Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 59.09 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации09.03.2014
Размер59.09 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Тема: Александр Сергеевич Пушкин

«СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ»

…Есть на свете обитель такая,

Где ты сложишь обиды свои.

Н. Хаткина

(слайд № 1)

ЦЕЛИ УРОКА:

1.Выявить нравственные проблемы повести, через аналитическую беседу.

2.Развивать способность эмоционального восприятия произведения.

3.Осмыслить понятие «нравственность» и познакомить с понятием «маленький человек» в литературе.

4.Воспитывать любовь к родителям, уважительное отношение к человеку.

ХОД УРОКА.

1.Орг. момент.

2.Работа по теме урока:

А) Слово учителя:

Произведение, которое мы прочитали, называется «Станционный смотритель». Кто такой станционный смотритель?

СМОТРИТЕЛЬ - должностное лицо, выполняющее обязанности по

надзору, охране.

СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ - начальник почтовой станции;

(устар (слайд №2)

Ребята, вы наверное из уроков истории помните, что Пётр ! создал документ, в котором было указано распределение чинов, так называемый табель о рангах.

К какому классу относится должность станционного смотрителя?

Давайте рассмотрим это распределение. (слайд №3)

1-й - Канцлер. Действительный тайный советник 1-ого класса.

2-й - Действительный тайный советник.

3-й -Тайный советник

4-й - Действительный статский советник

5-й - Статский советник

6-й - Коллежский советник

7-й - Надворный советник

8-й - Коллежский асессор

9-й - Титулярный советник

10-й - Коллежский секретарь

11-й - Корабельный секретарь (морской чин)

12-й - Губернский секретарь

13-й - Сенатский регистратор (или Кабинетский регистратор)

14-й - Коллежский регистратор.

Где мы встречаем это словосочетание?

(эпиграф)

Почему повесть так называется? Почему чин, должность вынесены в название и более того в эпиграф?

"Коллежский регистратор,

Почтовой станции диктатор"

Какая авторская мысль стоит за этим?

Автору важно подчеркнуть, что это чиновник самого низшего класса, которого любой может обидеть.

Итак, вами прочитана повесть. Закрыта последняя страница текста. Какое впечатление произвела на вас повесть?

- Жалко Вырина, негодование на Минского, возмущение поступком Дуни.

На дом вам было задание, сделать иллюстрации к повести. Давайте посмотрим,как вы отразили свои впечатления в рисунках? Что повлияло на ваш выбор сюжетов для рисунков? (демонстрация рисунков)

- События, содержание повести, судьба героев.

Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эти иллюстрации?

Радость, где Дуня в доме отца (краски сочные, яркие, тёплые).

Грусть, где смотритель одинок и жалок, а когда Дуня на могиле отца – краски тёмные, холодные, мрачные.

Почему жалко Вырина?

После счастливой жизни с дочерью он покинут, одинок, несчастен.

Почему люди так поступают? Что влияет на их поступки?

Их человеческие качества, одни хорошие, другие плохие.

Так или иначе, но мы будем говорить, что есть люди нравственные, а есть и безнравственные.

Сегодня на уроке мы попробуем в этом разобраться, какой поступок мы называем нравственным, а какой безнравственным.

Давайте посмотрим, что такое нравственность (слайд №4)

НРАВСТВЕННОСТЬ – 1.Совокупность норм, определяющих поведение

человека;

2. Моральные качества.

То есть это качества, определяющие поведение человека, его поступки, добрые или злые.

- Скажите, с какими героями мы встречаемся в повести, чьё поведение оцениваем?

С.Вырина, Минского, Дуни.

- Как меняется главный герой на протяжении действия повести?

Первый приезд рассказчика – Самсон свежий и бодрый;

Во второй – Вырин постарел ( зачитать стр. текста)

- Что произошло с ним? Какова причина таких перемен в главном герое?

Проезжий гусар Минский увёз в Петербург любимую дочь Вырина, красавицу Дуню. И горе постепенно убивает Вырина. Он постарел, стал много пить и умер: «Старик не снёс своего несчастья…»

-Но Вырин сам отпустил Дуню покататься. Почему?

Не мог предположить, что за добро отплатят злом.

- Пробовал ли вернуть он дочь?

Да, Вырин ходил пешком в Петербург и нашёл дочь.

- Почему его попытки не увенчались успехом?

Рассказать о его походах в Петербург (зачитать и прокомментировать по тексту)

- Каким мы представляем себе Вырина в этот момент?

Очень несчастным человеком, униженным.

- Почему Минский считает вправе сказать человеку, вдвое старше его, отцу его жены: «Пошёл вон»?

Минский богач, аристократ, а Вырин – «маленький чин». Бедный смотритель почтовой станции.

Почему Вырин не пошёл жаловаться на Минского?

У него нет никаких прав, связей, он понимает бессмысленность такой попытки.

-Вспомните, что говорит автор об отношении богатых путешественников к станции?

Защищать их некому, к унижениям и издевательствам они привыкли.

-Что же показал Пушкин через взаимоотношения Вырина и Минского?.

Социальное неравенство, судьбу «маленького человека».

«маленький человек» - так в литературе называют героев, написанных с

людей прошлого века, которые «не вышли в чины»

и терпели унижения от вышестоящих чиновников.

(слайд №5)

- Какой эпизод повести подчёркивает нравственное превосходство смотрителя над «хорошо одетыми» людьми привилегированного сословия?

Ассигнации (деньги) брошенные Выриным, подобрал «хорошо одетый молодой человек», который, увидев возвратившегося смотрителя, убежал.

- Давайте посмотрим на портрет смотрителя. Что скажите? Как он изображён?

Просмотр иллюстрации.

- Итак, Из Петербурга Вырин вернулся ни с чем. Как через описание жилища смотрителя мы приходим к пониманию того, что потеря дочери – трагедия? Зачем рассказчику нужно было два раза описывать жилище?

- как хорошо было с дочерью и так плохо стало без неё.

- Что же осталось неизменным?

Картинки, изображающие историю блудного сына.

С какой целью, по-вашему, автор подробно останавливается на них в самом начале повести, а затем говорит при втором описании?

Звучит тема блудных детей, Дуня сравнивается с «заблудшей овечкой» (так Вырин называет её сам)

(слайд №6)

БЛУДНЫЙ (БЛУДИТЬ) – 1. потерять нравственные ориентиры, отклониться от

правильного жизненного пути;

- 2.блуждать, бродить, скитаться.

Давайте проведём некоторые параллели по содержанию Притчи и «Станционного смотрителя»

Почему уезжает Дуня?

Был ли выбор у Дуни? В чём трудность её выбора?

Почему Вырин спился и умер? Ведь он видел, как хорошо живётся его дочери в Петербурге у Минского?

Что заставляет его так думать?

Ребята, в чём отличается история блудного сына от истории «блудной дочери»

ПРИТЧА

«СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ»

Блудный сын сам уходит из родного дома, чтобы жить самостоятельно

Отец сам отправляет дочь из родного дома, не предполагая, что расстаётся с ней навсегда.

Никто его не ищет

Отец разыскивает дочь в Петербурге, чтобы вернуть домой.

Образ жизни блудного сына представляет собой развратное поведение (безнравственное)

Дуня живёт в Петербурге в роскоши и богатстве

Радостная встреча отца с отцом

Прошли годы – смотритель умер в нищете и горе. После его смерти Дуня, уже богатая барыня, навещает родные места.

Сын вернулся домой нищий и голодный, он осознал свой грех, раскаялся.

Дуня не вернулась, а зашла, проезжая мимо

Примирение с отцом

Невозможность встречи и примирения, смотритель умер.

Обращение к эпиграфу урока. (анализ его)

А теперь обратимся к иллюстрации «Дуня на могиле отца»

Слишком поздно она приехала. Не успела попросить прощения. Сын успел попросить прощения у отца и был прощён, а Дуня – нет.

Слово учителя:

- Самая первая библейская заповедь гласит: почитай отца своего и мать свою как святыню святынь. Всё это когда-нибудь обернётся тяжким укором у родительских могил. Отказ от тех кто нам дал жизнь – великий грех.

Ребята, сегодня мы говорили подробно о трёх героях повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» - Самсоне Вырине, Дуне, Минском. Попробуйте с помощью трёх-четырёх прилагательных дать каждому герою характеристику (в тетрадях).

О каких нравственных проблемах в повести мы говорили на уроке?

Вывод:

1. О проблеме «маленького человека».

2. О взаимоотношениях отцов и детей.

3. Об ответственности за свои поступки.

4. О муках совести, которые свидетельствуют о том, что человек не погиб…

5. О счастье и любви.

Понравился ли вам урок, что полезного и важного вы взяли для себя из урока.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск