Урок истории в 5 классе
учителя истории Вахромовой Т.А.
Путешествие по Древней Греции
Тип урока: урок повторения в форме игры «Брейн-ринг»;
Цели: - обобщить и систематизировать знания учащихся по истории
Древней Греции;
-продолжить формировать умение работать с исторической картой,
логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою
точку зрения;
-воспитывать в детях чувство прекрасного на примере истории и
культуры Древней Греции,
-воспитывать – чувство товарищества, долга, уважения к своим
друзьям, одноклассникам;
Задачи:
- выявить уровень знания материала по данной теме;
-продолжить формировать умения по работе с картой, умения
анализировать исторически документы;
- развивать навыки в работе с терминологией;
Оборудование: мультимедийное сопровождение
Ход урока
I.Организационный момент:
-проверить готовность учащихся к уроку, настроить учеников на продуктивную деятельность.
«Один никому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление в 356г. до н.э. Герострат поджег красивый храм Артемиды в г. Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став тем самым известным. Каждый человек хочет он того или нет, оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей.»
-Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставить как можно больше следов в истории. А теперь улыбнулись друг другу, и мысленно пожелали успехов и себе и своим товарищам.
II.Проведение урока:
1.Предварительная подготовка к игре: класс заранее разделён на три команды.
2.Правила игры.
1)Каждая команда должна принять участие не менее одного раза.
2)Капитан команды следит за активностью игроков, руководит обсуждением вопроса, делает выбор - кому отвечать от имени команды.
3)Правильный ответ -10 баллов, ответ с неточностями -5 баллов, дополнение команд -3 балла.
4)За подсказку с команды снимается 1 балл, вопрос заменяется.
5) За 1 место участникам игры ставится отметка «5», за 2 «4» и 3 место «3».
Команды – соперницы выбираются по жребию и занимают игровые столы в центре. После озвучивания вопроса в игру вступает та команда, которая первой прозвенит в колокольчик. В ходе игры за ответы играющие получают жетоны с баллами. По количеству баллов выбирается победитель тура, который выбирает себе соперника.
3.Начало занятия.
Первый тур
1.Назовите и покажите на карте три части Греции. (Южная, Средняя, Северная) ( слайд 2)
2.Каковы основные источники рабства в Древней Греции? (Плен, пиратство, долговое - до реформ Солона.) (слайд 3)
3.Кого в Греции называли отцом истории? ( Геродота) ( слайд 4)
Второй тур
1.Золотое руно, дракон, Ясон, Аргонавты, Медея,- о реальном или мифическом событии Древней Греции говорят эти слова? ( Миф об аргонавтах.) ( слайд 5)
2.Как называется площадь в Афинах, где ведётся торговля? ( Агора.)
( слайд 6 )
3.Задание на экране - ряд дат ( слайд 7):
594г. до н.э. ,490г до н.э. , 480г. до н.э. ,776г. до н.э.
-Кто больше назовёт исторических событий по датам? ( 594г. до н.э.- Реформы Солона., 490г. до н.э. - Марафонская битва, 480г. до н.э.- Саламинское сражение , 776г.н.э. – Олимпийские игры)
Третий тур
1.На экране изображение коня. Вопрос:
-Как изображение этого животного можно связать с историей Древней Греции? (Троянская война, взятие Трои.) (слайд 8)
2. Определите на основании отрывка разговора отца с сыном, в каком греческом государстве он мог произойти: « Хорош бы я был, если бы выслушал твои жалобы. - сказал отец, оттолкнув сына. _ Надо бы выдрать тебя за то , что ты дал связать себя какому- то илоту. Это позор не только для тебя, но и мне, твоему отцу. Воруй, но не попадайся!» Какая была цель воспитания в этом государстве? ( Спарта, цель - воспитать воина.)
( слайд 9)
3. Задание на экране – ряд терминов:
Город-государство, илоты, демос, стратег, колония, буле ( слайд 10)
Кто даст как можно больше определений этих терминов.
Четвёртый тур
1. Кто мог быть участником олимпийских игр? ( Эллины, кроме женщин и рабов.) ( слайд 11)
2. Кто является автором поэм «Илиада» и « Одиссея»? (Гомер.) ( слайд 12 )
3.Задание на экране
аристократы, мужчины, уроженцы Аттики, всё население Греции ( слайд 13)
Кто мог считаться гражданином Афинского государства? ( Уроженцы Аттики.) ( слайд 14)
Физкульт- минутка
Пятый тур
1.Задание на экране
Изображение винограда и сосуда для вина ( слайд 15)
- Кому из богов Древней Греции могут принадлежать эти предметы?
( Дионису.)
2.Текст на экране:
Один афинянин принеся своим соратникам весть о победе , воскликнул: « Радуйтесь, афиняне, мы победили!- и умер » ( слайд 16)
К какому сражению можно отнести это выражение? В каком году оно произошло? ( Марафонская битва, 490г. до н.э. )
3.Как древние греки называли свою родину? ( Элладой) ( слайд 17 )
Шестой тур
1.Изображение триер и картина «Саламинский бой» ( слайд 18)
Фрагмент какого сражения из Греко-персидских войн здесь изображён?
( Саламинская битва)
2.Изображение Прометея, прикованного к скале ( слайд 19)
Какому мифу посвящён данный рисунок? За что почитали греки героя этого мифа? (Прометей принёс людям огонь.)
3. Изображение амфоры ( слайд 20)
Как называются эти сосуды? ( Амфора.)
Седьмой тур
1.В каком государстве Древней Греции женщину почитали за её неумение готовить? ( В Спарте.) ( слайд 21)
2. Как называли себя древние греки? (Эллинами.) ( слайд 22)
3. Как называлась форма правления в Афинах? ( Демократия) ( слайд 23 )
Восьмой тур
1.Скульптора Фидия в древности называли «отцом богов». Какие работы его вы знаете? (Статуя Зевса, Афины) ( слайд 24)
2. Сколько дней длились Олимпийские игры? ( Пять) ( слайд 25)
3. Что означала слово «трагедия»? ( Песнь козлов)
Девятый тур ( работа с историческими задачами)
1.По каким находкам археологи могут с уверенностью сказать, что в районе раскопок было древнее государство? ( Кандалы, в которых водили рабов, захоронения людей с разным количеством вещей) ( слайд 26)
2.У древних греков был бог огня и кузнец Гефест, богиня земледелия Деметра, покровитель торговли Гермес. Какие точные выводы можно сделать на основе этих фактов? ( По названиям богов можно узнать о занятиях и о существовании религии у древних греков) ( слайд 27)
3.В спартанских домах всегда были крепкие запоры на дверях. В домах же илотов спартанцы не только запрещали запоры, но и снимали ручки с дверей. Каковы были причины такого различия?
( В государстве существовало неравенство) (слайд 28)
III.Подведение итогов:
- подсчитываются жетоны и по результатам выставляются оценки
( комментирует учитель)
IY.Домашнее задание :
-Нарисовать рисунок, в котором отразите то, что больше всего запомнили с урока; или составьте свой кроссворд в необычной форме по теме. |