Скачать 61.1 Kb.
|
МОУ «Шелангерская средняя общеобразовательная школа» Звениговского района Республики Марий Эл Открытый урок «Религия древних греков» 5 класс урок разработан учителем истории и обществознания Топоровой Валентиной Ивановной (1 квалификационная категория) Шелангер 2011 Тема: «Религия древних греков» Цель: знакомство обучающихся с восхитительным по своей красоте миром древнегреческих мифов о богах Задачи:
План урока:
2. Закрепление материала:
3. Итог урока 4. Домашнее задание Ход урока: І. Организационный момент Учитель: Сегодня мы с вами будем изучать религии древних греков (ознакомление с целями и задачами урока). А эпиграфом нашего урока станут слова Еврипида: На небе боги есть…Так говорят. Нет! Нет! Их нет! И у кого крупица Хотя бы есть ума, не станет верить. А мы сегодня попытаемся доказать, что в Древней Греции боги были! (постановка проблемы) ІІ. Изучение новой темы
Древние греки обожествляли природу. Они считали, что небо, вода, земля населены множеством богов. Они верили, что в каждой роще обитают лесные божества, оберегающие ее. Их называли сатирами и изображали в виде обросшей шерстью людей с козлиными ногами и ушами. Греки верили, что в каждом ручье и роднике живут богини воды – нимфы. Ночь, луна, заря, солнце тоже в представлении греков имели своих богов. Вот как они их себе представляли. Богиня ночи Нюкта выезжает по вечерам на небо и своим темным покровом окутывает землю. За нею на небе появляется колесница вечно печальной богини луны Селены. Запряженная круторогими быками, она медленно катит по темному небосклону. С приближением утра повозка богини луны спускается с небосвода и на востоке появляется богиня утренней зари – Эос. Она взлетает в небо на своих розовых крыльях, и оно окрашивается в такой же нежно-розовый цвет. В руках Эос – золотой сосуд, из которого на землю льется роса. А вскоре просыпающаяся земля приветствует восходящего бога солнца – Гелиоса, который в своем лучезарном венце мчится по небу в золотой колеснице, запряженной четверкой крылатых коней. При виде его звезды бегут с небосклона, и наступает утро. А теперь давайте запишем в тетради основные понятия:
2.Рассказ учителя по схеме «Олимпийские боги» Эллины (греки) верили, что главные боги живут на горе Олимп. Три брата – Зевс, Посейдон, Аид – поделили между собой власть над миром. Зевс стал властвовать на небе, Посейдон – на море, Аид – «в царстве мертвых». У Зевса было много детей-богов: Афина – богиня мудрости и знаний Аполлон – бог солнечного света и искусства Артемида – покровительница охоты Арес – бог войны Самой прекрасной из олимпийских богинь была покровительница любви и красоты Афродита. Греки верили, что у каждого занятия есть свой бог-покровитель: Деметра – богиня плодородия Дионис – бог виноделия Гефест – покровитель кузнецов Гермес – покровитель купцов и торговцев ІІІ. Закрепление материала О богах сложено очень много мифов
Миф о Деметре и ее дочери Персефоне Прочитать и пересказать: (краткий пересказ обучающихся)
«Миф о Прометее» Самостоятельно прочитать документ и ответить на вопрос: Воспоминания о каком времени в человеческой истории сохранил этот миф? Физкультминутка: Изучали Аполлона, Ну и мудрую Афину, Бога моря Посейдона, Совершенство Афродиты, Бога Зевса на горе, И Ареса на войне Снова сядем изучать, И потом получим «пять»
Попробуйте угадать, кто есть кто из этих богов: А. Посейдон – бог моря Б. Афродита – богиня любви В. Зевс – бог богов Г. Афина – богиня мудрости (слева направо: а, г, б, в)
1.Деметра а. бог войны 2.Зевс б. богиня охоты 3.Арес в. богиня плодородия 4.Артемида г.бог подземного царства 5.Аид д.царь богов (взаимопроверка: 1г, 2д, 3а, 4б, 5г)
1.Главные боги живут на вершине горы Олимпа (да) 2.Богом всех богов является Гефест (нет) 3.Подобно греческой знати, олимпийские боги проводят время в пирах и развлечениях (да) 4.Самая прекрасная богиня – богиня любви Афродита (да) 5.Дионис – бог плодородия (нет) 6.Персефона была выдана замуж за Аида (да) 7.Царство Посейдона защищал Цербер, трехглавый пес (нет) 8.Прометей похитил огонь в кузнице своего друга бога Гефеста и принес его людям (да)
1.Когда я, блистая красотой, в пышном наряде вхожу в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой громовержца Зевса. (Гера) 2.Меня называют самым мрачным из богов. Глубоко под землей моё царство. Вход в него там, где заходит солнце. Нет возврата из моего царства. Трехглавый пес Цербер сторожит вход в царство мертвых. (Аид) 3.По решению Зевса две трети года – весну и лето - Персефона поводит со мной на земле. В это время цветут цветы, деревья, поля дают хлеб, а на треть Персефона спускается под землю к мрачному Аиду, и земля замирает. (Деметра) 4.С колчаном за спиной, с луком в руках я преследую дичь по горам и лесам. Мои любимые спутницы – нимфы и наяды. Охотники приносят мне в жертву первых убитых животных. (Артемида)
Миф «Ночь, луна, заря и солнце» Медленно едет по небу в своей колеснице, запряженной черными конями, богиня утренней зари Астрея. Круторогие быки медленно везут богиню ночи Эос по небу. Все ближе утро. Вот открыла богиня – заря Селена ворота, из которых скоро выедет лучезарный бог солнца Эндимион
1.Зевс, Аид, Посейдон (братья) 2.Афина, Артемида, Арес (дети Зевса) 3.Деметра, Гефест, Дионис (боги-покровители хозяйства) ІV. Вывод урока: Греки, как и другие народы древности, обожествляли силы природы. Их религия была языческой – так называется вера во множество богов. Зевс почитался богом грома и молнии, Посейдон – моря, а Гелиос – богом солнца. Имели своих богов и почти все занятия древних греков. Из мифов о богах мы можем узнать очень многое о жизни самих греков. Ведь по их представлениям, жизнь богов мало чем отличалась от жизни смертных. V. Домашнее задание:
(написать о своем видении жизни на горе Олимп) |