Скачать 86.97 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 71 Методическая разработка классного часа ДЕНЬ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ Куликовская битва Выполнили: педагог – организатор Суранова Н.Г. преподаватель истории и обществознания Дехтевич О.И. д. Алабино, 2009 Пояснительная записка Театрализованный урок, очередной годовщине Куликовской битвы, является мероприятием, направленным на воспитание патриотизма и любви к истории своего Отечества. Данное мероприятие является комплексным, так как состоит из нескольких частей: 1. Викторина (познавательно-игровая часть) 2. Вопросы к историку (познавательная часть) 3. Композиция по циклу стихов А.Блока (воспитательная часть) Благодаря сочетанию вышеперечисленных составляющих, данное мероприятие способствует достижению поставленных воспитательных и образовательных целей. Цели мероприятия:
Воспитать уважение и любовь к истории своего Отечества.
Создать представление учащихся о событиях и героях Куликовской битвы.
Развить умение учащихся давать на вопросы четко сформулированные ответы. ЗАДАЧИ Дать более глубокое представление о событиях 1380 года Отметить мужество и патриотизм русского народа в борьбе с Золотой Ордой, без которых невозможна была бы победа. ТЕХНОЛОГИИ(МЕТОДЫ):игровые План:
2. Викторина по определению знаний учащихся по истории Куликовской битвы. 3. Вопросы к историку 4. Выступление учащихся училища с композицией по циклу стихов великого русского поэта Александра Блока «На по Куликовом» - размышление о судьбе мира, постижение бесконечной изменчивости лика народов и стран, о непреходящем противостоянии Востока и Запада, о судьбе своей родины, ставшей и водоразделом и неразделимой частью Востока и Запада. Театрализованный урок, посвященный 630 – ой годовщине Куликовской битвы
Приветствие. 2. Викторина по определению знаний учащихся по истории Куликовской битвы. 1. Как звали князя, возглавившего русское войско? 2. Назовите имена легендарных воинов, личным поединком начавших битву. 3.Назовите имя великого религиозного деятеля того времени, благословившего князя Дмитрия Донского и его войско на бой. 4. Кем были легендарные личности Пересвет и Ослябя? 5. Какую военную хитрость применил Дмитрий Донской во время Куликовской битвы? 6. Какова была основная тактика боя монголо – татарского войска? 7. Назовите столицу Золотой Орды. 8. Самое известное летописное произведение о Куликовской битве? 9. Какое холодное оружие использовалось в обеих армиях? 10. Какие слова в русском языке являются производными от татарского корня? 3. Вопросы к историку
Куликовская битва была важным событием в истории нашей родины. Несмотря на то, что победа русских войск на Куликовом поле не привела к окончательному свержению ига, значение этого события для истории России очень велико. Это была первая победа над основными силами Орды, а не над отрядами отдельных полководцев. Тем самым народ восстановил веру в свои силы, увидел, что победа над Ордой возможна. Предшествующая битве политика московских князей по сохранению мирных взаимоотношений не была напрасной. Выросли поколения людей, не боявшихся ордынских набегов. Но самое важное, Куликовская битва показала, что победы можно достичь только совместными усилиями. Лишь в единстве силен русский народ. Куликовская битва – это переломный момент в истории зависимости от Орды, т. к. именно с этого времени русские люди психологически стали осознавать возможность освобождения. Как бы ни отзывались о монголо – татарском нашествии, необходимо взвесить все его плюсы и минусы. Безусловно ордынское нашествие затормозило развитие Руси как в экономическом, так и в культурном плане. В огне пожарищ погибли сотни произведений искусства, которые мы уже никогда не увидим. Исчезли многие ремесла. Русский человек стал более замкнутым, покорным и пассивным. Но нельзя забывать и о том, что именно Орде мы благодарны за становление централизованного государственного устройства в виде самодержавной монархии. К объединению Русь подтолкнула именно Золотая Орда. Руководитель Суранова Н.Г. 4.Выступление учащихся училища с композицией по циклу стихов великого русского поэта Александра Блока «На по Куликовом» - размышление о судьбе мира, постижение бесконечной изменчивости лика народов и стран, о непреходящем противостоянии Востока и Запада, о судьбе своей родины, ставшей и водоразделом и неразделимой частью Востока и Запада. НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ 1 Река раскинулась. Течет, грустит лениво И моет берега. Над скудной глиной желтого обрыва В степи грустят стога. О Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь! Наш путь — стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь. Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной, В твоей тоске, о Русь! И даже мглы — ночной и зарубежной — Я не боюсь. Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами Степную даль. В степном дыму блеснет святое знамя И ханской сабли сталь... И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль... Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль... И нет конца! Мелькают версты, кручи... Останови! Идут, идут испуганные тучи, Закат в крови! Закат в крови! Из сердца кровь струится! Плачь, сердце, плачь... Покоя нет! Степная кобылица Несется вскачь! 2 Мы, сам-друг, над степью в полночь стали: Не вернуться, не взглянуть назад. За Непрядвой лебеди кричали, И опять, опять они кричат... На пути — горючий белый камень. За рекой — поганая орда. Светлый стяг над нашими полками Не взыграет больше никогда. И, к земле склонившись головою, Говорит мне друг: «Остри свой меч, Чтоб недаром биться с татарвою, За святое дело мертвым лечь!» Я — не первый воин, не последний, Долго будет родина больна. Помяни ж за раннею обедней Мила друга, светлая жена! 3 В ночь, когда Мамай залег с ордою Степи и мосты, В темном поле были мы с Тобою,— Разве знала Ты? Перед Доном, темным и зловещим, Средь ночных полей, Слышал я Твой голос сердцем вещим В криках лебедей. С полуночи тучей возносилась Княжеская рать, И вдали, вдали о стремя билась, Голосила мать. И, чертя круги, ночные птицы Реяли вдали. А над Русью тихие зарницы Князя стерегли. Орлий клекот над татарским станом Угрожал бедой, А Непрядва убралась туманом, Что княжна фатой. И с туманом над Непрядвой спящей, Прямо на меня Ты сошла, в одежде, свет струящей, Не спугнув коня. Серебром волны блеснула другу На стальном мече, Освежила пыльную кольчугу На моем плече. И когда, наутро, тучей черной Двинулась орда, Был в щите Твой лик нерукотворный Светел навсегда. 4 Опять с вековою тоскою Пригнулись к земле ковыли, Опять за туманной рекою Ты кличешь меня издали... Умчались, пропали без вести Степных кобылиц табуны, Развязаны дикие страсти Под игом ущербной луны. И я с вековою тоскою, Как волк под ущербной луной, Не знаю, что делать с собою, Куда мне лететь за тобой! Я слушаю рокоты сечи И трубные крики татар, Я вижу над Русью далече Широкий и тихий пожар. Объятый тоскою могучей, Я рыщу на белом коне... Встречаются вольные тучи Во мглистой ночной вышине. Вздымаются светлые мысли В растерзанном сердце моем, И падают светлые мысли. Сожженные темным огнем... «Явись, мое дивное диво! Быть светлым меня научи!» Вздымается конская грива... За ветром взывают мечи... 5 Опять над полем Куликовым Взошла и расточилась мгла И, словно облаком суровым, Грядущий день заволокла. За тишиною непробудной, За разливающейся мглой Не слышно грома битвы чудной, Не видно молньи боевой. Но узнаю тебя, начало Высоких и мятежных дней! Над вражьим станом, как бывало, И плеск, и трубы лебедей. Не может сердце жить покоем, Недаром тучи собрались. Доспех тяжел, как перед боем. Теперь твой час настал.— Молись! |