному окончанию войны.

Для захвата Москвы была разработана операция «Тайфун». Германии удалось создать внушительное превосходство в людской силе и технике. План Гитлера в отношении Москвы был таким «Я сотру этот чертов город с лица земли, а на его месте построю искусственное озеро. Само название «Москва» исчезнет навсегда».

В ходе Московской битвы можно выделить 2 этапа:

  1. 30 сен. – начале. ноября 1941г. – 1 наступление немецких войск

- передышка 15 ноября – 4 дек 1941 – 2 наступление немецких войск

  1. 5 – 6 декабря. 1941г. – 20 апр. 1942 – контрнаступление Красной армии.


Ученики рассказывают об основных событиях обороны Москвы.

  • 30 сентября. – начало немецкого генерального наступления группы «Центр», удар танковой армии Гудериана.

  • В октябре – 2 недели в окружении 4 советские армии сдерживали 20 немецких. дивизий, укреплялась Можайская линия обороны.

  • 10 октября – Г.К. Жуков – командующий запанным фронтом.

  • 20 октября – Москва на осадном положении. Эвакуация.

  • К начале. ноября – немцы подошли к Москве на расстояние 80-100 км. Наступление немцев было остановлено.


Передышка

- переброшены дивизии из Сибири, Урала, с Маньчжурской границы

- парад 7 ноября на Красной площади

Второе наступление немцев на Москву. 16 ноября 1941г. немецкие войска вновь перешли в наступление. Упорные бои шли за Тулу и Клин, под Дмитровом, на Волоколамском направлении. Немцы приблизились к Москве на 30 км. Но наступление немцев стало выдыхаться. Создались благоприятные условия для перехода Красной армии в наступление.


  1. Разгром немецких войск под Москвой..


К началу декабря войска Западного фронта получили значительное подкрепление. Оценив обстановку, командование фронтом решило перейти в контрнаступление. 5-6 декабря 1941г. советские войска перешли в контрнаступление под Москвой. Калининский фронт под командованием И.С. Конева освободил город Калинин и устремился к Ржеву. Западный фронт под командованием Г.К. Жукова нанес поражение немцам и двинулся к Рузе и Волоколамску. Неприятель был отброшен от Тулы. Брянский фронт развернул наступление на Калугу. К январю враг был отброшен от Москвы на 100-250 км. Непосредственная угроза Москве миновала .Фашисты за время оккупации Московской области полностью уничтожили 640 сел и деревень .Они почти полностью разрушили и сожгли города : Истру, Рузу, Можайск, Волоколамск. В ходе зимнего наступления Красная Армия разгромила 38 немецких дивизий.


  1. История Московской битвы в лицах.

Особую роль в защите Москвы сыграл героизм советских воинов.

1. На оборону столицы в самые трудные дни были направлены курсанты Подольского пехотного артиллерийского училища. Заняв оборону на Можайском направлении, они стояли насмерть и не пропустили врага до прихода основных сил.

Из воспоминаний генерал-лейтенанта Стрельбицкого о курсантах Подольского училища1.(приложение №!1)
1.Потемкин П.И. Историко-художественная хрестоматия по Великой Отечественной войне-М, Просвещение 1993г. с112
2. Небо Москвы самоотверженно защищали советские летчики. В бою с вражеской авиацией отличился летчик-истребитель мл. лейтенант Виктор Талалихин, который совершил первый в истории авиации ночной таран, за что был удостоен звания Героя Советского Союза.1(приложение №2)

3. В защите столицы особенно отличилась 326 стрелковая дивизия под командованием генерала И.В. Панфилова, легендарным стал подвиг 28 панфиловцев, которые защищали Волоколамское шоссе.2 (приложение №3)

4. Большую помощь военным соединениям в битве под Москвой оказали партизаны и подпольщики Московской, Тульской, Калининской, Калужской областей. Это Зоя Космодемьянская3, Лиза Чайкина, Алексей Чекалин, Михаил Гурьянов и другие. Они отдали свою жизнь за Родину. Посмертно им присвоено было звание Героя Советского Союза3.(приложение №4)


  1. Причины победы Красной Армии под Москвой. Историческое значение Московской битвы.


Задание. Работая с документами по истории Московской битвы, определите причины победа Красной Армии под Москвой. Каково историческое значение Московской битвы? Объясните, почему многие военные считают, что битва под Москвой положила начало коренному повороту в ходе войны.

Причины победы:

  1. Стойкость и мужество, патриотизм советских людей

  2. Возросло полководческое искусство командующих фронтами, армиями (Жукова, Конева, Тимошенко, Рокоссовского и др.)

  3. Падение Морального духа немецкой армии

  4. Немцев сломили русские морозы


Историческое значение Московской битвы.


  1. Это было первое крупное поражение немцев в ходе II мировой войны.

  2. Был развеян миф о непобедимости немецкой армии

  3. Битва стала предпосылкой коренного перелома в ходе войны


1.Потемкин П.И. Историко-художественная хрестоматия по Великой Отечественной войне. М. Просвещение. 1993 г. с 105-106

2. Там же с.119-120

3. там же с.121-123


Хотелось бы выделить еще одну причину победы в битве за Москву – любовь близких, она поддерживала воинов в самых тяжелых испытаниях.

Советские писатели, поэты, композиторы хотели своими произведениями поддержать воинов и вселить уверенность в победе.
Звучат песни в исполнении учащихся
«Темная ночь»,
«В землянке»
Стихотворение К. Симонова «Жди меня»
Победа Советских войск под Москвой дала право присвоить Москве почетное звание «город-герой», а у кремлевской стены зажечь Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата, где захоронены останки одного из мужественных защитников столицы. На мраморной плите слова:

«Имя твое неизвестно.

Подвиг твой бессмертен.»
III. Закрепление новых знаний.

Тест.

  1. Кто из советских военачальников руководил обороной Москвы?

а) Василевский

б) Жуков

в) Говоров

  1. Когда началась Московская битва?

а) 5-6 декабря. 1941г.

б) 15 ноября. 1941г.

в) 30 сентября. 1941г.

  1. Привести в соответствие

1. В.Г.Клочков

А. Ночной воздушный таран

2. Зоя Космодемьянская

Б. Командующий 316 стрелковой дивизией, защищавшее Волоколамское шоссе

3. И.В. Панфилов

В. Политрук, который произнес слова «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва»

4. В. Талалихин

Г. Партизан, которому посмертно присвоено звание Героя Советского Союза




  1. Что хотел Гитлер сделать с Москвой?

а) перенести в нее столицу своего государства

б) сохранить от разрушений

в) построить на ее месте искусственное озеро

  1. Немцы в ходе наступления приблизились к Москве на

а) 250 км.

б) 30 км.

в) 10 км.

  1. В чем заключалось значение битвы за Москву?

а) стратегическая инициатива перешла в руки советского командования.

б) был сорван план молниеносной войны

в) был открыт второй фронт в Европе
IV.Домашнее задание.
§31, §32(п.1) Отдельным учащимся дается задание подготовить сообщения:

«Ковров в годы войны. Тыловые будни»,

«Оккупационный режим на территории нашей страны»,

«Герои-партизаны»; «Герои-подпольщики»


Фронтальная беседа
Работа с картой

Опережающее задание группам


Выступление учащихся I группы

По ходу рассказа учащиеся заполняют таблицу

Фрагмент видеофильма «Московская битва»


Выступление II группы

Слайд «Соотношение сил»


Слайд «Этапы Московской битвы»

Работа с картой


Фрагмент видеофильма «Московская битва»

Работа с картой

Слайд «Контрнаступление Красной Армии»
Работа с картой


Фрагмент видеофильма «Московская битва»
Выступление III группы

Слайд «Защитники Москвы»

Работа в группах с документами (приложение №5)

Учитель
Выступает IV группа
Слайд «Фотолетопись Московской битвы»

Слайд(тест)







Учитель истории Алимова Ольга Павловна
МОУ СОШ № 9 г. Ковров

Владимирской области

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск