Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новополтавская средняя общеобразовательная школа имени Н.В.Курченко»
Ключевского района Алтайского края Рассмотрено Утверждаю:
на заседании ШМО Приказ №… от « » _____________2013г.
учителей гуманитарного цикла. Директор школы:_______(Е.А.Осипенко)
Протокол №___от____2013г.
Рабочая программа
по истории для 5 класса
основного общего образования
2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы курса «Всеобщая история. История Древнего Мира», 5 класс общеобразовательной школы. - М.: ООО»Русское слово», 2012. Автор – Ф.А.Михайловский.
Учитель: Ибель А.Ф.
Новополтава 2013
ОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
- Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.;
- программы курса «Всеобщая история. История Древнего Мира», 5 класс общеобразовательной школы. - М.: ООО»Русское слово», 2012. Автор – Ф.А.Михайловский.
- Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.
Используемый учебно-методический комплект:
Михайловский Ф. А. Всеобщая история. История Древнего мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/. Под ред. Г.М. Бонгарда-Левина.- 12-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2012. Этот учебник соответствует данной программе по объему учебного материала и содержит разнообразный, интересный материал, в том числе иллюстративный, по истории и культуре древних цивилизаций, а также адаптирован к возрасту учащихся.
Курс «История Древнего мира» для 5 класса основной школы является первым систематическим научным курсом истории. Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов. В 5 классе, в ходе изучения истории происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизаций в древности, их наименования и определение сущности являются спорными и неустановленными).
Данный курс ставит своей целью дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности, создать более полное представление о странах древнего мира, более глубокое проникновение в специфику древних цивилизаций.
В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса – формировать историческое мышление – дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного.
Данная рабочая программа рассчитана на детей со средней мотивацией и успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с дополнительной литературой.
В соответствии с указанными особенностями были поставлены следующие цели изучения истории в 5 классе:
формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях;
развитие умений по применению исторических знаний в жизни;
приобщение учащихся к национальным и мировым культурным традициям, воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания.
Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:
Основными образовательными задачами курса являются:
формирование исторического мышления учащихся;
развитие умений работы с книгой и с картографическим материалом;
формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы;
формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий;
формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии древних обществ, о политическом и социальном строе древнего мира, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;
формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в древнем мире;
формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (деспотизм, закон, гражданин, суверенитет и т.д.).
В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи:
формирование правовой культуры школьников;
формирование представлений о возникших еще в древности общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);
развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;
формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;
развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории древнего мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов учебного времени для обязательного изучения учебного предмета «История» в 5 классе, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Курс дает возможность вести работу по формированию у учащихся:
- умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, раскрыть содержание иллюстрации;
- умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различие;
- умения дискутировать и отстаивать свои взгляды;
- умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов;
- умения анализировать исторический источник;
- умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;
- умения оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова.
Планирование составлено с учетом достижения определенных результатов обучения, которые сформулированы в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся» и полностью соответствует стандарту и целям изучения истории.
Учебно-тематический план
В рабочей программе предусматривается следующая система распределения учебного материала:
№ п/п
| Наименование разделов и тем
| Всего часов
| Из них
| Самостоятельные работы
| Контрольные и диагностические материалы
| I.
| Введение. Увлекательный мир истории
| 1
|
|
| II.
| Первобытный мир
| 7
| 1
| 1
| III.
| Древний Восток
| 19
| 1
| 1
| IV.
| Древняя Греция
| 19
| 1
| 1
| V.
| Древний Рим
| 22
| 1
| 1
| VI.
| Урок повторения и обобщения и контрольный
| 2
|
| 1
|
| Итого
| 70
| 5
| 6
| ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН № п\п
| Кол-во часов
| Тема урока
| Литература
| оборудование
| 1
| 1
| Введение. Увлекательный мир истории.
|
|
| Раздел 1. Первобытный мир. (7 часов)
| Тема 1. Собиратели и охотники каменного века.(3 часа)
| 2
| 1
| Первые люди на земле.
|
|
| 3
| 1
| Открытия и изобретения древних охотников
|
|
| 4
| 1
| Искусство и религия первобытных людей.
|
|
| Тема 2. У истоков цивилизации.(4 часа)
| 5
| 1
| Великая революция каменного века: возникновение земледелия и скотоводства.
|
|
| 6
| 1
| От первобытности к цивилизации.
|
|
| 7
| 1
| Счёт лет в истории
|
|
| 8
| 1
| ПОУ: У истоков цивилизации.
|
|
| Раздел 2. Древний Восток.(19 часов)
| Тема 3. Цивилизации речных долин.(5 часов)
| 9
| 1
| Египет – дар Нила.
|
|
| 10
| 1
| Страна двух рек.
|
|
| 11
| 1
| Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
|
|
| 12
| 1
| Индия и Китай в древности.
|
|
| 13
| 1
| ПОУ: Цивилизации речных долин.
|
|
| Тема №4. «Древний Египет.»4ч+1 ч
| 14
| 1
| Фараоны и пирамиды.
|
|
| 15
| 1
| Жизнь в Древнем Египте.
|
|
| 16
| 1
| Завоевания фараонов.
|
|
| 17
| 1
| Культура Древнего Египта.
|
|
| 18
| 1
| ПОУ: Древний Египет.
|
|
| Тема 5. Западная Азия и век железа.(5 часов)
| 19
| 1
| Финикийские мореплаватели.
|
|
| 20
| 1
| Древняя Палестина.
|
|
| 21
| 1
| Ассирийская военная держава.
|
|
| 22
| 1
| Победители Ассирии.
|
|
| 23
| 1
| ПОУ: Западная Азия и век железа.
|
|
| Тема 6. Великие державы Древнего Востока.(4 часа)
| 24
| 1
| Образование державы Маурьев в Индии.
|
|
| 25
| 1
| Единое государство в Китае.
|
|
| 26
| 1
| Великая Персидская держава.
|
|
| 27
| 1
| ПОУ: Великие державы Древнего Востока.
|
|
| Раздел 3. Древняя Греция.(19 часов)
| Тема 7. Древнейшая Греция.(3 часа)
| 28
| 1
| Греция и остров Крит в эпоху бронзы.
|
|
| 29
| 1
| Поэмы Гомера.
|
|
| 30
| 1
| Боги и герои Эллады.
|
|
| Тема 8. Рождение античного мира.(4 часа)
| 31
| 1
| Греческие полисы и Великая греческая колонизация.
|
|
| 32
| 1
| Афинский полис.
|
|
| 33
| 1
| Древняя Спарта.
|
|
| 34
| 1
| ПОУ: Древняя Греция и рождение античного мира.
|
|
|
| Тема 9. Восток против Запада: Греко-персидские войны.(2 часа)
| 35
| 1
| Герои Марафонской битвы.
|
|
| 36
| 1
| Персидское нашествие на Грецию.
|
|
| Тема 10. Могущество и упадок Афин.(3 часа)
| 37
| 1
| Расцвет демократии в Афинах.
|
|
| 38
| 1
| Хозяйственное развитие Греции в 5 веке до н.э.
|
|
| 39
| 1
| Пелопоннесская война.
|
|
| Тема 11. Греческая культура.(3 часа)
| 40
| 1
| Граждане, ученые и атлеты Греции.
|
|
| 41
| 1
| Архитекторы, скульпторы, поэты Греции.
|
|
| 42
| 1
| ПОУ: могущество и упадок Афин; греческая культура.
|
|
| Тема 12. Запад против Востока: македонские завоевания.(4 часа)
| 43
| 1
| Возвышение Македонии.
|
|
| 44
| 1
| Завоевания Александра Македонского.
|
|
| 45
| 1
| Греческий Восток.
|
|
| 46
| 1
| ПОУ: «Древняя Греция»
|
|
| Раздел 4. Древний Рим.(22 час)
| Тема 13. Образование Римской республики.(3 часа)
| 47
| 1
| Рим под властью царей.
|
|
| 48
| 1
| Республика римских граждан.
|
|
| 49
| 1
| Рим во главе Италии.
|
|
| Тема 14. Римские завоевания в Средиземноморье.(4 часа)
| 50
| 1
| Первая война с Карфагеном.
|
|
| 51
| 1
| Война с Ганнибалом.
|
|
| 52
| 1
| Рим - завоеватель Средиземноморья.
|
|
| 53
| 1
| ПОУ: Образование Римской республики. Римские завоевания в Средиземноморье.
|
|
| Тема 15. Гражданские войны в Римской республике.(6 часов)
| 54
| 1
| Народные трибуны – братья Гракхи.
|
|
| 55
| 1
| Сулла – первый военный диктатор Рима.
|
|
| 56
| 1
| Восстание Спартака.
|
|
| 57
| 1
| Цезарь – повелитель Рима.
|
|
| 58
| 1
| Падение республики.
|
|
| 59
| 1
| ПОУ: Гражданские войны в Римской республике.
|
|
| Тема 16. Расцвет и могущество Римской империи.(4 часа)
| 60
| 1
| Император Октавиан Август.
|
|
| 61
| 1
| Цезари Рима.
|
|
| 62
| 1
| Жизнь в Римской империи
|
|
| 63
| 1
| ПОУ: Расцвет и могущество Римской империи.
|
|
| Тема 17. Поздняя Римская империя и закат античной цивилизации.(6 часов)
| 64
| 1
| Кризис Римской империи в III веке.
|
|
| 65
| 1
| Христианство
|
|
| 66
| 1
| Императоры Диоклетиан и Константин
|
|
| 67
| 1
| Падение Западной Римской империи.
|
|
| 68
| 1
| ПОУ: Древний Рим
|
|
| 69
| 1
| Итоговое повторение по курсу «История Древнего мира»
|
|
| 70
| 1
| Контрольный урок по курсу: «История Древнего мира»
|
|
|
В результате изучения истории ученик должен:
Знать/понимать:
Основные даты, ключевые события и понятия древнего мира с момента зарождения человечества до падения Западной Римской империи (орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни – государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре – религия, наука, искусство);
Временные границы первобытной и древней истории человечества, особенности первобытного общества и общества, находящегося на этапе цивилизации
Уметь:
Пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.
Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.
Спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы.
Оперировать историческими понятиями и датами.
Работать с исторической картой: читать легенду, добывать полезную информацию, показывать территории расселения народов и завоеваний, границы государств, города, места значительных исторических событий.
Анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;
предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;
участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
Формы контроля: словарные диктанты, тесты, фронтальный и индивидуальный опрос, повторительно-обобщающие уроки.
Учебно-методическое сопровождение курса
Настенные карты:
Завоевание Александра Македонского IV в. до н.э.
| Рост Римского государства в III в. до н.э.
| Падение Западной Римской империи
| Древняя Греция
| Рост территории государств в древности
| Древний Восток
| Египет и Передняя Азия в древности
| Древняя Италия до сер. III в. до н.э.
| Древняя Греция до сер. V в. до н.э.
| Древняя Индия и Китай
| Альбомы:
Альбом по истории культуры древнего мира.
Методическая литература:
Е.С. Манданова. «История Древнего мира. Поурочное планирование»
С.В. Агафонов. «Схемы по истории Древнего мира.5 класс»
С.И. Алексеев. «Задачи по счёту лет истории Древнего мира. 5 класс»
Ф.И. Михайловский. «История Древнегомира:5 класс: Книга для учителя»
Е.С. Манданова. «Тематический контроль по истории Древнего мира»
Атласы:
Атлас и контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс, М.: Дрофа, ДИК, 2009 г. Электронные учебные материалы:
Электронный учебник «Всеобщая история 5,6 класс»
Электронный учебник «История искусств» 2 диска
|